Взаимоотношения

Найдено 4 определения термина Взаимоотношения

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Взаимоотношения

социально-психол. результат (продукт) О. В. вытекают из взаимно влиятельных воздействий людей друг на друга и переживания встречных отношений. Эти воздействия наполнены эмотивным содержанием психол. деятельности, к-рое включает эмоциональный отклик, оценки, переживания, состояния, мотивы, чувства и отношения партнеров. В. амбивалентны по знаку, они внутренне противоречивы, т. к. воплощают единство противоположных тенденций в человеческих отношениях. Их амбивалентность является источником парадоксальности психологии человека, что создает неопределенность в личных отношениях, готовых всегда поменять свой знак. В. влияют на групповые эффекты О., они являются продуктом взаимных усилий партнеров, субъективной реальностью наших чувств и состояний, к-рые мы носим в себе как отношение и переживание. Объективация этой реальности происходит в выразительном поведении человека знаково-символическими и языковыми средствами. В процессах О. происходит объективация внутреннего во внешне наблюдаемых формах выражения (экспрессии) и их отображения в интерпретации (высказываниях). В экспрессии внутр. состояния души (идеальная реальность) чаще репрезентируется непроизвольно в виде мимики и пантомимики, но может регулироваться субъектом О. в интерпретации под контролем сознания, хотя и автоматизированного. Если мимика и пантомимика - непосредственная объективация внутреннего в материальных носителях внеш. облика, то интерпретация - когнитивно отображенная форма идеальной реальности, представленная в высказываниях. По внеш. облику мы получаем представление об идеальной реальности внутр. мира партнеров - виртуальной, существующей как отраженное явление идеальной реальности со всеми вытекающими из этого обстоятельства изменениями. В. образуют психол. среду совместной жизнедеятельности людей, к-рую принято называть «социально-психол. климатом». Основаниями классификации В. являются 4 категории, используемые в психол. науке для систематизации ее знаний - деятельность, О., отражение, отношения. По этим основаниям проявляются 10 классов В. (предметно-практические и ролевые; коммуникативные и коллективистические; когнитивные, эмоциональные и волевые; правовые, моральные и нравственные), к-рые неизменно присутствуют в любом процессе социальном взаимодействия на всех уровнях. Каждый класс В. трансформируется в специфические виды (сотрудничества-соперничества и ведущего-ведомого; общительности-замкнутости и дружбы-вражды; понимания-непонимания, любви-ненависти и независимости-подчинения; ответственности-безответственности, добра-зла, справедливые-несправедливые). В классификации названы только стержневые виды В., к-рые могут трансформироваться в подвиды (помощи-противодействия, заботы-равнодушия, лидерства-конформизма, принятия-отвержения, симпатии-антипатии, доверия-подозрительности, честолюбия-тщеславия и мн. др.) Лит.: Панферов В. Н. Восприятие человека в межличностном общении // Проблемы психол. воздействия. ИвГУ, 1978; Он же. Диалог и общение // Человек в мире диалога. Л., 1990; Он же. Классификация взаимоотношений людей // Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах. Л., 1984; Он же. Классификация функций человека как субъекта общения // Психол. журн. № 4. 1987; Он же. Психология взаимоотношений в бригадах // Социально-психологические резервы повышения деятельности трудового коллектива. М., 1989. В. Н. Панферов
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

документально не зафиксированные субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе общения и взаимодействия. Структурной единицей неформальных взаимоотношений является неформальная социальная роль, представляющая собой комплекс стереотипов поведения человека по выполнению определенной функции, обеспечивающей соответственную социально-психологическую потребность коллектива. Критический набор неформальных ролей группы должен обеспечивать развитие и стабилизацию психологических состояний и свойств коллектива (Е. Г. Баранов, 1995).

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

взаимоотношения (в психологии)

субьективные связи, возникающие в результате взаимодействия двух или нескольких субьектов. В психологии это прежде всего система межличностных установок, ориентаций, ожиданий определяемых совместной деятельностью, проживанием и т.д. В. чаще делят на служебные (официальные) и внеслужебные (неофициальные) и смешанного типа.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Взаимоотношения

субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения. В. складываются в рамках взаимодействия людей, а затем оказывают влияние на эффективность совместного труда и характер протекания и интенсивность процесса общения. В. характеризуется избирательностью и нередко ярко эмоционально окрашены: человек предпочитает одних людей, равнодушен к другим, не принимает третьих. При этом феномен избирательности обусловлен потребностной сферой человека. А.Г. Рузская

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Влияние механизмов психологической защиты на взаимоотношения психических процессов, переживаний и пс

Фахрутдинова Л.Р.
Читать PDF

Правомерность использования термина «Деструктивные взаимоотношения в малых социальных группах»

Ачитаева И.Б.
В статье предлагается рассматривать деструктивные взаимоотношения как вариант неблагоприятного развития группы.
Читать PDF

Локус контроля и взаимоотношения в семье

Яковлева Анастасия Николаевна
Рассматривается проблема экстернальности личности в связи с современными тенденциями в развитии якутской сельской семьи.
Читать PDF

Системные взаимоотношения информационного и нейрофизиологического уровней саморегуляции учащихся вуз

Ивашев С.П.
Читать PDF

«Неуставные взаимоотношения» среди военнослужащих срочной службы в современной России: факторы и кон

Альмухаметов Руслан Шаяхматович
Представлен анализ взаимосвязей между показателями воинского подразделения и структурой неформальной иерархии среди военнослужащих срочной службы.
Читать PDF

Межличностные взаимоотношения как фактор субъективного благополучия курсантов в процессе военно-проф

Шадрин Алексей Александрович
Рассмотрены межличностные взаимоотношения курсантов в высшем военном учебном заведении как один из факторов субъективного благополучия, исследована их взаимосвязь с эмоциональным благополучием и социа
Читать PDF

Эмоциональные взаимоотношения школьников младшего подросткового возраста

Сарыева Севиндж
Эмоциональные взаимоотношения школьников младшего подросткового возраста имеют ряд характерных особенностей, отражающихся на их психике и поведении.
Читать PDF

Участие и роль пациентов в лечении. Взаимоотношения и взаимодействие в группе

Терзиева А., Стамболова И., Васильева Н.
Проблема, связанная со сложными взаимосвязями между пациентом и медицинским персоналом, является предметом научного интереса вот уже более 50 лет.
Читать PDF

Межличностные взаимоотношения родителей и подростков в аспекте антитеррористической идеологии

Хусаинова Светлана Владимировна
В статье описаны негативные и позитивные модели взаимодействия родителей и детей.
Читать PDF

Влияние самоактуализации супругов на взаимоотношения в семье

Дубель Анна Сергеевна, Седых Виктория Александровна
Проблема влияния самоактуализации человека в период поздней зрелости на взаимоотношения в семье является актуальной и жизненно значимой, так как в этом возрасте люди сталкиваются с проблемами выхода н
Читать PDF

Ребенок-инвалид и общество: взаимоотношения и социализация

Хубулава Григорий Геннадьевич
Актуальность. Проблема детской инвалидности остается одной из самых острых социальных проблем.
Читать PDF

Корреляционные взаимоотношения межполушарной асимметрии амплитудно-временных характеристик компонент

Ткаченко П.В.

Найдено книг по теме — 15

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!