ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ это что такое ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: определение — Психология.НЭС
ВИРТУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Виртуальность

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Найдено 3 определения термина ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

от англ. virtual reality - возможная реальность) - это модельное отображение квазиреальности с помощью определенных технологий и технических средств, позволяющих обеспечить частичное или полное погружение человека в это отображение и создающее иллюзию действительной реальности. В основу создания В. р. положено использование компьютерных технологий, которые позволяют в наиболее полной мере реализовать погружение человека в искусственный мир, создаваемый техническими средствами. Слово "виртуальный" не полностью соответствует рус. эквиваленту - "возможный" или "потенциальный" (ср. "виртуальное перемещение", "виртуальная работа", "виртуальная частица" и т. п.). Оно акцентирует внимание на актуализации возможных вариантов событий или объектов, которые реально могут и не существовать. В настоящее время системы В. р. используются в различных тренажерах (автомобильные, самолетные и космические тренажеры, тренажеры для обучения работы на сложном оборудовании, боевые тренажеры), в сложных ситуативных компьютерных играх, а также в обучающих системах, предназначенных для освоения стратегии и тактики принятия решений в сложных, быстро меняющихся условиях. Принципиально новые аспекты систем В. р. появились в связи с возникновением глобальной сети INTERNET, которая позволяет создавать ничем не ограниченные возможности путешествия в виртуальных мирах.

Предпосылками возникновения идеологии В. р. были литература и искусство. В определенном смысле В. р. можно считать продолжением развития изобразительных средств искусства. Но В. р. выходит далеко за пределы просто изобразительных средств. Она становится средством моделирования и исследования реального мира, а в некоторых случаях его подмены. На этот аспект В. р. обратили внимание писатели-фантасты. В особенности следует отметить идеи feelie (неологизм; от англ. feeling - ощущение, переживание) Олдоса Хаксли ("Brave New World") и фантоматики Станислава Лема ("Сумма Технологии").

Разработка систем В. р. м. б. представлена 4 основными компонентами: 1) система отображения и передачи информации человеку; 2) система обработки информации, передаваемой от человека компьютеру; 3) система создания виртуальных образов и логико-семантической структуры виртуальных событий; 4) система передачи информации от компьютера к человеку.

В связи с этим можно выделить след. основные психологические проблемы В. р.: 1) проблема психофизиологического взаимодействия человек-компьютер; 2) проблема логической и семантической достоверности В. р.; 3) проблема совместимости интеллектуального и эмоционального мира человека и систем В. р.; 4) проблема психологической безопасности систем В. р.

В настоящее время в качестве технических средств реализации В. р. используются след. системы: стереоочки-мониторы, шлем с наушниками и мониторами, сенсорные перчатки, информационный костюм, "виртуальная сфера". Манипулируя перчатками или меняя положение тела в информационном костюме, человек способен взаимодействовать с В. р., управляя ее объектами. "Виртуальная сфера" может создавать иллюзию перемещения в пространстве.

Дальнейшее развитие систем В. р. следует связывать с такими направлениями, как создание нейрокомпьютерных устройств обработки информации и технологии непосредственного кодирования и передачи информации в сенсорную систему человека, минуя его органы чувств. (Ю. Т. Каганов.)

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

смоделированные с помощью компьютера различные аспекты окружающего и иллюзорного мира, позволяющие человеку взаимодействовать с этим искусственным миром так же, как с естественной средой. В современных условиях в В. р. создано огромное число игр, где игрок в психологическом плане «непосредственно» участвует в огромном количестве конфликтов (виртуальные боевые действия прошедших войн, космические сражения, борьба с чудовищами и вампирами и т. п.). У психологов нет единого мнения относительно того, как влияет такая агрессивная В. р. на психику человека: позволяет ли она разряжать накопившуюся в его взаимодействии с реальным миром агрессивность, или же она формирует навыки и умения агрессивного поведения, которые потом человек применяет в социальной практике.

Источник: Словарь конфликтолога

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

1. Реальность, независимо от ее природы (физическая, геологическая, психологическая, социальная, техническая и пр.), обладающая следующим рядом свойств: порожденность (виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней; психологические виртуальные реальности порождаются психикой человека), актуальность (виртуальная реальность существует актуально, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая реальность), автономность (в виртуальной реальности свое время, свое пространство и свои законы существования), интерактивность (виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них) (Н. А. Носов); 2. Иммерсивная и интерактивная имитация реалистичных и вымышленных сред, т. е. некий иллюзорный мир, в который погружается и с которым взаимодействует человек, причем создается этот мир имитационной системой, способной формировать соответственные стимулы в сенсорном поле человека и воспринимать его ответные реакции в моторном поле в реальном времени (Джордж Ланье).

Источник: Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. Глоссарий

Найдено рефератов по теме ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Виртуальная реальность: методологические традиции и инновации исследования

Кирюшин Алексей Николаевич
В статье рассматриваются основные методологические подходы (постмодернистский, технический, онтологический и психологический) к исследованию виртуального, а так же утверждается их взаимная дополняемость для концептуализации последнего. Автору удалось установить, что указанным подходам присуща определенная недостаточность описания виртуальной реальности и сопутствующих ей феноменов. Наряду с этим, предлагается дополнить ставшие уже классическими способы осмысления виртуальной реальности инновационной, алгоритмической философской методологией.
Скачать PDF

Виртуальная реальность: потенциален ли риск для человека и человечества?

Летов Евгений Владимирович
Компьютер прочно вошел в современную жизнь и стал привычным атрибутом повседневности. Компьютерные устройства стали элементами современной культуры и во всем своем многообразии окружают и нас, и наших детей повсюду: на работе, в школе, на улице, дома. Сама эта среда оказывает глубокое воздействие на формирование человеческой личности, однако аспекты этого влияния все еще остаются мало изучены и объяснены. Закономерно встают вопросы, где кончается привычная реальность и начинается виртуальная, дополняет ли компьютер человеческую жизненную реальность или ломает её?The computer strongly entered into modern life and became habitual attribute of daily occurrence. Computer devices became elements of modern culture and in all the variety surround also us, and our children everywhere: on work, at school, on the street, houses. This environment has deep impact on formation of the human person, however aspects of this influence still remain are a little studied and explained.
Скачать PDF

Виртуальная реальность как пространство симулякров

Абрамова В.А.
В постнеклассической науке в изучении саморазвивающихся систем важно учитывать узкую направленность восприятия в решении конкретных задач, в данном контексте восприятие символических трансформаций на различных уровнях: субъективном и объективном. Широко распространенная в настоящее время виртуальная реальность благодаря усовершенствованию информационно-коммуникационных технологий состоит из гипертрофированных эффектов виртуализации реальности, где виртуальный образ не имеет ничего общего с реальностью, становясь собственным «симулякром», эффективно формируя при этом «точки зрения» на события и явления. Современные СМИ имеют широкий арсенал средств воздействия на эмоциональный, поведенческий и ценностно-ориентационный уровни сознания (предполагает критическое осмысление поступающей информации) и бессознательное. Эти методы комбинируются в зависимости от ситуации. B дискурсе виртуального моделирования информационное воздействие приобретает такие специфичные свойства, как гипертекстуальность, интерактивность и мозаичность. «Вторая реальность», символическая и виртуальная, замещает саму действительность, целенаправленно воздействуя на сознание. В результате человек воспринимает действительность через призму символов и образов, определяя направленность массового сознания и поведения. Сознание работает не с реальными образами, а с копиями реальности.
Скачать PDF

Об одном подходе к изучению влияния виртуальной реальности на человека-оператора

Непомнящий В.А.
Скачать PDF

О применении систем виртуальной реальности в психологии

Войскунский Александр Евгеньевич, Меньшикова Галина Яковлевна
В статье рассмотрены конкретные экспериментальные исследования, выполненные с использованием систем виртуальной реальности. Описаны перспективные направления видоизменения исследовательских парадигм в когнитивной, организационной, социальной, клинической психологии. Отмечена возможность использования новых технологий для решения задач психологии обучения, психотерапии и психологической реабилитации.
Скачать PDF

Технологии виртуальной реальности: методологические аспекты, достижения и перспективы

Зинченко Юрий Петрович, Меньшикова Галина Яковлевна, Баяковский Юрий Матвеевич, Черноризов Александр Михайлович, Войскунский Александр Евгеньевич
Рассмотрены возможности применения систем виртуальной реальности (ВР) в области экспериментальной психологии. Обсуждаются их отличительные особенности и преимущества перед традиционными методами, а также проблемы, возникающие при использовании. Освещены перспективные направления применения этих новых технологий для решения задач психотерапии и психологической реабилитации, организационной психологии, спортивной психологии и психологии безопасности, психофизиологии и нейронаук.
Скачать PDF

Философские аспекты проблемы восприятия образов компьютерной виртуальной реальности

Брылевская Анна Алексеевна
В данной статье рассматриваются проблемы влияния образов компьютерной виртуальной реальности на различные чувства и эмоции человека, а также проблема адекватного восприятия данных синтезированных образов и их привлекательность для современного человека в таком новом виде деятельности как компьютерные игры.
Скачать PDF

Изучение восприятия светлоты поверхности при помощи технологии виртуальной реальности

Меньшикова Галина Яковлевна
Статья посвящена проблеме восприятия светлоты поверхности. Выраженность трехмерной (3D) иллюзии одновременного светлотного контраста была измерена методом констант у тридцати семи наблюдателей. Технология виртуальной реальности использовалась для предъявления стереопар различных трехмерных конфигураций иллюзии. Альбедо-гипотеза и гипотеза копланарных отношений использовались для объяснения полученных результатов. Изменения выраженности иллюзии в зависимости от 3D конфигурации находились в хорошем соответствии с альбедо-гипотезой.
Скачать PDF

Эффективность использования виртуальной реальности при обучении в юношеском и взрослом возрасте

Селиванов Владимир Владимирович, Селиванова Людмила Николаевна
в работе подчеркивается целесообразность использования обучающих программ в настоящей виртуальной реальности (ВР) в обучении школьников и в преподавании дисциплин во взрослом возрасте. В ходе экспериментальной работы было создано 5 обучающих программ в настоящей виртуальной среде по биологии и геометрии для учащихся старших классов средних общеобразовательных школ. Окончательная сборка и «озвучка» осуществлена в мультиплатформенном инструменте для создания трехмерных изображений Unity. Прослежено влияние ВР-обучающих программ на мышление, другие познавательные процессы и некоторые личностные особенности человека. Обучающие программы, созданные в ВР, стимулируют мышление человека. ВР способствует прогрессивному формированию процессуальных, операциональных характеристик мышления. Данное влияние сказывается на более успешном решении испытуемыми задач. Образы ВР, когда они моделируют компоненты задачи, отражаются на повышении креативности (количества коллатералей), стимулируют процессуальные характеристики мышления. Работа в обучающих ВР-программах улучшает традиционные показатели образной кратковременной памяти, наблюдательности, устойчивости, концентрации внимания, способности к обобщению и классификации, способствует повышению поленезависимости (когнитивный стиль). В целом виртуальная обучающая среда является достаточно эффективным методом, средством и технологией обучения, особенно во взрослом периоде онтогенеза. Отрицательное влияние виртуальной обучающей реальности фрагментарно и регулируемо.
Скачать PDF

Вегетативное обеспечение когнитивных функций в контексте виртуальной реальности

Бахчина А.В., Парин С.Б., Некрасова М.М., Рунова Е.В., Полевая С.А.
Актуализируется проблема исследования структуры связей между различными физиологическими модулями, реализующими работу функциональной системы. Предложена методика комплексного персонифицированного мониторинга функционального состояния в контексте деятельности в виртуальной реальности. Приведены результаты экспериментов синхронизированного измерения кардиоритма и внешнего виртуального контекста деятельности. Сделаны выводы о свойствах взаимодействия когнитивного и вегетативного модулей системы.
Скачать PDF

Особенности реализации активности в виртуальной и повседневной реальности

Пилишвили Татьяна Сергеевна
Статья посвящена изучению специфики проявления активности как становления субъектности в условиях современного информационного мира, отличающего эффектом присутствия со свойственным ему свертыванием времени и пространства в Интернете. Продемонстрирована угроза подлинной активности в виртуальной среде при потере авторства собственного Я субъекта и подмене целей активности ее средствами. Анализируются особенности реализации активности в виртуальной реальности на примере социальных сетей, а также в условиях повседневности. Социальные сети рассматриваются в качестве социально-культурных рекурсивных систем, качественно изменяющих характер активности субъекта в Интернете посредством трансформации его деятельностей сетью, отличающейся самоповтором и способностью к обратной связи. Описано различное соотношение высокой и низкой активности личности юношеского возраста в информационном мире на уровне содержательно-когнитивного, деятельностно-мотивационного, оценочно-поведенческого и личностно-результативного компонентов. Отражен рост активности в плоскости социальных сетей, связанный с повышением соревновательности и автономии субъекта, а также переходом от результативности к процессуальности деятельности. Показано, что рост активности в плоскости повседневной реальности осуществляется посредством интенсификации управления собственным окружением и изменением характера взаимодействия с другими людьми. Выявлена связь активности и психологического здоровья субъекта, подтверждающая идею продуктивности умеренной активности в социальных сетях с ее высокой рефлексией со стороны личности. Обозначены основные пути потенциального развития активности как становления субъектности в XXI в. через усиление целеполагания. Подчеркивается значимость исходящей из внутренних предпосылок человека активности как имманентной причины самого субъекта.
Скачать PDF

Формирование субъективных (виртуальных) моделей физической и социальной реальности сознанием человек

Луценко Евгений Вениаминович
С одной стороны, человек является физическим объектом, а с другой - личностью. Поэтому и с реальностью он взаимодействует с одной стороны непосредственно как физический объект, а с другой стороны как личность, т.е. опосредованно через свою психику. На основе информации от органов чувств сознанием человеком создается субъективная модель реальности. Человек ошибочно принимает свою субъективную модель реальности за саму реальность, т.е. неоправданно присваивает ей онтологический статус, осуществляет гипостазирование. Фактически, как реальность человек осознает не саму реальность, а лишь свою субъективную модель этой реальности. В результате, как физический объект человек живет в физическом мире, а как личность он живет в своей субъективной модели физической и социальной реальности, созданной на основе информации, поступающей на его органы чувств непосредственно и из СМИ. В работе рассматривается процесс формирования субъективной 3D-модели реальности на основе большого числа 2D изображений, проводится различие в содержании терминов: «Видеть» и «Воспринимать», анализируется преобразование объективных восприятий в субъективный факт сознания и обратно. В результате гипостазирования субъективной модели реальности, наблюдаются все те же самые эффекты, что и в виртуальной реальности (эффект реальности; эффект присутствия; эффект деперсонализации; эффект виртуализации целей, ценностей и мотиваций). Поэтому, есть все основания считать различные субъективные модели реальности, формируемые при различных формах сознания, виртуальными моделями. Изучаются различные следствия из этих положений
Скачать PDF