ВЫГОТСКОГО-САХАРОВА ТЕСТ

Найдено 1 определение
ВЫГОТСКОГО-САХАРОВА ТЕСТ
методика, предназначенная для исследования мышления, способности формирования понятий. Предложена Л. С. Выготским и Л. С. Сахаровым в 1927 г.
Материал методики представляет собой набор объемных фигур (рис. 16), отличающихся друг от друга формой, цветом и величиной. На нижней поверхности объектов нанесены условные обозначения в виде бессмысленных, искусственных слов («биг», «цев», «гур»,
«лаг»). Испытуемому демонстрируется одна из фигур, объясняется, что надпись совершенно условна, однако имеющимся в наборе фигурам с такой же надписью присущи определенные признаки. Задача испытуемого — обобщить признаки по группам. Перед началом
выполнения задания экспериментатор просит определить предполагаемый план выполнения, в ходе работы указывает на ошибки, фиксирует количество попыток решения.

В.— С. т. представляет собой разновидность методики двойной стимуляции и является видоизменением известной методики искусственных слов, предложенной в начале века Н. Ахом для изучения понятийного мышления. По данным Л. С. Выготского, с помощью
предложенной им методики можно констатировать нарушение процессов обобщения не только при явных расстройствах мышления, но и в тех случаях, когда вне условий эксперимента трудно заметить нарушения формального мышления.
Несмотря на кажущуюся простоту заданий и процедуры обследования, методика сложна и требует определенных навыков в проведении и правильной интерпретации результатов. Это связано с необходимостью оказания помощи испытуемому в ходе выполнения, оценки
восприимчивости к помощи, подсказки способа решения. В ходе исследования и качественного анализа его результатов могут быть получены данные об аффективно-личностных особенностях испытуемого, прежде всего связанных с реакцией на неуспех.
Стандартизация В. — С. т. не проводилась, сведения о валидности и надежности отсутствуют. Методика ориентирована на качественный анализ особенностей мышления.
Определенным недостатком В. — С. т. является то обстоятельство, что эта методика, в силу своей сложности для испытуемого, применяется, как правило, для исследования процессов обобщения у взрослых. В целях приспособления В.— С. т. к детскому возрасту
была разработана упрощенная модификация методики (А. Ф. Говоркова, 1962).
Обследуемому показывают 16 вырезанных из картона фигур (рис. 17), отличающихся формой (2 вида), цветом (красные и зеленые) и величиной (4 варианта). На обороте фигур написаны их условные обозначения. Одну из фигур дают обследуемому и просят отобрать
другие фигуры из этого разряда. Каждую отобранную фигуру испытуемый переворачивает и убеждается в правильности или ошибочности своего выбора. О результатах исследования судят по количеству «ходов», понадобившихся для формирования искусственного
понятия.

При обследовании детей с использованием этой методики определяются способность к целенаправленным и последовательным действиям, умение вести анализ одновременно в нескольких направлениях, отбрасывать неподкрепленные признаки, что характеризует
течение процессов обобщения и отвлечения.
В.— С. т. достаточно широко используется в отечественных, прежде всего клинико-диагностических исследованиях (И. Н. Гильяшева, 1974 и др.). Имеются сведения о том, что сопоставление результатов, полученных с помощью В.— С. т., с результатами традиционных
тестов интеллекта расширяет диагностические возможности последних, позволяя, в частности, обнаружить особые, специфичные для некоторых психически больных формы невербального мышления. В.— С. т. также послужил основой для разработки некоторых
вариантов диагностического обучающего эксперимента.

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.

Похожие термины: