ПСИХОДИАГНОСТИКА

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПСИХОДИАГНОСТИКА
область знаний и умений, связанных с созданием и применением в практике методов психологической диагностики, в частности психологических тестов.

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

ПСИХОДИАГНОСТИКА
теория и практика оценки психологических свойств, процессов и состояний человека при помощи научно проверенных методов, позволяющих получать достоверную информацию о них.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ПСИХОДИАГНОСТИКА
область специальных психологических знаний и методов, при помощи которых осуществляется количественная и качественная оценка психологических процессов, свойств и состояний человека.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ПСИХОДИАГНОСТИКА
от греч. psyche - душа и diagnostikos - способный распознавать) - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Психодиагностика
область исследований, связанных с количественной оценкой и очным качественным анализом психологических свойств и состояний человека при помощи научно-проверенных методов, дающих цостоверную информацию о них.

Источник: Баженов В.Г., Баженова В.П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. 2007

ПСИХОДИАГНОСТИКА
(от греч. psyche - душа и diagnostikos - способный распознавать) - направление психологических исследований, определяющее уровень и характер развития личности или ее отдельных функций в данный момент. П. имеет ближнюю сферу предвидения развития исследуемых явлений, психопрогностика - дальнюю.

Источник: Акмеологический словарь.

ПСИХОДИАГНОСТИКА
Раздел прикладной (медицинской) психологии, изучающий качественно и количественно состояние основных психических функций при помощи психологических методов. В отличие от патопсихологии, П. в основном использует тестовые методы исследования интеллекта и личности, позволяющие дать оценку изучаемых факторов в количественных показателях.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

ПСИХОДИАГНОСТИКА
отрасль психологии личности, предмет которой — оценка потенциальных способностей конкретных личностей или их типов к определенным видам деятельности, подчиненная задачам психопрогностики. Необходимое условие ее эффективности — соблюдение личностного подхода и учет общих требований метрологии — науки об измерениях.
Различают экспресс-П и пролонгированную П.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Психодиагностика
(Psychodiagnostica) (от греч. psyche и diagnosis - распознавание, различение). Оценка психического состояния больных с помощью экспериментально-психологических тестов. Система научных знаний и методов опознания индивидуальности человека в ее неповторимости, изучение отдельных психических явлений (психических процессов, состояний, свойств и отношений личности), их взаимосвязи.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Психодиагностика
психо + греч. diagnosis – распознавание, определение) – 1. специальное значение – процедуры для диагностики психического расстройства (наблюдение, расспрос и др.); 2. обозначение любой процедуры изучения и оценки психологических или личностных свойств испытуемого; 3. любая валидная методика для оценки личности путем интерпретации моделей поведения, особенно невербальных, например, выражения лица, положения тела, походки и др.).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Психодиагностика
(греч. psyche — душа, diagnosis– распознавание) — раздел психологии, изучающий принципы, методы выявления и изучения индивидуально–психологических особенностей человека. В компетенцию П. входят конструирование и апробация методик, разработка требований к ним как измерительным инструментам, выработка правил поведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Психодиагностика
англ. psychodiagnostics; от греч. psyche - душа + diagnosis - распознавание, определение) - наука и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Синоним - психологическая диагностика. Объектом П. могут выступать навыки, умения, общие и специальные способности, динамические характеристики психических процессов, психические состояния, мотивы, потребности, интересы, черты личности и др.

Источник: Словарь по психогенетике

ПСИХОДИАГНОСТИКА
1. Специальное значение – процедуры для диагностики психологической патологии, психических расстройств и т.д. 2. В более общем смысле – этот термин используется для обозначения любой процедуры оценки психологических или личностных свойств. Более подробно об употреблении см. диагностика. 3. Любая из более или менее валидных методик для оценки личности путем интерпретации моделей поведения, особенно невербальных, например, выражения лица, положения тела, походки и т.д. 4. Иногда употребляется в отношении применения теста Роршаха.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Психодиагностика
Процесс выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей человека с помощью специальных средств и методов. К последним относят тесты (на интеллект, достижения, специальных способностей, критериально-ориентированные и др.); опросники и анкеты для выявления склонностей, интересов, ценностных ориентаций личности; проективные техники для установления установок, фобий, предпочтений; методики диагностики свойств нервной системы (работоспособность, темп деятельности, переключаемость, помехоустойчивость и др.); малоформализованные методики (наблюдения, беседы). Психодиагностические методики должны быть стандартизированы, надежны и информативны.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ПСИХОДИАГНОСТИКА
(как практическая деятельность) – комплекс мероприятий по выявлению, измерению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности, социально-психологических характеристик деятельности коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, влияющих на эффективность деятельности в целях: прогноза дальнейшего развития объекта обследования; поиска наиболее эффективных способов работы с ним; разработки конкретных рекомендаций для обследуемого, а также для должностных лиц по дальнейшей оптимизации существующих организационных форм, методов и средств обучения, воспитания и режима жизнедеятельности. Оформление П. в качестве самостоятельного направления исследований происходило в 20-е гг. XX в. Значительный вклад в становление П. внесли труды Ф. Гальтона, Дж. Кеттела, Г. Эббингауза, А. Бине и др. Появление и совершенствование математико-статистического аппарата и прежде всего корреляционного и факторного анализов, использование возможностей психометрии оказали влияние на практическую эффективность П.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ПСИХОДИАГНОСТИКА
от греч. psyche — душа и diagnostikos — способный распознавать) — направление в психологии, разрабатывающее методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. П. относится к числу научно-практических направлений и базируется, с одной стороны, на теории психологических измерений (психометрике), а с другой— на психологии способностей и индивидуальных различий. В инженерной психологии П. представляет собой измерение индивидуальных психологических и психофизиологических характеристик оператора для выявления их соответствия требованиям деятельности. При этом могут измеряться характеристики анализаторов, процессов переработки информации (памяти, мышления, внимания и др.), сенсомоторные характеристики, индивидуально-типологические свойства нервной системы, индивидуально-личностные характеристики, электрофизиологические показатели и т, д. По результатам психодиагностического обследования выносится психологический диагноз, который используется в целях профессионального отбора, определения функционального состояния оператора, готовности к деятельности и других случаях. Обработка результатов психодиагностического обследования проводится статистическими методами, широко применяется корреляционный анализ и факторный анализ, методы распознавания образов. Основные методы П.— тестирование, опрос, измерения, их материальное обеспечение — тесты, опросники, аппаратурные средства.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Психодиагностика
(от греч. psyche — «душа», diagnosticos — «способный распознавать») — 1) процесс постановки диагноза о выраженности того или иного психологического качества; 2) область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, включающая определение требований к измерительным инструментам, конструирование и апробацию методик, установление правил обследования, обработку и интерпретацию результатов. Основу П. составляют количественные измерения индивидуально-психологических различий между людьми.
В процессе развития П. были выдвинуты такие понятия, как «репрезентативность», «надежность», «валидность», «достоверность», ставшие в настоящее время неотъемлемыми атрибутами современных психологических исследований.
Активное развитие П. началось с конца XIX в., когда в 1884 г. Ф. Гальтон стал проводить эксперименты по изучению выраженности у различных людей отдельных характеристик восприятия, памяти. В начале XX в. А. Бине разработал метод диагностики умственного развития — один из первых психологических тестов. С этого же времени стали создаваться и проективные методы, предназначенные для анализа личности (К. Г. Юнг, Г. Роршах). В 1920-е гг. психометрические исследования (см. Психометрика) стали повальным увлечением психологов. С конца 1940-х гг. в П. начали активно применяться методы математической статистики.
Литература
Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. М., 1982.
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. СПб., 2002.
Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ПСИХОДИАГНОСТИКА
ПСІХАДЫЯГНОСТЫКА / PSYCHODIAGNOSTICS– 1) область психологической науки, изучающая теорию и методику психологических измерений (разрабатывает методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности и характеристик группы); 2) собственно процедура сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных о тех или иных особенностях индивида или группы. Оформление П. в качестве самостоятельного направления исследований происходило в 20-е гг. XX в. Значительный вклад в становление П. внесли труды Ф. Гальтона, Дж. Кеттела, Г. Эббингауза, А. Бине и др. Появление и совершенствование математико-статистического аппарата и прежде всего корреляционного и факторного анализов, использование возможностей психометрии оказали влияние на практическую эффективность П. Последнее столетие П. как наука и ее практические приложения интенсивно развивались, и в настоящее время образуют разветвленную структуру методов и методик. Методики П. можно разделить на две группы: слабо и строго формализованные. К слабо формализованным методикам относятся наблюдение, беседа и интервью, анализ продуктов деятельности, они применяются для изучения психологических феноменов, плохо поддающихся объективизации и формализации (самость, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Слабо формализованные методики очень трудоемки и требуют большого профессионального мастерства и опыта психодиагноста. К строго формализованным методикам относятся тесты, опросники, некоторые проективные тесты и психофизиологические методики. Такие методики должны отвечать психометрическим требованиям, а применение предполагает жесткую регламентацию. С развитием информационно-коммуникационных и компьютерных технологий многие строго формализованные методики переведены в программную и/или онлайн-оболочку. Последнее сопряжено с определенными рисками, т. к. в процессе П. не участвует специалист-психолог, а испытуемый может неверно понять полученные результаты. Г. А. Фофанова

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Психодиагностика
Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + diagnosis - распознавание.
Категория. Процесс постановки диагноза о выраженности того или иного психологического качества.
Специфика. Включает в себя разработку требований к измерительным инструментам, конструирование и апробацию методик, выработку правил обследования, обработку и интерпретацию результатов. В основе психодиагностики лежит психометрика, занимающаяся количественным измерением индивидуально-психологических различий и использующая такие понятия, как репрезентативность, надежность, валидность, достоверность. Интерпретация полученных при помощи тех или иных психодиагностических методов данных может осуществляться на основе использования двух критериев: при качественном сравнении с нормой или эталоном, в качестве которого могут выступать представления о непатологическом развитии или социально-психологические нормативы, с последующим заключением о наличии или отсутствии определенного признака; при количественном сравнении с группой с последующим заключением о порядковом месте среди других.
История. Есть сведения о применении психодиагностических испытаний с III тыс. до н.э. в Древнем Египте, Китае, Древней Греции. Собственно научная психодиагностика начинается с конца ХIХ в., когда в 1884 г. Ф.Гальтон стал проводить обследования людей по выраженности у них частных характеристик восприятия, памяти. В начале ХХ в. А.Бине приступил к разработке методов диагностики умственного развития и умственной отсталости. По предложению В.Штерна был введено понятие коэффициента умственного развития (IQ). С этого же времени стали создаваться и первые проективные методы, предназначенные для анализа личности (К.Г.Юнг, Г.Роршах), достигшие - в силу активного развития психотерапии и психологического консультирования - своего апогея в конце 30-40-х гг. С 40-60-х гг. активно создаются личностные опросники.
Виды. К основным психодиагностическим методикам относятся тесты интеллекта, достижений, специальных способностей, критериально-ориентированные тесты; опросники для выявления интересов, ценностных ориентаций личности; проективные методики диагностики установок, отношений, предпочтений, страхов; психофизиологические методики измерения свойств нервной системы (работоспособность, темп деятельности, переключаемость, помехоустойчивость); малоформализованные методики (наблюдение, беседа, контент-анализ).

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ПСИХОДИАГНОСТИКА
диагностика психологическая) - постановка диагноза психологического или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии клиента в целом или же о некоем отдельном психологическом свойстве. В психологии сложилось два понимания этого термина.
1. Специфическая сфера деятельности психолога - связанная с практической постановкой диагноза психологического и решающая скорее сугубо практические вопросы организации и проведения диагностики; здесь решаются вопросы о профессиональных требованиях к диагностам, об определении перечня знаний, умений и навыков для успешной работы в этой сфере, о разработке средств и методов практической подготовки диагностов и оценке их компетентности, и пр.
Диагноз психологический описывает состояния объектов, коими могут выступать в различных отношениях отдельная личность, группа или организация. Производится на основе специальных методов (=> исследование психодиагностическое).
Психодиагностика может входить составной частью в эксперимент или же выступать самостоятельно - как метод исследования либо как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование. Понимается двояко:
1) в широком смысле - сближается с измерением (психологическим) вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психологическому анализу, выступая как выявление и измерение его свойств;
2) в узком смысле, более распространенном - измерение индивидуально-психологических свойств личности.
В психодиагностическом обследовании выделяются основные этапы:
1) сбор данных;
2) переработка и интерпретация данных;
3) вынесение решения - диагноз психологический и прогноз психологический.
Пока часто приходится ограничиваться диагнозом психологическим первого уровня, и о психодиагностике и ее методах обычно говорят в связи со способами собственно выявления и измерения.
Основные методы диагностики - тестирование и опрос, их методическое воплощение - тесты и опросники.
2. Специальная область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Направлена на разработку и использование различных психодиагностических средств.
Начавшись с попыток "охватить числом операции ума" и с применения тестов интеллекта, психодиагностика разрабатывала для измерения различий индивидуально-психологических методы исследования личности, в дальнейшем послужившие основанием для создания методик проективных и опросников. Но на ее развитии сказывалось отставание теоретического уровня осмысления от методического оснащения. Ее практическая эффективность возросла с появлением и совершенствованием математико-статистического аппарата, прежде всего анализа корреляционного и факторного, и с использованием психометрии. К типичным задачам психодиагностики относятся:
1) установление наличия у клиента некоего психологического свойства или особенности поведения;
2) определение степени развитости этого свойства с ее выражением в определенных количественных или качественных показателях;
3) при надобности - описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей клиента;
4) сравнение степени развитости и проявления этих свойств у разных индивидов.
Кроме применяемой методики, на результаты диагностики влияют: ситуация и ее понимание испытуемым; полученные им инструкции; личность и поведение самого диагноста.
Если ситуация воспринимается испытуемым как экзамен, он поведет себя соответственно. При наличии тревожности он будет беспокоиться, видеть угрозу своей личности, - то есть воспринимать ситуацию как потенциально опасную.
От инструкции особо требуется доступность и точность формулировок. Здесь не должно быть неоднозначно трактуемых слов и выражений. Нужно применять письменную форму инструкций: при этом минимально влияние на ее понимание особенностей речевыражения диагноста, к тому же устные инструкции легко забываются.
Отрицательное впечатление о личности диагноста вызывает подобное отношение у испытуемых, кои склонны давать такие ответы, что, по их мнению, не понравятся диагносту. Напротив, излишне положительное впечатление может привести к тому, что они постараются "угодить" ему. Поэтому диагносту надлежит, быть спокойным, уравновешенным, и вести себя достаточно ровно, доброжелательно и уважительно.
Интерпретация данных, полученных посредством некоих методов психодиагностики, может выполняться на базе двух критериев:
1) при качественном сравнении с/нормой или эталоном, в качестве коего могут выступать представления о непатологическом развитии или социально-психологические нормативы - с последующим заключением о наличии или отсутствии у испытуемого определенного признака;
2) при количественном Сравнении с группой - с последующим заключением о порядковом месте испытуемого среди других.
Развитие психодиагностики обуславливает, изменение и развитие соответственных процедур и методик, предназначенных для выявления различий индивидуально-психологических - соответственно развитию психологии теоретической и методологии измерений психологических.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Психодиагностика
греч. psyche — душа и diagnostikos — способный распознавать) — область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, связанная с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей и перспектив развития человека. Психодиагностические задачи можно рассматривать с трех позиций. Во-первых, в ситуации, когда клиент сам обращается к клиническому психологу с запросом психодиагностического обследования (он охотно идет на сотрудничество, старается выполнять как можно точнее все инструкции без намерений "приукрасить" себя или фальсифицировать результаты). Во-вторых, в ситуации экспертизы. В этом случае клиент, подвергаясь экспертизе, знает об этом и старается выдержать своеобразный "экзамен" (может контролировать свое поведение и ответы для получения приемлемого для себя результата, в некоторых случаях возможна симуляция, например, психического расстройства). В-третьих, в ситуации, в которой строго не оговорено кто и как будет использовать диагностические данные. В этом случае возможны следующие ситуации: (а) данные используются специалистом-смежником для постановки непсихологического диагноза. Эта ситуация типична для использования результатов психодиагностического обследования в медицине. Психолог при этом не несет ответственности ни за диагноз, ни за лечение, назначенное врачом. (б) Данные психодиагностического обследования используются самим психологом-диагностом для постановки психологического диагноза, но использовать их будут специалисты другого профиля. Такова, например, ситуация при выявлении психологических причин школьной неуспеваемости. (в) Данные психодиагностического обследования используются самим психологом-диагностом для разработки, например, коррекционных программ. (г) Диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции своего поведения и т. д. В этом случае психолог-диагност несет ответственность не только за качество проведенного психодиагностического обследования, но и за список тех данных, которые он считает возможным передать клиенту (важно соблюдать принцип "не навреди"). Психолог-диагност в своей работе применяет различные методы, методики, диагностические процедуры, которые прежде чем применяться, проходят эмпирическую проверку (выясняется их валидность, надежность и т. п.) в специальных исследованиях. Существует ряд оснований для классификации психодиагностических методик, одно из них — мера "объективности — субъективности", которой обладают ее результаты (для "объективных методик" влияние психолога-диагноста на интерпретацию результатов является минимальным; для "субъективных методик" результаты интерпретации, наоборот, будут во многом зависеть от опыта психолога-диагноста). В соответствии с рассматриваемой классификацией выделяют следующие группы психодиагностических методик (А. Г. Шмелев, 1996): 1) Психофизиологические методики. Диагностически значимые показатели регистрируются по данным различных приборов. В качестве таких показателей могут быть: дыхание, пульс, кожно-гальванические реакции, мышечный тонус и т. д. Однако это не сами поведенческие реакции, а их физиологические индикаторы. Поэтому с точки зрения психологических показателей — это косвенный вид диагностики и чаще всего используется для диагностики функциональных состояний человека. 2) Аппаратурные поведенческие методики. В случае применения этого класса методик диагностируемые параметры считываются со шкал соответствующих приборов. Диагностируемыми параметрами могут быть: элементарные психические функции (например, чувство равновесия, психомоторная координация), свойства нервной системы, психологическая совместимость и срабатываемость ("гомеостат Горбова") и др. Частным случаем аппаратурных методик являются тесты-тренажеры для диагностики определенных профессиональных умений. С их помощью имитируются реальные условия профессиональной деятельности. 3) Объективные тесты. Психологический тест — это стандартизированный инструмент, предназначенный для объективного измерения одного или более аспектов личности. Наиболее существенными признаками тестов являются: (а) стандартизация предъявления и обработки результатов, (б) независимость результатов от влияния самой экспериментальной, (в) ситуации и воздействия психолога-диагноста, (г) сопоставимость индивидуальных данных с нормативными. К объективным тестам относятся те методики, в которых в соответствии с социокультурными нормами возможны объективно "правильные" и "неправильные" ответы. Результаты тестирования обрабатываются по ключу, заданным соответствующим нормативом. В эту категорию попадает большинство тестов на интеллект, тесты специальных способностей, тесты достижений, 4) Тесты — опросники (предполагают набор пунктов, относительно которых обследуемый выносит суждения используя заданные варианты ответов). Пункты теста-опросника могут аппелировать либо непосредственно к опыту субъекта, либо к мнениям и суждениям, в которых косвенно проявляется его личный опыт или переживания. Различают опросники-анкеты и личностные опросники. Опросники-анкеты дают возможность получить информацию об обследуемом, не отражающую его непосредственно личностные особенности (это могут быть биографические данные или некоторые установки, например, отношение к определенной социальной группе и т. д.). Личностные опросники ориентированы на измерение личностных особенностей обследуемого. Среди таких опросников выделяют несколько групп: (а) Типологические опросники (позволяют отнести обследуемого к тому или иному типу, отличающемуся качественно своеобразными проявлениями), например, опросник Г. Ю. Айзенка. Часто к этой группе методик относят Миннесотский многопрофильный личностный опросник — MMPI. (б) Опросники черт личности (позволяют измерять выраженность тех или иных личностных признаков). Один из наиболее распространенных 16-факторный личностный опросник Р. Кэттела. (в) Опросники мотивов, ценностей, установок, интересов. 5) Методика субъективного шкалирования (обследуемый по предложенным ему шкалам или тем, которые он предлагает, сам оценивает внешние объекты или понятия, а выводы делаются о нем самом). Так, в частности, для диагностики когнитивного стиля используется методика "свободной сортировки Гарднера" (обследуемый оценивает объекты по номинальной шкале сходства): чем больше классов объектов в свободной классификации он изобрел, тем его понятийная система считается более дифференцированной. 6) Проективные методики. Принцип проекции, лежащий в основе этих методик, основан на том, что в разнообразных проявлениях индивида — в его творчестве, в интерпретации различных событий, предпочтениях и т. д. проявляется его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, переживания, конфликты. Проективные методики предполагают создание для обследуемого достаточно неопределенной ситуации, оставляющей ему свободу действий (в рамках инструкций), что допускает выбор ответа в очень широких пределах. Ответами могут быть как целостные рисунки, так и тексты и не могут интерпретироваться как правильные или неправильные. Ответы обследуемого представляют для психолога-диагноста ценность как таковые, как индивидуальное проявления его личностных особенностей, о которых и делаются выводы. Выделяют следующие группы проективных методик (Френк, цит. по Е. Т. Соколовой, 1980): — Методики структурирования. Содержанием работы обследуемого является придание смысла материалу, его структурирование. Это — тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции и др. — Методики конструирования: создание целого из отдельных частей (MAPS, тест мира и его разнообразные модификации и др.). — Методики интерпретации: обследуемый интерпретирует события предлагаемых ситуаций, изображений (TAT, тест фрустраций Розанцвейга, тест Зонди и др.). — Методики дополнения (неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга и др.). — Методики катарсиса: творческая деятельность обследуемого в особо организованных условиях. Это — психодрама, проективная игра и др. — Методики изучения экспрессии: анализ почерка, речевого общения, и др. — Методики изучения продуктов творчества (тест рисования фигуры человека — варианты Гуденау и Маховер, тест рисования дерева К. Коха, тест рисования дома и др.) С помощью этих групп методик выявляются наиболее существенные свойства личности в их взаимозависимости и целостности функционирования. 7) Стандартизированное аналитическое наблюдение. Психолог-диагност заранее знает, какие факты в поведении наблюдаемого объекта регистрировать и как на основании этих фактов оценивать латентные диагностические переменные. 8) Контент-анализ (анализ содержания). В материале наблюдения подсчитываются частоты появления определенных параметров, а затем по соотношению этих частот делаются психологические выводы. 9) Включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием. Часто не представляется возможным организовать наблюдение с привлечением независимых наблюдателей. В такой ситуации к вынесению суждений об объектах наблюдения могут быть привлечены сами участники рассматриваемого процесса. Мера выраженности оцениваемого свойства обеспечивается градацией субъективной оценки по определенной рейтинг-шкале (пятибалльной, семибалльной и т. д.). 10) Психологическая беседа (интервью). Этот метод кажется простым, естественным и эффективным. В действительности интервьюер оказывает на обследуемого воздействие, которым можно считать сами задаваемые им вопросы. Успех беседы зависит от того, устанавливаются или нет доверительный контакт между интервьюером и интервьюируемым. Беседа относится к классу интерактивных методов (методов прямого воздействия). 11) Ролевая игра — особая разновидность интерактивных методов, особенно эффективных для диагностики детей. В игре ребенок проявляет присущие ему черты поведения. Однако правила игры, распределение ролей и поведение конкретных участников могут оказывать серьезное воздействие на ребенка, которое приводит к изменению установок, тактики поведения и т. д. Методы с 6 по 11 являются субъективными методами экспертной оценки. Психолог-диагност по определенной процедуре оценивает либо само поведение обследуемого, либо продукты его деятельности. Результаты оценки оказываются зависимыми от его квалификации. Самым "уязвимым" методом в этом смысле является психологическая беседа. Традиционно выделяют также общую психодиагностику и частную.

Источник: Клиническая психология. Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
349.58 кб

Компьютерная психодиагностика как условие развития одаренности

Кибальченко И. А., Устинов Д. А., Шаповалов С. Н.
Читать PDF
196.33 кб

Психодиагностика эмоционально-аффективных расстройств у женщин с онкологической патологией

Кузнецова А. А.
В статье представлены результаты исследования выраженности и структуры тревожности, уровня депрессивности и алекситимии у женщин, больных раком молочной железы.
Читать PDF
370.40 кб

Психодиагностика в прогнозировании успешности профессиональной деятельности психолога ОВД

Петров Вячеслав Евгеньевич, Левашова Татьяна Николаевна
Рассмотрен методический аспект психодиагностического прогнозирования успешности профессиональной деятельности психологов ОВД.
Читать PDF
141.72 кб

Медицинская психодиагностика как объект системного исследования

Щелкова О. Ю.
В статье представлен методологический подход к исследованию медицинской психодиагностики как системы профессиональной деятельности психологов в области клинической и профилактической медицины.
Читать PDF
154.45 кб

Приглашение на всероссийскую научную конференцию «Современная психодиагностика в изменяющейся России

Читать PDF
353.63 кб

Психодиагностика профессионально важных качеств студентов сервисных специальностей

Глазков Сергей Владимирович
Читать PDF
233.78 кб

Маркетинг услуг и психодиагностика в современном экономическом мире

Куцулова Ф. А.
Читать PDF
320.93 кб

Психодиагностика личностной беспомощности: проблемы и методы

Циринг Диана Анатольевна, Евстафеева Евгения Александровна
В статье рассматриваются проблемы психодиагностики личностной беспомощности, описываются и обосновываются возможности использования имеющегося в арсенале психологов инструментария для диагностики феномена личностной беспомощности
Читать PDF
382.29 кб

Компьютерная психодиагностика в теории и практике медицинской психологии: этапы и перспективы развит

Вассерман Людвиг Иосифович, Иовлев Борис Вениаминович, Червинская Ксения Ральфовна
Обсуждаются актуальные методологические проблемы и перспективы развития компьютерной медицинской психодиагностики. Очерчен круг проблем, касающихся разработки критериев качества психодиагностического инструментария.
Читать PDF
185.59 кб

Психодиагностика в системном исследовании эмоционально-личностной сферы врачей анестезиологов-реаним

Щелкова Ольга Юрьевна
Статья посвящена изучению психологического статуса врачей анестезиологов-реаниматологов, работающих в условиях профессионального стресса.
Читать PDF
79.72 кб

Российская психодиагностика в канун перемен

Читать PDF
3.40 мб

Психодиагностика психосоциальной зрелости учащихся

Читать PDF
0.00 байт

II Всероссийская научная конференция «Современная психодиагностика в период инноваций» (г. Челябинск

Матвеева Лариса Геннадьевна, Первухина Елена Сергеевна
8-10 сентября 2010 г. в Челябинске прошла П Всероссийская научная конференция «Современная психодиагностика в период инноваций».
Читать PDF
1.06 мб

Современная психодиагностика России: преодоление кризиса и решение новых проблем

Батурин Николай Алексеевич
Дан анализ развития отечественной психодиагностики за последние два года после проведения I Всероссийской конференции: «Современная психодиагностика в изменяющейся России» (Челябинск, 2008), на которой сложившаяся в психодиагности
Читать PDF
0.00 байт

Современная психодиагностика России

Батурин Николай Алексеевич
Статья посвящена анализу ситуации, сложившейся в отечественной психодиагностике, которую, по мнению авторитетных отечественных психологов, можно обозначить, как кризисную.

Похожие термины:

  • Психодиагностика раннего детства

    совокупность методов и средств диагностики психического развития детей младшего возраста (новорожденных, младенцев, младших дошкольников). В раннем детстве контроль соответствия нормам психиче
  • ПСИХОДИАГНОСТИКА: ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

    практическая психодиагностика - весьма сложная и ответственная область деятельности. Она требует соответственного образования, мастерства и может серьезно затрагивать судьбы людей, когда на ее
  • ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА

    совокупность приемов и методик, направленных на изучение, получение данных и количественное измерение уровня интеллектуального развития человека. П. и. осуществляется обычно с помощью специальн
  • ПСИХОДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТИ К ОБЩЕНИЮ

    совокупность приемов и методов, направленных на диагностику и изучение способностей человека к общению. Способность к общению — один из наиболее социально обусловленных видов способностей, проя
  • ПСИХОДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

    совокупность приемов и методик, направленных на изучение и измерение личностных характеристик и качеств человека. Интерес к П. с. л. особенно сильно возрос в инженерной психологии в последние деся
  • Медицинская психодиагностика

    система методов, используемых в клинической психологии для исследования больного человека. В отличие от общей психодиагностики М. п. направлена: 1) на обнаружение психологических отклонений от но
  • Общение: психодиагностика

    область психол. науки и одновр. важнейшая форма психол. практики, связанная с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психол. особенностей и перспектив р
  • ПСИХОДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ

    совокупность приемов и методик, направленных на получение психологического диагноза особенностей памяти. Выявляются различные характеристики и виды памяти (объем и прочность долговременной, оп
  • ПСИХОДИАГНОСТИКА: ТРЕБОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

    профессиональные требования психодиагностики) - к работе диагноста и используемым методам предъявляется ряд довольно строгих требований. Так, диагност должен быть основательно знаком с психолог
  • военно-профессиональная психодиагностика

    область военной профессиологии, разрабатывающая методы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
  • ПСИХОДИАГНОСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА

    совокупность приемов и методик, направленных на получение и интерпретацию данных об особенностях темперамента испытуемого. Для П. т. используются три основных подхода: 1) свойства темперамента (са
  • ВИЗУАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

    ВПД) — новая и относительно самостоятельная отрасль психологии, задача которой состоит в изучении важных характеристик поведения и облика человека в целях проникновения во внутреннее психологи
  • ПСИХОДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ

    совокупность приемов и методик, направленных на получение психологического диагноза особенностей и качеств внимания (устойчивости, переключаемости, концентрации и т. д.).
  • ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

    познавательная, аналитическая деятельность, которая направлена прежде всего на выявление и оценку психологических параметров дисциплины личного состава.
  • ЭКСПРЕСС-ПСИХОДИАГНОСТИКА

    ускоренная психодиагностика, методы которой — ознакомительная беседа, экзамены и исследование тестами. Выводы Э.-п. значительно менее точны, чем пролонгированной психодиагностики.
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

    исследование и оценка свойств человека как индивидуальности в целях профотбора, профориентации, профессиональной подготовки для решения практических вопросов по оптимизации профессиональной д
  • ПРОЛОНГИРОВАННАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

    (лат. pro — вперед, longus — долгий, длинный) — вид пси ходи агностики, опирающийся на изучение личности в процессе обучения и воспитания и учитывающий динамику ее развития. Основной, теоретически обос
  • ПСИХОДИАГНОСТИКА БОЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

    совокупность взаимосвязанных процедур по выявлению фактов наличия психотравм, их идентификации и оценке, принятию решения по объему, срокам, средствам и способам психокоррекционного воздействи
  • Психодиагностика компьютерная

    направление психодиагностических исследований, связаннее с использованием средств вычислительной техники при проведении обследования ига анализе его результатов.
  • ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

    направленность диагностического обследования на описание и объяснения личности как сложного целого с учетом ее индивидуального своеобразия, уникальности.