Взаимоотношения

Найдено 4 определения термина Взаимоотношения

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Взаимоотношения

социально-психол. результат (продукт) О. В. вытекают из взаимно влиятельных воздействий людей друг на друга и переживания встречных отношений. Эти воздействия наполнены эмотивным содержанием психол. деятельности, к-рое включает эмоциональный отклик, оценки, переживания, состояния, мотивы, чувства и отношения партнеров. В. амбивалентны по знаку, они внутренне противоречивы, т. к. воплощают единство противоположных тенденций в человеческих отношениях. Их амбивалентность является источником парадоксальности психологии человека, что создает неопределенность в личных отношениях, готовых всегда поменять свой знак. В. влияют на групповые эффекты О., они являются продуктом взаимных усилий партнеров, субъективной реальностью наших чувств и состояний, к-рые мы носим в себе как отношение и переживание. Объективация этой реальности происходит в выразительном поведении человека знаково-символическими и языковыми средствами. В процессах О. происходит объективация внутреннего во внешне наблюдаемых формах выражения (экспрессии) и их отображения в интерпретации (высказываниях). В экспрессии внутр. состояния души (идеальная реальность) чаще репрезентируется непроизвольно в виде мимики и пантомимики, но может регулироваться субъектом О. в интерпретации под контролем сознания, хотя и автоматизированного. Если мимика и пантомимика - непосредственная объективация внутреннего в материальных носителях внеш. облика, то интерпретация - когнитивно отображенная форма идеальной реальности, представленная в высказываниях. По внеш. облику мы получаем представление об идеальной реальности внутр. мира партнеров - виртуальной, существующей как отраженное явление идеальной реальности со всеми вытекающими из этого обстоятельства изменениями. В. образуют психол. среду совместной жизнедеятельности людей, к-рую принято называть «социально-психол. климатом». Основаниями классификации В. являются 4 категории, используемые в психол. науке для систематизации ее знаний - деятельность, О., отражение, отношения. По этим основаниям проявляются 10 классов В. (предметно-практические и ролевые; коммуникативные и коллективистические; когнитивные, эмоциональные и волевые; правовые, моральные и нравственные), к-рые неизменно присутствуют в любом процессе социальном взаимодействия на всех уровнях. Каждый класс В. трансформируется в специфические виды (сотрудничества-соперничества и ведущего-ведомого; общительности-замкнутости и дружбы-вражды; понимания-непонимания, любви-ненависти и независимости-подчинения; ответственности-безответственности, добра-зла, справедливые-несправедливые). В классификации названы только стержневые виды В., к-рые могут трансформироваться в подвиды (помощи-противодействия, заботы-равнодушия, лидерства-конформизма, принятия-отвержения, симпатии-антипатии, доверия-подозрительности, честолюбия-тщеславия и мн. др.) Лит.: Панферов В. Н. Восприятие человека в межличностном общении // Проблемы психол. воздействия. ИвГУ, 1978; Он же. Диалог и общение // Человек в мире диалога. Л., 1990; Он же. Классификация взаимоотношений людей // Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах. Л., 1984; Он же. Классификация функций человека как субъекта общения // Психол. журн. № 4. 1987; Он же. Психология взаимоотношений в бригадах // Социально-психологические резервы повышения деятельности трудового коллектива. М., 1989. В. Н. Панферов
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Взаимоотношения

субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения. В. складываются в рамках взаимодействия людей, а затем оказывают влияние на эффективность совместного труда и характер протекания и интенсивность процесса общения. В. характеризуется избирательностью и нередко ярко эмоционально окрашены: человек предпочитает одних людей, равнодушен к другим, не принимает третьих. При этом феномен избирательности обусловлен потребностной сферой человека. А.Г. Рузская

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

документально не зафиксированные субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе общения и взаимодействия. Структурной единицей неформальных взаимоотношений является неформальная социальная роль, представляющая собой комплекс стереотипов поведения человека по выполнению определенной функции, обеспечивающей соответственную социально-психологическую потребность коллектива. Критический набор неформальных ролей группы должен обеспечивать развитие и стабилизацию психологических состояний и свойств коллектива (Е. Г. Баранов, 1995).

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

взаимоотношения (в психологии)

субьективные связи, возникающие в результате взаимодействия двух или нескольких субьектов. В психологии это прежде всего система межличностных установок, ориентаций, ожиданий определяемых совместной деятельностью, проживанием и т.д. В. чаще делят на служебные (официальные) и внеслужебные (неофициальные) и смешанного типа.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Влияние механизмов психологической защиты на взаимоотношения психических процессов, переживаний и пс

Фахрутдинова Л.Р.
Скачать PDF

Правомерность использования термина «Деструктивные взаимоотношения в малых социальных группах»

Ачитаева И.Б.
В статье предлагается рассматривать деструктивные взаимоотношения как вариант неблагоприятного развития группы. Проведен анализ терминов, используемых в науке для описания нарушений взаимоотношений в малых социальных группах. Представлено определение деструктивных взаимоотношений в малой социальной группе
Скачать PDF

Локус контроля и взаимоотношения в семье

Яковлева Анастасия Николаевна
Рассматривается проблема экстернальности личности в связи с современными тенденциями в развитии якутской сельской семьи. Обсуждается, что в основе развития экс-тернальности лежат факторы социализации в семье в изменяющихся условиях, в частности, отношения родителей к детям. Рассматриваются традиционные для якутов родительские отношения и выявляются современные тенденции в отношениях родителей к детям.
Скачать PDF

Системные взаимоотношения информационного и нейрофизиологического уровней саморегуляции учащихся вуз

Ивашев С.П.
Скачать PDF

«Неуставные взаимоотношения» среди военнослужащих срочной службы в современной России: факторы и кон

Альмухаметов Руслан Шаяхматович
Представлен анализ взаимосвязей между показателями воинского подразделения и структурой неформальной иерархии среди военнослужащих срочной службы. Рассматриваются социальнодемографические характеристики респондентов как фактор, актуализирующий формы неформального давления во время военной службы по призыву. Выдвигаются предположения о возможности управления феноменом неформальной иерархии, а также прогнозирования потенциальных проблем новобранца в конкретных воинских подразделениях еще на стадии прохождения призывной комиссии.
Скачать PDF

Межличностные взаимоотношения как фактор субъективного благополучия курсантов в процессе военно-проф

Шадрин Алексей Александрович
Рассмотрены межличностные взаимоотношения курсантов в высшем военном учебном заведении как один из факторов субъективного благополучия, исследована их взаимосвязь с эмоциональным благополучием и социальной фрустрированностью, определены наиболее значимые отношения, влияющие на благополучие в процессе обучения.
Скачать PDF

Эмоциональные взаимоотношения школьников младшего подросткового возраста

Сарыева Севиндж
Эмоциональные взаимоотношения школьников младшего подросткового возраста имеют ряд характерных особенностей, отражающихся на их психике и поведении. У детей младшего подросткового возраста неправильное психическое развитие может быть одной из наиболее частых причин отклонений и эмоциональных нарушений. Важно в этом возрасте развивать через эмоциональные взаимоотношения организаторские способности, умение налаживать деловые контакты, распределять между собой обязанности.
Скачать PDF

Участие и роль пациентов в лечении. Взаимоотношения и взаимодействие в группе

Терзиева А., Стамболова И., Васильева Н.
Проблема, связанная со сложными взаимосвязями между пациентом и медицинским персоналом, является предметом научного интереса вот уже более 50 лет. В процессе лечения основное значение имеет взаимодействие между пациентом и медицинским персоналом. Реализация различных видов деятельности в процессе групповой работы приводит к трансформации пациента в партнера и увеличивает его мотивацию для участия и сотрудничества. Связь является важным элементом работы целой группы, которая общается как с пациентом и его родственниками, так и друг с другом, как члены многопрофильной бригады. Новая модель медицинской помощи требует участия пациента в процессе сбора информации о болезни, при информированном согласии в проведении медицинских диагностических и терапевтических процедур и уходе. Проведено социологическое исследование, целью которого является установление роли и положения пациента в процессе лечения и изучения его отношения к сотрудничеству, а также его взаимоотношений с медицинским персоналом в процессе лечения. В исследовании участвуют 60 пациентов, госпитализированных в ВМА. Опрошенные пациенты указывают, что они беспокоятся о своем здоровье, верят и относятся положительно к лечебному процессу. Они выражают свою готовность к сотрудничеству с медицинским персоналом в процессе лечения в том случае, когда получают понятную, своевременную и достаточную информацию о своей бо-лезни. Пациенты хотели бы участвовать в принятии решения о вы-боре терапии, диагностических исследований, лечения и уходе, ко-торые получают, если отношение к ним основано на уважении и признании их достоинства как личностей.
Скачать PDF

Межличностные взаимоотношения родителей и подростков в аспекте антитеррористической идеологии

Хусаинова Светлана Владимировна
В статье описаны негативные и позитивные модели взаимодействия родителей и детей. Показано негативное воспитание в семье и формирование отклонений в самоидентификации у подростка и возможность вовлечения его в террористические организации. Определена роль идеологического компонента в воспитании антитеррористической направленности подростков. Показаны направления повышения эффективности борьбы с терроризмом.
Скачать PDF

Влияние самоактуализации супругов на взаимоотношения в семье

Дубель Анна Сергеевна, Седых Виктория Александровна
Проблема влияния самоактуализации человека в период поздней зрелости на взаимоотношения в семье является актуальной и жизненно значимой, так как в этом возрасте люди сталкиваются с проблемами выхода на пенсию, ухода детей из родительской семьи, изменениями социального окружения и т.п. Все это делает семейные отношения между супругами хрупкими и чувствительными к внешним воздействиям. После «выпуска» младшего ребенка, на стадии «опустевшего гнезда», родители выступают в роли «моста» между младшими и старшими поколениями, являются хранителями семейных ценностей, ритуалов, достижений и историй. Супруги возвращаются к ролям и интересам, лежащим за пределами родительства, у них появляется возможность по-новому взглянуть на свои супружеские взаимоотношения и своего партнера. Они могут продолжать формировать и корректировать свой жизненный путь, ставить перед собой новые цели и достигать их. В данном исследовании предпринята попытка изучения влияния самоактуализации супругов на взаимоотношения в семье на стадиях жизненного цикла семьи «дети покидают дом» и «опустевшее гнездо».
Скачать PDF

Ребенок-инвалид и общество: взаимоотношения и социализация

Хубулава Григорий Геннадьевич
Актуальность. Проблема детской инвалидности остается одной из самых острых социальных проблем. Наряду с вопросом о социальном статусе инвалида и амбивалентностью самого термина «инвалид», которому современный социум предпочитает определение «человек с ограниченными возможностями», возникает вопрос о способе социализации детей-инвалидов. Цель анализ взаимоотношений инвалида и общества в истории культуры и рассмотрение проблемы социализации детей-инвалидов и некоторых способов и методов такой социализации. Методом исследования выступает анализ взаимоотношений общества и детей-инвалидов, а также методов и способов социально-психологической реабилитации таких детей, предпринятый в терминах философской антропологии. Результаты и обсуждение. Цель социализации ребенка-инвалида, проходящей в его семье, активно взаимодействующей с коллективом врачей, не просто научить его адаптироваться к условиям социума и быть ему полезным, а, насколько это возможно, помочь ему превратиться из изгоя и исключения в человека, осознающего себя как минимум равным окружающим, в человека, сознающего свое достоинство и несомненную ценность. Заключение. В процессе социально-психологической реабилитации ребенка-инвалида кроме него самого и медицинского сообщества принимает активное участие и семья, ближайшее окружение ребенка. Успех реабилитации в значительной степени зависит от их взаимодействия. Какие бы методы реабилитации мы ни использовали будь то игровые методы, параспорт, практика «смешанных» школ или домашнее образование, мы не должны забывать, что перед нами личность со своими талантами, проблемами и нуждами.
Скачать PDF

Стили поведения и показатели агрессивности в межличностных взаимоотношениях курсантов высших военных

Фомишин А.М.
Статья посвящена проблеме межличностных взаимоотношений между курсантами высших военных учебных заведений и представляет интерес для офицеров и всех тех, кто связан с воспитанием личного состава.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 15

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!