ВЫГОТСКОГО–САХАРОВА ТЕСТ (ВЫГОТСКОГО–САХАРОВА МЕТОДИКА ДВОЙНОЙ СТИМУЛЯЦИИ)

Найдено 1 определение
ВЫГОТСКОГО–САХАРОВА ТЕСТ (ВЫГОТСКОГО–САХАРОВА МЕТОДИКА ДВОЙНОЙ СТИМУЛЯЦИИ)
методика, разработанная Л.С. Выготским и Л.С. Сахаровым и предназначенная для экспериментального изучения процесса формирования понятий у детей, а также для оценки уровня развития у них понятийного мышления. Эта же методика используется в клинике для изучения процесса формирования понятий у взрослых людей, имеющих те или иные отклонения в психике. В процессе практического использования В.-С.т. человеку предлагается набор из многих объемных геометрических фигур различной формы, цвета и величины. (Стимульный материал к В.-С.т. обычно представляет собой совокупность, состоящую из 32 деревянных объемных геометрических фигур.) На нижней поверхности каждой фигуры, невидимой для испытуемого, нанесены трехбуквенные бессмысленные сочетания, выполняющие в соответствующем эксперименте роль искусственных понятий. В стандартном случае таких слов всего четыре. Одно из них обозначает только высокие фигуры, другое – широкие фигуры, третье – высокие и узкие фигуры, а четвертое – низкие и широкие фигуры. В содержании формируемых понятий могут входить указанные выше признаки: форма, цвет и величина – в любом их сочетании. Задача испытуемого состоит в том, чтобы самостоятельно и как можно быстрее определить, какие конкретные признаки входят в заданное ему экспериментатором искусственное понятие, и далее дать этому понятие точное словесное определение. Испытуемому при использовании В.-С.т. можно давать подсказки в ходе выполнения задания, и по тому, насколько удачно он пользуется этими подсказками, делаются выводы о его зоне ближайшего развития. Другое название этой же методики – методика двойной стимуляции. В настоящее время создано уже несколько вариантов данной методики. См. Выготский Лев Семенович, зона потенциального (ближайшего) психологического развития, понятие.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007