ЗАДАТКИ
предпосылки к развитию способностей (их биологический или социальный фундамент). Могут быть врожденными или приобретенными.
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
ЗАДАТКИ
врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.
Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию
задатки
врожденно обусловленные анатомо-физиологические и в некоторой степени психические особенности индивида, составляющие основу развития его способностей.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ЗАДАТКИ
врожденные анатомо-физиологические особенности организма (строения тела, силы нервной системы, характера мозговой деятельности и др.), составляющие природную основу развития способностей
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
ЗАДАТКИ
врожденные анатомофизиологические особенности индивида, которые частично обуславливаются генным фондом, а частично — дородовыми условиями его развития. Задатки являются природной предпосылкой направленности развития особенности личности.
Источник: Психология взаимопониманя в конкретных ситуациях. 2010
ЗАДАТКИ
врожденные, обусловленные частично генным фондом, частично дородовыми условиями потенциальные возможности развития большинства анатомических, ряда физиологических и некоторых психических свойств индивида, в частности личности. З. определяют только процессуальное, а не содержательное в психическом развитии.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Задатки
Категория. Анатомо-физиологические особенности нервной системы.
Специфика. Служат базой для формирования тех или иных способностей.
Виды. В качестве таких задатков принято выделять:
- типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных неравных связей, их прочность, легкость дифференцировок;
- анатомические особенности строения анализаторов и отдельных областей коры головного мозга.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
Задатки
Часто используемое понятие о биологических возможностях развития. В этом значении понятие используется как синоним термина генотип (см.). Следует делать ясное разграничение между 3. - общими для всех представителей данного биологического типа и отличающими его от других видов, напр., человека от животных. В психологии и психиатрии имеются в виду психические возможности, формирующие личность. Для каждого индивида можно установить кое-какие различия, и это определяет индивидуальность каждого отдельного человека. Некоторые болезненные состояния (в особенности - перенесенные в раннем возрасте) могут отразиться неблагоприятно на развитии задатков.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Задатки
врожденные анатомо–физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. З. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. При этом индивидуальные З. в какой–то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности. Так, особенности зрительного анализатора скажутся именно на способностях, требующих участия этого анализатора, а особенности речевых центров мозга более непосредственно выступят в видах деятельности, связанных с речевыми способностями, и т. п. При этом надо учитывать, что не все лица, имеющие абсолютный слух, обладают музыкальными способностями. (Котова С. А.)
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
ЗАДАТКИ
анатомо-физиологические предпосылки развития способностей (тип нервной системы, особенности строения мозга, органов чувств, телосложение, физическая сила и т. д.). 3. могут передаваться по наследству. Наличие 3. является одним из условий успешного развития способностей, особенно специальных. На основе одних и тех же 3. могут развиваться разные способности. Например, острота зрения и точность движений лежат в основе способностей и художника, и часового мастера, и оператора радиолокационной станции. Хороший слух необходим и для успешных занятий музыкой и в работе радиотелеграфиста или гидроакустика. Иногда недостаток 3. может компенсироваться усиленным развитием психологических качеств, их перестройкой.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
Задатки
врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. 3. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Вместе с тем, нельзя считать, что 3. совсем нейтральны по отношению к будущим способностям. Так, особенности зрительного анализатора скажутся именно на способностях, требующих участия данного анализатора, а особенности речевых центров мозга более непосредственно выступят в видах деятельности, связанных с речевыми способностями, и т.п. Таким образом, индивидуальные 3. в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности. Существуют значительные индивидуальные различия в структуре мозговой ткани людей, но вопрос о роли этих морфологических различий как условий развития психических свойств остается еще невыясненным. Конкретно-научные сведения о 3. стали накапливаться в психологии благодаря изучению врожденных свойств нервной системы и их значения для индивидуально-психологических различий (школа Б. М. Теплова). Н. С.Лейтес
Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005
ЗАДАТКИ
генетическоврожденные анатомо-физиологическо-антропоцентрические особенности нервной системы, мозга, строения тела человека, суммирующие генетическо-природный базис эволюции его способностей; 3. сами по себе мультизначны, конкретны по содержанию, конкретно-достоверны по обстоятельствам и инструментируются-применяются, в основ-ном, в тех или иных формах деятельности, активности субъекта; они являются базальной основой для формирования, например, у ребенка, его будущих способностей, талантов кои ему будут необходимы в тех или иных актах его поведения, реакциях, деятельности. профессиональных навыках, действиях, т.о. на основе 3. могут быть сформированы различные таланты, способности индивида; в качестве самих задатков, кои формируют спецспособности, таланты субъекта, могут выявляться; а) специфическо-матричные свойства Ц.н.с. индивида, модальноизирующие функции различных анализаторных систем, в разных локусах-центрах коры бол. пол. гол. мозга, от коих и зависит динамика образование условно-временных нервных связей их скорость, устойчивость, константность, относительная легкость дифференциально-модельных нейрокорреляций; а также задатки концентрационного внимания индивида, его ментальная работоспособность, свойства темперамента; б) типологическо-индивидуальные особенности строения анализаторных систем и рецепторных моделей, отдельных топосов-регионов коры бол. пол. гол. мозга, а также от индивидуальной специфики генетическо-природных механизмов памяти субъекта.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
ЗАДАТКИ
ЗАДАТКІ / DISPOSITION (POTENTIAL)– врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, детерминирующие развитие его способностей. В качестве З. выступают: 1) типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость дифференцировок; 2) анатомические особенности строения анализаторов и связанных с ними областей коры головного мозга. Также в качестве З. могут выступать телосложение, физическая сила и т. д. З. являются основой способностей, особенно специальных. При этом проявиться и развиться в способность З. могут только в процессе деятельности при наличии благоприятных условий. При этом на основе одних и тех же З. могут развиваться разные способности: например, острота зрения и точность движений лежат в основе способностей и художника, и часового мастера, и оператора радиолокационной станции. Хороший слух необходим и для успешных занятий музыкой, и в работе радиотелеграфиста или гидроакустика. При отсутствии некоторых З. в процессе освоения соответствующей деятельности происходит процесс компенсации, т. е. развития других З. в качестве компенсации или перестройки их структуры. Пример– музыкальные способности; здесь З. является абсолютный слух, однако отсутствие именно этого З. может быть компенсировано развитием памяти музыкальных интервалов. З. вместе со способностями и ресурсами работают на обеспечение любого вида деятельности, жизнедеятельности, в том числе жизнестойкости. Большую роль в развитии З. и формировании на их основе способностей играют раннее выявление З. и мотивация к их развитию у детей и юношества. Также крайне важно осуществлять развитие З. в соответствии с их сензитивными периодами, т. е. в том возрасте, когда З. может проявиться максимально ярко, когда достаточно развиты его анатомо-физиологические предпосылки (например, нет смысла ни развивать, ни диагностировать у грудного ребенка, который еще не может ходить, З. к бегу или танцам и т. д.). В настоящее время в отечественной психологии и педагогике проводятся масштабные исследования З. в различных областях профессиональной деятельности. Диагностика З. предполагает долгосрочный и комплексный процесс. На основании разовой диагностики с помощью отдельно взятых методик вывод о наличии или отсутствии З. будет недостаточно надежным. И. В. Гайдамашко
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
ЗАДАТКИ
врожденные анатомо-физиологические свойства человека, которые являются естественными (природными) предпосылками к развитию его способностей. Вопрос о том, что представляют собой З. на анатомо-физиологическом уровне, занимает ученых давно, примерно с XVII в., и до сих пор привлекает к себе повышенное внимание. Однако несмотря на столетия, затраченные на поиск научно обоснованного ответа на него, такой ответ, который бы полностью устроил современных ученых, пока еще не найден. Исторически самый ранний ответ на данный вопрос был предложен после того, как было установлено, что мозг человека является органом психики человека (это открытие относится к V в. н. э.). Древние ученые, приступив к исследованию мозга человека, в первую очередь обратили внимание на его внешние параметры: объем, форму и вес. Было замечено, что у человека масса или общий вес головного мозга намного больше, чем у многих животных. На этой основе было высказано предположение о том, что задатки могут быть представлены общей массой мозга. Эта точка зрения довольно скоро была отвергнута, так как оказалось, что существуют животные, у которых масса мозга больше, чем у человека, но они явно уступают человеку по разуму и, соответственно, по способностям. Средний вес мозга человека – 1470 г, в то время как, например, у кита он составляет 6000—7000 г, а у слона – 5700 г. Кроме того, наличие или отсутствие способностей у отдельных людей напрямую не связано с величиной их мозга. Классическим примером этого является сравнение веса мозга двух примерно одинаково талантливых писателей: русского писателя И. Тургенева и французского писателя А. Франса. У первого вес мозга был более двух килограммов, что намного превышает средний вес мозга человека, в то время как у второго, напротив, мозг весил существенно меньше среднего человеческого. Вслед за оказавшейся несостоятельной идеей рассматривать в качестве анатомо-физиологической основы задатков абсолютный вес мозга возникла мысль о том, что в качестве такой основы мог бы выступить относительный вес мозга, т. е. отношение веса мозга к весу тела. Действительно, у человека это отношение самое высокое – 32. Для сравнения можно привести то же соотношение для самых разумных животных: дельфин – 16, обезьяна – 24. И здесь, однако, не оказалось без исключений, и данная идея также была отвергнута как несостоятельная. Успехи анатомии и физиологии XVIII—XIX вв. привели к открытию того, что разные части и отдельные участки коры головного мозга по-разному связаны с различными психическими процессами и формами поведения человека. На основе этого было высказано предположение о том, что относительная развитость соответствующих структур мозга может свидетельствовать о наличии у человека определенных задатков. В начале ХХ в. эта идея оформилась в учение, получившее название – локализационизм, и на ее основе была создана френология. Основная задача этой науки состояла в том, чтобы, исследуя поверхностное строение мозга по выпуклостям, имеющимся на черепе человека, определять, какие части (зоны) мозга у него наиболее развиты и, соответственно, по ним выявлять имеющиеся у человека З. Однако уже к середине ХХ в. стали появляться научные данные, опровергающие идею локализационизма и свидетельствующие о том, что в функционировании большинства способностей человека принимает участие весь головной мозг в целом. На этой основе родилась теория, получившая название антилокализационизм. В начале ХХ в. И.П. Павлов высказал гипотезу о том, что в качестве задатков могли бы выступить свойства нервной системы. Эта гипотеза, однако, также не получила достаточно убедительного подтверждения, за исключением только подобного понимания задатков к тем способностям, которые напрямую связаны с двигательными умениями и навыками человека. Самая последняя версия о возможной анатомо-физиологической основе задатков, возникшая уже во второй пол. ХХ в. связывает задатки с генотипом человека. Эта идея уже сейчас частично подтверждается по отношению к фактам, касающимся врожденных нарушений интеллектуальной деятельности человека, где показано, например, что умственная недостаточность действительно зачастую имеет генетическую основу. Однако до сих пор не удалось обнаружить точную генетическую основу нормальных, особенно высокоразвитых, способностей. См. антилокализационизм, локализационизм, способности, френология.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007