ХАРАКТЕР

Найдено 38 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ХАРАКТЕР

— совокупность устойчивых поведенческих качеств личности, тип поведения это личности.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Характер
Социально-психологические особенности личности, сформированные на основе унаследованных факторов, а также в процессе воспитания и обучения.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Характер
Предполагаемая умственная и психическая организация личности, соотносимая со стабильными и последовательными схемами поведения в различных ситуациях.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Характер
Character). Термин, используемый Олпортом по отношению к моральному стандарту или системе ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

ХАРАКТЕР
совокупность устойчивых особенностей человека как личности (см. также Черта личности), определяющих его поступки, действия и реакции в различных социальных ситуациях.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Характер
(от греч. charakter - отличительная черта, признак) индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения (установок) к окружающей действительности.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

ХАРАКТЕР
греч. charakter - печать, чеканка) - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, определяя типичные для нее способы поведения и реагирования на жизненные обстоятельства.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Характер
внешнее проявление особенностей типа высшей нервной деятельности и личности, определяющих способ реагирования на внешние и внутренние раздражители, способность к внутреннему подъему, активность, поведение человека, его взаимоотношения с окружающими.

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

ХАРАКТЕР
от греч. charakter - черта, особенность] - 1) совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности; 2) совокупность определяющих свойств, отличительная особенность, черта какого-л. явления, процесса.

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ХАРАКТЕР
от греческого "character" - запечатленное навсегда). Многие американские авторы употребляют это слово в прямом этимологическом значении. У Перлза и Гудмана - это ригидная структура поведения, мешающая творческому приспособлению self происходить с необходимой гибкостью.

Источник: Гинзер С. Международный гештальт-лексикон

характер

(от греч. charakter – печать, чеканка) – совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны поведения человека, обусловливающая его устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, труду, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельности и общении.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ХАРАКТЕР
качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и потому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. X.— «каркас» и подструктура личности, наложенная на ее остальные подструктуры. Бесхарактерность — тоже проявление X.
Синонимы (нерекомендуемые): архаизм — нрав. заимствованный из персонализма — ядро личности.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ХАРАКТЕР
/от греч. charakter – отличительная черта, признак/ (натура 1), индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающим, в т. ч. в пол. сфере. См. Женственность; Мужественность.
«Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила – человеческая красота.» А. Н. Толстой. Русский характер.

Источник: Словарь доктора либидо

Характер
своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности и в первую очередь - в отношениях к профессии, людям, самому себе. Это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер - это совокупность проявлений личности на фрустрирующие ситуации, индивидуальный способ разрешения тревожности.

Источник: Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий

Характер
Словообразование. Происходит от греч. character - черта, признак, примета, особенность.
Категория. Индивидуальная, достаточно устойчивая система способов поведения человека в определенных условиях.
Специфика. В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ХАРАКТЕР
1. Первоначальное значение в переводе с латинского было "надпись" или "маркировка, отличающая одну вещь от других" с целью ее идентификации. Хотя это значение все еще существует, более предпочтительны здесь синонимы "черта" или "характеристика". Когда этот термин употребляется в психологии, он означает: 2. Общее количество или интеграция всех таких характеристик (черт), в результате дающие объединенное целое, которое показывает сущность (характер) ситуации, события или человека. В Фрейдистской теории это использование подчеркивается введением терминов, подобно "анальный характер". Сегодня намного чаще встречается термин личность (особенно 3), используемый по существу в том же значении.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

характер

(от греч. charakter – черта, признак, примета, особенность) -индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей личности, имеющих определенную направленность, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки. Х. – многомерное психическое свойство личности, которое воспитывается в течении всей жизни.
Проявляется в отношении к обществу, труду, другим людям, к самому себе. Х. складывается в соответствии с темпераментом. Физиологической основой Х. является своеобразный "сплав" (выражение И.П. Павлова) типологических свойств высшей нервной деятельности и систем временных связей, возникающих в коре головного мозга под влиянием условий жизни и деятельности человека. Х. – единство индивидуального и типического.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ХАРАКТЕР
от греческого χαρακτηρ – «примета, отличительная черта, знак» – структурный компонент личности, образуемый индивидуальным сочетанием устойчивых ее особенностей, обусловливающих характерные для субъекта поведенческие реакции, волевые особенности достижения целей, определённые способы деятельности. Наследственной основой Х. выступает темперамент, а формирование его в онтогенезе и определяющую роль выполняют формы социальных взаимоотношений, т.е. общественное бытие. Х. обусловливает большинство происходящих в человеке изменений, а также индивидуальную специфику и силу сопротивляемости относительно внешних влияний, представляя собой основу личности и её нравственных устоев. Характер может повышать психологическую устойчивость индивида к перенесению трудностей и экстремальных ситуаций в том числе.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ХАРАКТЕР
character) В работах аналитиков под характером обычно понимаются не те свойства человека, которые наиболее характерны для него как единственного в своем роде индивида, а те, которые позволяют отнести его к одному из существующих характерологических типов. Это обусловлено тем, что определенные черты характера можно понимать или как
а) производные тех или иных фаз РАЗВИТИЯ ЛИБИДО и ЭГО, или как
б) аналог СИМПТОМОВ, т.е. защитный образ действия.
Иза) формируется оральный характер, анальный характер, фаллический характер, генитальный характер, а изб) - истерический, фобический, шизоидный, обсессивный характер. Отсюда - невроз характера, расстройство характера, анализ характера. См. также статьи - ОРАЛЬНЫЙ; АНАЛЬНЫЙ; ФАЛЛИЧЕСКИЙ; ГЕНИТАЛЬНЫЙ; ИСТЕРИЧЕСКИЙ; ФОБИЧЕСКИЙ; ШИЗОИДНЫЙ; ОБСЕССИВНЫЙ.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Характер
Под характером мы будем понимать тот особенный склад личности, который вырабатывается у нас под влиянием приобретенных реакций. (3.1, 325) характер следует понимать не статически, в виде той или иной готовой суммы особенностей, все равно прирожденных или приобретенных реакций, но как динамически движущийся поток борьбы одних с другими. (3.1, 343) То, что мы означаем как характер, есть непрекращающаяся ломка и конфликт личной жизни с наследственным опытом. (3.1, 343) Характер и есть социальный чекан личности. Он есть отвердевшее, откристаллизовавшееся типическое поведение личности в борьбе за социальную позицию. Он есть отложение основной линии, жизни, бессознательного жизненного плана, единого жизненного направления всех психологических актов и функций. (1.5.7, 156) См. Личность, Опыт, Поведение, Реакция, Функция

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

Характер
Индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для него способ поведения в определенных жизненных обстоятельствах. Х. тесно связан с другими сторонами личности человека – темпераментом, общественным бытием и т. д. Для Х. свойственно наличие одной или нескольких выраженных доминирующих черт, сочетание которых может быть цельным или противоречивым. При первом нет противоречий между осознанием целей и самой деятельностью, между мыслями и чувствами. Противоречивому Х. свойствен разлад убеждений и деятельности, наличие несовместимых мыслей и чувств, целей и мотивов, стремлений, желаний и побуждений. В зависимости от развития волевых черт выделяют сильные и слабые Х. Решающее влияние на формирование характера оказывает воспитание, особенно в детском возрасте.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ХАРАКТЕР
от греч. charakter – печать, чeкaнка, заpубка) – подструктура личности, образуемая индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых личностных особенностей (черт, диспозиций), определяющих присущие личности типичные формы и способы достижения целей (инструментальные проявления Х.) и самопроявления в общении c др. людьми (экспрессивные проявления Х.). Х. выступает как форма проявления личности (содержательной или смысловой сферы личности), как готовность человека осуществлять в более или менее типичных ситуациях при определенных условиях определенные фиксированные формы или способы поведения. Х. человека оказывает существенное влияние на его поведение в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Еще большее воздействие на конфликты, в которых участвует человек, оказывают акцентуации Х., т. е. чрезмерная выраженность отдельных его черт. См. Акцентуация характера

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ХАРАКТЕР
греч. charakter - отличительная черта, особенность). Совокупность стабильных индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, являющаяся основой присущих конкретной личности форм поведения. X. - психическая индивидуальность человека в его своеобразии [Лебединский М.С., Мясищев В.Н., 1966]. X. формируется на базе свойств темперамента - динамической характеристики личности, являющейся его аффективной, чувственной основой. Соотношения между вариантами X. и основными проявлениями темперамента неоднозначны. Одни и те же свойства темперамента могут привести к различным особенностям X. - это определяется условиями воспитания и жизненного пути индивида, зависит от всего хода его общественно-морального, интеллектуального и эстетического развития [Рубинштейн С.Л., 1946]. Своеобразие X. обусловлено общественным бытием личности, тогда как темперамент меньше зависит от особенностей среды и воспитания. X., в основном, определяет такую важную составную структуру личности, как ее направленность.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

ХАРАКТЕР
(от греч. charakter – печать, чеканка) – совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающая типичные для него способы поведения. Х. – это общий строй человека, это своего рода каркас, остов, стержень человека. Х. может выразиться как в целях, к–рые человек себе ставит, так и в средствах или способах, к– рыми он их осуществляет; он проявляется в том, что человек делает, и в том, как он это делает, т.е. Х. может выразиться как в содержании, так и в форме поведения. Х. представляет собой единство черт или свойств субъектности. Ведущую роль составляют черты, выражающие отношение человека к другим людям (напр., доброта, благородство, отзывчивость, внимательность и др.); к вещам, продуктам деятельности (напр., аккуратность, небрежность, скупость, добросовестность и др.); к самому себе (напр., гордость, обидчивость, тщеславие, сдержанность и др.). Все стороны Х., в их единстве и взаимопроникновении, проявляются в отношении к труду (напр., исполнительность, инициативность, самостоятельность и др.).

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Характер
с точки зрения гештальт-терапии, характер - это ригидные, стереотипные, предсказуеемые паттерны поведения. Характер состоит из фиксированных гештальтов (см. гешталът фиксированный). «Характер -это замороженное оформление того, что раньше было адаптивной и обычно здоровой реакцией, а теперь является не контекстуальным, анахроничным и устаревшим. ...характер влияет на создание того, что становится фигурой, и на то, какова связь между фигурой и фоном...» [Резник (23), с. 8]. «Если индивид привязан к устаревшим способам действия, он теряет способность удовлетворять свои потребности» [Перлз (17), с. 40]. Идеалом гештальт-терапии является человек без характера, т.е. имеющий возможность спонтанно реагировать на ситуацию. Характер формируется как результат незавершенных ситуаций (см. гешталът незавершенный). Характер связан с ригидностью границы эго (см. границы Я) и ложными идентификациями (см. идентификация-отчуждение). «Чем более сильный характер у человека, тем меньше у него потенциал. ...человек с характером - это человек, который предсказуем, у которого есть лишь предсказуемое число ответов...» [Перлз (18), с. 36]. Литература: [18, с. 9, 36; 19, с. 223-224; 23, с. 8]

Источник: Тройский А.В., Пушкина Т.П. Гештальт-терапия от А до Я. 2002

Характер
(от греч. charaktir — «печать», «чеканка») —совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения. Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые, отражающие его отношения к конкретным явлениям объективной действительности. Х. формируется после рождения человека и может трансформироваться в течение всей его жизни. Значительную роль при этом играют образ жизни, общественные условия и конкретные обстоятельства. Непосредственно он складывается в различных по своей специфике и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). И хотя формирование Х. осуществляется в процессе социализации субъекта, его воспитания, его особенности зависят и от природных предпосылок развития индивидуальности, таких как задатки (см. Задатки способностей), темперамент, особенности высшей нервной деятельности.
Литература
Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. М., 1995.
Левитов Н. Д. Психология характера. М., 1969.
Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ХАРАКТЕР
от греч. charakter — черта, признак, особенность) .— индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. X. тесно связан с другими сторонами личности человека. Свойства X. проявляются в определенных жизненных ситуациях (напр., трудолюбие — в труде, общительность — в общении с другими людьми и т. п.). В каждой черте X. выражается отношение человека к определенным обстоятельствам и сторонам действительности. X. человека как социального существа детерминирован его общественным бытием. Он представляет собой единство индивидуального и типического. С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути и деятельности каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений X. С другой стороны, общие, типические обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие стороны и черты X. В структуре X. выделяются четыре основные группы черт: 1) выражающие отношение к коллективу и отдельным . лицам (общительность, откровенность, стремление к лидерству и др.); 2) выражающие отношение к труду (трудолюбие, добросовестность и пр.); 3) выражающие отношение к вещам (аккуратность, неряшливость и т. п.); 4) выражающие отношение к самому себе (самолюбие, тщеславие, самокритичность и др.). Свойства X. формируются в процессе воспитания, социализации и деятельности человека, они не зависят от наследственности. Проявление X., формируясь в деятельности, постепенно «автоматизируется», т. е. постепенно сокращается или исчезает этап сознательного обоснования своего поведения (см. также Акцентуации личности).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ХАРАКТЕР
(ОПРЕДЕЛЕНИЕ) совокупность устойчивых черт личности человека, являющихся основой его индивидуальности. Х. определяет взгляды, отношения, поступки данного человека, его действия и реакции на различные жизненные обстоятельства и ситуации. Черты Х. в большинстве своем формируются в детстве и сохраняются у человека, мало изменяясь, в течение всей его жизни. Если человек имеет Х. (так в жизни обычно говорят о человеке с достаточно твер дым, сильным и волевым Х.), то он, во-первых, проявляется у этого человека почти всегда и почти во всем, во-вторых, данного человека можно будет узнать и отличить от других людей именно по Х. В своем исходном, латинском значении слово характер означало надпись или маркировку, которая отличает одну вещь от других вещей и служит цели их идентификации. Этот смысл сохранился и в наше время за словом Х. Считается, что нет двух одинаковых по Х. людей, что каждый человек в этом плане индивидуален. Х. человека проявляется не только в его поступках, делах, но и в человеческих отношениях. Такое понимание Х. сложилось в психологии во второй пол. ХХ в., в то время, когда произошла дифференциация научных понятий, связанных с личностью, и были разведены понятия личность, характер и темперамент. Основные отличия Х. от темперамента состоят в следующем. Темперамент человека является врожденным, а Х.-приобретенным. Темперамент определяется биологическими особенностями организма человека, а его Х.-социальной средой, в которой человек живет и развивается. В различных социальных условиях у людей формируются разные типы Х., в то время как о типах темперамента этого сказать нельзя. Темперамент человека определяет только динамические особенности его психики и поведения, в то время как Х.-реальное содержание его поступков (ценностное, моральное и другое). Типы и свойства темперамента обычно не описываются в терминах хороший, плохой и т. п., в то время как типы и черты Х. поддаются такому описанию. Применительно к описанию темперамента человека пользуются термином свойства, а по отношению к Х.-термином черты.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ХАРАКТЕР
ХАРАКТАР / CHARACTER (от др.-греч. ȤĮȡĮțIJȒȡ– примета, отличительная черта, знак)– комплекс устойчивых черт человека. X. представляет собой единство индивидуального и типического в личности. Типическое обусловлено общественным бытием личности, усвоением социального опыта. Индивидуальные черты X. человека определяются обстоятельствами его жизненного пути в конкретных условиях. В единстве с типическим в Х. человека выступает его индивидуальное своеобразие. Педагогу важно изучить и знать Х. каждого учащегося, его положительные и отрицательные стороны. Это одно из условий правильного, целенаправленного и эффективного воспитания, обучения и руководства деятельностью учащихся. Х. представляет собой целостное образование, состоящее из ряда черт, которые можно классифицировать по группам. Это, во-первых, группа интеллектуальных черт– наблюдательность, рассудительность, гибкость ума; во-вторых, группа эмоциональных черт– уверенность, жизнерадостность, бодрость; в-третьих, группа волевых черт– целеустремленность, самостоятельность, инициативность, выдержка, решительность, мужество и др.; четвертая группа нравственных черт– честность, человечность, правдивость, чувства долга, коллективизма и др. Главное, что раскрывает Х. учащихся,– это поступки и действия, особенно поведение в учебной группе, успеваемость, научная и общественная работа. Внешнее поведение необязательно адекватно внутренним качествам человека; социально полезное поведение не всегда свидетельствует о положительных чертах Х. Практически важными являются вопросы о недостатках Х. (лень, скрытность, нечестность, жестокость, агрессивность и др.), причинах проявления и путях их преодоления. Недостатки Х. могут быть порождены еще до периода обучения в системе образования, но случается, что отрицательные черты усиливаются или появляются из-за неудач в учебе, конфликтов, потери интереса к будущей профессии и т. д. Преодоление недостатков Х. учащегося является важной задачей системы воспитательной работы. Х. формируется в процессе деятельности в зависимости от ее мотивов, самовоспитания и общего отношения учащегося к окружающей действительности.

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ХАРАКТЕР
совокупность сформировавшихся индивидуальных особенностей личности, обусловливающая типичные для нее способы поведения и жизнедеятельности в конкретных ситуациях. X. проявляется в системе отношений человека к другим людям (общительность или замкнутость, правдивость или лживость), к делу (ответственность или безответственность трудолюбие или леность и т. д.), к самому себе (смелость, трусость, скромность или самоуверенность и др.), к вещам (скромность, фетишизм и др.). В бою востребуются такие черты X. человека, которые отражают его сознательные, активные, самоотверженные боевые действия: смелость, мужество, целеустремленность, настойчивость, ответственность, коллективизм и др. X. представляет собой единство индивидуального и типического в личности. Типическое обусловлено общественным бытием личности, усвоением социального опыта. Индивидуальные черты X. человека определяются обстоятельствами его жизненного пути в конкретных условиях. В единстве с типическим в Х. человека выступает его индивидуальное своеобразие. Командиру важно изучить и знать Х. каждого подчиненного, его положительные и отрицательные стороны. Это одно из условий правильного, целенаправленного и эффективного воспитания, обучения и руководства деятельностью воинов. Х. представляет собой целостное образование, состоящее из ряда черт, которые можно классифицировать по группам. Это, во-первых, группа интеллектуальных черт – наблюдательность, рассудительность, гибкость ума; во-вторых, группа эмоциональных черт – уверенность, жизнерадостность, бодрость; в-третьих, группа волевых черт – целеустремленность, самостоятельность, инициативность, выдержка, решительность, мужество и др.; четвертая группа нравственных черт – честность, человечность, правдивость, чувства долга, коллективизма и др. Главное, что раскрывает Х. учащихся – это поступки и действия. Внешнее поведение необязательно адекватно внутренним качествам человека; социально полезное поведение не всегда свидетельствует о положительных чертах Х. Практически важными являются вопросы о недостатках Х. (лень, скрытность, нечестность, жестокость, агрессивность и др.), причинах проявления и путях их преодоления. Недостатки Х. могут быть порождены еще в детстве, но случается, что отрицательные черты усиливаются или появляются из-за неудач, конфликтов, потери интереса к профессии и т. д. Преодоление недостатков Х. учащегося является важной задачей системы воспитательной работы в воинских частях. Х. формируется в процессе деятельности в зависимости от ее мотивов, самовоспитания и общего отношения воина к окружающей действительности.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Характер
Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера. Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.); 4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности. Какова связь темперамента с характером? Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость – меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.  

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии. 2001

Характер
(от греч. character - отличительная черта, метка, печать, особенность). Совокупность существенных, устойчивых отличительных качеств человека, проявляющихся в способе реагирования на внешние и внутренние раздражители, в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности, которые отличают его как члена общества от других людей. Состоит из эмоций, воли и побуждений. Каждый характер строится на основе темперамента, который оказывает влияние на него, но и он, со своей стороны, влияет на проявление темперамента. Темперамент не определяет характер полностью; это доказывается фактом, что на основе одного и того же типа нервной системы под влиянием социальной среды может сформироваться бесчисленное множество характеров, зачастую полностью противоположных. В то время как темперамент - биологическая категория, в основе которой лежат биологические свойства нервных процессов, характер по существу - социально-историческая категория.
X., дегенеративный (от лат. degenero - вырождаться). Устаревший термин для обозначение совокупности признаков характера, присущего данной психопатии.
X., дистимический (от греч. приставки dys - плохо, неправильно и thymos - чувство). Тимопатическая абнормность характера, при которой преобладают астенические эмоции (подавленное настроение, переживания ипохондрии и страха и др.). См. Дистимия.
X., истерический - см. Истерический характер.
X., патологический (от греч. pathos - страдание, болезнь и logos - наука, учение) - см. Психопатия.
X., психастенический - см. Психастения.
X., социальный - см. Социальный характер.
X., циклотимический (от греч. kyklos - круг и thymos - чувство). Нормальная разновидность характера, которой присуще состояние духа, подобное циклотимии (см.). Характеризуется колебаниями настроения между эутимией и гипотимией. По Кречмеру, циклотимический характер наблюдается у людей с пикническим телосложением (см.).
X., шизотимический (от греч. schizo - расцеплять, разделять, разрывать и thymos). Нормальная разновидность характера, имеющая черты, схожие с шизофреническими (замкнутость, дистанцированность, сенситивность и др.). По Крамеру, шизотимический характер наблюдается у людей с астеническим (лептосомным) телосложением.
X., энехетимический (от греч. enecho - удерживаться, зацепить) - см. Эпилептоидный характер.
X., эпилептический (от греч. epilambano - схватывать, нападать) - см. Эпилептоидный характер.
X., эпилептоидный (от греч. epilambano и eides - подобный) - см. Эпилептоидный характер.
X., эпитимический (от греч. epilambano и thymos - чувство) - см. Эпилептоидный характер.
Xapaктеpa аномалия - см. Аномалия, характера; Психопатия.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ХАРАКТЕР
от греч. charakter - отпечаток; черта, признак, особенность) - индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. X. тесно связан с др. сторонами личности человека, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения X., накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.
X. человека как социального существа детерминирован его общественным бытием. Он представляет собой единство индивидуального и типического. С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий жизни и деятельности каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений X. С др. стороны, общие, типические обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие стороны и черты X. Типичные X. являются продуктом общественно-исторических условий (ср. Модальная личность, "социальный характер" в работах Э. Фромма).
X. в целом различают по их определенности и цельности. Определенный X. - это X. с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт (ср. Радикал). У людей с неопределенным X. подобные черты отсутствуют или выражены очень слабо.
Выделяют цельные и противоречивые X. Цельные X. отличаются отсутствием противоречий между осознанием целей и самой деятельностью, единством мыслей и чувств. Противоречивому X. свойствен разлад убеждений и деятельности, наличие несовместимых друг с другом мыслей и чувств, целей и мотивов, противоречивых стремлений, желаний и побуждений.
В структуре X. выделяют обычно 2 группы черт. К 1-й группе черт X. относят те, в которых выражается система отношений человека к действительности (г. о. нравственные качества). В них можно выделить след. основные виды: отношение к др. людям, отношение к труду и его результатам, отношение к самому себе. К чертам X., выражающим отношение к др. людям, относятся, напр., такие положительные черты, как чуткость, гуманность, искренность, правдивость.
К 2-й группе черт X. относятся волевые, определяющие умение и готовность управлять своим поведением в соответствии с определенными принципами. К волевым чертам X. относятся такие положительные черты, как целеустремленность, настойчивость, решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость или, соответственно, отрицат. черты - упрямство, нерешительность, трусость. В зависимости от развития волевых черт X. выделяют сильные и слабые X. Слабохарактерность - отрицат. качество, даже если оно сочетается с высокой общественной направленностью личности.
Решающее влияние на формирование X. ребенка оказывает воспитание. Формированию черт X. в процессе воспитания способствует создание соответствующих ситуативных психических состояний. Если определенное психическое состояние возникает достаточно часто, то оно может постепенно закрепиться и стать чертой X. См. Акцентуация характера, Индивидуально-психологические различия, Психопатия, Характерология.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ХАРАКТЕР
это признаки-предикаты-свойства-особенности субъекта, это и аддитивность релевантно-индивидуальных психических особенностей субъекта, детерминирующих стилистические модусы-приемы его поведения, сынтенционированные на реинкарнацию-преобразование социума-предметов-объектов, других субъектов, а сам X. напрямую имплицируется-сочетается с дифференциально-индивидуальными аспектами личности субъекта, с его темпераментом, чувственно-эмотивно-мотивационно-ментальной сферой, что и определяет в различных условиях-ситуациях-обстоятельствах чувственно-эмоциональные и мотивационно-поведенческие акты-реакции-интенции индивида; сам X. субъекта каузальноизирован-обусловлен социально-онтологическим бытием, экзистенцией индивида и представляет собой суммацию эгоиндивидуального субъекта и типическо-онтологического, с ориентацией на индивидуально-социально-онтологическую самобытность экзистенциального пути индивида, его деятельности-активности, разнообразие психических свойств-предикатов-аспектов; конкретно-достоверно-индивидуальный X. — это характер с наличием-присутствием в структуре Эго субъекта нескольких приматно-превалирующих черт, а людям, кот. обладают противоречиво-контрастным X. свойственно быстро менять смыслы-концепты-цели-деятельность и в различных социально-онтологических обстоятельствах действовать, согласно трансформации мотивов-целей-смыслов-чувств, часто негативно, непредсказуемо; феномены X. можно рассматривать и как модель-систему корреляции-отношений субъекта к налично-онтологической экзистенции-реальности; согласно наших критериев X. все же, относительно-релевантно-устойчивая модальность-величина-характеристика субъекта, а сформировавшийся к годам 27 — 30, 30 — 35 характер субъекта, практически, на протяжении всей его последующей экзистенции, жизнедеятельности редко претерпевает какие-либо значительные трансформации; черты X. инкарнируются-проявляются в корреляции с механизмами воли, а к воле-релевантным, рефлексивно-волевым единицам-чертам можно отнести такие целереспектматрицы-респектчерты, как целеинтенциональность, настойчивость, рациональность, отсутствие консерватизма, решительность, прогрессивность, самообладание, мужество, смелость, выдержка, эгоуравновешенность, эгоустойчивость, а также набор отрицательных единиц черт, таких как трусость, упрямство, глупость, нерешительность, неуравновешенность, волелабильность-волефлуктуационность, а сама слабохарактерность субъекта — это негативно-неблагоприятное качество-свойство, кот. часто способствует неуспехам-неудачам субъекта; характерология (X.) — это наука о характерах, кот. интерпретирует-исследует индивидуально-эмпирические феномены субъекта, как душевно-соматическую целостность-модель, кот. субстанциональна относительно онтоса-бытия, а ей присущи, по мнению стор. X., в приматно-онтологическом порядке, в основном, биологические индексы-ориентиры-интенции; методы и сел. характера должны осуществляться интроспективно-апостериорными приемами-методиками, с подключением-агломерацией в такую исследовательско-интерпретационную модель изучения почерка субъекта, его жестов-поз, произвольно-субъективных состояний; кардинально-научными проблемами X. как учения о дифференциально-индивидуальных характерах явл. — фиксация-дефиниция базальных типов характера; дескрипция-комментарий типа характера, с ориентацией на психические процессы субъекта в определенных онтологическо-ситуативных обстоятельствах; изучение-исследование-трактовка характеров субъектов в моделе-структуре коммуникативно-конфликтных ситуаций; изучение X. конгруэнтно-анатомо-соматической конституции субъекта, с подключением в такую модель биологическо-генетических факторов; учитывая типы характеров индивидов, согласно критериям-оценкам стор. этой теории, можно лучше дискурсосмысливать, прогнозировать-дефиницировать поведенческие реакции субъектов в дифференциально-социальных обстоятельствах.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Характер
греч. charakter – черта, особенность) – 1. первоначальное значение – «надпись» или «маркировка, отличающая одну вещь от другой»; 2. вообще – отличительная черта, признак кого- или чего-либо; 3. в психологии – «совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности с типичными для нее моделями поведения» (Психология, 1990). Когда-то Платон и Аристотель, предлагали определять характер человека, сравнивая последнего с животным. Например, широкий нос и добродушные глаза обозначали глупость. Характер, считает Е.Блейлер, «определяется почти исключительно аффективностью, с особенно крепким постоянным комплексом представлений и воспоминаний». Характер представляет собой как бы исполнительную инстанцию личности, определяя, в основном, стиль, но не линию, направление ее поведения, то есть то, как именно человек что-то делает или на что-то реагирует, но он не сообщает ровно ничего о том, что, зачем и под влиянием каких внутренних факторов этот человек что-то делает или почему он таким образом реагирует реагирует на некий стимул. Например, в ситуации несогласия с кем- или чем-либо один человек взрывается, сатанеет, другой отстраняется и остается равнодушным, третий выказывает свое презрение и уязвленное самолюбие, четвертый пользуется случаем продемонстрировать окружающим свои лучшие качества, пятый погружается в размышление о происходящем. Кто-то отшутится и оставит все как есть, кому-то станет неприятно за поведение другого или в случившемся он обвинит самого себя и и т.д. Но, заметим, раздражительность И.Гете это не то же самое, что раздражительность умственно отсталого индивида. Тем самым характер представляется как бы механическим, бессистемным набором мало- или вовсе несвязанных одна с другой черт или привичных моделей поведения, которые в одних ситуациях проявляются чаще, более ярко, в других - реже и менее заметно или не проявляются вовсе. С этим связаны трудности в идентификации характерологических типов, ныне различают от 3-х до 16 типов характера. Природа развития характерологических черт не установлена, наиболее интенсивно это проблема разрабатывается, пожалуй, в психоанализе. Аналитики предпочитают думать, что эти черты формируются в конечном счете как проявление влияния бессознательных тенденций на. поведение человека. Но предполагается также, что черты характера фиксируются, если соответствующие модели поведения воспринимаются в определенных ситуациях индивидом как защищающие его, дающие ему определенные преимущества, позволяющие ему избежать неприятностей. Фиксация анормальных или, точнее, достигающих степени анормальности черт характера определяется, предположительно, как генетическими и конституциональными факторами, так и факторами преимущественно социально-психологической среды. Ныне не существует метода, с помощью которого можно точно определить, какой из этих двух последних факторов является важнейшим в том или ином конкретном случае. Э.Кант считал, например, характер врожденным образованием, а Т.Рибо и Ф.Палан – социально детерминированным. Обычно характер складывается в тот период жизни, когда личность не достигает высот своей зрелости (обычно это происходит к окончанию пубуртатного возраста), так что многие люди в зрелом возрасте сетуют на свой характер, бывают им недовольны, воспринимают его как некую помеху, если чувствуют, что поступают почему-то не так, как им следовало бы. Некоторые авторы склонны отождествлять термины «характер» и «личность», например, К.Ясперс, а также автопы психологической энциклопедии (М., 2007). Классическая характерология, наиболее ярким представителем кототорой был Л.Клагес, на которую возлагалось очень много надежд, фактически исчерпала потенциал своего развития. Так, попытки установить роль характера в возникновении психических расстройств и нарушений поведения не дали сколько-нибудь значительных результатов. В связи с неопределенностью, существующей в плане содержания, объема и разграничения этих понятий («характера» и «личности»), ныне возобладала тенденция к вымыванию из лексикона психиатрии термина «характер» и заменой его термином «личность»; 3. в психопатологии - обозначение признаков, свойственных определенному патологическому событию, явлению. Например, «бред с характером преследования»; 4. твердая, сильная воля, упорство в достижении чего-либо; 5. проявление неуживчивости, избалованности, своеволия; 6. образ, содержащий типичные, обобщенные черты какой-либо группы людей. Например, «национальный характер» (отсюда выражение характерный - с ударением на второй гласной «а»); 6. в психоанализе – свойства человека, которые позволяют отнести его к одному из существующих характерологических типов. Это обусловлено тем, что определенные черты характера можно понимать или как: а) производное тех или иных фаз развития либидо и Эго, или как б) аналог симптомов, то есть защитный образ действия. В соответствии с «а» формируется оральный характер, анальный характер, фаллический характер, генитальный характер, а с «б» - истерический, фобический, шизоидный, обсессивный характер. Отсюда термины: невроз характера, расстройство характера, анализ характера.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ХАРАКТЕР
это понятие трактуется далеко не однозначно. Имеются трудности различения характера и темперамента (-> темперамент | характер); еще больше споров возникает при попытках разведения понятий характера и личности. Избежать смешения этих понятий можно, если придерживаться более узкого их толкования. Характер - в узком смысле - определяется как индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях, - как совокупность устойчивых свойств индивида, в коих выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. Черты характера помогают - или мешают - личности устанавливать правильные взаимоотношения с людьми, проявлять выдержку и самообладание в решении сложных жизненных вопросов, отвечать за свои действия и поведение в обществе. Познание характера позволяет со значительной долей вероятности предвидеть поведение индивида и так корректировать ожидаемые действия и поступки. При таком определении характера его свойства можно отнести к формально-динамическим особенностям поведения. В структуре личности характер особенно полно отражает ее целостность. Нужно четко представлять и учитывать соотношение характера с темпераментом. Нередко встречается смешение черт характера с тем или иным проявлением темперамента. Характер и темперамент связаны единой физиологической основой, будучи зависимы от типа системы нервной. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать. Но черты характера не предопределяются темпераментом. В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в схожих общественных условиях, имеет много схожих черт. Характер обусловлен бытием общественным личности, усвоением опыта социального, что порождает типические черты характера, определяемые типическими обстоятельствами жизненного пути в конкретно-исторических условиях. В единстве с социально-типическим в характере выступает его индивидуальное своеобразие, порождаемое разнообразными неповторимыми ситуациями, в коих протекает социализация субъекта, его воспитание и развитие индивидуальности, зависящее и от природных предпосылок (-> задаток; темперамент). Среди множества черт характер некоторые выступают как ведущие, другие - как второстепенные, обусловленные развитием ведущих свойств; при этом они могут и гармонировать, и резко контрастировать с ведущими свойствами, что образует цельные или более противоречивые характеры. Проявляясь в деятельности, характер формируется в ней, обнаруживая зависимость и от ее содержания и смысла личностного для индивида, и от ее успешности, и от отношения индивида к своим успехам и неудачам (-> уровень притязаний). Характер проявляется в системе отношений к действительности:
1) в отношении к другим людям - общительность или замкнутость (-> экстраверсия | интроверсия), правдивость или лживость, тактичность или грубость и пр.;
2) в отношении к делу - ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и пр.;
3) в отношении к себе - скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность;
4) в отношении к собственности - щедрость или жадность, бережливость или расточительность, аккуратность или неряшливость. Характер обнаруживает зависимость от мировоззрения, убеждений и моральных принципов, выявляя свою общественно-историческую природу. Но сами по себе черты характера не определяют однозначно позицию социальную индивида. Относительная устойчивость черт характера не исключает его высокой пластичности. Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы (-> характерология). Один из физиологических механизмов формирования характера - стереотип динамический. Характер формируется и утверждается под влиянием воздействия среды, деятельности и воспитательных воздействий от других людей. Кроме того, с возрастом все большую роль играет самовоспитание, однако оно обусловлено соответственной мотивацией - потребность самовоспитания прежде всего должна быть осознана. Характер не только формируется в деятельности и общении, но и сам влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения. Эти влияния становятся особенно резко выраженными в результате проявления различных акцентуаций характера (-> характер: акцентуация). В психологии давно стоит проблема биологических основ характера. Она обсуждается в "сильной" и в "слабой" формах. В "слабом" варианте речь идет именно о биологических или физиологических основах характера; в "сильном" варианте предполагаются его генетические основы. Констатация генетических или просто биологических основ характера часто вызывает некорректную критику, обычно по двум пунктам:
1) якобы происходит биологизация личности;
2) якобы утверждается генетическая предопределенность свойств личности и ее судьбы. Что касается пункта (1), то речь идет о биологических основах характера, точнее даже темперамента, а не личности. Если признать, что биологические или даже генотипические свойства организма определяют темперамент, - он же составляет "основу" характера, - то естественно воспринимать определенные свойства организма как органическую базу характера (правильнее было бы говорить о них как о предпосылках характера). А что до пункта (2), то признание генетических предпосылок характера никак не означает утверждение его генетической предопределенности. Наследуется лишь набор различных способов реагирования на влияния среды. Как именно генетические предпосылки оформятся в реальные психологические признаки или свойства, зависит от взаимодействия этих предпосылок и условий среды. Изучение крайних аномалий характера как раз заставляет предположить, что в ряде случаев больший вклад в оформление аномалий вносит генотипический фактор, а в ряде других - средовый. Так что анализ проблемы биологических основ характера приводит к таким выводам:
1) детерминанты свойств характера нужно искать как в особенностях генотипического фонда, так и в особенностях средовых воздействий;
2) степень относительного участия генотипических и средовых факторов в формировании характера может быть весьма различной;
3) генотипические и средовые влияния на характер могут "алгебраически складываться": при неблагоприятном обоих факторов развитие характера может дать сильные степени отклонения вплоть до патологии; при благоприятном сочетании даже сильная генотипическая предрасположенность может не реализоваться или хотя бы не привести к патологическим отклонениям характера. Эти выводы весьма важны для психологии; они заставляют, в частности, выдвинуть как очень актуальную задачу ранней диагностики отклонений характера у детей и изучения специальных условий воспитания с учетом или даже коррекцией этих отклонений.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ХАРАКТЕР
совокупность устойчивых черт, особенностей, свойств и наклонностей человека, определяющая типичные способы его мышления и поведения.
   В психоанализе характер человека рассматривается чаще всего с точки зрения периодов и фаз психосексуального развития ребенка или защитного образа действия, проявляющегося в реакциях индивида на те или иные жизненные ситуации.
   Понятие «характер» использовалось З. Фрейдом с момента становления психоанализа. В частности, в работе «Толкование сновидений» (1900) он апеллировал к таким понятиям, как «невротический характер» и «комплекс человеческого характера». В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) он дал следующее определение характера: «То, что мы называем «характером» человека, создано в значительной степени из материала сексуальных возбуждений и составляется из фиксированных с детства влечений, из приобретенных благодаря сублимированию и из таких конструкций, которые имеют своим назначением энергичное подавление перверсных, признанных недопустимыми душевных движений».
   В дальнейшем З. Фрейдом было предпринято психоаналитическое рассмотрение одного из типов характера. Так, в работе «Характер и анальная эротика» (1908) он обратил внимание на особый тип людей, у которых имеет место комбинация определенных черт характера, а также наблюдается ряд особенностей, проявлявшихся у них в детском возрасте. Эти особенности связаны с отправлениями одной из физиологических функций организма в раннем детстве и последующим формированием некоторых устойчивых черт характера взрослого человека. По мнению З. Фрейда, в характере таких людей обнаруживается, как правило, присутствие следующих трех черт: «они аккуратны, бережливы и упрямы».
   Аккуратность означает не только физическую чистоплотность, но и добросовестность в исполнении различного рода мелких поручений и обязательств. Бережливость может превращаться в скупость, упрямство – в упорство, к которому легко присоединяются наклонности к гневу и мстительности. Формирование этих черт характера связано, как считал основатель психоанализа, с гиперэрогенностью задней проходной зоны, имевшей место в раннем детстве, в младенческом возрасте и проявляющейся в задержках стула, манипуляции с продуктами испражнения. Аккуратность, бережливость и упрямство представляют собой непосредственные и постоянные продукты сублимирования анальной эротики. В этом отношении можно говорить об анальном характере человека. В целом, по словам З. Фрейда, «особенности характера представляют собой или неизменно продолжающие свое существование первичные влечения, продукты их сублимирования, или же являются новообразованными, имеющими значение реакции на эти влечения».
   Представления основателя психоанализа об анальном характере человека получили свое дальнейшее развитие и уточнение у ряда психоаналитиков, включая К. Абрахама, Э. Джонса, Х. Хаттинберга, Й. Сад-гера и др. По аналогии с этими представлениями и в зависимости от стадий психосексуального развития ребенка психоаналитики стали выделять оральный, анальный, фаллический, генитальный типы характеров. Однако на начальной стадии развития психоаналитической терапии внимание в основном акцентировалось не на характере пациента, а на его невротических симптомах. Для психоаналитика интерес представляли в первую очередь как симптомы пациента, так и стоящие за ними влечения, а также психические связи между бессознательными желаниями и невротическими симптомами. По этому поводу З. Фрейд замечал, что «когда врач лечит нервнобольного психоанализом, то интерес его в первую голову направлен совсем не на характер пациента».
   С развитием психоаналитической теории и терапии стало все более очевидно, что характер человека существенно сказывается не только на его жизнедеятельности, но и на прохождении курса лечения. В работе «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» (1916) З. Фрейд подчеркнул, что изменения в аналитической технике привели к необходимости рассмотрения не только невротических симптомов, но и тех сопротивлений, которые оказывает пациент в процессе лечения. Эти сопротивления тесно связаны с характером человека, в значительной степени обусловлены им. Таким образом, «характер приобретает особые права на интерес со стороны врача». Исходя из такого понимания, З. Фрейд предпринял попытку описания некоторых черт характера, представляющихся на первый взгляд неожиданными, типа «крушения во время успеха», но вполне объяснимыми, если к ним подходить с позиций психоаналитического толкования бессознательного чувства вины.
   Рассмотрение проблемы характера нашло отражение в исследованиях А. Адлера (1870–1937). В работе «О нервическом характере» (1912) он подчеркнул, что изучение невротического характера – важная часть психологии неврозов. По мнению А. Адлера, невротический характер представляет собой «продукт и средство исполненной недоверия, предусмотрительной психики, которая усиливает его ориентацию, чтобы избавиться от чувства неполноценности». Такая попытка терпит крушение вследствие внутренних противоречий, разбивается о барьеры культуры или о права других людей.
   А. Адлер считал, что невротический характер вырастает не сам по себе из биологических или конституциональных, изначально заданных сил, а получает свое развитие благодаря компенсирующей настройке в психике. Он развивается под давлением неуверенности, а его склонность персонифицировать себя оказывается сомнительным успехом защитной тенденции. Словом, характер – это «готовый к применению «интеллигентный шаблон», который защитная тенденция использует так же, как готовности к аффекту и болезни». Анализируя характер, можно вскрыть предысторию пациента и понять настоящее и будущее его. При терапевтическом лечении прежде всего следует разоблачать сопротивление пациента против врача «как старый невротический шаблон» и таким образом упразднять невротическое предубеждение.
   Проблематика характера занимала важное место в исследовательской и терапевтической деятельности В. Райха (1897–1957). Его представления о характере содержались в таких книгах, как «Импульсивный характер» (1924) и «Характероанализ» (1933). В первой работе подчеркивалась необходимость исследования типов характера, имеющих принципиальное значение для теории и терапии неврозов характера, вызванных сдерживанием влечений, и импульсивных неврозов. Во второй работе обосновывалась мысль, в соответствии с которой психоаналитическое исследование способно предложить новые точки зрения на учение о характерах и, исходя из этого, получить новые терапевтические результаты. Если в первых психоаналитических попытках (З. Фрейд, Э. Джонс, К. Абрахам) речь шла об объяснении инстинктивной основы отдельных типичных черт характера, то В. Райх предложил рассматривать характер как целостное образование. Именно характер пациентов служит их сопротивлению против раскрытия бессознательного (сопротивление характера), то есть можно сказать, что в процессе лечения отражается происхождение характера. Поэтому важно понимать и объяснять не отдельные невротические симптомы и черты характера, а природу и суть характера как такового.
По мнению В. Райха, характер состоит в хроническом изменении Я, которое может быть описано как укрепление. «Степень подвижности характера, способность в зависимости от ситуации раскрываться навстречу окружающему миру или замыкаться от него – в этом заключается различие между структурой характера, устойчивой по отношению к реальности, и невротической его структурой». Образование характера зависит не столько от того, что влечение и отказ сталкиваются между собой, сколько от того, каким способом это происходит, в какой момент возникают образующие характер конфликты и благодаря каким инстинктам. Как считал В. Райх, «характер в первую очередь обнаруживает себя как нарциссический механизм защиты». Исходный пункт формирования характера – защита от реальных опасностей, его конечная функция – защита от опасности влечения, от страха перед застоем и ослабление энергии влечения. Окончательное качество характера определяется двояко: качественно, той ступенью развития либидо, на которую оказал влияние процесс образования характера вследствие внутренних конфликтов, то есть специфического места фиксации либидо и, следовательно, можно различать депрессивные (оральные), связанные с неврозом навязчивых состояний (садистско-анальная фиксация), мазохистские, генитально-нарциссические (фаллические), истерические (генитально-инцестуозные) характеры; количественно, посредством экономики либидо, зависящей от качественного предназначения.
   В общем плане В. Райх проводил различие между невротическим (связанным с оргастической импотенцией) и генитальным (способным к оргазмной разрядке) характером. С точки зрения качественных различий оба характера являются идеальными типами. С точки зрения количества возможного удовлетворения либидо невротический и генитальный характеры можно понимать как усредненные типы. Реальные характеры представляют собой смешанные формы обоих типов характера.
   Для Э. Фромма (1900–1980) характер – это «эквивалент утраченной человеком инстинктивной детерминации животного». Характер побуждает человека думать, действовать и чувствовать определенным образом. Структура характера определяет мысли, идеи и поступки человека. С точки зрения аналитической психологии характер, в динамическом его смысле, можно определить как «одну из форм проявления человеческой энергии, возникающую в процессе адаптации потребностей человека к определенному образу жизни в конкретном обществе». По своей значимости проблема структуры характера выходит за рамки отдельного индивида, и, следовательно, можно говорить не только об индивидуальном, но и о социальном типах характера. Как считал Э. Фромм, социальный характер представляет собой «ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культуры», в противовес индивидуальному характеру, благодаря которому принадлежащие к одной и той же культуре люди отличаются друг от друга. Понятие социального характера не является статическим, то есть простой суммой каких-то особых черт. Его можно понять только в связи с функциональной деятельностью людей в обществе с присущими ему социальными структурами.
   С точки зрения Э. Фромма, функция социального характера состоит в оформлении энергии членов общества таким образом, чтобы они действовали в соответствии с требованиями социальной системы. Вместе с тем социальный характер – это базис, из которого определенные идеи и идеалы черпают свою силу и привлекательность. Таким образом, «социальный характер – это промежуточное звено между социально-экономической структурой и господствующими в обществе идеями и идеалами».
   Представления Э. Фромма об индивидуальном и социальном типах характеров содержались во многих его работах, в частности в книгах «Бегство от свободы» (1941), «Человек для себя» (1947), «Из плена иллюзий» (1962) и др. Он исходил из того, что формирование индивидуального характера определяется совокупностью экзистенциальных и индивидуальных переживаний, а также переживаний, обусловленных культурой, темпераментом и физической конституцией человека. Существование социального характера не отменяет понятие индивидуального характера. При этом следует иметь в виду, что индивидуальные специфические отличия обусловлены особенностями личностей родителей, с одной стороны, психическими и материальными особенностями, присущими социальной среде, в которой растет ребенок, с другой стороны.
   В современной психоаналитической литературе значительное внимание уделяется проблеме расстройства характера и патологическим нарушениям его. Клинические аспекты характера составляют важную часть психоаналитической теории и практики.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

ХАРАКТЕР

Устойчивое, структурированное функционирование индивида. В восприятии наблюдателя характер представляет собой привычный способ мышления индивида, его чувствования и поведения. В психодинамическом понимании характер определяется как привычный способ разрешения интрапсихических конфликтов. Характер является самостоятельным и независимым понятием, тем не менее можно провести различия с другими терминами, обозначающими наиболее общие аспекты личности, такими, как идентичность. Самость и Я.
Характер человека слагается из определенных целостных образований - черт характера, каждая из которых состоит из комплекса связанных между собой дериватов влечений, защит и компонентов Сверх-Я. Черты характера, как и невротические симптомы, являются компромиссными образованиями. Однако черты характера более устойчивы, нежели симптомы, они способны лучше связывать тревогу и переживаются субъектом кок часть Самости (как синтонные Я). Черты характера можно также рассматривать в качестве паттернов поведения, развивающихся во времени и отражающих попытки разрешения интрапсихических конфликтов. Понятие характера тесно связано с понятием индивидуального защитного стиля.
Организация характера является более абстрактным термином, чем черта характера. Организация характера представляет собой целостное единство, не доступный наблюдению синтез черт, о котором можно судить по поведению и установкам индивида. Однако организация характера - понятие более конкретное и менее метафоричное, чем Я, оно не используется при построении метапсихологической трехкомпонентной модели психики. Чаще этот термин применяется в клинических описаниях, однако он имеет малую объяснительную ценность.
Формирование характера- это процесс развития, отличающийся от развития Я, при котором устойчивые паттерны мышления, чувствования и действия консолидируются в виде компромиссных образований, отражающих способы разрешения интрапсихической борьбы между импульсами влечений, с одной стороны, и различными силами сдерживания, изменения и удовлетворения этих влечений - с другой. То, как Я допускает, отторгает или преобразует требования влечений, во многом зависит от окружения развивающегося ребенка. Внешнее окружение (в первую очередь родители) оказывает специфическую фрустрацию, блокирует одни способы реагирования на эту фрустрацию и поощряет другие, подсказывая, как можно справляться с конфликтами между инстинктивными потребностями и страхом дальнейших фрустраций. Более того, посредством идентификаций, ценностей и идеалов, возникающих при разрешении эдипова конфликта (процесс формирования Я-идеала и Сверх-Я), окружение даже создает определенные желания у индивида,устанавливая конкретные цели. Так осуществляется опосредованное воздействие окружения на выбор индивидом путей приспособления внутренних потребностей к внешней реальности. Моделью для развития Я, Я-идеала и Сверх-Я, формирующихся на основе процессов интроекции и идентификации, являются родители ребенка. То, как повлияют родители но формирование характера ребенка, зависит от стадии развития, в которой возникают определяющие ситуации, включающие в себя травму и конфликт. Это зависит также от того, принимает ли ребенок поддерживающее или запрещающее поведение родителей, старается ли подрожать им или стремится быть на них непохожим. С другой стороны, решение конфликта путем приспособления к реальности, с помощью цельного и гибкого поведения определяется набором врожденных возможностей и способностей, включающих соотношение сексуальных и агрессивных влечений, а также другие генетические и динамические факторы. И наоборот, под влиянием фиксации и регрессии может возникнуть невротическое компромиссное образование, проявляющееся в виде психопатологической симптоматики или лишенных гибкости патологических черт характера.
Хотя далеко не все, что принято относить к понятию характера, является результатом конфликта, аналитиком в своей работе чаще всего приходится иметь дело с чертами, возникающими в результате интрапсихического конфликта. Относительно того, когда начинает формироваться характер, существуют определенные разногласия. Различия имеются уже у новорожденных, однако предсказать, какие черты закрепятся в качестве компонента стабильной психической структуры индивида, затруднительно. Это является предметом современных исследований. Можно утверждать, что формирование характера начинается уже в утробе матери. Однако устойчивая организация характера появляется лишь после разрешения эдипова конфликта и образования дискретного, организованного Сверх-Я. Этот процесс в целом завершается во время индивидуации в подростковом возрасте. Однако события последующей жизни, как позитивные, так и негативные, могут оказывать существенное влияние на характер индивида. Расстройство характера представляют собой разнородную группу патологических нарушений, проявляющихся в виде устойчивого и лишенного гибкости поведения, не сопровождающегося чувством дискомфорта. Если лица с невротическими расстройствами жалуются на свои симптомы, то при расстройствах характера жалобы предъявляются, как правило, со стороны родственников, друзей и коллег пациента. Неврозы представляют собой набор определенных симптомов, расстройства характера затрагивают всю личность и особенно те функции Я, которые обусловливают толерантность к фрустрации, регуляцию влечений, аффективные реакции и объектные отношения. Близкий к этому термин невроз характера, широко употреблявшийся в прошлом, обозначает группу 'бессимптомных неврозов'. Очевидно сходство между понятиями расстройства характера и психоневроза: во многих случаях одно и то же название применяется для обозначения как типа характера, так и соответствующей ему невротической симптоматики, например, обсессивный характер, фобический характер и т.п.
Лица с расстройствами характера разрешают внутренние конфликты путем формирования устойчивых реактивных образований, которые либо позволяют в ограниченных условиях достигать частичного удовлетворения инстинктивных желаний, либо требуют от индивида полного отказа от этих желаний, что выражается в торможении их активности в работе или игре. Такая ригидность характера требует сохранения устойчивых механизмов защиты от инстинктивных импульсов и связанных с ними аффектов - тревоги, раздражительности, депрессии, чувства вины и униженности. Сюда относятся также потребность в любви, безопасности, повышении самооценки и удовлетворении пассивных желаний. Типичные реакции проявляются лишь при определенных обстоятельствах, с другой стороны, характерологические расстройства могут выражаться независимо от ситуации в виде неспецифических и лишенных избирательной направленности проявлений.
Рационализация мотивов и идеализация поведения могут затушевывать имеющуюся патологию установок, черт характера и паттернов реагирования. При этом общий результат деятельности таких лиц может быть вполне адаптивным и приносить реальную выгоду. Поэтому они склонны рассматривать собственное поведение как оправданное, разумное, адекватное и сознательное. Поскольку расстройства характера, как правило, являются синтонными Я (в отличие от невротических симптомов), индивиды с такими расстройствами почти не испытывают необходимости в изменении своего поведения. Патологический характер способен в достаточной мере удовлетворить инстинктивные потребности, не вызывая при этом ни тревоги, ни чувства вины, а поведение человека доставляет проблемы не столько ему самому, сколько его окружению. Однако люди с расстройствами характера выдают себя постоянной усталостью и неудовлетворенностью жизнью, своей специфической или общей скованностью, ограниченной и ригидной адаптацией или неожиданным прорывом отраженных импульсов в непосредственной или искаженной форме. Если индивид постоянно ощущает на себе последствия своих действий, будь то на личностном или социальном уровне, он может обратиться за медицинской помощью.
Анализ аномалий характера необходим по многим причинам. Однако он вызывает тревогу и выроженное сопротивление анализируемого еще до того, как ему удается распознать природу инстинктивных импульсов и реконструировать детские ситуации, породившие интрапсихические конфликты. Усиление тревоги вызывает невротическую симптоматику, препятствующую успешному разрешению конфликта.
Лечение расстройств характера - задача долгая и сложная. Эффективная интерпретация возможна лишь при условии анализа сопротивления характера в виде сопротивления переносу. Для этого требуется активная позиция аналитика, поскольку сам пациент не склонен рассматривать черты своего характера как патологические. Иногда такой аналитический процесс называют характероанализом, хотя сейчас этот термин употребляется нечасто, ибо большинство аналитических техник так или иначе направлены на анализ стабильных паттернов, которые и составляют характер.
Проблема классификации черт и расстройств характера на типы характера удовлетворительным образом до сих пор не решена. Основным препятствием здесь является терминологическая путаница/ обусловленная различиями в уровнях обобщения эмпирических наблюдений. В качестве упорядочивающего принципа могут служить проявления либидинозной фазы (например, анальный характер), защитные механизмы (например, компульсивный характер) или поведенческие проявления (например, пассивно-агрессивный характер). Типы характера представляют собой произвольные описательные единицы, не имеющие достаточной объяснительной ценности, но тем не менее используемые для концептуализации психопатологических паттернов. Нарушения характера не имеют строго определенного места в спектре проявлений между нормой и патологией. Так, например, некоторые черты нарциссического характера, указывающие на выраженную патологию, не обязательно будут препятствовать адаптации в определенных выбранных индивидом внешних условиях, тогда как стеснительность или чувство неполноценности, в основе которых лежат конфликты более высокого уровня, могут сделать человека недееспособным. Ненормальность становится расплывчатым понятием, когда оно применяется к чертам характера, поскольку оно требует учета социокультурных условий, в которых осуществляется данное поведение. Здесь необходимо учитывать кок внутренние факторы (например, гибкость черты характера), так и внешние. Адаптация не тождественна конформизму. В иных случаях протест является признаком силы и автономии.
Конкретные типы характера будут обсуждаться отдельно, но некоторые из них рассмотрим здесь в виде примеров. У одного и того же человека могут сосуществовать внешне противоположные черты. Это обусловлено структурой компромиссного образования, в котором может быть выражена та или иная его часть. Так, например, человек с оральным характером может проявлять оптимизм и уверенность в себе либо депрессию и враждебную зависимость - в соответствии с тем, удовлетворены или фрустрированы оральные потребности, лежащие в основе его поведения. Такие лица своим пассивным поведением могут побуждать других заботиться о них или проявлять каннибальскую агрессивную ненасытность. Они могут быть великодушными и благородными, отождествляя себя с кормящей матерью, но могут быть жадными и малодушными, идентифицируясь с фрустрирующей матерью.
Если черты характера, формирующиеся на основе конфликтов оральной фазы, удается определить с помощью функций, направленных на удовлетворение соответствующих потребностей, то проявления характера анальной фазы более или менее легко определяются их защитными паттернами. Поэтому компульсивный характер, представляющий собой форму опального характера, описывается в терминах совокупности характеристик, проистекающих из защитных реактивных образований. Как правило, они включают в себя прямолинейность, бережливость и перфекционистские стремления. Лица с уретральным характером описываются как честолюбивые, постоянно соперничающие, но склонные к стыдливости. Лица с фаллически-нарциссическим характером склонны к безрассудству (контрфобическому), самоуверенности и демонстративности. Генитальный характер - психоаналитический термин, обозначающий идеальный уровень психосексуального развития, - это человек, достигший полного примата генитальности в психосексуальном развитии, преодолевший эдипов комплекс и способный к постамбивалентной объектной любви.
Черты характера, основанные но реактивных образованиях или фобическом избегании, препятствуют удовлетворению влечений. Черты характера, в которых преобладающим способом защиты является сублимация, допускают целесообразное и адаптивное удовлетворение и рассматриваются как более или менее нормальные. Таким образом, в соответствии с одним из подходов, цель характероанализа состоит в замещении реактивных черт характера сублимированными.
Помимо типов характера, описанных на основе либидинозных фаз и защит, применяются и другие типологические термины, которыми обозначаются патологические констелляции, включая те, что проистекают из парциальных влечений. К этой группе относятся 'как будто личность', паранойяльный, депрессивный, пограничный,истерический, нарциссический, невротический, фобический, психотический, садистский, шизоидный, шизотипический и социологический характеры. Наконец, существуют типы характера, которые не подпадают ни под одну классификацию, но хорошо известны благодаря таким дескриптивным терминам, как 'исключения', 'сокрушенные успехом' и 'невроз судьбы'.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
264.83 кб

Социально-психологический характер формирующего влияния исторического времени

Урываев Владимир Анатольевич, Липов Владимир Николаевич, Витютина Татьяна Андреевна
Сопоставлены изменения мотивационного профиля личнсти (методика мотивационной индукции Ж. Нюттена) у двух выборок студенческой молодежи 1974 (исследование 1992) и 1988 (исследование 2006) г.г. рождения.
Читать PDF
120.67 кб

Реализм и характер

Бойко Михаил Евгеньевич, Руднев Вадим Петрович
В статье предлагается конструктивный принцип построения типологии сложных характеров и выдвигается «принцип дополнительности» реалистических и нереалистических характеров, позволяющий характерологически переопределить термин «реал
Читать PDF
469.14 кб

Базисные содержательные характеристики концепта «Характер человека»

Кильдибекова Т. А., Зиганшина Г. Х.
Данная статья посвящена актуальному в современной парадигме научного знания о характере человека вопросу описания концепта «характер» с точки зрения его вхождения в концептосферы различных наук.
Читать PDF
190.49 кб

Характер межличностных отношений в полиэтничной среде как показатель психологической безопасности ли

Бучек Альбина Александровна, Мещерякова Эмма Ивановна
Описаны основные результаты эмпирического исследования восприятия межличностных отношений респондентами разной этнической принадлежности.
Читать PDF
271.41 кб

Манипулятивный характер воздействия рекламы и механизмы защиты потребителей

Дьякова Марина Викторовна
Читать PDF
207.42 кб

Индивидуальныe особенности принятия решений в условиях риска и их взаимосвязь с личностными характер

Шляхтина Е. Г.
Читать PDF
386.89 кб

Влияние индивидуальных особенностей учителя на характер педагогического общения с учащимися

Зверякова Светлана Витальевна
В работе рассматривается проблема индивидуализации деятельности учителя в различных аспектах, основное внимание уделяется анализу индивидуального стиля деятельности учителя (рассматриваемого в аспекте деятельностного подхода), и п
Читать PDF
371.22 кб

Дискурсивный характер системы отношений у пациентов c невротическими расстройствами

Суслова Елена Станиславовна, Николаев Евгений Львович
В работе рассматриваются клинико-психологические характеристики системы отношений у пациентов c невротическими расстройствами при различных вариантах дискурса дифференцированном, диффузном и диссоциированном.
Читать PDF
198.14 кб

Экзистенциальные представления и характер личности

Желателев Д. В.
Читать PDF
2.60 мб

Влияние отрицательного прогноза на характер межличностных отношений

Ионова М.С., Ковалева И.А.
Читать PDF
84.14 кб

Мотив человеческой деятельности: характер, содержание, функции

Демин Михаил Васильевич
Читать PDF
343.39 кб

ХАРАКТЕР, СТРУКТУРА МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И ФЕМИНИЗАЦИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

Кованова Екатерина Сергеевна, Тенетова Евгения Павловна, Эльдяева Нина Александровна
Читать PDF
0.00 байт

Социально-психологические особенности студенческих граффити имеющих неинституциональный характер

Белкин А. И.
В статье рассматриваются социально-психологические особенности и ментальность граффити как массового социально-психологического явления.
Читать PDF
561.82 кб

Специфика психологической структуры общительности у представителей разных типов акцентуации характер

Коваленко Е. А.
Общительность как многоаспектная функциональная личностная черта исследовалась у представителей различных типов акцентуации характера (по К. Леонгарду).
Читать PDF
191.19 кб

Исторические типы рациональности и характер социальной жизни

Оганезов Н. Р.

Похожие термины:

  • ХАРАКТЕР: АКЦЕНТУАЦИЯ: ТИП

    поскольку акцентуации характера граничат с соответственными видами психопатических расстройств, их типология основана на детально разработанной в психиатрии классификации психопатий, хотя отр
  • АНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

    в психоанализе - отличается компульсивным упрямством, аккуратностью и честностью, с одной стороны, и столь же принудительной уступчивостью, неопрятностью и щедростью, с другой.
  • Характер антисоциальный

    свойственный антисоциальной психопатии, отличается неспособностью принимать социальные нормы и ценности.
  • ХАРАКТЕР АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ

    один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственны быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии.
  • Характер астенический

    отличается неспособностью индивида мобилизовать себя для решения проблем, неуверенностью в своих силах, склонностью в своих решениях и действиях полагаться на других людей и искать у них помощи,
  • ХАРАКТЕР АВТОРИТАРНЫЙ

    См. авторитарная личность.
  • ЭПИТИМНЫЙ ХАРАКТЕР

    греч. epi - над, thymos - чувство). См. Эпилептоидия. Син.: эпилептоидный характер.
  • ТОНА, ХАРАКТЕР

    См. тембр.
  • Характер астматический

    в психосоматике - гипотетический характер, предрасполагающий к развитию бронхиальной астмы.
  • Характер аутистический

    отличается интровертированностью, самопоглощенностью, оторванностью от реальностей внешнего мира, представлением их в далекой от действительности форме. Синонимы: Характер шизоидный, Характер
  • ХАРАКТЕР БИОФИЛЬНЫЙ

    согласно Э. Фромму - форма структуры характера, выступающая в виде развитой формы продуктивного ("генитального") характера. Для него типичны: любовь к жизни и живому; стремление поддерживать р
  • ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

    две различные, взаимосвязанные психологические особенности человека как личности. Темперамент - это совокупность устойчивых динамических свойств активности человека, психических процессов и по
  • ХАРАКТЕР ЦИКЛОИДНЫЙ

    отличается тенденцией к периодической смене настроения от приподнятого к подавленному и наоборот. Синоним: Характер циклотимический.
  • Функциональный характер действий

    воспроизведение в структуре действий функциональных свойств предмета, например, характерных для него движений или движений, связанных с его использованием.
  • Шанипуляторный характер действий

    лат. manipulus — горсть, пригоршня; manus — рука) — осуществление разнообразных движений руками с предметом, его ощупывание, вращение, перекладывание, встряхивание, бросание и т. д.
  • Характер демонстративный

    истерический, гистрионический) – отличается искусственным, нарочитым поведением, расчитанным на то, чтобы привлечь к себе внимание со стороны значимых для индивида окружающих людей чем угодно, в
  • ХАРАКТЕР ДИСТИМНЫЙ

    один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственны преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни.
  • ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЙ ХАРАКТЕР

    термин Э.Фромма, обозначает тип личности, склонный использовать других людей для удовлетворения своих собственных нужд и не способный заботиться о потребностях окружающих.
  • Характер эмотивный

    эмотивно-лабильный) – отличается склонностью к сверхизменчивости настроения.
  • ХАРАКТЕР ЭПИЛЕПТИЧЕСКИЙ

    (от греч. charakter - признак, знак, особенность, печать, т. е. особенности, присущие человеку и отличающие его от других людей). Неправильное название эпилептоидного характера (см.), так как относится не к