ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Предыдущий термин:
ВИРТУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Следующий термин:
Виртуальность

Содержание:

Найдено 3 определения термина ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

от англ. virtual reality - возможная реальность) - это модельное отображение квазиреальности с помощью определенных технологий и технических средств, позволяющих обеспечить частичное или полное погружение человека в это отображение и создающее иллюзию действительной реальности. В основу создания В. р. положено использование компьютерных технологий, которые позволяют в наиболее полной мере реализовать погружение человека в искусственный мир, создаваемый техническими средствами. Слово "виртуальный" не полностью соответствует рус. эквиваленту - "возможный" или "потенциальный" (ср. "виртуальное перемещение", "виртуальная работа", "виртуальная частица" и т. п.). Оно акцентирует внимание на актуализации возможных вариантов событий или объектов, которые реально могут и не существовать. В настоящее время системы В. р. используются в различных тренажерах (автомобильные, самолетные и космические тренажеры, тренажеры для обучения работы на сложном оборудовании, боевые тренажеры), в сложных ситуативных компьютерных играх, а также в обучающих системах, предназначенных для освоения стратегии и тактики принятия решений в сложных, быстро меняющихся условиях. Принципиально новые аспекты систем В. р. появились в связи с возникновением глобальной сети INTERNET, которая позволяет создавать ничем не ограниченные возможности путешествия в виртуальных мирах.

Предпосылками возникновения идеологии В. р. были литература и искусство. В определенном смысле В. р. можно считать продолжением развития изобразительных средств искусства. Но В. р. выходит далеко за пределы просто изобразительных средств. Она становится средством моделирования и исследования реального мира, а в некоторых случаях его подмены. На этот аспект В. р. обратили внимание писатели-фантасты. В особенности следует отметить идеи feelie (неологизм; от англ. feeling - ощущение, переживание) Олдоса Хаксли ("Brave New World") и фантоматики Станислава Лема ("Сумма Технологии").

Разработка систем В. р. м. б. представлена 4 основными компонентами: 1) система отображения и передачи информации человеку; 2) система обработки информации, передаваемой от человека компьютеру; 3) система создания виртуальных образов и логико-семантической структуры виртуальных событий; 4) система передачи информации от компьютера к человеку.

В связи с этим можно выделить след. основные психологические проблемы В. р.: 1) проблема психофизиологического взаимодействия человек-компьютер; 2) проблема логической и семантической достоверности В. р.; 3) проблема совместимости интеллектуального и эмоционального мира человека и систем В. р.; 4) проблема психологической безопасности систем В. р.

В настоящее время в качестве технических средств реализации В. р. используются след. системы: стереоочки-мониторы, шлем с наушниками и мониторами, сенсорные перчатки, информационный костюм, "виртуальная сфера". Манипулируя перчатками или меняя положение тела в информационном костюме, человек способен взаимодействовать с В. р., управляя ее объектами. "Виртуальная сфера" может создавать иллюзию перемещения в пространстве.

Дальнейшее развитие систем В. р. следует связывать с такими направлениями, как создание нейрокомпьютерных устройств обработки информации и технологии непосредственного кодирования и передачи информации в сенсорную систему человека, минуя его органы чувств. (Ю. Т. Каганов.)

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

смоделированные с помощью компьютера различные аспекты окружающего и иллюзорного мира, позволяющие человеку взаимодействовать с этим искусственным миром так же, как с естественной средой. В современных условиях в В. р. создано огромное число игр, где игрок в психологическом плане «непосредственно» участвует в огромном количестве конфликтов (виртуальные боевые действия прошедших войн, космические сражения, борьба с чудовищами и вампирами и т. п.). У психологов нет единого мнения относительно того, как влияет такая агрессивная В. р. на психику человека: позволяет ли она разряжать накопившуюся в его взаимодействии с реальным миром агрессивность, или же она формирует навыки и умения агрессивного поведения, которые потом человек применяет в социальной практике.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

1. Реальность, независимо от ее природы (физическая, геологическая, психологическая, социальная, техническая и пр.), обладающая следующим рядом свойств: порожденность (виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней; психологические виртуальные реальности порождаются психикой человека), актуальность (виртуальная реальность существует актуально, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая реальность), автономность (в виртуальной реальности свое время, свое пространство и свои законы существования), интерактивность (виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них) (Н. А. Носов); 2. Иммерсивная и интерактивная имитация реалистичных и вымышленных сред, т. е. некий иллюзорный мир, в который погружается и с которым взаимодействует человек, причем создается этот мир имитационной системой, способной формировать соответственные стимулы в сенсорном поле человека и воспринимать его ответные реакции в моторном поле в реальном времени (Джордж Ланье).

Источник: Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. Глоссарий/ Под науч. ред. А. И. Юрьева, 2006 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Виртуальная реальность: методологические традиции и инновации исследования

Кирюшин Алексей Николаевич
В статье рассматриваются основные методологические подходы (постмодернистский, технический, онтологический и психологический) к исследованию виртуального, а так же утверждается их взаимная дополняемос
Читать PDF

Виртуальная реальность: потенциален ли риск для человека и человечества?

Летов Евгений Владимирович
Компьютер прочно вошел в современную жизнь и стал привычным атрибутом повседневности.
Читать PDF

Виртуальная реальность как пространство симулякров

Абрамова В.А.
В постнеклассической науке в изучении саморазвивающихся систем важно учитывать узкую направленность восприятия в решении конкретных задач, в данном контексте восприятие символических трансформаций на
Читать PDF

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК НОВАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Церфус Д.Н., Ульяновский А.А.
Статья посвящена проблеме применения одного из перспективных методов современных информационных технологий в образовательном процессе виртуальной реальности.
Читать PDF

Аспекты применения технологии «Виртуальная реальность» в системе профессионального образования

Третьякова Татьяна Петровна
рассматриваются некоторые аспекты применения технологии «Виртуальная реальность» в системе профессионального образования.
Читать PDF

Аспекты применения технологии «Виртуальная реальность» в системе профессионального образования

Третьякова Татьяна Петровна
рассматриваются некоторые аспекты применения технологии «Виртуальная реальность» в системе профессионального образования.
Читать PDF

Виртуальная реальность гениальности

Еремкин А.И.
Читать PDF

Виртуальная реальность гениальности

Еремкин А.И.
Читать PDF

Об одном подходе к изучению влияния виртуальной реальности на человека-оператора

Непомнящий В.А.
Читать PDF

О применении систем виртуальной реальности в психологии

Войскунский Александр Евгеньевич, Меньшикова Галина Яковлевна
В статье рассмотрены конкретные экспериментальные исследования, выполненные с использованием систем виртуальной реальности.
Читать PDF

Технологии виртуальной реальности: методологические аспекты, достижения и перспективы

Зинченко Юрий Петрович, Меньшикова Галина Яковлевна, Баяковский Юрий Матвеевич, Черноризов Александр Михайлович, Войскунский Александр Евгеньевич
Рассмотрены возможности применения систем виртуальной реальности (ВР) в области экспериментальной психологии.
Читать PDF

Философские аспекты проблемы восприятия образов компьютерной виртуальной реальности

Брылевская Анна Алексеевна
В данной статье рассматриваются проблемы влияния образов компьютерной виртуальной реальности на различные чувства и эмоции человека, а также проблема адекватного восприятия данных синтезированных обра

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!