ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Виртуальная реальность
виртуал реалити (англ. virtual — потенциальный, возможный и reality — реальность, действительность) — «мнимая реальность», имитация реальности с помощью компьютерных устройств. (Носкова Т. Н.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
смоделированные с помощью компьютера различные аспекты окружающего и иллюзорного мира, позволяющие человеку взаимодействовать с этим искусственным миром так же, как с естественной средой. В современных условиях в В. р. создано огромное число игр, где игрок в психологическом плане «непосредственно» участвует в огромном количестве конфликтов (виртуальные боевые действия прошедших войн, космические сражения, борьба с чудовищами и вампирами и т. п.). У психологов нет единого мнения относительно того, как влияет такая агрессивная В. р. на психику человека: позволяет ли она разряжать накопившуюся в его взаимодействии с реальным миром агрессивность, или же она формирует навыки и умения агрессивного поведения, которые потом человек применяет в социальной практике.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
1. Реальность, независимо от ее природы (физическая, геологическая, психологическая, социальная, техническая и пр.), обладающая следующим рядом свойств: порожденность (виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней; психологические виртуальные реальности порождаются психикой человека), актуальность (виртуальная реальность существует актуально, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая реальность), автономность (в виртуальной реальности свое время, свое пространство и свои законы существования), интерактивность (виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них) (Н. А. Носов); 2. Иммерсивная и интерактивная имитация реалистичных и вымышленных сред, т. е. некий иллюзорный мир, в который погружается и с которым взаимодействует человек, причем создается этот мир имитационной системой, способной формировать соответственные стимулы в сенсорном поле человека и воспринимать его ответные реакции в моторном поле в реальном времени (Джордж Ланье).

Источник: Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. Под ред. А. И. Юрьева. 2006

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
(ИСКУССТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ) / ВІРТУАЛЬНАЯ РЭАЛЬНАСЦЬ / VIRTUAL REALITY (VR)– созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Понятие искусственной реальности было впервые введено американским компьютерным художником, одним из пионеров гибридного искусства М. Крюгером. Термин В. р. предложил в 1989 г. футуролог, популяризатор, концептолог, философ и диджерати Дж. Ланье. В. р. создается с помощью систем В. р.– устройств, которые имитируют взаимодействие с виртуальной средой путем воздействия на все органы чувств человека (шлем В. р., виртуальный ретинальный монитор, MotionPa ral lax3D-дисплеи, акустические системы, имитаторы тактильных ощущений, средства моделирования запахов, нейрокомпьютерные интерфейсы, устройства управления и т. д.). В. р. является продуктом не только информационных, но и психологических технологий. Человек может видеть, слышать, осязать и обонять объекты В. р., создавать и модифицировать их, взаимодействовать с ними, испытывать чувства по отношению к ним, овладевать навыками обращения с ними, обучаться и обучать их и т. д. Объекты В. р. могут вести себя как аналогичные объекты материальной реальности или обладать иными возможностями, отличными от возможностей объектов реальной жизни. При длительном нахождении в высоко реалистичном виртуальном мире человек может ощущать и вести себя так же, как в реальности физической. Свойства В. р. позволяют использовать ее для научных исследований в области когнитивной психологии (особенности ощущений, восприятия, внимания, представлений, пространственной ориентации), инженерной психологии и психологии труда (проектирование и разработка новых образцов техники, конструкций, объектов, систем и интерфейсов управления ими; изучение эффективности деятельности человека, погруженного в определенную среду; исследование и разработка эргономических норм для систем В. р., предназначенных для здоровых пользователей, а также для инвалидов, нуждающихся в специальных устройствах и приспособлениях, и т. д.), психологии общения (диагностика коммуникативных расстройств и тренинг речевых умений, изменение эмоциональных состояний людей и т. д.), социальной психологии (исследование особенностей командной работы и игры в виртуальной среде; анализ взаимодействия, опосредствованного аватарами; повторение социально-психологических экспериментов, которые по этическим соображениям и из-за их широкой известности не могут проводиться в реальной жизни, и т. д.), организационной психологии (организация видеоконференций и совещаний), педагогической психологии (разработка принципов и методов обучения в виртуальной среде; тренировка спортс менов с моделированием и разыгрыванием тактических противоборств), психотерапии (оказание психологической помощи при страхах, фобиях и посттравматических стрессах)и т. д. «Виртуальная реальность становится новым эффективным методом исследования в экспериментальной психологии, и, как можно ожидать, это будет способствовать пересмотру категориального аппарата психологической науки. Необходимы систематические исследования, касающиеся таких важных вопросов, как методология, этические нормы, техническое оснащение и т. д. для развития и внедрения этой уникальной новейшей технологии в теорию и практику экспериментальной психологии». А. Г. Караяни

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
от англ. virtual reality - возможная реальность) - это модельное отображение квазиреальности с помощью определенных технологий и технических средств, позволяющих обеспечить частичное или полное погружение человека в это отображение и создающее иллюзию действительной реальности. В основу создания В. р. положено использование компьютерных технологий, которые позволяют в наиболее полной мере реализовать погружение человека в искусственный мир, создаваемый техническими средствами. Слово "виртуальный" не полностью соответствует рус. эквиваленту - "возможный" или "потенциальный" (ср. "виртуальное перемещение", "виртуальная работа", "виртуальная частица" и т. п.). Оно акцентирует внимание на актуализации возможных вариантов событий или объектов, которые реально могут и не существовать. В настоящее время системы В. р. используются в различных тренажерах (автомобильные, самолетные и космические тренажеры, тренажеры для обучения работы на сложном оборудовании, боевые тренажеры), в сложных ситуативных компьютерных играх, а также в обучающих системах, предназначенных для освоения стратегии и тактики принятия решений в сложных, быстро меняющихся условиях. Принципиально новые аспекты систем В. р. появились в связи с возникновением глобальной сети INTERNET, которая позволяет создавать ничем не ограниченные возможности путешествия в виртуальных мирах.
Предпосылками возникновения идеологии В. р. были литература и искусство. В определенном смысле В. р. можно считать продолжением развития изобразительных средств искусства. Но В. р. выходит далеко за пределы просто изобразительных средств. Она становится средством моделирования и исследования реального мира, а в некоторых случаях его подмены. На этот аспект В. р. обратили внимание писатели-фантасты. В особенности следует отметить идеи feelie (неологизм; от англ. feeling - ощущение, переживание) Олдоса Хаксли ("Brave New World") и фантоматики Станислава Лема ("Сумма Технологии").
Разработка систем В. р. м. б. представлена 4 основными компонентами: 1) система отображения и передачи информации человеку; 2) система обработки информации, передаваемой от человека компьютеру; 3) система создания виртуальных образов и логико-семантической структуры виртуальных событий; 4) система передачи информации от компьютера к человеку.
В связи с этим можно выделить след. основные психологические проблемы В. р.: 1) проблема психофизиологического взаимодействия человек-компьютер; 2) проблема логической и семантической достоверности В. р.; 3) проблема совместимости интеллектуального и эмоционального мира человека и систем В. р.; 4) проблема психологической безопасности систем В. р.
В настоящее время в качестве технических средств реализации В. р. используются след. системы: стереоочки-мониторы, шлем с наушниками и мониторами, сенсорные перчатки, информационный костюм, "виртуальная сфера". Манипулируя перчатками или меняя положение тела в информационном костюме, человек способен взаимодействовать с В. р., управляя ее объектами. "Виртуальная сфера" может создавать иллюзию перемещения в пространстве.
Дальнейшее развитие систем В. р. следует связывать с такими направлениями, как создание нейрокомпьютерных устройств обработки информации и технологии непосредственного кодирования и передачи информации в сенсорную систему человека, минуя его органы чувств. (Ю. Т. Каганов.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
788.73 кб

Виртуальная реальность

Гибадуллин Артур Амирзянович
Статья посвящена вопросам связи виртуального и реального. Рассмотрены виртуальные частицы, временная сутьявлений.
Читать PDF
357.27 кб

Виртуальная реальность игры

Кирик Татьяна Анатольевна
Читать PDF
310.64 кб

Ничто виртуальной реальности

Прокопьева Марина Юрьевна
Читать PDF
399.92 кб

Свобода и виртуальная реальность

Маслов Вадим Михайлович
Свобода есть гармония с собой и миром, именно поэтому существует множество различных пониманий свободы. Индивидуальная свобода всегда ограничена ресурсами и обществом.
Читать PDF
115.40 кб

Виртуальная реальность и симулякры

Дворецкая О. В.
Читать PDF
872.34 кб

Виртуальная реальность и философия

Ледников Евгений Евгеньевич
Рецензия на монографию Антоновой О.А., Соловьева С.В. Теория и практика виртуальной реальности:логико-философский анализ. Изд.С.-Петербургского университета, 2008.
Читать PDF
531.77 кб

Романтизм и виртуальная реальность

Марджи Нада Муин
Статья посвящена определению и значению феномена виртуальной реальности в современном мире и ее корнях в истории культуры.
Читать PDF
360.86 кб

Виртуальная реальность коммуникации

Елхова Оксана Игоревна
Статья посвящена теме виртуальной реальности в тесной ее связи с проблематикой развивающихся информационно-коммуникационных технологий.
Читать PDF
1.35 мб

Виртуальная реальность гениальности

Еремкин А. И.
Читать PDF
69.38 кб

Искусство как виртуальная реальность

Алексеева А. В.
Читать PDF
110.23 кб

Феноменология виртуальной реальности

Ладов В. А.
Читать PDF
133.29 кб

Фрактальность виртуальной реальности

Елхова О.И.
Цель настоящего исследования заключается в выявлении фрактальных свойств виртуальной реальности. Понятие «виртуальная реальность» определяется как создаваемое впечатление человека о пребывании в искусственно созданном мире.
Читать PDF
133.29 кб

Фрактальность виртуальной реальности

Елхова О.И.
Цель настоящего исследования заключается в выявлении фрактальных свойств виртуальной реальности. Понятие «виртуальная реальность» определяется как создаваемое впечатление человека о пребывании в искусственно созданном мире.
Читать PDF
472.79 кб

Блеск и нищета виртуальной реальности

Луценко Евгений Вениаминович
В статье кратко рассматриваются перечисленные ниже вопросы. Классическое определение системы виртуальной реальности.
Читать PDF
164.37 кб

Виртуальные сообщества - это реальность

Евдокимова Марина Германовна
В статье рассматриваются вопросы о непрерывном образовании каждого выпускника путём вовлечения его в виртуальные образовательные сообщества.