Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми

Найдено 1 определение:

Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми

Т. Ю. Андрущенко, Г. М. Шашлова. Предназначена для диагностики детско-родительского О. в период кризиса 6-7 лет и позволяет выявить тенденции перестройки социальной ситуации развития и спрогнозировать варианты ее благоприятного или неблагоприятного становления уже на этапе школьного обучения. При построении диагностической процедуры авторы исходили из представлений об О. как двустороннем процессе взаимной направленности действий людей, считая необходимым исследование обеих сторон коммуникативного взаимодействия. Были разработаны 2 опросника след. диагностической направленности: анкета-опросник для взрослых, направленная на выявление содержания О. родителей с ребенком («ОСОР-В»); тест-опросник для детей, выявляющий представления о содержании их О. с родителями («ОСОР-Д»), включающий беседу с ребенком. Анкета-опросник «ОСОР-В» построена на 10 номинальных шкалах, каждая из к-рых состоит из 4 утверждений, касающихся опр. содержания О. взрослого с ребенком. Задание представлено в виде 40 закрытых утверждений. Психолог в процессе прямого опроса предлагает родителям 4 варианта ответов, отражающих меру того, как часто они во взаимодействии с детьми обсуждают ту или иную тему. Для записи ответов используется 4-балльная шкала измерений, с помощью к-рой испытуемые отмечают степень выраженности оцениваемого качества. Окончательный общий результат представляет соотношение 4 выделенных авторами сфер содержания О. Сфера «Быт» объединяет 3 шкалы; сфера «Познание» - 2 шкалы; сфера «Социальный мир» - 2 шкалы, сфера «Внутр. мир ребенка» - 3 шкалы. Авторы выделяют для анализа содержания О. ребенка и родителей след. шкалы. Сфера «Быт»: 1) шкала удовлетворения витальных потребностей ребенка (ВП); 2) шкала ситуативно-бытовых действий (СБД) - помощи по дому и т. д.; 3) шкала формальных совместных занятий (ФСЗ) совместных видов игры и т. д. Сфера «Познание»: 4) шкала содержания познания (СП) - законов природы, анатомофизиол. сведений о человеке, информации об известных ученых, писателях, путешественниках и др.; 5) шкала процесса познания (ПП) - способов самост. изучения ребенком окружающих предметов и явлений, использования окружающих предметов и др. Сфера «Социальный мир»: 6) шкала формальной школьной действительности (ФШД), отражающая выполнение ребенком требований воспитателя (учителя), успехи, неудачи в детском саду (школе); 7) шкала норм социального взаимодействия (НСВ), когда обсуждается соответствие поведения правилам, этическим нормам, с т. зр. того, что «хорошо», что «плохо», взаимоотношения людей, последствия асоциального поведения. Сфера «Внутр. мир ребенка»: 8) шкала мира мыслей ребенка (ММР) - особенностей представлений ребенка о тех или иных вещах, его мнений, взглядов по тем или иным вопросам и т. д.; 9) шкала мира чувств ребенка (МЧР) обсуждение переживаний, настроений ребенка и их причин, его отношение к людям (симпатии, антипатии) и др.; 10) шкала «Я-концепции» ребенка (ЯКР), касающаяся обсуждения перспектив общего развития ребенка, его представлений о себе, об изменениях, произошедших в нем за какой-то промежуток времени (каким он был и каким стал), отношении ребенка к себе. Тест-опросник для детей «ОСОР-Д» позволяет получить информацию о специфике содержания О. 6-7-летних детей с близкими взрослыми с позиции самих детей. Использовалась непрямая (игровая) техника, заимствованная из теста «Диагностика эмоциональных отношений в семье». Процедура была модифицирована применительно к задачам исследования детских представлений о содержании О. с близкими взрослыми. Как и в «материнской» методике, сначала ребенок материализирует свою семью с помощью 20 фигур, представляющих людей разл. возрастов (форм, величин), достаточно стереотипных для идентификации их с членами семьи ребенка. В комплект материала также входят напечатанные на 40 карточках «письма» с короткими «посланиями», в к-рых отражено адаптированное для детей, содержание разл. коммуникативных ситуаций, к-рые соответствуют ранее описанным сферам содержания О. и отдельным шкалам. После установления контакта с ребенком психолог просит его рассказать о людях, с к-рыми он живет в своей семье. Далее с помощью специально создаваемой игровой ситуации ребенок из всего набора фигур выбирает те, к-рые, по его мнению, представляют семью, и в дальнейшем, выполняя задания, обращается к ним как к членам семьи. Показатели, отражающие особенности содержания О. родителей с детьми, ранжируются и выделяются доминирующие сочетания тех или иных видов содержания О. По итогам ранжирования у родителя определяется индивидуальное сочетание видов содержания О., присутствующее в его реальном взаимодействии с ребенком. Эти данные сопоставляются с результатами детского теста-опросника, в к-ром аналогично, путем применения процедуры ранжирования, выявляется, уже с т. зр. ребенка, соотношение видов содержания О., к-рое предлагают ему родители. Лит.: Андрущенко Т. Ю., Шашлова Г. М. Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми // Психолог в детском саду, 2000, № 4; Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. М., 2007. А. Г. Лидерс
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Исследование особенностей общения детей 6-7 лет со взрослыми

Moustafina Anna Robertovna
Communication of children with adults is characterized by several features.
Читать PDF

Психологическое содержание понятия общения: поиск новых смыслов

Пуртова Т. В.
Автор выдвигает и обосновывает гипотетическое предположение о том, что наряду со сложившимися в теории и практике психологии и педагогики направлениями в понимании общения, выраженными формулой s o и
Читать PDF

Нравственные нормы как регуляторы общения ребенка со значимыми взрослыми в старшем дошкольном возрас

Щербина А.И.
Целью статья является изучение осознания нравственных норм как регулятора поведения в процессе общения детей со значимыми взрослыми.
Читать PDF

Компетентностный аспект содержания обучения иноязычному письменному деловому общению в электронной с

Фрезе О.В.
Рассматривается проблема обучения письменному деловому общению, осуществляемому в электронной среде, студентов неязыкового вуза, осваивающих программу дополнительного образования «Переводчик в сфере п
Читать PDF

Сущность, структура и содержание культуры профессионального общения будущего специалиста социальной

Курилович Н. В.
В статье анализируются понятия «культура», «общение», «культура профессионального общения».
Читать PDF

Сущность, структура и содержание культуры профессионального общения будущего специалиста социальной

Курилович Н. В.
В статье анализируются понятия «культура», «общение», «культура профессионального общения».
Читать PDF

Проективная методика «Квартира» как диагностика эмоционально-мотивационных компонентов общения в мал

Перевозкин Сергей Борисович
Рассматривается роль психометрических показателей в проективных методиках.
Читать PDF

Состояние «Барьера» общения и особенности его диагностики

Эксакусто Т.В.
Читать PDF

Опыт сравнительной диагностики содержания представлений о смерти как фактора проявления тревоги небы

Донцова Екатерина Валерьевна
Статья посвящена актуальной в современной психологической науке и практике проблематике экзистенциальной тревоги.
Читать PDF

Особенности и содержание диагностической компетенции психолога

Кот Татьяна Викторовна, Абдалина Лариса Васильевна
В статье на основе анализа актуальной психологической, акмеологической литературы сформулировано авторское определение диагностической компетенции психолога, описаны ее основные компоненты.
Читать PDF

Диагностика затрудненного общения личности подростка

Киселева Е.Ю.
The article presents theoretical justification of psychodiagnostic block' s formation for researching hindered communication of teenager's personality
Читать PDF

Психологическое содержание и диагностика когнитивного стиля «Диапазон эквивалентности»

Косихин В.В.
В статье представлен анализ существующих подходов к психологическому содержанию когнитивного стиля «диапазон эквивалентности» (ДЭ), предлагается новая интерпретация этого конструкта, интегрирующая ряд

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: