Экспертная диагностика социально-педагогической запущенности детей

Найдено 1 определение
Экспертная диагностика социально-педагогической запущенности детей
Р. В. Овчарова. Предназначена для выявления наличия или отсутствия у ребенка опр. состояний, картины осн. отклонений и недостатков, вызванных этим состоянием, и примерный уровень этих отклонений. Социально-педагогическая запущенность это состояние личности ребенка, к-рая проявляется в несформированнос ти у него свойств субъекта деятельности и О. Социально-педагогическая запущенность проявляется в нарушении образа Я. Это состояние обусловлено социально-педагогическими условиями, в к-рых развивается ребенок. В социально-педагогической запущенности можно выделить 2 составляющие: социальную запущенность и педагогическую запущенность. Социальная запущенность формируется под влиянием социального фактора в конкретной ситуации развития ребенка и вызывает опр. деформации его личности. Педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками в воспитательной и образовательной работе, что проявляется в несформированности ребенка как субъекта учебнопознавательной, игровой и др. видов деятельности. Методика состоит из 5 шкал, каждая из к-рых представлена опр. набором суждений. Выделены след. шкалы: Шкала I - СС (свойства самосознания) показывает уровень развитости свойств субъектного самосознания. Шкала II СО (свойства О.) определяет уровень сформированности свойств субъекта О. Шкала III - СУД (свойство учебной деятельности: А мотивация учения; Б - учебно-познавательная деятельность; В - целенаправленность и осознанность учения) показывает уровень развития свойств субъекта деятельности. Шкала IV - ОТ (общая тревожность: ОТС (семья); ОТУ (школа)). Шкала V - ВМ (воспитательный микросоциум: ВМС (семья); ВМУ (школа)). Шкала ДР (достоинства ребенка, не структурирована). Общее высокое количество баллов по шкале диагностирует неблагоприятность социально-педагогической ситуации развития ребенка. Дополнительно вводится шкала ДР (достоинства ребенка), к-рая в опроснике не зашифрована. Шкала содержит 4 вопроса о ребенке, к-рые касаются его положительных качеств, и выявляет, знают ли родители и педагоги, что он любит, что он умеет, что он хочет и какой он. Незаполненность этой шкалы свидетельствует о незнании, отторжении, неприятии, одностороннем подходе к ребенку со стороны педагогов или родителей. Противоречивые данные могут уточняться путем непосредственного наблюдения за ребенком. Полученные сведения о ребенке обобщаются. Социально-педагогическая запущенность диагностируется по степени: легкая, выраженная, или высокая. Лит.: Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. Д. Ю. Размахнина

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011