ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Виртуальная реальность
виртуал реалити (англ. virtual — потенциальный, возможный и reality — реальность, действительность) — «мнимая реальность», имитация реальности с помощью компьютерных устройств. (Носкова Т. Н.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
смоделированные с помощью компьютера различные аспекты окружающего и иллюзорного мира, позволяющие человеку взаимодействовать с этим искусственным миром так же, как с естественной средой. В современных условиях в В. р. создано огромное число игр, где игрок в психологическом плане «непосредственно» участвует в огромном количестве конфликтов (виртуальные боевые действия прошедших войн, космические сражения, борьба с чудовищами и вампирами и т. п.). У психологов нет единого мнения относительно того, как влияет такая агрессивная В. р. на психику человека: позволяет ли она разряжать накопившуюся в его взаимодействии с реальным миром агрессивность, или же она формирует навыки и умения агрессивного поведения, которые потом человек применяет в социальной практике.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
1. Реальность, независимо от ее природы (физическая, геологическая, психологическая, социальная, техническая и пр.), обладающая следующим рядом свойств: порожденность (виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней; психологические виртуальные реальности порождаются психикой человека), актуальность (виртуальная реальность существует актуально, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая реальность), автономность (в виртуальной реальности свое время, свое пространство и свои законы существования), интерактивность (виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них) (Н. А. Носов); 2. Иммерсивная и интерактивная имитация реалистичных и вымышленных сред, т. е. некий иллюзорный мир, в который погружается и с которым взаимодействует человек, причем создается этот мир имитационной системой, способной формировать соответственные стимулы в сенсорном поле человека и воспринимать его ответные реакции в моторном поле в реальном времени (Джордж Ланье).

Источник: Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. Под ред. А. И. Юрьева. 2006

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
(ИСКУССТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ) / ВІРТУАЛЬНАЯ РЭАЛЬНАСЦЬ / VIRTUAL REALITY (VR)– созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Понятие искусственной реальности было впервые введено американским компьютерным художником, одним из пионеров гибридного искусства М. Крюгером. Термин В. р. предложил в 1989 г. футуролог, популяризатор, концептолог, философ и диджерати Дж. Ланье. В. р. создается с помощью систем В. р.– устройств, которые имитируют взаимодействие с виртуальной средой путем воздействия на все органы чувств человека (шлем В. р., виртуальный ретинальный монитор, MotionPa ral lax3D-дисплеи, акустические системы, имитаторы тактильных ощущений, средства моделирования запахов, нейрокомпьютерные интерфейсы, устройства управления и т. д.). В. р. является продуктом не только информационных, но и психологических технологий. Человек может видеть, слышать, осязать и обонять объекты В. р., создавать и модифицировать их, взаимодействовать с ними, испытывать чувства по отношению к ним, овладевать навыками обращения с ними, обучаться и обучать их и т. д. Объекты В. р. могут вести себя как аналогичные объекты материальной реальности или обладать иными возможностями, отличными от возможностей объектов реальной жизни. При длительном нахождении в высоко реалистичном виртуальном мире человек может ощущать и вести себя так же, как в реальности физической. Свойства В. р. позволяют использовать ее для научных исследований в области когнитивной психологии (особенности ощущений, восприятия, внимания, представлений, пространственной ориентации), инженерной психологии и психологии труда (проектирование и разработка новых образцов техники, конструкций, объектов, систем и интерфейсов управления ими; изучение эффективности деятельности человека, погруженного в определенную среду; исследование и разработка эргономических норм для систем В. р., предназначенных для здоровых пользователей, а также для инвалидов, нуждающихся в специальных устройствах и приспособлениях, и т. д.), психологии общения (диагностика коммуникативных расстройств и тренинг речевых умений, изменение эмоциональных состояний людей и т. д.), социальной психологии (исследование особенностей командной работы и игры в виртуальной среде; анализ взаимодействия, опосредствованного аватарами; повторение социально-психологических экспериментов, которые по этическим соображениям и из-за их широкой известности не могут проводиться в реальной жизни, и т. д.), организационной психологии (организация видеоконференций и совещаний), педагогической психологии (разработка принципов и методов обучения в виртуальной среде; тренировка спортс менов с моделированием и разыгрыванием тактических противоборств), психотерапии (оказание психологической помощи при страхах, фобиях и посттравматических стрессах)и т. д. «Виртуальная реальность становится новым эффективным методом исследования в экспериментальной психологии, и, как можно ожидать, это будет способствовать пересмотру категориального аппарата психологической науки. Необходимы систематические исследования, касающиеся таких важных вопросов, как методология, этические нормы, техническое оснащение и т. д. для развития и внедрения этой уникальной новейшей технологии в теорию и практику экспериментальной психологии». А. Г. Караяни

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
от англ. virtual reality - возможная реальность) - это модельное отображение квазиреальности с помощью определенных технологий и технических средств, позволяющих обеспечить частичное или полное погружение человека в это отображение и создающее иллюзию действительной реальности. В основу создания В. р. положено использование компьютерных технологий, которые позволяют в наиболее полной мере реализовать погружение человека в искусственный мир, создаваемый техническими средствами. Слово "виртуальный" не полностью соответствует рус. эквиваленту - "возможный" или "потенциальный" (ср. "виртуальное перемещение", "виртуальная работа", "виртуальная частица" и т. п.). Оно акцентирует внимание на актуализации возможных вариантов событий или объектов, которые реально могут и не существовать. В настоящее время системы В. р. используются в различных тренажерах (автомобильные, самолетные и космические тренажеры, тренажеры для обучения работы на сложном оборудовании, боевые тренажеры), в сложных ситуативных компьютерных играх, а также в обучающих системах, предназначенных для освоения стратегии и тактики принятия решений в сложных, быстро меняющихся условиях. Принципиально новые аспекты систем В. р. появились в связи с возникновением глобальной сети INTERNET, которая позволяет создавать ничем не ограниченные возможности путешествия в виртуальных мирах.
Предпосылками возникновения идеологии В. р. были литература и искусство. В определенном смысле В. р. можно считать продолжением развития изобразительных средств искусства. Но В. р. выходит далеко за пределы просто изобразительных средств. Она становится средством моделирования и исследования реального мира, а в некоторых случаях его подмены. На этот аспект В. р. обратили внимание писатели-фантасты. В особенности следует отметить идеи feelie (неологизм; от англ. feeling - ощущение, переживание) Олдоса Хаксли ("Brave New World") и фантоматики Станислава Лема ("Сумма Технологии").
Разработка систем В. р. м. б. представлена 4 основными компонентами: 1) система отображения и передачи информации человеку; 2) система обработки информации, передаваемой от человека компьютеру; 3) система создания виртуальных образов и логико-семантической структуры виртуальных событий; 4) система передачи информации от компьютера к человеку.
В связи с этим можно выделить след. основные психологические проблемы В. р.: 1) проблема психофизиологического взаимодействия человек-компьютер; 2) проблема логической и семантической достоверности В. р.; 3) проблема совместимости интеллектуального и эмоционального мира человека и систем В. р.; 4) проблема психологической безопасности систем В. р.
В настоящее время в качестве технических средств реализации В. р. используются след. системы: стереоочки-мониторы, шлем с наушниками и мониторами, сенсорные перчатки, информационный костюм, "виртуальная сфера". Манипулируя перчатками или меняя положение тела в информационном костюме, человек способен взаимодействовать с В. р., управляя ее объектами. "Виртуальная сфера" может создавать иллюзию перемещения в пространстве.
Дальнейшее развитие систем В. р. следует связывать с такими направлениями, как создание нейрокомпьютерных устройств обработки информации и технологии непосредственного кодирования и передачи информации в сенсорную систему человека, минуя его органы чувств. (Ю. Т. Каганов.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004