Возраст паспортный ВОЗРАСТ ПСИХИЧЕСКИЙ

ВОЗРАСТ ПОДРОСТКОВЫЙ

Найдено 8 определений термина ВОЗРАСТ ПОДРОСТКОВЫЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Подростковый возраст

Период онтогенетического развития с 10 до 14 лет у девочек и с 11 до 15 лет у мальчиков (переходный, пубертатный возраст). Характеризуется началом функционирования половых желез и перестройкой в деятельности практически всех функциональных систем организма, что ведет к заметному напряжению регуляторных механизмов с предрасположенностью к различным нарушениям здоровья. Сопровождается кратковременным бурным ростом тела в длину, определенными изменениями в обмене веществ, преобладанием в ЦНС процессов возбуждения над процессами торможения.

Оцените определение:

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

ВОЗРАСТ ПОДРОСТКОВЫЙ (ОТРОЧЕСТВО)

Период онтогенеза (от 10-11 до 15 лет), соответственный переходу от детства к юности. В историческом плане выделение возраста подросткового как особой возрастной ступени в становлении человека произошло в промышленно развитых странах в ХIХ-ХХ вв. Возраст подростковый относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Он характерен бурным ростом человека, формированием организма в ходе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на кои накладывается половое влечение, часто неосознанное. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности - учебной, производственной, творческих занятий, спорта и пр. Определяющая особенность общения подростков - его ярко выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, с ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерными новообразованиями являются "чувство взрослости", развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям. Лейтмотивом развития психического в возрасте подростковом является становление нового, еще достаточно неустойчивого самосознания, изменение Я-концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико-синтетической деятельности, формирование мышления абстрактного и теоретического. Важнейшее значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой подростковой общности, ценности коей являются основой для собственных нравственных оценок. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям (-> поведение девиантное).

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

англ. teenage period, adolescence) - период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в XIX в. Син. отрочество. Хронологические границы точно не фиксированы. В зависимости от того, рассматривается ли как особый этап развития ранний юношеский возраст, П. в. отводится период от 10-11 до 15 лет или от 11-12 до 16-17 лет. Иногда целиком относится к числу кризисных возрастов (см. Кризисы возрастные), критических периодов онтогенеза, хотя вопрос о неизбежности кризиса и его протяженности является дискуссионным. П. в. характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Биологически он относится к предпубертатному и пубертатному периоду, т. е. этапу полового созревания и непосредственно предшествующему ему времени интенсивного, неравномерного развития и роста организма. Это определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация), оказывает существенное влияние на психофизиологические особенности, функциональные состояния подростка (повышенная возбудимость, импульсивность), вызывает половое влечение (часто неосознанное) и связанные с этим новые переживания, потребности, интересы. С фактом полового созревания связано то, что П. в. является периодом начала ряда психических заболеваний.

Центральным фактором психологического развития П. в., его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции (Л. И. Божович, И. С. Кон, Э. Эриксон и др.), определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с др. людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Указанное новообразование определяет ведущие потребности П. в. - в самоутверждении и общении со сверстниками. Последнее рассматривается также как ведущая деятельность в П. в. (Д. Б. Эльконин). Согласно др. т. зр., ведущей в этот период является просоциальная деятельность, определяемая потребностью подростка занять определенное место в жизни общества, оценить самого себя в системе "я и мое участие в жизни общества." (Д. И. Фельдштейн).

Развитие познавательных процессов в П. в. характеризуется становлением сложных форм аналитико-синтетической деятельности, переходом к абстрактному, теоретическому мышлению, развитием гипотетико-дедуктивных форм рассуждения, возможностью строить умозаключения (стадия формальных операций, по теории Ж. Пиаже). Динамический характер этого развития, несформиро-ванность основных структур обусловливает ряд специфически подростковых трудностей, отражающихся как на учебной деятельности подростка, так и на др. сторонах его жизнедеятельности. В нравственном развитии с этим связаны, в частности, противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые, порой достаточно второстепенные правила, определенный максимализм требований, сдвиг оценки отдельного поступка на личность в целом.

Основное содержание П. в. рассматривается либо как время перехода к взрослости (с этим связано, напр., представление Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой о "чувстве взрослости" как основном новообразовании П. в.), либо как самостоятельная фаза, относительно независимая от других. Последняя т. зр. в настоящее время преобладает. П. в. (часто вместе с ранним юношеским) рассматривается как особая социально-психологическая и демографическая группа, имеющая свои установки, специфические нормы поведения и т. п., которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к особой "подростковой" общности и к определенной группе внутри этой общности, которая часто отличается не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет существенное значение для развития личности подростка. Нормы и ценности группы выступают для него как его собственные, влияя на нравственное развитие. Определенное расхождение между нормами группы и нормами "мира взрослых" выражает важнейшую потребность подростка - в самостоятельности, личностной автономии. Вместе с тем в П. в. важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства подростка со взрослым с т. зр. прав. При этом подростки продолжают ждать от взрослых помощи, защиты и т. п. Указанная противоречивость, подчиненность нормам группы делает П. в. особо опасным из-за возможности возникновения различных форм делинквентного (противоправного) и девиантного поведения. (А. М. Прихожан.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ADOLESCENCE)

Период жизни, в течение которого происходит реорганизация психической деятельности, обеспечивающая согласование психофизических изменений в процессе полового созревания. Подростковый возраст определяет рамки процесса адоптации к половому созреванию. Блос (1962) назвал его генитальной стадией, то есть конечной стадией четырехступенчатого процесса психосексуального развития, начинающегося в раннем детстве и завершающегося после перерыва (латентного периода) в пубертате. В раннем подростковом воз-росте Я испытывает влияние эндогенных и экзогенных факторов, временно ослабляющих его в попытках справиться с волной интенсивных инстинктивных влечений. Эти изменения сопровождаются возникновением фантазий, непосредственно относящихся к мастурбации, и нередко являются причиной конфликтов и тревог, связанных отчасти с реальной возможностью гетеросексуольных контактов и беременности. Интенсифицируются генитальные сексуальные импульсы, о импульсы, относящиеся к других эротогенным зонам, подчиняются примату гениталий, хотя по-прежнему сохраняются и дериваты компонентных влечений.

Индивид регрессирует к более ранним формам отношения к объектам, активируются потребности в зависимости, страхи и конфликты, преобладавшие на прежних стадиях развития. Дорабатывается и консолидируется половая идентичность. Чтобы индивид смог найти замену первичным объектам, необходим процесс вторичной индивидуации, сопоставимый с доэдиповой фазой сепарации-индивидуации; в этом процессе подросток пересматривает свои представления о родителях и становится способным к избирательным идентификациям. Ослабление инфантильных связей с объектами вызывает ощущения одиночества и изолированности, которые могут прервать этот процесс. Чтобы адаптироваться к новым идентификациям, индивид должен изменить некоторые из своих идеалов и моральных норм; происходит дезорганизация и реорганизация Сверх-Я, в результате чего Я приобретает относительную власть на Сверх-Я. Такой сдвиг позволяет индивиду в" определенной степени удовлетворять влечения, сохраняя таким образом психическое равновесие.

Типичными защитными механизмами, поддерживающими функционирование Я в подростковом возрасте, являются смещение к внесемейным, неинцестуозным источникам удовлетворения и следование образцам Я-идеала и нормам Сверх-Я, обращение аффекта в противоположность (стремление к зависимости обращается в протест, уважение и восхищение - в презрение и высмеивание), обращение враждебности против себя и смещение катексиса с объекта на себя, что является причиной грандиозных фантазий и ипохондрических опасений. Специфические защиты подросткового возраста включают в себя аскетизм, интеллектуализацию (A. Freud, 1936), затянувшуюся юность, униформизм (Blos, 1954). Успешное развитие абстрактного мышления часто сопровождается интересом к формулированию суждений, идей и идеалов, связанных с этическими, политическими и социальными проблемами, расширяются интеллектуальные горизонты, могут проявиться интеллектуальные и творческие способности. Эти психологические изменения помогают индивиду обрести уникальное чувство личной идентичности.

Обусловленные изменчивостью физического созревания, многие подростковые нарушения являются преходящими и не требуют анализа. Патологические проявления на розных стадиях подросткового возраста и технические проблемы обсуждаются в рубрике подростковый анализ.

Источник: И.С. Кон. Краткий словарь сексопатологических терминов.241

Подростковый возраст

Категория. Стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет).

Специфика. Характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я-концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой "подростковой" общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико-синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления.

Источник: Психологический словарь

Подростковый возраст

период онтогенеза, занимающий промежуточное положение между детством и юностью (приблизительно от 11 —12 до 15—16 лет). В некоторых психологических исследованиях П. в. отождествляется с периодом пубертата, т.е. периодом полового созревания, так как в анатомо-физиологическом аспекте связан с интенсивным половым созреванием. Эмоциональная нестабильность, свойственная этому возрасту, связана, в частности, и с перестройкой гормональной системы, а также с генерализованными процессами возбуждения и торможения, так как нервная система в этот период не в состоянии выдерживать большие и длительные нагрузки. Половое созревание приводит к возникновению полового влечения, часто неосознанного, а также новых переживаний. Характерным признаком этого периода является повышенный интерес к себе, своим способностям, к своим чувствам. Развитие рефлексии, осознание своих индивидуальных качеств, стремлений и ценностных ориентации приводит к формированию нового уровня самосознания и самооценки подростков, что является одним из наиболее важных новообразований этого периода. В то же время осознание собственной уникальности, идентичности, а также свойственное этому возрастному периоду сравнение себя с окружающими (сверстниками и взрослыми) приводит к неустойчивости самооценки, амбивалентному отношению к себе. П. в. — период интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, принципов. В это время резко возрастает ценность для подростка коллектива сверстников, развивается устойчивая потребность в общении с ними. Важной характеристикой этого периода является формирующееся у младших подростков чувство взрослости как субъективное переживание готовности стать самостоятельным. Отчасти переоцениваемая готовность приводит к частым конфликтам, но последние имеют и положительный смысл, т.к. провоцируют у подростка необходимость более адекватно отнестись к своему месту среди других. В целом для П. в. характерно относительное преобладание процесса индивидуализации по сравнению с присущими предыдущему возрастному периоду адаптационными процессами. Среди негативных компонентов П. в. отмечается увеличение конфликтности поведения, стремление к полной эмансипации от близких взрослых, снижение успешности учебных занятий. Эмоциональная неустойчивость, резкие изменения в поведении, колебания самооценки, так же как и социальная неопределенность этого периода могут приводить и к маргинализации подростков, поискам собственной культуры, стиля поведения и общения, отличающихся как от детских норм, так и от норм и правил взрослых. Возможно и развитие защитной агрессии, как реакции на давление взрослых. При неблагоприятных условиях в этот период могут развиваться так наз. отклоняющееся (девиантное) поведение, различные невротические комплексы. К. Н.Поливанова

Источник: Психология развития. Словарь. Психологический лексикон в 6 т.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

период, в течение которого происходит перестройка детского организма в связи с переходом к взрослости. Центральным звеном этой перестройки является половое созревание. Психика подростка особенно ранима, внутренне он уже не удовлетворен пассивной ролью опекаемого ребенка и хочет быть взрослым, полезным, принимать решения и нести за них ответственность. Однако внешнее окружение отрицает его право на принятие ответственных ролей взрослого, на каждом шагу давая ему почувствовать и его социальную незрелость, и экономическую зависимость. В данном возрасте все мальчики и девочки стремятся самоутвердиться, добиться независимости от родителей через контакты со сверстниками. К ним они обращаются за советами, помощью, но очень скоро понимают, что и среди сверстников действуют определенные нормы и правила, которые ограничивают их свободу и стремление к самоутверждению. То, какие решения в области сексуальных взаимоотношений примет подросток, во многом зависит от его базовых личных качеств: уровня развития, моральных принципов и др. Но порой эти свойства личности не выдерживают натиска мнения группы, что более характерно для юношей, чем для девушек. Сексуальное поведение подростков может доставить много неожиданных хлопот родителям: это и нежелательная беременность, и венерические заболевания. Родители тоже находятся в двойственном положении, поскольку, с одной стороны, они не хотят казаться слишком строгими и старомодными, с другой – искренне верят в традиционные нормы сексуальной морали и поведения, которые не всегда легко понять и разделить подростку.

Источник: Словарь по сексологии

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

период онгогенеза; этап психического и физического развития ребенка, соответствующий возрасту от 10-11 до 15 лет; является средним школьным возрастом, переходным периодом от детства к юности (см. Возрастная периодизация, Школьный возраст)

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

Показать все [+5] ↓

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Влияние фрустрации на поведение умственно отсталых учащихся подросткового возраста

Бажукова Оксана Александровна
В статье описываются результаты экспериментального исследования влияния фрустрации на поведение умственно отсталых школьников. Показана зависимость между фрустрированностью и уровнем враждебности и агрессивности подростков с нарушениями интеллекта.
Скачать PDF

Психологическая зависимость от родителей в старшем подростковом возрасте, причины и следствия ее воз

Мымрикова Анна Игоревна, Истратова Оксана Николаевна
Рассмотрены причины возникновения психологической зависимости от родителей в старшем подростковом возрасте, которые коренятся в детско-родительских отношениях и складываются с самого рождения ребенка, а также ее последствиям. Кроме того, уделено внимание самому понятию психологической зависимости от родителей и особенностям старшего подросткового возраста как сензитивного для ее формирования.
Скачать PDF

Взаимосвязь беспомощности и коммуникативной активности в подростковом возрасте

Забелина Е.В.
В статье изложены результаты исследования взаимосвязи феномена беспомощности н коммуникативной активности у подростков. Обосновывается положение о том, что чем более выражена беспомощность у подростков, тем меньшую активность в общении они проявляют. Делается вывод о наличии специфических взаимосвязей между компонентами беспомощности и коммуникативной активности в зависимости от степени выраженности беспомощности у подростков.
Скачать PDF

Методы коррекции эгоцентризма в подростковом возрасте и решение проблемы социальной дезадаптации

Буртовая Н. Б.
Представлен теоретический анализ по проблеме психического развития подростка, формирования эгоцентризма и методов его коррекции. Также большое внимание уделено проблеме школьной дезадаптации в системе образования вообще и в процессе формирования личности подростка в частности.
Скачать PDF

Взаимосвязь агрессивности с просмотром художественных фильмов в старшем подростковом возрасте

Яковлева Татьяна Витальевна
Анализируется проблема агрессивности старших подростков как возрастная проблема. Выявляется зависимость выбора художественных фильмов со сценами агрессии и насилия от общей агрессивности подростков. Приводятся корреляционные связи агрессивности с различными индивидуально-психологическими особенностями личности.
Скачать PDF

Изучение представлений об идеальном партнере в подростковом возрасте: связь с родительским отношение

Буренкова Е. В., Орлова Л. Е.
В статье описано исследование, направленное на определение связи родительского отношения к подростку с его представлением об идеальном партнере. Получены характеристики межличностных отношений в супружеских парах родителей и их согласование с детскородительскими отношениями и с супружескими отношениями. Результаты исследования позволили определить портрет идеального партнера для подростка и согласовать его с реально существующим портретом партнера в супружеских отношениях родителей.
Скачать PDF

Психологические факторы формирования игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возраст

Гришина Анна Викторовна
В статье представлен анализ современных подходов к исследованию психологических факторов формирования компьютерной зависимости и рассмотрены психологические особенности развития младших подростков, нарушения которых возможно являются причинами игровой компьютерной зависимости на данном возрастном этапе развития. The analysis of the modern approaches to studying psychological factors of computer dependence forming is presented in the paper. The author views the psychological features of development of younger teenagers, whose disorder may be the reason for game computer dependence at this age-specifi c stage of development.
Скачать PDF

Влияние условий воспитания на формирование представлений о семейных ролях в подростковом возрасте

Истратова Оксана Николаевна, Карпенко Анна Александровна
Рассматриваются условия воспитания в сиротских учреждениях разного типа, их влияние на формирование представлений (эгалитарных, традиционных, неопределенных) о распределении ролей в семье у подростков.
Скачать PDF

Специфика взаимодействия подростков с представителями различных возрастных групп

Микляева Анастасия Владимировна
Представлены результаты эмпирического исследования, посвященного проблеме межвозрастного взаимодействия подростков. Межвозрастное взаимодействие рассматривается с теоретических позиций социального конструкционизма и теории социальной идентичности. Показано, что подростки характеризуются высоким уровнем возрастной толерантности, которая оказывает влияние на течение взаимодействия подростков с теми возрастными группами, опыт общения с которыми ограничен (дети и пожилые люди), во взаимодействии с другими социальными группами используются иные, помимо возраста, основания социальной категоризации. При основе субъективной дифференциации подростками оценок взаимодействия с различными возрастными группами лежит статусно-ролевое неравенство этих групп относительно подростковой группы.
Скачать PDF

Некоторые особенности отношения к здоровью в подростковом возрасте

Прокопенко Андрей Анатольевич
В статье рассматривается один из аспектов изучения психологии здоровья отношение к здоровью. Приводятся данные современных исследований в данной области, в том числе излагаются результаты авторского исследования. Делается предположение о влиянии различных факторов на формирование отношения к здоровью.
Скачать PDF

Формирование социальной компетентности у умственно отсталых учащихся подросткового возраста

В статье описывается методика тренинга, направленного на формирование социальной компетентности у умственно отсталых учащихся подросткового возраста. Методика включает принципы, требования к ведущему, структуру и требования к организации пространства такого тренинга.
Скачать PDF

Методика для исследования смысложизненного кризиса личности в подростковом возрасте

Горбунова Валерия Сергеевна
В статье рассмотрены понятие «смысложизненный кризис», сущность смысложизненного кризиса, особенности подросткового возраста, проблема целостности ценностно-смысловой сферы личности. Приведены описание авторской методики и результаты психометрических исследований.
Скачать PDF

Похожие термины: