Диагностика
процесс распознавания болезни или оценки функционального состояния организма, т. е. процесс постановки диагноза.
Источник: Толковый словарь анестезиолога реаниматолога.
ДИАГНОСТИКА
раздел медицины (в том числе в психиатрии и психотерапии), изучающий признаки болезней, методы исследования пациентов и принципы установления диагноза.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ДИАГНОСТИКА
процесс выяснения состояния здоровья и факторов, определяющих его. Д. может проводиться у одного человека, семьи, группы лиц или сообщества. Cм. также ярлык болезни.
Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.
ДИАГНОСТИКА
особый вид научного познания, сущность которого заключена в опознавании и оценке состояния конкретных явлений и процессов воинской практики, а также в выявлении отклонений этого состояния от определенных, регламентирующих его норм (или степени совпадения). (См. также психодиагностика).
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
ДИАГНОСТИКА
(от греч. diagnostikos способный распознавать) — раздел медицины, изучающий содержание, методы и последовательные ступени процесса распознавания болезней или особых физиологических состояний. Определение природы заболевания путем учета объективных и субъективных признаков (симптомов) болезни, медицинского анамнеза и данных лабораторных и рентгенологических исследований.
Источник: Словарь-справочник по истории медицины 2010 г.
ДИАГНОСТИКА
от греч. diagnostikos – способный распознавать) – учение о методах и принципах распознавания и оценки состояния объекта, процесса, явления и постановки диагноза; процесс постановки диагноза. Первоначально понятие «Д.» использовалось в медицине. Однако затем этот термин стал применяться и во многих др. областях: Д. техническая, Д. плазмы, Д. предвыборной ситуации и др.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Диагностика
Процесс распознавания индивидуального состояния организма и свойств личности с помощью комплекса объективных и субъективных методов для постановки диагноза. Различают Д. медицинскую, психологическую, педагогическую, профессиональную и др. Логическим продолжением Д. является прогнозирование заболевания, его профилактика, коррекция, лечение, программы развития и т. д.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
ДИАГНОСТИКА
от греч. diagnostikos - способный распознавать] - 1) раздел медицины, изучающий признаки болезней, содержание и методы исследования больного, а также принципы установления диагноза; 2) процесс распознавания болезни и изучения индивидуальных биологических и социально-психологических особенностей больного, включающий в себя всестороннее медицинское обследование, анализ полученных результатов, их интерпретацию и обобщение в виде диагноза.
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
ДИАГНОСТИКА
греч. diagnostikos - способный распознавать). Диагностический процесс. Учитываются особенности диагностического мышления врача и значимость клинических признаков болезни, данных лабораторных исследований (биохимических, серологических, рентгенологических, электрофизиологических, патопсихологических и др.), роль социально-психологических, средовых и микросредовых факторов. Для последующего лечения и социально-трудовой реабилитации больного большое значение приобретает ранняя психиатрическая диагностика.
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Диагностика
(нем. Diagnostik). Методы исследования больного и установление диагноза в соответствии с данными, собранными у больного и его близких, из проведенных всесторонних исследований, а во многих случаях и из результатов проведенного лечения и характера течения заболевания. Зачастую трудно (или даже невозможно) определить диагноз, это можно сделать либо по завершении лечения и выздоровлении больного, либо, при неблагоприятном исходе, на основании патологоанатомических данных аутопсии. См. Дифференциальный диагноз; Прогноз; Прогностический.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Диагностика
В диагностике развития задача исследователя заключается не только в установлении известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по их внешним, сходным чертам, но исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития. (1.5.16, 302 – 303) современная практика различает несколько видов диагностики развития В основе описательной диагностики лежит убеждение в том, что описательный метод позволяет избегнуть многих ошибок абсолютных психометрических определений и воспользоваться преимуществами сравнительного метода. Другой вид диагностики, так называемая дифференциальная диагностика, строится на основе того же сравнительного метода исследования. (1.5.16, 315) См. Метод, Развитие
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004
Диагностика
греч. diagnostikos - способный распознавать) - идентификация болезни, синдрома, болезненного состояния, симптома, отклонения согласно принятой в психиатрии модели соответствующего расстройства. Обычно предполагает тщательное обследование с применением всех существующих ныне методов исследования с целью получить достаточный объем достоверной информации о состоянии пациента, изучение, анализ и синтез такой информации. Операциональная диагностика – установление диагноза по принятому стандарту критериев определенного психического расстройства (это, например, набор симптомов, критерий времени (например, в течение 1-го месяца, 2-х лет), критерий течения (периодическое, любое другое течение). Диагностика номотетическая (греч. nomos – закон, thesis – положение, утверждение) – классический подход к идентификация расстройства по перечню наиболее характерных его признаков. При этом учитываются все остальные признаки, но им придается дополнительное диагностическое расстройство. Диагностика политетическая – идентификация расстройства по перечню свойственных ему признаков с указанием количества последних, достаточных для диагноза. Например, если из 10 признаков у пациента присутствуют 2 или 3, этого считается достаточным для установления диагноза.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Диагностика
в клинической психологии) — идентификация болезни, расстройства, синдрома, состояния, пр. Термин используется по аналогии с медицинской моделью для указания на необходимость классификации и категоризации; предполагается, что диагностические категории определены. Диагностический тест — любой тест или процедура, используемые с целью точного определения характера и происхождения нарушения способности или расстройства. В психологии "диагностический" относится скорее к определению конкретного источника проблем индивида в какой-то области. Диагностическое интервью — распространенная процедура в клинической обстановке, при которой клиент или пациент интервьюируется с целью получения некоторого приемлемого определения характера расстройства и его этиологии и для планирования метода лечения. Дифференциальная Д. направлена на определение того, какая из двух (или более) схожих болезней (расстройств, состояний, пр.) имеется у индивида. Диагноз психологический — конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки его актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет Д. п. — установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии. Сегодня, как правило, установив средствами психодиагностики те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности указать на их причины, место в структуре личности. Такой уровень диагностики Л. С. Выготский назвал симптоматическим (или эмпирическим). Этот диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Л. С. Выготский отмечал, что данный диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Здесь работу психолога вполне можно заменить машинной обработкой данных. Важнейшим элементом Д. является выяснение в каждом отдельном случае того, почему определенные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия. Именно поэтому второй ступенью в развитии Д. п. является этиологический диагноз, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения. Высший уровень — типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности. По словам Л. С. Выготского, диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности. Диагноз неразрывно связан с прогнозом. По Л. С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять "внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития". Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Развитие теории Д. в настоящее время является одной из наиболее важных задач отечественной психодиагностики.
Источник: Клиническая психология. Словарь