Взаимоотношения

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

взаимоотношения (в психологии)

субьективные связи, возникающие в результате взаимодействия двух или нескольких субьектов. В психологии это прежде всего система межличностных установок, ориентаций, ожиданий определяемых совместной деятельностью, проживанием и т.д. В. чаще делят на служебные (официальные) и внеслужебные (неофициальные) и смешанного типа.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Взаимоотношения
субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения. В. складываются в рамках взаимодействия людей, а затем оказывают влияние на эффективность совместного труда и характер протекания и интенсивность процесса общения. В. характеризуется избирательностью и нередко ярко эмоционально окрашены: человек предпочитает одних людей, равнодушен к другим, не принимает третьих. При этом феномен избирательности обусловлен потребностной сферой человека. А.Г. Рузская

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
документально не зафиксированные субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе общения и взаимодействия. Структурной единицей неформальных взаимоотношений является неформальная социальная роль, представляющая собой комплекс стереотипов поведения человека по выполнению определенной функции, обеспечивающей соответственную социально-психологическую потребность коллектива. Критический набор неформальных ролей группы должен обеспечивать развитие и стабилизацию психологических состояний и свойств коллектива (Е. Г. Баранов, 1995).

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
субъективные связи и отношения, существующие между людьми в социальных группах. В. обязательно предполагают взаимность, наличие ответного отношения. Они бывают деловыми, дружескими, официальными, личными. В. основываются на определенных побуждениях (интерес, понимание необходимости взаимодействия, сотрудничества, общения и т. д.) и включают то или иное поведение (речь, действия, мимика, жесты и т. п.), эмоции и чувства (удовлетворенность общением, симпатии, антипатии, взаимное притяжение, положительные или отрицательные состояния), познание (восприятие другого, мышление, воображение, представление), волю (выдержка при отсутствии взаимопонимания, владение собой в случае конфликта, оказание помощи в трудной ситуации). На В. людей влияют их направленность, характер, темперамент, образование, возраст, национальная принадлежность. Способность создавать и поддерживать добрые В. с окружающими является одной из важнейших составных частей активного образа жизни. В. в группе, коллективе зависят от уровня организации совместной деятельности, от личного примера руководителя, психологической совместимости людей, их взаимной уступчивости, вежливости. Культура В. – это часть общей культуры людей. Анализ группового взаимодействия позволяет выявить особенности межличностных отношений, их соответствие общечеловеческим ценностям, требованиям морали и дисциплины. Межличностные В. определяют настроения в группе, чувства удовлетворенности или неудовлетворенности, защищенности, даже воззрения на жизнь.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Взаимоотношения
социально-психол. результат (продукт) О. В. вытекают из взаимно влиятельных воздействий людей друг на друга и переживания встречных отношений. Эти воздействия наполнены эмотивным содержанием психол. деятельности, к-рое включает эмоциональный отклик, оценки, переживания, состояния, мотивы, чувства и отношения партнеров. В. амбивалентны по знаку, они внутренне противоречивы, т. к. воплощают единство противоположных тенденций в человеческих отношениях. Их амбивалентность является источником парадоксальности психологии человека, что создает неопределенность в личных отношениях, готовых всегда поменять свой знак. В. влияют на групповые эффекты О., они являются продуктом взаимных усилий партнеров, субъективной реальностью наших чувств и состояний, к-рые мы носим в себе как отношение и переживание. Объективация этой реальности происходит в выразительном поведении человека знаково-символическими и языковыми средствами. В процессах О. происходит объективация внутреннего во внешне наблюдаемых формах выражения (экспрессии) и их отображения в интерпретации (высказываниях). В экспрессии внутр. состояния души (идеальная реальность) чаще репрезентируется непроизвольно в виде мимики и пантомимики, но может регулироваться субъектом О. в интерпретации под контролем сознания, хотя и автоматизированного. Если мимика и пантомимика - непосредственная объективация внутреннего в материальных носителях внеш. облика, то интерпретация - когнитивно отображенная форма идеальной реальности, представленная в высказываниях. По внеш. облику мы получаем представление об идеальной реальности внутр. мира партнеров - виртуальной, существующей как отраженное явление идеальной реальности со всеми вытекающими из этого обстоятельства изменениями. В. образуют психол. среду совместной жизнедеятельности людей, к-рую принято называть «социально-психол. климатом». Основаниями классификации В. являются 4 категории, используемые в психол. науке для систематизации ее знаний - деятельность, О., отражение, отношения. По этим основаниям проявляются 10 классов В. (предметно-практические и ролевые; коммуникативные и коллективистические; когнитивные, эмоциональные и волевые; правовые, моральные и нравственные), к-рые неизменно присутствуют в любом процессе социальном взаимодействия на всех уровнях. Каждый класс В. трансформируется в специфические виды (сотрудничества-соперничества и ведущего-ведомого; общительности-замкнутости и дружбы-вражды; понимания-непонимания, любви-ненависти и независимости-подчинения; ответственности-безответственности, добра-зла, справедливые-несправедливые). В классификации названы только стержневые виды В., к-рые могут трансформироваться в подвиды (помощи-противодействия, заботы-равнодушия, лидерства-конформизма, принятия-отвержения, симпатии-антипатии, доверия-подозрительности, честолюбия-тщеславия и мн. др.) Лит.: Панферов В. Н. Восприятие человека в межличностном общении // Проблемы психол. воздействия. ИвГУ, 1978; Он же. Диалог и общение // Человек в мире диалога. Л., 1990; Он же. Классификация взаимоотношений людей // Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах. Л., 1984; Он же. Классификация функций человека как субъекта общения // Психол. журн. № 4. 1987; Он же. Психология взаимоотношений в бригадах // Социально-психологические резервы повышения деятельности трудового коллектива. М., 1989. В. Н. Панферов

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
96.22 кб

Правомерность использования термина «Деструктивные взаимоотношения в малых социальных группах»

Ачитаева И. Б.
В статье предлагается рассматривать деструктивные взаимоотношения как вариант неблагоприятного развития группы. Проведен анализ терминов, используемых в науке для описания нарушений взаимоотношений в малых социальных группах.
Читать PDF
315.15 кб

Локус контроля и взаимоотношения в семье

Яковлева Анастасия Николаевна
Рассматривается проблема экстернальности личности в связи с современными тенденциями в развитии якутской сельской семьи.
Читать PDF
220.75 кб

Этнокультурная традиция и нововведение: проблема взаимоотношения

Мазаева Т. А.
Читать PDF
2.09 мб

Взаимоотношения Петра i и религии

Гурьянова И. В.
Читать PDF
120.94 кб

Взаимоотношения СМИ и власти

Пузанова Н. Н.
В данной статье на примере публикаций в региональной и общенациональной прессе исследуются взаимоотношения между СМИ и органами власти.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: