Хара КазуоХАРАКТЕР АВТОРИТАРНЫЙ

ХАРАКТЕР

Найдено 28 определений термина ХАРАКТЕР

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ХАРАКТЕР

— совокупность устойчивых поведенческих качеств личности, тип поведения это личности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Характер

Социально-психологические особенности личности, сформированные на основе унаследованных факторов, а также в процессе воспитания и обучения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Неврология. Полный толковый словарь

Характер

Предполагаемая умственная и психическая организация личности, соотносимая со стабильными и последовательными схемами поведения в различных ситуациях.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

Характер

Character). Термин, используемый Олпортом по отношению к моральному стандарту или системе ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий к книге «Теории личности»

Характер

(от греч. charakter - отличительная черта, признак) индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения (установок) к окружающей действительности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Материалы к курсу психология личности. В 2 ч.

ХАРАКТЕР

от греч. charakter - печать, чеканка) - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ХАРАКТЕР

греч. charakter - печать, чеканка) - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, определяя типичные для нее способы поведения и реагирования на жизненные обстоятельства.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь психологических терминов

ХАРАКТЕР

от греч. charakter - черта, особенность] - 1) совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности; 2) совокупность определяющих свойств, отличительная особенность, черта какого-л. явления, процесса.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

ХАРАКТЕР

от греческого "character" - запечатленное навсегда). Многие американские авторы употребляют это слово в прямом этимологическом значении. У Перлза и Гудмана - это ригидная структура поведения, мешающая творческому приспособлению self происходить с необходимой гибкостью.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Межднародный гештальт-лексикон

характер

(от греч. charakter – печать, чеканка) – совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны поведения человека, обусловливающая его устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, труду, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельности и общении.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

ХАРАКТЕР

от греч. character - черта, признак, примета, особенность) - индивидуальная, достаточно устойчивая система ПРИВЫЧНЫХ СПОСОБОВ ПОВЕДЕНИЯ человека в определенных условиях. В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий психологических терминов

Характер

своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности и в первую очередь - в отношениях к профессии, людям, самому себе. Это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер - это совокупность проявлений личности на фрустрирующие ситуации, индивидуальный способ разрешения тревожности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Дифференциальная психология, глоссарий

Характер

Словообразование. Происходит от греч. character - черта, признак, примета, особенность.

Категория. Индивидуальная, достаточно устойчивая система способов поведения человека в определенных условиях.

Специфика. В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

ХАРАКТЕР

1. Первоначальное значение в переводе с латинского было "надпись" или "маркировка, отличающая одну вещь от других" с целью ее идентификации. Хотя это значение все еще существует, более предпочтительны здесь синонимы "черта" или "характеристика". Когда этот термин употребляется в психологии, он означает: 2. Общее количество или интеграция всех таких характеристик (черт), в результате дающие объединенное целое, которое показывает сущность (характер) ситуации, события или человека. В Фрейдистской теории это использование подчеркивается введением терминов, подобно "анальный характер". Сегодня намного чаще встречается термин личность (особенно 3), используемый по существу в том же значении.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

характер

(от греч. charakter – черта, признак, примета, особенность) -индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей личности, имеющих определенную направленность, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки. Х. – многомерное психическое свойство личности, которое воспитывается в течении всей жизни.

Проявляется в отношении к обществу, труду, другим людям, к самому себе. Х. складывается в соответствии с темпераментом. Физиологической основой Х. является своеобразный "сплав" (выражение И.П. Павлова) типологических свойств высшей нервной деятельности и систем временных связей, возникающих в коре головного мозга под влиянием условий жизни и деятельности человека. Х. – единство индивидуального и типического.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

ХАРАКТЕР

character) В работах аналитиков под характером обычно понимаются не те свойства человека, которые наиболее характерны для него как единственного в своем роде индивида, а те, которые позволяют отнести его к одному из существующих характерологических типов. Это обусловлено тем, что определенные черты характера можно понимать или как

а) производные тех или иных фаз РАЗВИТИЯ ЛИБИДО и ЭГО, или как

б) аналог СИМПТОМОВ, т.е. защитный образ действия.

Иза) формируется оральный характер, анальный характер, фаллический характер, генитальный характер, а изб) - истерический, фобический, шизоидный, обсессивный характер. Отсюда - невроз характера, расстройство характера, анализ характера. См. также статьи - ОРАЛЬНЫЙ; АНАЛЬНЫЙ; ФАЛЛИЧЕСКИЙ; ГЕНИТАЛЬНЫЙ; ИСТЕРИЧЕСКИЙ; ФОБИЧЕСКИЙ; ШИЗОИДНЫЙ; ОБСЕССИВНЫЙ.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Критический словарь психоанализа

Характер

Под характером мы будем понимать тот особенный склад личности, который вырабатывается у нас под влиянием приобретенных реакций. (3.1, 325) характер следует понимать не статически, в виде той или иной готовой суммы особенностей, все равно прирожденных или приобретенных реакций, но как динамически движущийся поток борьбы одних с другими. (3.1, 343) То, что мы означаем как характер, есть непрекращающаяся ломка и конфликт личной жизни с наследственным опытом. (3.1, 343) Характер и есть социальный чекан личности. Он есть отвердевшее, откристаллизовавшееся типическое поведение личности в борьбе за социальную позицию. Он есть отложение основной линии, жизни, бессознательного жизненного плана, единого жизненного направления всех психологических актов и функций. (1.5.7, 156) См. Личность, Опыт, Поведение, Реакция, Функция

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь Льва Семеновича Выготского

Характер

Индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для него способ поведения в определенных жизненных обстоятельствах. Х. тесно связан с другими сторонами личности человека – темпераментом, общественным бытием и т. д. Для Х. свойственно наличие одной или нескольких выраженных доминирующих черт, сочетание которых может быть цельным или противоречивым. При первом нет противоречий между осознанием целей и самой деятельностью, между мыслями и чувствами. Противоречивому Х. свойствен разлад убеждений и деятельности, наличие несовместимых мыслей и чувств, целей и мотивов, стремлений, желаний и побуждений. В зависимости от развития волевых черт выделяют сильные и слабые Х. Решающее влияние на формирование характера оказывает воспитание, особенно в детском возрасте.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

ХАРАКТЕР

от греч. charakter – печать, чeкaнка, заpубка) – подструктура личности, образуемая индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых личностных особенностей (черт, диспозиций), определяющих присущие личности типичные формы и способы достижения целей (инструментальные проявления Х.) и самопроявления в общении c др. людьми (экспрессивные проявления Х.). Х. выступает как форма проявления личности (содержательной или смысловой сферы личности), как готовность человека осуществлять в более или менее типичных ситуациях при определенных условиях определенные фиксированные формы или способы поведения. Х. человека оказывает существенное влияние на его поведение в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Еще большее воздействие на конфликты, в которых участвует человек, оказывают акцентуации Х., т. е. чрезмерная выраженность отдельных его черт. См. Акцентуация характера

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь конфликтолога

ХАРАКТЕР

греч. charakter - отличительная черта, особенность). Совокупность стабильных индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, являющаяся основой присущих конкретной личности форм поведения. X. - психическая индивидуальность человека в его своеобразии [Лебединский М.С., Мясищев В.Н., 1966]. X. формируется на базе свойств темперамента - динамической характеристики личности, являющейся его аффективной, чувственной основой. Соотношения между вариантами X. и основными проявлениями темперамента неоднозначны. Одни и те же свойства темперамента могут привести к различным особенностям X. - это определяется условиями воспитания и жизненного пути индивида, зависит от всего хода его общественно-морального, интеллектуального и эстетического развития [Рубинштейн С.Л., 1946]. Своеобразие X. обусловлено общественным бытием личности, тогда как темперамент меньше зависит от особенностей среды и воспитания. X., в основном, определяет такую важную составную структуру личности, как ее направленность.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Толковый словарь психиатрических терминов

Характер

с точки зрения гештальт-терапии, характер - это ригидные, стереотипные, предсказуеемые паттерны поведения. Характер состоит из фиксированных гештальтов (см. гешталът фиксированный). «Характер -это замороженное оформление того, что раньше было адаптивной и обычно здоровой реакцией, а теперь является не контекстуальным, анахроничным и устаревшим. ...характер влияет на создание того, что становится фигурой, и на то, какова связь между фигурой и фоном...» [Резник (23), с. 8]. «Если индивид привязан к устаревшим способам действия, он теряет способность удовлетворять свои потребности» [Перлз (17), с. 40]. Идеалом гештальт-терапии является человек без характера, т.е. имеющий возможность спонтанно реагировать на ситуацию. Характер формируется как результат незавершенных ситуаций (см. гешталът незавершенный). Характер связан с ригидностью границы эго (см. границы Я) и ложными идентификациями (см. идентификация-отчуждение). «Чем более сильный характер у человека, тем меньше у него потенциал. ...человек с характером - это человек, который предсказуем, у которого есть лишь предсказуемое число ответов...» [Перлз (18), с. 36]. Литература: [18, с. 9, 36; 19, с. 223-224; 23, с. 8]

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Гештальт-терапия от А до Я: Краткий словарь терминов по гештальт-терапии

ХАРАКТЕР

от греч. charakter — черта, признак, особенность) .— индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. X. тесно связан с другими сторонами личности человека. Свойства X. проявляются в определенных жизненных ситуациях (напр., трудолюбие — в труде, общительность — в общении с другими людьми и т. п.). В каждой черте X. выражается отношение человека к определенным обстоятельствам и сторонам действительности. X. человека как социального существа детерминирован его общественным бытием. Он представляет собой единство индивидуального и типического. С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути и деятельности каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений X. С другой стороны, общие, типические обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие стороны и черты X. В структуре X. выделяются четыре основные группы черт: 1) выражающие отношение к коллективу и отдельным . лицам (общительность, откровенность, стремление к лидерству и др.); 2) выражающие отношение к труду (трудолюбие, добросовестность и пр.); 3) выражающие отношение к вещам (аккуратность, неряшливость и т. п.); 4) выражающие отношение к самому себе (самолюбие, тщеславие, самокритичность и др.). Свойства X. формируются в процессе воспитания, социализации и деятельности человека, они не зависят от наследственности. Проявление X., формируясь в деятельности, постепенно «автоматизируется», т. е. постепенно сокращается или исчезает этап сознательного обоснования своего поведения (см. также Акцентуации личности).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Характер

Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера. Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.); 4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности. Какова связь темперамента с характером? Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость – меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Сто экзаменационных ответов по психологии

ХАРАКТЕР

от греч. charakter - отпечаток; черта, признак, особенность) - индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. X. тесно связан с др. сторонами личности человека, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения X., накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.

X. человека как социального существа детерминирован его общественным бытием. Он представляет собой единство индивидуального и типического. С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий жизни и деятельности каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений X. С др. стороны, общие, типические обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие стороны и черты X. Типичные X. являются продуктом общественно-исторических условий (ср. Модальная личность, "социальный характер" в работах Э. Фромма).

X. в целом различают по их определенности и цельности. Определенный X. - это X. с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт (ср. Радикал). У людей с неопределенным X. подобные черты отсутствуют или выражены очень слабо.

Выделяют цельные и противоречивые X. Цельные X. отличаются отсутствием противоречий между осознанием целей и самой деятельностью, единством мыслей и чувств. Противоречивому X. свойствен разлад убеждений и деятельности, наличие несовместимых друг с другом мыслей и чувств, целей и мотивов, противоречивых стремлений, желаний и побуждений.

В структуре X. выделяют обычно 2 группы черт. К 1-й группе черт X. относят те, в которых выражается система отношений человека к действительности (г. о. нравственные качества). В них можно выделить след. основные виды: отношение к др. людям, отношение к труду и его результатам, отношение к самому себе. К чертам X., выражающим отношение к др. людям, относятся, напр., такие положительные черты, как чуткость, гуманность, искренность, правдивость.

К 2-й группе черт X. относятся волевые, определяющие умение и готовность управлять своим поведением в соответствии с определенными принципами. К волевым чертам X. относятся такие положительные черты, как целеустремленность, настойчивость, решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость или, соответственно, отрицат. черты - упрямство, нерешительность, трусость. В зависимости от развития волевых черт X. выделяют сильные и слабые X. Слабохарактерность - отрицат. качество, даже если оно сочетается с высокой общественной направленностью личности.

Решающее влияние на формирование X. ребенка оказывает воспитание. Формированию черт X. в процессе воспитания способствует создание соответствующих ситуативных психических состояний. Если определенное психическое состояние возникает достаточно часто, то оно может постепенно закрепиться и стать чертой X. См. Акцентуация характера, Индивидуально-психологические различия, Психопатия, Характерология.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

Характер

греч. charakter – черта, особенность) – 1. первоначальное значение – «надпись» или «маркировка, отличающая одну вещь от другой»; 2. вообще – отличительная черта, признак кого- или чего-либо; 3. в психологии – «совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности с типичными для нее моделями поведения» (Психология, 1990). Когда-то Платон и Аристотель, предлагали определять характер человека, сравнивая последнего с животным. Например, широкий нос и добродушные глаза обозначали глупость. Характер, считает Е.Блейлер, «определяется почти исключительно аффективностью, с особенно крепким постоянным комплексом представлений и воспоминаний». Характер представляет собой как бы исполнительную инстанцию личности, определяя, в основном, стиль, но не линию, направление ее поведения, то есть то, как именно человек что-то делает или на что-то реагирует, но он не сообщает ровно ничего о том, что, зачем и под влиянием каких внутренних факторов этот человек что-то делает или почему он таким образом реагирует реагирует на некий стимул. Например, в ситуации несогласия с кем- или чем-либо один человек взрывается, сатанеет, другой отстраняется и остается равнодушным, третий выказывает свое презрение и уязвленное самолюбие, четвертый пользуется случаем продемонстрировать окружающим свои лучшие качества, пятый погружается в размышление о происходящем. Кто-то отшутится и оставит все как есть, кому-то станет неприятно за поведение другого или в случившемся он обвинит самого себя и и т.д. Но, заметим, раздражительность И.Гете это не то же самое, что раздражительность умственно отсталого индивида. Тем самым характер представляется как бы механическим, бессистемным набором мало- или вовсе несвязанных одна с другой черт или привичных моделей поведения, которые в одних ситуациях проявляются чаще, более ярко, в других - реже и менее заметно или не проявляются вовсе. С этим связаны трудности в идентификации характерологических типов, ныне различают от 3-х до 16 типов характера. Природа развития характерологических черт не установлена, наиболее интенсивно это проблема разрабатывается, пожалуй, в психоанализе. Аналитики предпочитают думать, что эти черты формируются в конечном счете как проявление влияния бессознательных тенденций на. поведение человека. Но предполагается также, что черты характера фиксируются, если соответствующие модели поведения воспринимаются в определенных ситуациях индивидом как защищающие его, дающие ему определенные преимущества, позволяющие ему избежать неприятностей. Фиксация анормальных или, точнее, достигающих степени анормальности черт характера определяется, предположительно, как генетическими и конституциональными факторами, так и факторами преимущественно социально-психологической среды. Ныне не существует метода, с помощью которого можно точно определить, какой из этих двух последних факторов является важнейшим в том или ином конкретном случае. Э.Кант считал, например, характер врожденным образованием, а Т.Рибо и Ф.Палан – социально детерминированным. Обычно характер складывается в тот период жизни, когда личность не достигает высот своей зрелости (обычно это происходит к окончанию пубуртатного возраста), так что многие люди в зрелом возрасте сетуют на свой характер, бывают им недовольны, воспринимают его как некую помеху, если чувствуют, что поступают почему-то не так, как им следовало бы. Некоторые авторы склонны отождествлять термины «характер» и «личность», например, К.Ясперс, а также автопы психологической энциклопедии (М., 2007). Классическая характерология, наиболее ярким представителем кототорой был Л.Клагес, на которую возлагалось очень много надежд, фактически исчерпала потенциал своего развития. Так, попытки установить роль характера в возникновении психических расстройств и нарушений поведения не дали сколько-нибудь значительных результатов. В связи с неопределенностью, существующей в плане содержания, объема и разграничения этих понятий («характера» и «личности»), ныне возобладала тенденция к вымыванию из лексикона психиатрии термина «характер» и заменой его термином «личность»; 3. в психопатологии - обозначение признаков, свойственных определенному патологическому событию, явлению. Например, «бред с характером преследования»; 4. твердая, сильная воля, упорство в достижении чего-либо; 5. проявление неуживчивости, избалованности, своеволия; 6. образ, содержащий типичные, обобщенные черты какой-либо группы людей. Например, «национальный характер» (отсюда выражение характерный - с ударением на второй гласной «а»); 6. в психоанализе – свойства человека, которые позволяют отнести его к одному из существующих характерологических типов. Это обусловлено тем, что определенные черты характера можно понимать или как: а) производное тех или иных фаз развития либидо и Эго, или как б) аналог симптомов, то есть защитный образ действия. В соответствии с «а» формируется оральный характер, анальный характер, фаллический характер, генитальный характер, а с «б» - истерический, фобический, шизоидный, обсессивный характер. Отсюда термины: невроз характера, расстройство характера, анализ характера.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

ХАРАКТЕР

это понятие трактуется далеко не однозначно. Имеются трудности различения характера и темперамента (-> темперамент | характер); еще больше споров возникает при попытках разведения понятий характера и личности. Избежать смешения этих понятий можно, если придерживаться более узкого их толкования. Характер - в узком смысле - определяется как индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях, - как совокупность устойчивых свойств индивида, в коих выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. Черты характера помогают - или мешают - личности устанавливать правильные взаимоотношения с людьми, проявлять выдержку и самообладание в решении сложных жизненных вопросов, отвечать за свои действия и поведение в обществе. Познание характера позволяет со значительной долей вероятности предвидеть поведение индивида и так корректировать ожидаемые действия и поступки. При таком определении характера его свойства можно отнести к формально-динамическим особенностям поведения. В структуре личности характер особенно полно отражает ее целостность. Нужно четко представлять и учитывать соотношение характера с темпераментом. Нередко встречается смешение черт характера с тем или иным проявлением темперамента. Характер и темперамент связаны единой физиологической основой, будучи зависимы от типа системы нервной. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать. Но черты характера не предопределяются темпераментом. В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в схожих общественных условиях, имеет много схожих черт. Характер обусловлен бытием общественным личности, усвоением опыта социального, что порождает типические черты характера, определяемые типическими обстоятельствами жизненного пути в конкретно-исторических условиях. В единстве с социально-типическим в характере выступает его индивидуальное своеобразие, порождаемое разнообразными неповторимыми ситуациями, в коих протекает социализация субъекта, его воспитание и развитие индивидуальности, зависящее и от природных предпосылок (-> задаток; темперамент). Среди множества черт характер некоторые выступают как ведущие, другие - как второстепенные, обусловленные развитием ведущих свойств; при этом они могут и гармонировать, и резко контрастировать с ведущими свойствами, что образует цельные или более противоречивые характеры. Проявляясь в деятельности, характер формируется в ней, обнаруживая зависимость и от ее содержания и смысла личностного для индивида, и от ее успешности, и от отношения индивида к своим успехам и неудачам (-> уровень притязаний). Характер проявляется в системе отношений к действительности:

1) в отношении к другим людям - общительность или замкнутость (-> экстраверсия | интроверсия), правдивость или лживость, тактичность или грубость и пр.;

2) в отношении к делу - ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и пр.;

3) в отношении к себе - скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность;

4) в отношении к собственности - щедрость или жадность, бережливость или расточительность, аккуратность или неряшливость. Характер обнаруживает зависимость от мировоззрения, убеждений и моральных принципов, выявляя свою общественно-историческую природу. Но сами по себе черты характера не определяют однозначно позицию социальную индивида. Относительная устойчивость черт характера не исключает его высокой пластичности. Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы (-> характерология). Один из физиологических механизмов формирования характера - стереотип динамический. Характер формируется и утверждается под влиянием воздействия среды, деятельности и воспитательных воздействий от других людей. Кроме того, с возрастом все большую роль играет самовоспитание, однако оно обусловлено соответственной мотивацией - потребность самовоспитания прежде всего должна быть осознана. Характер не только формируется в деятельности и общении, но и сам влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения. Эти влияния становятся особенно резко выраженными в результате проявления различных акцентуаций характера (-> характер: акцентуация). В психологии давно стоит проблема биологических основ характера. Она обсуждается в "сильной" и в "слабой" формах. В "слабом" варианте речь идет именно о биологических или физиологических основах характера; в "сильном" варианте предполагаются его генетические основы. Констатация генетических или просто биологических основ характера часто вызывает некорректную критику, обычно по двум пунктам:

1) якобы происходит биологизация личности;

2) якобы утверждается генетическая предопределенность свойств личности и ее судьбы. Что касается пункта (1), то речь идет о биологических основах характера, точнее даже темперамента, а не личности. Если признать, что биологические или даже генотипические свойства организма определяют темперамент, - он же составляет "основу" характера, - то естественно воспринимать определенные свойства организма как органическую базу характера (правильнее было бы говорить о них как о предпосылках характера). А что до пункта (2), то признание генетических предпосылок характера никак не означает утверждение его генетической предопределенности. Наследуется лишь набор различных способов реагирования на влияния среды. Как именно генетические предпосылки оформятся в реальные психологические признаки или свойства, зависит от взаимодействия этих предпосылок и условий среды. Изучение крайних аномалий характера как раз заставляет предположить, что в ряде случаев больший вклад в оформление аномалий вносит генотипический фактор, а в ряде других - средовый. Так что анализ проблемы биологических основ характера приводит к таким выводам:

1) детерминанты свойств характера нужно искать как в особенностях генотипического фонда, так и в особенностях средовых воздействий;

2) степень относительного участия генотипических и средовых факторов в формировании характера может быть весьма различной;

3) генотипические и средовые влияния на характер могут "алгебраически складываться": при неблагоприятном обоих факторов развитие характера может дать сильные степени отклонения вплоть до патологии; при благоприятном сочетании даже сильная генотипическая предрасположенность может не реализоваться или хотя бы не привести к патологическим отклонениям характера. Эти выводы весьма важны для психологии; они заставляют, в частности, выдвинуть как очень актуальную задачу ранней диагностики отклонений характера у детей и изучения специальных условий воспитания с учетом или даже коррекцией этих отклонений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь практического психолога

ХАРАКТЕР

совокупность устойчивых черт, особенностей, свойств и наклонностей человека, определяющая типичные способы его мышления и поведения.

   В психоанализе характер человека рассматривается чаще всего с точки зрения периодов и фаз психосексуального развития ребенка или защитного образа действия, проявляющегося в реакциях индивида на те или иные жизненные ситуации.

   Понятие «характер» использовалось З. Фрейдом с момента становления психоанализа. В частности, в работе «Толкование сновидений» (1900) он апеллировал к таким понятиям, как «невротический характер» и «комплекс человеческого характера». В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) он дал следующее определение характера: «То, что мы называем «характером» человека, создано в значительной степени из материала сексуальных возбуждений и составляется из фиксированных с детства влечений, из приобретенных благодаря сублимированию и из таких конструкций, которые имеют своим назначением энергичное подавление перверсных, признанных недопустимыми душевных движений».

   В дальнейшем З. Фрейдом было предпринято психоаналитическое рассмотрение одного из типов характера. Так, в работе «Характер и анальная эротика» (1908) он обратил внимание на особый тип людей, у которых имеет место комбинация определенных черт характера, а также наблюдается ряд особенностей, проявлявшихся у них в детском возрасте. Эти особенности связаны с отправлениями одной из физиологических функций организма в раннем детстве и последующим формированием некоторых устойчивых черт характера взрослого человека. По мнению З. Фрейда, в характере таких людей обнаруживается, как правило, присутствие следующих трех черт: «они аккуратны, бережливы и упрямы».

   Аккуратность означает не только физическую чистоплотность, но и добросовестность в исполнении различного рода мелких поручений и обязательств. Бережливость может превращаться в скупость, упрямство – в упорство, к которому легко присоединяются наклонности к гневу и мстительности. Формирование этих черт характера связано, как считал основатель психоанализа, с гиперэрогенностью задней проходной зоны, имевшей место в раннем детстве, в младенческом возрасте и проявляющейся в задержках стула, манипуляции с продуктами испражнения. Аккуратность, бережливость и упрямство представляют собой непосредственные и постоянные продукты сублимирования анальной эротики. В этом отношении можно говорить об анальном характере человека. В целом, по словам З. Фрейда, «особенности характера представляют собой или неизменно продолжающие свое существование первичные влечения, продукты их сублимирования, или же являются новообразованными, имеющими значение реакции на эти влечения».

   Представления основателя психоанализа об анальном характере человека получили свое дальнейшее развитие и уточнение у ряда психоаналитиков, включая К. Абрахама, Э. Джонса, Х. Хаттинберга, Й. Сад-гера и др. По аналогии с этими представлениями и в зависимости от стадий психосексуального развития ребенка психоаналитики стали выделять оральный, анальный, фаллический, генитальный типы характеров. Однако на начальной стадии развития психоаналитической терапии внимание в основном акцентировалось не на характере пациента, а на его невротических симптомах. Для психоаналитика интерес представляли в первую очередь как симптомы пациента, так и стоящие за ними влечения, а также психические связи между бессознательными желаниями и невротическими симптомами. По этому поводу З. Фрейд замечал, что «когда врач лечит нервнобольного психоанализом, то интерес его в первую голову направлен совсем не на характер пациента».

   С развитием психоаналитической теории и терапии стало все более очевидно, что характер человека существенно сказывается не только на его жизнедеятельности, но и на прохождении курса лечения. В работе «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» (1916) З. Фрейд подчеркнул, что изменения в аналитической технике привели к необходимости рассмотрения не только невротических симптомов, но и тех сопротивлений, которые оказывает пациент в процессе лечения. Эти сопротивления тесно связаны с характером человека, в значительной степени обусловлены им. Таким образом, «характер приобретает особые права на интерес со стороны врача». Исходя из такого понимания, З. Фрейд предпринял попытку описания некоторых черт характера, представляющихся на первый взгляд неожиданными, типа «крушения во время успеха», но вполне объяснимыми, если к ним подходить с позиций психоаналитического толкования бессознательного чувства вины.

   Рассмотрение проблемы характера нашло отражение в исследованиях А. Адлера (1870–1937). В работе «О нервическом характере» (1912) он подчеркнул, что изучение невротического характера – важная часть психологии неврозов. По мнению А. Адлера, невротический характер представляет собой «продукт и средство исполненной недоверия, предусмотрительной психики, которая усиливает его ориентацию, чтобы избавиться от чувства неполноценности». Такая попытка терпит крушение вследствие внутренних противоречий, разбивается о барьеры культуры или о права других людей.

   А. Адлер считал, что невротический характер вырастает не сам по себе из биологических или конституциональных, изначально заданных сил, а получает свое развитие благодаря компенсирующей настройке в психике. Он развивается под давлением неуверенности, а его склонность персонифицировать себя оказывается сомнительным успехом защитной тенденции. Словом, характер – это «готовый к применению «интеллигентный шаблон», который защитная тенденция использует так же, как готовности к аффекту и болезни». Анализируя характер, можно вскрыть предысторию пациента и понять настоящее и будущее его. При терапевтическом лечении прежде всего следует разоблачать сопротивление пациента против врача «как старый невротический шаблон» и таким образом упразднять невротическое предубеждение.

   Проблематика характера занимала важное место в исследовательской и терапевтической деятельности В. Райха (1897–1957). Его представления о характере содержались в таких книгах, как «Импульсивный характер» (1924) и «Характероанализ» (1933). В первой работе подчеркивалась необходимость исследования типов характера, имеющих принципиальное значение для теории и терапии неврозов характера, вызванных сдерживанием влечений, и импульсивных неврозов. Во второй работе обосновывалась мысль, в соответствии с которой психоаналитическое исследование способно предложить новые точки зрения на учение о характерах и, исходя из этого, получить новые терапевтические результаты. Если в первых психоаналитических попытках (З. Фрейд, Э. Джонс, К. Абрахам) речь шла об объяснении инстинктивной основы отдельных типичных черт характера, то В. Райх предложил рассматривать характер как целостное образование. Именно характер пациентов служит их сопротивлению против раскрытия бессознательного (сопротивление характера), то есть можно сказать, что в процессе лечения отражается происхождение характера. Поэтому важно понимать и объяснять не отдельные невротические симптомы и черты характера, а природу и суть характера как такового.

По мнению В. Райха, характер состоит в хроническом изменении Я, которое может быть описано как укрепление. «Степень подвижности характера, способность в зависимости от ситуации раскрываться навстречу окружающему миру или замыкаться от него – в этом заключается различие между структурой характера, устойчивой по отношению к реальности, и невротической его структурой». Образование характера зависит не столько от того, что влечение и отказ сталкиваются между собой, сколько от того, каким способом это происходит, в какой момент возникают образующие характер конфликты и благодаря каким инстинктам. Как считал В. Райх, «характер в первую очередь обнаруживает себя как нарциссический механизм защиты». Исходный пункт формирования характера – защита от реальных опасностей, его конечная функция – защита от опасности влечения, от страха перед застоем и ослабление энергии влечения. Окончательное качество характера определяется двояко: качественно, той ступенью развития либидо, на которую оказал влияние процесс образования характера вследствие внутренних конфликтов, то есть специфического места фиксации либидо и, следовательно, можно различать депрессивные (оральные), связанные с неврозом навязчивых состояний (садистско-анальная фиксация), мазохистские, генитально-нарциссические (фаллические), истерические (генитально-инцестуозные) характеры; количественно, посредством экономики либидо, зависящей от качественного предназначения.

   В общем плане В. Райх проводил различие между невротическим (связанным с оргастической импотенцией) и генитальным (способным к оргазмной разрядке) характером. С точки зрения качественных различий оба характера являются идеальными типами. С точки зрения количества возможного удовлетворения либидо невротический и генитальный характеры можно понимать как усредненные типы. Реальные характеры представляют собой смешанные формы обоих типов характера.

   Для Э. Фромма (1900–1980) характер – это «эквивалент утраченной человеком инстинктивной детерминации животного». Характер побуждает человека думать, действовать и чувствовать определенным образом. Структура характера определяет мысли, идеи и поступки человека. С точки зрения аналитической психологии характер, в динамическом его смысле, можно определить как «одну из форм проявления человеческой энергии, возникающую в процессе адаптации потребностей человека к определенному образу жизни в конкретном обществе». По своей значимости проблема структуры характера выходит за рамки отдельного индивида, и, следовательно, можно говорить не только об индивидуальном, но и о социальном типах характера. Как считал Э. Фромм, социальный характер представляет собой «ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культуры», в противовес индивидуальному характеру, благодаря которому принадлежащие к одной и той же культуре люди отличаются друг от друга. Понятие социального характера не является статическим, то есть простой суммой каких-то особых черт. Его можно понять только в связи с функциональной деятельностью людей в обществе с присущими ему социальными структурами.

   С точки зрения Э. Фромма, функция социального характера состоит в оформлении энергии членов общества таким образом, чтобы они действовали в соответствии с требованиями социальной системы. Вместе с тем социальный характер – это базис, из которого определенные идеи и идеалы черпают свою силу и привлекательность. Таким образом, «социальный характер – это промежуточное звено между социально-экономической структурой и господствующими в обществе идеями и идеалами».

   Представления Э. Фромма об индивидуальном и социальном типах характеров содержались во многих его работах, в частности в книгах «Бегство от свободы» (1941), «Человек для себя» (1947), «Из плена иллюзий» (1962) и др. Он исходил из того, что формирование индивидуального характера определяется совокупностью экзистенциальных и индивидуальных переживаний, а также переживаний, обусловленных культурой, темпераментом и физической конституцией человека. Существование социального характера не отменяет понятие индивидуального характера. При этом следует иметь в виду, что индивидуальные специфические отличия обусловлены особенностями личностей родителей, с одной стороны, психическими и материальными особенностями, присущими социальной среде, в которой растет ребенок, с другой стороны.

   В современной психоаналитической литературе значительное внимание уделяется проблеме расстройства характера и патологическим нарушениям его. Клинические аспекты характера составляют важную часть психоаналитической теории и практики.    

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

ХАРАКТЕР

Устойчивое, структурированное функционирование индивида. В восприятии наблюдателя характер представляет собой привычный способ мышления индивида, его чувствования и поведения. В психодинамическом понимании характер определяется как привычный способ разрешения интрапсихических конфликтов. Характер является самостоятельным и независимым понятием, тем не менее можно провести различия с другими терминами, обозначающими наиболее общие аспекты личности, такими, как идентичность. Самость и Я.

Характер человека слагается из определенных целостных образований - черт характера, каждая из которых состоит из комплекса связанных между собой дериватов влечений, защит и компонентов Сверх-Я. Черты характера, как и невротические симптомы, являются компромиссными образованиями. Однако черты характера более устойчивы, нежели симптомы, они способны лучше связывать тревогу и переживаются субъектом кок часть Самости (как синтонные Я). Черты характера можно также рассматривать в качестве паттернов поведения, развивающихся во времени и отражающих попытки разрешения интрапсихических конфликтов. Понятие характера тесно связано с понятием индивидуального защитного стиля.

Организация характера является более абстрактным термином, чем черта характера. Организация характера представляет собой целостное единство, не доступный наблюдению синтез черт, о котором можно судить по поведению и установкам индивида. Однако организация характера - понятие более конкретное и менее метафоричное, чем Я, оно не используется при построении метапсихологической трехкомпонентной модели психики. Чаще этот термин применяется в клинических описаниях, однако он имеет малую объяснительную ценность.

Формирование характера- это процесс развития, отличающийся от развития Я, при котором устойчивые паттерны мышления, чувствования и действия консолидируются в виде компромиссных образований, отражающих способы разрешения интрапсихической борьбы между импульсами влечений, с одной стороны, и различными силами сдерживания, изменения и удовлетворения этих влечений - с другой. То, как Я допускает, отторгает или преобразует требования влечений, во многом зависит от окружения развивающегося ребенка. Внешнее окружение (в первую очередь родители) оказывает специфическую фрустрацию, блокирует одни способы реагирования на эту фрустрацию и поощряет другие, подсказывая, как можно справляться с конфликтами между инстинктивными потребностями и страхом дальнейших фрустраций. Более того, посредством идентификаций, ценностей и идеалов, возникающих при разрешении эдипова конфликта (процесс формирования Я-идеала и Сверх-Я), окружение даже создает определенные желания у индивида,устанавливая конкретные цели. Так осуществляется опосредованное воздействие окружения на выбор индивидом путей приспособления внутренних потребностей к внешней реальности. Моделью для развития Я, Я-идеала и Сверх-Я, формирующихся на основе процессов интроекции и идентификации, являются родители ребенка. То, как повлияют родители но формирование характера ребенка, зависит от стадии развития, в которой возникают определяющие ситуации, включающие в себя травму и конфликт. Это зависит также от того, принимает ли ребенок поддерживающее или запрещающее поведение родителей, старается ли подрожать им или стремится быть на них непохожим. С другой стороны, решение конфликта путем приспособления к реальности, с помощью цельного и гибкого поведения определяется набором врожденных возможностей и способностей, включающих соотношение сексуальных и агрессивных влечений, а также другие генетические и динамические факторы. И наоборот, под влиянием фиксации и регрессии может возникнуть невротическое компромиссное образование, проявляющееся в виде психопатологической симптоматики или лишенных гибкости патологических черт характера.

Хотя далеко не все, что принято относить к понятию характера, является результатом конфликта, аналитиком в своей работе чаще всего приходится иметь дело с чертами, возникающими в результате интрапсихического конфликта. Относительно того, когда начинает формироваться характер, существуют определенные разногласия. Различия имеются уже у новорожденных, однако предсказать, какие черты закрепятся в качестве компонента стабильной психической структуры индивида, затруднительно. Это является предметом современных исследований. Можно утверждать, что формирование характера начинается уже в утробе матери. Однако устойчивая организация характера появляется лишь после разрешения эдипова конфликта и образования дискретного, организованного Сверх-Я. Этот процесс в целом завершается во время индивидуации в подростковом возрасте. Однако события последующей жизни, как позитивные, так и негативные, могут оказывать существенное влияние на характер индивида. Расстройство характера представляют собой разнородную группу патологических нарушений, проявляющихся в виде устойчивого и лишенного гибкости поведения, не сопровождающегося чувством дискомфорта. Если лица с невротическими расстройствами жалуются на свои симптомы, то при расстройствах характера жалобы предъявляются, как правило, со стороны родственников, друзей и коллег пациента. Неврозы представляют собой набор определенных симптомов, расстройства характера затрагивают всю личность и особенно те функции Я, которые обусловливают толерантность к фрустрации, регуляцию влечений, аффективные реакции и объектные отношения. Близкий к этому термин невроз характера, широко употреблявшийся в прошлом, обозначает группу 'бессимптомных неврозов'. Очевидно сходство между понятиями расстройства характера и психоневроза: во многих случаях одно и то же название применяется для обозначения как типа характера, так и соответствующей ему невротической симптоматики, например, обсессивный характер, фобический характер и т.п.

Лица с расстройствами характера разрешают внутренние конфликты путем формирования устойчивых реактивных образований, которые либо позволяют в ограниченных условиях достигать частичного удовлетворения инстинктивных желаний, либо требуют от индивида полного отказа от этих желаний, что выражается в торможении их активности в работе или игре. Такая ригидность характера требует сохранения устойчивых механизмов защиты от инстинктивных импульсов и связанных с ними аффектов - тревоги, раздражительности, депрессии, чувства вины и униженности. Сюда относятся также потребность в любви, безопасности, повышении самооценки и удовлетворении пассивных желаний. Типичные реакции проявляются лишь при определенных обстоятельствах, с другой стороны, характерологические расстройства могут выражаться независимо от ситуации в виде неспецифических и лишенных избирательной направленности проявлений.

Рационализация мотивов и идеализация поведения могут затушевывать имеющуюся патологию установок, черт характера и паттернов реагирования. При этом общий результат деятельности таких лиц может быть вполне адаптивным и приносить реальную выгоду. Поэтому они склонны рассматривать собственное поведение как оправданное, разумное, адекватное и сознательное. Поскольку расстройства характера, как правило, являются синтонными Я (в отличие от невротических симптомов), индивиды с такими расстройствами почти не испытывают необходимости в изменении своего поведения. Патологический характер способен в достаточной мере удовлетворить инстинктивные потребности, не вызывая при этом ни тревоги, ни чувства вины, а поведение человека доставляет проблемы не столько ему самому, сколько его окружению. Однако люди с расстройствами характера выдают себя постоянной усталостью и неудовлетворенностью жизнью, своей специфической или общей скованностью, ограниченной и ригидной адаптацией или неожиданным прорывом отраженных импульсов в непосредственной или искаженной форме. Если индивид постоянно ощущает на себе последствия своих действий, будь то на личностном или социальном уровне, он может обратиться за медицинской помощью.

Анализ аномалий характера необходим по многим причинам. Однако он вызывает тревогу и выроженное сопротивление анализируемого еще до того, как ему удается распознать природу инстинктивных импульсов и реконструировать детские ситуации, породившие интрапсихические конфликты. Усиление тревоги вызывает невротическую симптоматику, препятствующую успешному разрешению конфликта.

Лечение расстройств характера - задача долгая и сложная. Эффективная интерпретация возможна лишь при условии анализа сопротивления характера в виде сопротивления переносу. Для этого требуется активная позиция аналитика, поскольку сам пациент не склонен рассматривать черты своего характера как патологические. Иногда такой аналитический процесс называют характероанализом, хотя сейчас этот термин употребляется нечасто, ибо большинство аналитических техник так или иначе направлены на анализ стабильных паттернов, которые и составляют характер.

Проблема классификации черт и расстройств характера на типы характера удовлетворительным образом до сих пор не решена. Основным препятствием здесь является терминологическая путаница/ обусловленная различиями в уровнях обобщения эмпирических наблюдений. В качестве упорядочивающего принципа могут служить проявления либидинозной фазы (например, анальный характер), защитные механизмы (например, компульсивный характер) или поведенческие проявления (например, пассивно-агрессивный характер). Типы характера представляют собой произвольные описательные единицы, не имеющие достаточной объяснительной ценности, но тем не менее используемые для концептуализации психопатологических паттернов. Нарушения характера не имеют строго определенного места в спектре проявлений между нормой и патологией. Так, например, некоторые черты нарциссического характера, указывающие на выраженную патологию, не обязательно будут препятствовать адаптации в определенных выбранных индивидом внешних условиях, тогда как стеснительность или чувство неполноценности, в основе которых лежат конфликты более высокого уровня, могут сделать человека недееспособным. Ненормальность становится расплывчатым понятием, когда оно применяется к чертам характера, поскольку оно требует учета социокультурных условий, в которых осуществляется данное поведение. Здесь необходимо учитывать кок внутренние факторы (например, гибкость черты характера), так и внешние. Адаптация не тождественна конформизму. В иных случаях протест является признаком силы и автономии.

Конкретные типы характера будут обсуждаться отдельно, но некоторые из них рассмотрим здесь в виде примеров. У одного и того же человека могут сосуществовать внешне противоположные черты. Это обусловлено структурой компромиссного образования, в котором может быть выражена та или иная его часть. Так, например, человек с оральным характером может проявлять оптимизм и уверенность в себе либо депрессию и враждебную зависимость - в соответствии с тем, удовлетворены или фрустрированы оральные потребности, лежащие в основе его поведения. Такие лица своим пассивным поведением могут побуждать других заботиться о них или проявлять каннибальскую агрессивную ненасытность. Они могут быть великодушными и благородными, отождествляя себя с кормящей матерью, но могут быть жадными и малодушными, идентифицируясь с фрустрирующей матерью.

Если черты характера, формирующиеся на основе конфликтов оральной фазы, удается определить с помощью функций, направленных на удовлетворение соответствующих потребностей, то проявления характера анальной фазы более или менее легко определяются их защитными паттернами. Поэтому компульсивный характер, представляющий собой форму опального характера, описывается в терминах совокупности характеристик, проистекающих из защитных реактивных образований. Как правило, они включают в себя прямолинейность, бережливость и перфекционистские стремления. Лица с уретральным характером описываются как честолюбивые, постоянно соперничающие, но склонные к стыдливости. Лица с фаллически-нарциссическим характером склонны к безрассудству (контрфобическому), самоуверенности и демонстративности. Генитальный характер - психоаналитический термин, обозначающий идеальный уровень психосексуального развития, - это человек, достигший полного примата генитальности в психосексуальном развитии, преодолевший эдипов комплекс и способный к постамбивалентной объектной любви.

Черты характера, основанные но реактивных образованиях или фобическом избегании, препятствуют удовлетворению влечений. Черты характера, в которых преобладающим способом защиты является сублимация, допускают целесообразное и адаптивное удовлетворение и рассматриваются как более или менее нормальные. Таким образом, в соответствии с одним из подходов, цель характероанализа состоит в замещении реактивных черт характера сублимированными.

Помимо типов характера, описанных на основе либидинозных фаз и защит, применяются и другие типологические термины, которыми обозначаются патологические констелляции, включая те, что проистекают из парциальных влечений. К этой группе относятся 'как будто личность', паранойяльный, депрессивный, пограничный,истерический, нарциссический, невротический, фобический, психотический, садистский, шизоидный, шизотипический и социологический характеры. Наконец, существуют типы характера, которые не подпадают ни под одну классификацию, но хорошо известны благодаря таким дескриптивным терминам, как 'исключения', 'сокрушенные успехом' и 'невроз судьбы'.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь

Найдено схем по теме ХАРАКТЕР — 0

Найдено научныех статей по теме ХАРАКТЕР — 0

Найдено книг по теме ХАРАКТЕР — 0

Найдено презентаций по теме ХАРАКТЕР — 0

Найдено рефератов по теме ХАРАКТЕР — 0

Вы можете заказать написание реферата: