Восприятие сказки это что такое Восприятие сказки: определение — Психология.НЭС
ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА ВОСПРИЯТИЕ СЛОЖНЫХ ЗВУКОВ

Восприятие сказки

Найдено 1 определение:

Восприятие сказки

сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, как и игра, составляет один из наиболее значимых видов деятельности ребенка-дошкольника, определяя развитие, как интеллектуальных и познавательных процессов (речи, мышления, воображения), так и эмоционально-личностное, нравственное и эстетическое развитие ребенка. В классической психологии В. с. выступает как уход ребенка от враждебности окружающего мира, социального давления, ограничений и запретов в мир фантазии, свободы и вымысла (К. Бюлер, В. Штерн), способов символического удовлетворения подавленных сексуальных тенденций (психоанализ), воображаемой реализации нереализуемых тенденций. В современной психологии В. с. рассматривается также как один из способов мифологического освоения мира, построения ценностно-смыслового поля, поиска путей разрешения конфликтов (Б. Беттельхайм). Сказка, как художественно-литературная форма имеет особую композицию и структуру (В.Я. Пропп), организующие процесс восприятия ребенком сюжета и нравственносмыслового содержания сказки. Такие особенности сказки, как вымысел и фантастичность, создают семантическое поле сказки, обеспечивая дифференциацию ребенком знаков и значений, их отрыв от предметов, формируя внутренний план сознания ребенка. В.с. в дошкольном возрасте носит синкретический характер и осуществляется с опорой на игру, иллюстрацию, действие. Психологическим механизмом при этом выступает активное содействие (сначала в форме реального, а затем мысленного действия) и сопереживание герою сказки (А.В. Запорожец). Одной из линий развития В. с. является переход от непосредственного «наивного» соучастия ребенка в событиях сказки к эстетическому восприятию, в основе которого лежит последовательная децентрация ребенка, переход к более адекватному и полному восприятие фабулы и содержания сказки. Сказка, как и любое произведение искусства, обеспечивает переживание (катарсис) событий и поступков, выходящих за пределы непосредственного опыта ребенка, создавая условия для присвоения ценностно-смыслового и нравственного культурного опыта (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов). О.А.Карабанова
Оцените определение:

Источник: Психология развития. Словарь. Психологический лексикон в 6 т.

Найдено рефератов по теме Восприятие сказки — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Разработка рефлексивно-развивающей методики «Сказка-загадка». Все как у тебя»: проверка валидности

Кибальченко Ирина Александровна
В статье рассматривается процесс разработки и проверки валидности авторской рефлексивно-развивающей методики: «Сказка-загадка «Все как у тебя». Она предназначена для диагностики и развития рефлексии у дошкольников и младших школьников. В процедуре участвуют дети и взрослые члены семьи. Методика выявляет косвенные признаки отношений между детьми и другими членами семьи. В статье предлагается краткое описание методики и обзор основных результатов ее валидизации.
Скачать PDF

Исследование транскоммуникативных проявлений личности в метафорическом сюжете индивидуальной сказки

Лебединская Светлана Владимировна
В статье описываются принципы транскоммуникативного анализа индивидуальных сказок. Базовой теоретической моделью исследования является коммуникативный подход В. И. Кабрина. Описана динамика транскоммуникативных тенденций в метафорическом сюжете индивидуальной сказки. The paper presents the principles of transcommunicative analysis of individual fairy-tales. The basic conception of the research is the Communication Model of V. I. Kabrin. The author of the paper describes the dynamics of transcommunicative displays in the metaphorical subject of an individual fairy-tale.
Скачать PDF

Методологические аспекты использования сказки в организационном Сопровождении (коучинге)

Буренкова Е. В.
В статье рассматривается метафорический подход в организационном консультировании, осуществляется методологическое обоснование выбора и эффективности предложенного подхода. Метафорический подход в организационном консультировании обозначается как инструмент формирования «нравственного иммунитета», что позволит сделать коучинговое сопровождение организаций наиболее эффективным.
Скачать PDF

Традиционные детские игры и сказки как факторы психического развития личности

Фролова Светлана Владимировна
Статья посвящена анализу участия таких элементов культурного наследия как традиционные детские игры и народные сказки в развитии эмоциональной сферы и творческого мышления дошкольников, а также в построении жизненной стратегии через эмиграцию в юношеском возрасте. Автор приводит результаты эмпирических и экспериментальных исследований в изучаемой области.
Скачать PDF

Типы одиночества в сказках г. -Х. Андерсена: психологический анализ

Заломов Ярослав Александрович
В данной статье представлены результаты психологического анализа текстов сказок Г.-Х. Андерсена. На основе анализа философских, литературоведческих и психологических литературных источников определены критерии одиночества. Анализ текстов двадцати шести сказок Г.-Х. Андерсена позволил выделить пять типов одиночества: одиночество изгоя, одиночество брошенного, одиночество как следствие плохого характера, конструктивное одиночество и одиночество как миссия. Предпринята попытка описать данные типы одиночества.
Скачать PDF

Символика развития личности пожилого человека в народных волшебных сказках

Злобин Юрий Дмитриевич
Представлен анализ народных волшебных сказок, героями которых являются люди пожилого возраста. Исследуется последовательность развития личности главного героя, символизирующего процесс трансформации Эго. Волшебные сказки отличает «народная мудрость», в которой содержатся сведения о психологии людей пожилого возраста. Характерным становится парадоксальное поведение, способность освободиться от иллюзий и личных амбиций
Скачать PDF

Преодоление коммуникативных трудностей младших школьников средствами сказкотерапии

Самохвалова Анна Геннадьевна
В статье рассматривается проблема затрудненного общения ребенка; представлена авторская классификация коммуникативных трудностей личности (базовых, содержательных, инструментальных, рефлексивных); выявлены психокоррекционные потенциалы сказкотерапии; представлены результаты эмпирических исследований, подтверждающие эффективность использования сказкотерапии в процессе преодоления коммуникативных трудностей младших школьников.
Скачать PDF

Развитие творческих способностей посредством сказкотерапии у детей дошкольного возраста

Волкова О.В.
В статье рассмотрены основные принципы такого направления в практической психологии, как сказкотерапия. Сказкотерапия способствует развитию воображения ребенка, это объясняется наличием в структуре сказок метафор -главного средства психологического воздействия в сказкотерапии.
Скачать PDF

Мастер-класс «Арт-терапия: цвет, символ, сказка»

Слобожанин Алексей Вячеславович
В статье представлен сценарий мастер-класса, проведенного 21 декабря 2012 года в профориентационных целях. Особое внимание уделяется использованию элементов изобразительных и зрелищных искусств в практике психотерапии и фасилитации творческой активности.
Скачать PDF

Структура волшебной сказки и ее субъективные модификации в пересказах детей и взрослых

Тимошенко Анастасия Александровна
Описана субъективная модификация структуры волшебной сказки в пересказах двух групп респондентов. На основе предложенного В.Я. Проппом структурного анализа сказки изучены пересказы предпочитаемых респондентами разного возраста сказок. Показано, что в качестве значимых аспектов мифа девочки выделяют различные типы историй, взрослые женщины отдают предпочтение волшебным сказкам. В детских текстах ярко выражена триада «герой антагонист помощник», во взрослых пересказах в основном представлена моноструктура «герой», что объясняется различными социальными условиями респондентов. В пересказах важным для обеих возрастных групп респондентов является основной этап сказки, другие ее этапы представлены вариативно. В целом в пересказах респондентов присутствуют лишь некоторые из 31 выделенной В.Я. Проппом функции сказки, что может являться характеристикой личности респондентов и отражать особенности индивидуального процесса взросления.
Скачать PDF

Роль сказкотерапии в социальной адаптации ребёнка к детскому саду

Бакунова Ирина Владимировна, Левченко Дарья Геннадьевна
В статье рассматривается проблема социальной адаптации детей к детскому саду. Сказкотерапия как метод социальной адаптации у дошкольников.
Скачать PDF

Сказкотерапия как метод культурно-психологического воздействия на личность: история и эволюция

Кузьмин Дмитрий Алексеевич
Статья посвящена исследованию развития сказкотерапии в качестве одной из современных школ практической психологии. Раскрывается поэтапное формирование теоретического аппарата и комплекса форм работы. Рассматриваются особенности становления сказкотерапии на каждом этапе её развития. Исследуется вклад устного народного творчества, фольклористов, этнографов, антропологов, филологов. Делается акцент на работах В.Я. Проппа как первых, в которых были проанализированы сказки, и З. Фрейда как первых, в которых использовалась сказка в качестве инструмента психологической работы. Анализируется современное состояние сказкотерапии, богатство областей её применения и разнообразие подходов к методу в работе разных психологов. В частности, сопоставляются мнения представителей основных школ сказкотерапии о принципах её использовании в практической работе. Проводится краткий обзор основных форм применения сказкотерапии в решении психологом прикладных задач профессиональной деятельности.
Скачать PDF