СПОСОБНОСТИ СООТНОШЕНИЕ С ЗАДАТКАМИ
СПОСОБНОСТИ СООТНОШЕНИЕ С ЗАДАТКАМИ
задатки, даже если они известны и определенно существуют на анатомо-физиологическом уровне, представляют собой лишь условия для развития С., но не являются гарантией их успешного развития. При наличии задатков, при правильно организованном обучении и воспитании человека имеющиеся у него хорошие задатки будут быстрее превращаться в С.; и в своем развитии его С., связанные с соответствующими задатками, достигнут более высокого уровня, чем у человека, лишенного таких задатков. Однако, если человека, имеющего задатки, специально не обучать, то они вряд ли превратятся у него в высокоразвитые С. Замечено, что задатки появляются и начинают проявляться в определенный период жизни человека, и, если усилия, направленные на развитие способностей, приурочены именно к этому периоду жизни, то в развитии С. можно добиться значительных успехов. Если начинать развивать С. у человека, когда задатки еще не проявились, то это ни к чему не приведет: в этот период жизни С. просто не будут еще формироваться и развиваться. Если приступить к формированию С. человека намного позднее того периода времени, когда у него появляются задатки, то С., хотя и будут развиваться, но процесс их развития будет протекать медленно, с большими трудностями. В итоге С. не достигнут того уровня развития, на котором они могли бы находиться, если бы процесс их формирования и развития был начат вовремя. Из этого следует, что между проявлением задатков и развитием С. у человека должно быть четкое временное соответствие: способности необходимо начинать формировать и развивать именно тогда, когда у человека впервые стали проявляться соответствующие задатки, т. е. в сензитивный период развития. Есть также возможность в определенной степени развить С. человека и при отсутствии у него явно выраженных задатков. Такая возможность объясняется тем, что между задатками и С. человека нет взаимно-однозначного соответствия: на базе одних и тех же задатков у человека можно развивать разные С. Справедливо и обратное: одни и те же С. человека могут формироваться и развиваться на основе разных задатков.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007