Психоделическое лечение ПСИХОДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Найдено 16 определений термина ПСИХОДИАГНОСТИКА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Психодиагностика

область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по книге «Психология человека от рождения до смерти»

ПСИХОДИАГНОСТИКА

область знаний и умений, связанных с созданием и применением в практике методов психологической диагностики, в частности психологических тестов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

ПСИХОДИАГНОСТИКА

см. психо- и диагностика] - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

ПСИХОДИАГНОСТИКА

греч. psyche - душа и diagnostikos - способный распознавать) - отрасль психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь психологических терминов

ПСИХОДИАГНОСТИКА

от греч. psyche - душа и diagnostikos - способный распознавать) - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Психодиагностика

область исследований, связанных с количественной оценкой и очным качественным анализом психологических свойств и состояний человека при помощи научно-проверенных методов, дающих цостоверную информацию о них.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников

психодиагностика

(от греч. psyche – душа и diagnostikos – способный распознавать) – направление психологических исследований, определяющее уровень и характер развития личности или ее отдельных функций в данный момент. П. имеет ближнюю сферу предвидения развития исследуемых явлений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Раздел прикладной (медицинской) психологии, изучающий качественно и количественно состояние основных психических функций при помощи психологических методов. В отличие от патопсихологии, П. в основном использует тестовые методы исследования интеллекта и личности, позволяющие дать оценку изучаемых факторов в количественных показателях.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Толковый словарь психиатрических терминов

Психодиагностика

психо + греч. diagnosis – распознавание, определение) – 1. специальное значение – процедуры для диагностики психического расстройства (наблюдение, расспрос и др.); 2. обозначение любой процедуры изучения и оценки психологических или личностных свойств испытуемого; 3. любая валидная методика для оценки личности путем интерпретации моделей поведения, особенно невербальных, например, выражения лица, положения тела, походки и др.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Психодиагностика

англ. psychodiagnostics; от греч. psyche - душа + diagnosis - распознавание, определение) - наука и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Синоним - психологическая диагностика. Объектом П. могут выступать навыки, умения, общие и специальные способности, динамические характеристики психических процессов, психические состояния, мотивы, потребности, интересы, черты личности и др.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по психогенетике

ПСИХОДИАГНОСТИКА

1. Специальное значение – процедуры для диагностики психологической патологии, психических расстройств и т.д. 2. В более общем смысле – этот термин используется для обозначения любой процедуры оценки психологических или личностных свойств. Более подробно об употреблении см. диагностика. 3. Любая из более или менее валидных методик для оценки личности путем интерпретации моделей поведения, особенно невербальных, например, выражения лица, положения тела, походки и т.д. 4. Иногда употребляется в отношении применения теста Роршаха.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Психодиагностика

Процесс выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей человека с помощью специальных средств и методов. К последним относят тесты (на интеллект, достижения, специальных способностей, критериально-ориентированные и др.); опросники и анкеты для выявления склонностей, интересов, ценностных ориентаций личности; проективные техники для установления установок, фобий, предпочтений; методики диагностики свойств нервной системы (работоспособность, темп деятельности, переключаемость, помехоустойчивость и др.); малоформализованные методики (наблюдения, беседы). Психодиагностические методики должны быть стандартизированы, надежны и информативны.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

ПСИХОДИАГНОСТИКА

от греч. psyche — душа и diagnostikos — способный распознавать) — направление в психологии, разрабатывающее методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. П. относится к числу научно-практических направлений и базируется, с одной стороны, на теории психологических измерений (психометрике), а с другой— на психологии способностей и индивидуальных различий. В инженерной психологии П. представляет собой измерение индивидуальных психологических и психофизиологических характеристик оператора для выявления их соответствия требованиям деятельности. При этом могут измеряться характеристики анализаторов, процессов переработки информации (памяти, мышления, внимания и др.), сенсомоторные характеристики, индивидуально-типологические свойства нервной системы, индивидуально-личностные характеристики, электрофизиологические показатели и т, д. По результатам психодиагностического обследования выносится психологический диагноз, который используется в целях профессионального отбора, определения функционального состояния оператора, готовности к деятельности и других случаях. Обработка результатов психодиагностического обследования проводится статистическими методами, широко применяется корреляционный анализ и факторный анализ, методы распознавания образов. Основные методы П.— тестирование, опрос, измерения, их материальное обеспечение — тесты, опросники, аппаратурные средства.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Психодиагностика

Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + diagnosis - распознавание.

Категория. Процесс постановки диагноза о выраженности того или иного психологического качества.

Специфика. Включает в себя разработку требований к измерительным инструментам, конструирование и апробацию методик, выработку правил обследования, обработку и интерпретацию результатов. В основе психодиагностики лежит психометрика, занимающаяся количественным измерением индивидуально-психологических различий и использующая такие понятия, как репрезентативность, надежность, валидность, достоверность. Интерпретация полученных при помощи тех или иных психодиагностических методов данных может осуществляться на основе использования двух критериев: при качественном сравнении с нормой или эталоном, в качестве которого могут выступать представления о непатологическом развитии или социально-психологические нормативы, с последующим заключением о наличии или отсутствии определенного признака; при количественном сравнении с группой с последующим заключением о порядковом месте среди других.

История. Есть сведения о применении психодиагностических испытаний с III тыс. до н.э. в Древнем Египте, Китае, Древней Греции. Собственно научная психодиагностика начинается с конца ХIХ в., когда в 1884 г. Ф.Гальтон стал проводить обследования людей по выраженности у них частных характеристик восприятия, памяти. В начале ХХ в. А.Бине приступил к разработке методов диагностики умственного развития и умственной отсталости. По предложению В.Штерна был введено понятие коэффициента умственного развития (IQ). С этого же времени стали создаваться и первые проективные методы, предназначенные для анализа личности (К.Г.Юнг, Г.Роршах), достигшие - в силу активного развития психотерапии и психологического консультирования - своего апогея в конце 30-40-х гг. С 40-60-х гг. активно создаются личностные опросники.

Виды. К основным психодиагностическим методикам относятся тесты интеллекта, достижений, специальных способностей, критериально-ориентированные тесты; опросники для выявления интересов, ценностных ориентаций личности; проективные методики диагностики установок, отношений, предпочтений, страхов; психофизиологические методики измерения свойств нервной системы (работоспособность, темп деятельности, переключаемость, помехоустойчивость); малоформализованные методики (наблюдение, беседа, контент-анализ).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

ПСИХОДИАГНОСТИКА

диагностика психологическая) - постановка диагноза психологического или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии клиента в целом или же о некоем отдельном психологическом свойстве. В психологии сложилось два понимания этого термина.

1. Специфическая сфера деятельности психолога - связанная с практической постановкой диагноза психологического и решающая скорее сугубо практические вопросы организации и проведения диагностики; здесь решаются вопросы о профессиональных требованиях к диагностам, об определении перечня знаний, умений и навыков для успешной работы в этой сфере, о разработке средств и методов практической подготовки диагностов и оценке их компетентности, и пр.

Диагноз психологический описывает состояния объектов, коими могут выступать в различных отношениях отдельная личность, группа или организация. Производится на основе специальных методов (=> исследование психодиагностическое).

Психодиагностика может входить составной частью в эксперимент или же выступать самостоятельно - как метод исследования либо как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование. Понимается двояко:

1) в широком смысле - сближается с измерением (психологическим) вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психологическому анализу, выступая как выявление и измерение его свойств;

2) в узком смысле, более распространенном - измерение индивидуально-психологических свойств личности.

В психодиагностическом обследовании выделяются основные этапы:

1) сбор данных;

2) переработка и интерпретация данных;

3) вынесение решения - диагноз психологический и прогноз психологический.

Пока часто приходится ограничиваться диагнозом психологическим первого уровня, и о психодиагностике и ее методах обычно говорят в связи со способами собственно выявления и измерения.

Основные методы диагностики - тестирование и опрос, их методическое воплощение - тесты и опросники.

2. Специальная область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Направлена на разработку и использование различных психодиагностических средств.

Начавшись с попыток "охватить числом операции ума" и с применения тестов интеллекта, психодиагностика разрабатывала для измерения различий индивидуально-психологических методы исследования личности, в дальнейшем послужившие основанием для создания методик проективных и опросников. Но на ее развитии сказывалось отставание теоретического уровня осмысления от методического оснащения. Ее практическая эффективность возросла с появлением и совершенствованием математико-статистического аппарата, прежде всего анализа корреляционного и факторного, и с использованием психометрии. К типичным задачам психодиагностики относятся:

1) установление наличия у клиента некоего психологического свойства или особенности поведения;

2) определение степени развитости этого свойства с ее выражением в определенных количественных или качественных показателях;

3) при надобности - описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей клиента;

4) сравнение степени развитости и проявления этих свойств у разных индивидов.

Кроме применяемой методики, на результаты диагностики влияют: ситуация и ее понимание испытуемым; полученные им инструкции; личность и поведение самого диагноста.

Если ситуация воспринимается испытуемым как экзамен, он поведет себя соответственно. При наличии тревожности он будет беспокоиться, видеть угрозу своей личности, - то есть воспринимать ситуацию как потенциально опасную.

От инструкции особо требуется доступность и точность формулировок. Здесь не должно быть неоднозначно трактуемых слов и выражений. Нужно применять письменную форму инструкций: при этом минимально влияние на ее понимание особенностей речевыражения диагноста, к тому же устные инструкции легко забываются.

Отрицательное впечатление о личности диагноста вызывает подобное отношение у испытуемых, кои склонны давать такие ответы, что, по их мнению, не понравятся диагносту. Напротив, излишне положительное впечатление может привести к тому, что они постараются "угодить" ему. Поэтому диагносту надлежит, быть спокойным, уравновешенным, и вести себя достаточно ровно, доброжелательно и уважительно.

Интерпретация данных, полученных посредством некоих методов психодиагностики, может выполняться на базе двух критериев:

1) при качественном сравнении с/нормой или эталоном, в качестве коего могут выступать представления о непатологическом развитии или социально-психологические нормативы - с последующим заключением о наличии или отсутствии у испытуемого определенного признака;

2) при количественном Сравнении с группой - с последующим заключением о порядковом месте испытуемого среди других.

Развитие психодиагностики обуславливает, изменение и развитие соответственных процедур и методик, предназначенных для выявления различий индивидуально-психологических - соответственно развитию психологии теоретической и методологии измерений психологических.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь практического психолога

Психодиагностика

греч. psyche — душа и diagnostikos — способный распознавать) — область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, связанная с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей и перспектив развития человека. Психодиагностические задачи можно рассматривать с трех позиций. Во-первых, в ситуации, когда клиент сам обращается к клиническому психологу с запросом психодиагностического обследования (он охотно идет на сотрудничество, старается выполнять как можно точнее все инструкции без намерений "приукрасить" себя или фальсифицировать результаты). Во-вторых, в ситуации экспертизы. В этом случае клиент, подвергаясь экспертизе, знает об этом и старается выдержать своеобразный "экзамен" (может контролировать свое поведение и ответы для получения приемлемого для себя результата, в некоторых случаях возможна симуляция, например, психического расстройства). В-третьих, в ситуации, в которой строго не оговорено кто и как будет использовать диагностические данные. В этом случае возможны следующие ситуации: (а) данные используются специалистом-смежником для постановки непсихологического диагноза. Эта ситуация типична для использования результатов психодиагностического обследования в медицине. Психолог при этом не несет ответственности ни за диагноз, ни за лечение, назначенное врачом. (б) Данные психодиагностического обследования используются самим психологом-диагностом для постановки психологического диагноза, но использовать их будут специалисты другого профиля. Такова, например, ситуация при выявлении психологических причин школьной неуспеваемости. (в) Данные психодиагностического обследования используются самим психологом-диагностом для разработки, например, коррекционных программ. (г) Диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции своего поведения и т. д. В этом случае психолог-диагност несет ответственность не только за качество проведенного психодиагностического обследования, но и за список тех данных, которые он считает возможным передать клиенту (важно соблюдать принцип "не навреди"). Психолог-диагност в своей работе применяет различные методы, методики, диагностические процедуры, которые прежде чем применяться, проходят эмпирическую проверку (выясняется их валидность, надежность и т. п.) в специальных исследованиях. Существует ряд оснований для классификации психодиагностических методик, одно из них — мера "объективности — субъективности", которой обладают ее результаты (для "объективных методик" влияние психолога-диагноста на интерпретацию результатов является минимальным; для "субъективных методик" результаты интерпретации, наоборот, будут во многом зависеть от опыта психолога-диагноста). В соответствии с рассматриваемой классификацией выделяют следующие группы психодиагностических методик (А. Г. Шмелев, 1996): 1) Психофизиологические методики. Диагностически значимые показатели регистрируются по данным различных приборов. В качестве таких показателей могут быть: дыхание, пульс, кожно-гальванические реакции, мышечный тонус и т. д. Однако это не сами поведенческие реакции, а их физиологические индикаторы. Поэтому с точки зрения психологических показателей — это косвенный вид диагностики и чаще всего используется для диагностики функциональных состояний человека. 2) Аппаратурные поведенческие методики. В случае применения этого класса методик диагностируемые параметры считываются со шкал соответствующих приборов. Диагностируемыми параметрами могут быть: элементарные психические функции (например, чувство равновесия, психомоторная координация), свойства нервной системы, психологическая совместимость и срабатываемость ("гомеостат Горбова") и др. Частным случаем аппаратурных методик являются тесты-тренажеры для диагностики определенных профессиональных умений. С их помощью имитируются реальные условия профессиональной деятельности. 3) Объективные тесты. Психологический тест — это стандартизированный инструмент, предназначенный для объективного измерения одного или более аспектов личности. Наиболее существенными признаками тестов являются: (а) стандартизация предъявления и обработки результатов, (б) независимость результатов от влияния самой экспериментальной, (в) ситуации и воздействия психолога-диагноста, (г) сопоставимость индивидуальных данных с нормативными. К объективным тестам относятся те методики, в которых в соответствии с социокультурными нормами возможны объективно "правильные" и "неправильные" ответы. Результаты тестирования обрабатываются по ключу, заданным соответствующим нормативом. В эту категорию попадает большинство тестов на интеллект, тесты специальных способностей, тесты достижений, 4) Тесты — опросники (предполагают набор пунктов, относительно которых обследуемый выносит суждения используя заданные варианты ответов). Пункты теста-опросника могут аппелировать либо непосредственно к опыту субъекта, либо к мнениям и суждениям, в которых косвенно проявляется его личный опыт или переживания. Различают опросники-анкеты и личностные опросники. Опросники-анкеты дают возможность получить информацию об обследуемом, не отражающую его непосредственно личностные особенности (это могут быть биографические данные или некоторые установки, например, отношение к определенной социальной группе и т. д.). Личностные опросники ориентированы на измерение личностных особенностей обследуемого. Среди таких опросников выделяют несколько групп: (а) Типологические опросники (позволяют отнести обследуемого к тому или иному типу, отличающемуся качественно своеобразными проявлениями), например, опросник Г. Ю. Айзенка. Часто к этой группе методик относят Миннесотский многопрофильный личностный опросник — MMPI. (б) Опросники черт личности (позволяют измерять выраженность тех или иных личностных признаков). Один из наиболее распространенных 16-факторный личностный опросник Р. Кэттела. (в) Опросники мотивов, ценностей, установок, интересов. 5) Методика субъективного шкалирования (обследуемый по предложенным ему шкалам или тем, которые он предлагает, сам оценивает внешние объекты или понятия, а выводы делаются о нем самом). Так, в частности, для диагностики когнитивного стиля используется методика "свободной сортировки Гарднера" (обследуемый оценивает объекты по номинальной шкале сходства): чем больше классов объектов в свободной классификации он изобрел, тем его понятийная система считается более дифференцированной. 6) Проективные методики. Принцип проекции, лежащий в основе этих методик, основан на том, что в разнообразных проявлениях индивида — в его творчестве, в интерпретации различных событий, предпочтениях и т. д. проявляется его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, переживания, конфликты. Проективные методики предполагают создание для обследуемого достаточно неопределенной ситуации, оставляющей ему свободу действий (в рамках инструкций), что допускает выбор ответа в очень широких пределах. Ответами могут быть как целостные рисунки, так и тексты и не могут интерпретироваться как правильные или неправильные. Ответы обследуемого представляют для психолога-диагноста ценность как таковые, как индивидуальное проявления его личностных особенностей, о которых и делаются выводы. Выделяют следующие группы проективных методик (Френк, цит. по Е. Т. Соколовой, 1980): — Методики структурирования. Содержанием работы обследуемого является придание смысла материалу, его структурирование. Это — тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции и др. — Методики конструирования: создание целого из отдельных частей (MAPS, тест мира и его разнообразные модификации и др.). — Методики интерпретации: обследуемый интерпретирует события предлагаемых ситуаций, изображений (TAT, тест фрустраций Розанцвейга, тест Зонди и др.). — Методики дополнения (неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга и др.). — Методики катарсиса: творческая деятельность обследуемого в особо организованных условиях. Это — психодрама, проективная игра и др. — Методики изучения экспрессии: анализ почерка, речевого общения, и др. — Методики изучения продуктов творчества (тест рисования фигуры человека — варианты Гуденау и Маховер, тест рисования дерева К. Коха, тест рисования дома и др.) С помощью этих групп методик выявляются наиболее существенные свойства личности в их взаимозависимости и целостности функционирования. 7) Стандартизированное аналитическое наблюдение. Психолог-диагност заранее знает, какие факты в поведении наблюдаемого объекта регистрировать и как на основании этих фактов оценивать латентные диагностические переменные. 8) Контент-анализ (анализ содержания). В материале наблюдения подсчитываются частоты появления определенных параметров, а затем по соотношению этих частот делаются психологические выводы. 9) Включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием. Часто не представляется возможным организовать наблюдение с привлечением независимых наблюдателей. В такой ситуации к вынесению суждений об объектах наблюдения могут быть привлечены сами участники рассматриваемого процесса. Мера выраженности оцениваемого свойства обеспечивается градацией субъективной оценки по определенной рейтинг-шкале (пятибалльной, семибалльной и т. д.). 10) Психологическая беседа (интервью). Этот метод кажется простым, естественным и эффективным. В действительности интервьюер оказывает на обследуемого воздействие, которым можно считать сами задаваемые им вопросы. Успех беседы зависит от того, устанавливаются или нет доверительный контакт между интервьюером и интервьюируемым. Беседа относится к классу интерактивных методов (методов прямого воздействия). 11) Ролевая игра — особая разновидность интерактивных методов, особенно эффективных для диагностики детей. В игре ребенок проявляет присущие ему черты поведения. Однако правила игры, распределение ролей и поведение конкретных участников могут оказывать серьезное воздействие на ребенка, которое приводит к изменению установок, тактики поведения и т. д. Методы с 6 по 11 являются субъективными методами экспертной оценки. Психолог-диагност по определенной процедуре оценивает либо само поведение обследуемого, либо продукты его деятельности. Результаты оценки оказываются зависимыми от его квалификации. Самым "уязвимым" методом в этом смысле является психологическая беседа. Традиционно выделяют также общую психодиагностику и частную.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Клиническая психология. Словарь.

Найдено схем по теме ПСИХОДИАГНОСТИКА — 0

Найдено научныех статей по теме ПСИХОДИАГНОСТИКА — 0

Найдено книг по теме ПСИХОДИАГНОСТИКА — 0

Найдено презентаций по теме ПСИХОДИАГНОСТИКА — 0

Найдено рефератов по теме ПСИХОДИАГНОСТИКА — 0

Вы можете заказать написание реферата: