УНИВЕРСАЛЬНЫЙ это что такое УНИВЕРСАЛЬНЫЙ: определение — Психология.НЭС
Универсальные квантификаторы УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

Универсальный

Найдено 3 определения термина Универсальный

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Универсальный

результат исследования, считающийся верным для всех представителей всех культур.

Оцените определение:

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru172

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ

1. Имеющий отношение к генеральной совокупности в любом из значений этого термина. 2. Имеющий отношение к тем базовым аспектам или характеристикам людей, их психологической структуры, их способов мышления, действия и аффекта, которые считаются общими для всех, несмотря на большое многообразие наблюдаемых проявлений. Обратите внимание, что в этом значении термин редко употребляется в отношении чего-то повседневного или очевидного, как, например, простые анатомические черты; это обычно предназначается для оценки более глубоких, абстрактных компонентов, таких как архетипы Юнга, универсальная грамматика Томского, инстинкты Фрейда и т.п.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Универсальный

лат. univeralis - общий) – 1. всеобъемлющий, разносторонний; 2. пригодный для многих целей, с разнообразным назначением, выполняющий многоообразные функции; 3. имеющий отношением к генеральной совокупности в любом из значений термина; 4. имеющий отношение к тем базовым аспектам или характеристикам людей, их психологической структуры, их способам мышления, действия и аффектов, которые считаются общими для всех. Например, архетипы К.Юнга, универсальная грамматика Хомского и т.п.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме Универсальный — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Саморегуляция как универсальный механизм профессиональной надежности педагога

Осадчук Ольга Леонидовна
Дается определение профессиональной надежности педагога, рассматриваются ее нормы и компоненты. Определены критерии оценки профессиональной надежности педагога через системную организацию саморегуляции.
Скачать PDF

Природный Универсальный этологический код и его имитация в искусственных алгоритмах

Арефьев А.Б.
Проведено сравнение сигнального поведения высших животных различных видов. Выявлены общие принципы, применяемые и используемые в сигнальном поведении. Построена модель развития сигнального поведения, формирования отдельных демонстраций, взаимосвязи с мотивациями. Предложены и опробованы на практике алгоритмические методики расшифровки отдельных сигнальных демонстраций. Показана высокая доказательность полученных методик декодирования сигнальных демонстраций животных.
Скачать PDF

Потенциал как универсальный критерии оценки в системе профессионального обучения

Иванов Ю.С., Хусаинов Ш.Г.
Скачать PDF

Неформальные связи в организации: культурно-специфичный или универсальный феномен?

Григорян Лусине Корюновна, Лебедева Надежда Михайловна
В данном исследовании проверяется культурная универсальность структуры неформальных связей в организации на выборке из пяти стран (Сингапур, Саудовская Аравия, Россия, Великобритания, Бразилия, N = 663). Исследование опирается на трехкомпонентную модель guanxi, специфичную для китайской культуры, где в структуру неформальных связей входят такие компоненты как эмоциональная привязанность, включенность в личную жизнь и почтение к руководителю. С помощью конфирматорного факторного анализа было доказано, что данная структура неформальных связей культурно-универсальна. Была также подтверждена частичная метрическая инвариантность шкал, измеряющих каждый из трех компонентов. Данные результаты делают возможным сравнительные исследования как непосредственно неформальных связей в организациях, так и их взаимосвязи с другими психологическими переменными, такими как мотивация к работе, организационная приверженность (лояльность) и др. Подобные исследования могут стать основой для разработки программ обучения менеджеров, которые помогут им учитывать факт наличия неформальных связей в организации, и грамотно распоряжаться этим ресурсом.
Скачать PDF

Универсальный образ аутентичного лидера

Оболонский Юрий Владимирович
Лидер это человек, способный управлять властью своего социального тела, гарантируя ему функциональную идентичность и, следовательно, рост благодаря эффективным решениям, направленным на удовлетворение потребностей этого тела. Социальное тело представляет собой зону территориальной психологии, поляризуемую лидером: доверие, идеология, сотрудники, организация, индивиды и элементы некоего интереса, который фактически специфицируется и объединяется лидером.
Скачать PDF

Моральные и универсальные ценности в системе нравственной надёжности личности

Стрижов Евгений Юрьевич
В статье изучена роль моральных и универсальных ценностей при развитии нравственной надёжности сотрудников. Дано понимание автором нравственной надёжности. Показано, что нравственные и универсальные ценности личности направляют и корректируют процесс целеполагания, задают вектор нравственного развития личности. Они являются условием и средством конструирования личностью собственной нравственной Я-концепции. Доказано, что между универсальными и нравственными ценностями русской культуры существуют противоречия как в субъективном понимании смыслов этических категорий, так и в способах объяснения и вербализации этих смыслов.
Скачать PDF

Об универсальной структуре знаково-символической деятельности

Цветков Андрей Владимирович
Знаково-символическая деятельность анализируется как система опосредствования, представления и отношения, направленных на отражение и преобразование действительности, и в то же время входящая как действие в структуру высших психических функций.
Скачать PDF

Универсальное сознание и психофизиологические коммуникации человека: аспекты психофизики

Корнеенков С.С.
Скачать PDF

Универсальная компетентность единоборцев

Шумова Наталия Сергеевна
В специальном эксперименте с привлечением студентов факультета спортивных единоборств оценивалась стимульная эффективность самостоятельного анализа модельных психологических характеристик и аналогичных собственных данных на предмет формирования механизмов самореализации. В эксперименте приняли участие 93 студента-спортсмена, задействована 21 психодиагностическая методика (всего -120 показателей), в том числе репертуарные решетки, «настроенные» на проявления учтивости. Сравнительный и факторный анализы позволили сделать выводы о преемственности условий, стратегий и отношений самореализации студентов-спортсменов, характерных для проявления учтивости на факультете в целом, для его отдельных специализаций, о значимости этой преемственности на разных стадиях развития личности в группе
Скачать PDF

Интегративный подход в диагностике универсальных учебных действий

Волочков Андрей Александрович.
Представлено обоснование интегративного подхода к диагностике многокомпонентных системных образований. Рассматриваются принципы, направления и условия реализации интегративного подхода в диагностике универсальных (надпредметных) учебных действий школьников, развитие которых является приоритетом новых образовательных стандартов Российской Федерации. Основные структурные элементы статьи: проблема психологической диагностики развития универсальных учебных действий; принципы интегративного подхода в диагностике многокомпонентных системных образований; активность субъекта сферы жизнедеятельности: понятие и теоретическая модель; учебная активность как предиктор развития универсальных учебных действий. Приводятся результаты двух эмпирических исследований: 1) психометрического исследования «Вопросника учебной активности школьника» на выборке 1123 школьников 14-16 лет; 2) исследования психологических особенностей 299 подростков 13-14 лет в трех группах: с относительно высоким, средним и низким уровнями агрегированного индекса учебной активности.
Скачать PDF

Универсальная модель профессиональных компетенций

Овчинников Александр Владимирович
Автор предлагает универсальную модель профессиональных компетенций, в которой выделяет пять групп компетенций, располагая их в определённом порядке. В предлагаемой модели компетенции подразделяются на личностные, социальные, технические, организационные и административные. Автор дает логическое объяснение предложенной модели, указывая на эволюционную связь между группами компетенций, обосновывает название каждой из групп компетенций. Впервые автор выдвигает гипотезу эволюционного развития компетенций, реализуя в предлагаемой модели идею циклического качественного изменения компетенций в течение жизни человека. Автор формулирует десять основных следствий из предложенной модели профессиональных компетенций, пять из которых иллюстрируют естественные взаимосвязи развития компетенций у сотрудника, пять других следствий призваны проиллюстрировать противоречия, возникающие при попытке нарушить естественный ход в развитии компетенций; взаимосвязи и противоречия исследуются автором попарно. Автор указывает на естественные ограничения в толковании компетенций, налагаемые предлагаемой моделью. Для иллюстрации предлагаемой модели профессиональных компетенций автором предложена оригинальная визуальная интерпретация. Эта визуализация призвана упростить понимание модели, а также выявить взаимосвязи, возникающие в процессе развития компетенций, равно как и противоречия, возникающие между группами компетенций. В заключении автор дает рекомендации по практическому применению предложенной универсальной модели профессиональных компетенций.
Скачать PDF

Распознавание эмоциональной окраски информации: проблема универсальности

Люсин Дмитрий Владимирович, Пермогорский Михаил Сергеевич
Цель исследования состояла в том, чтобы выяснить степень универсальности распознавания эмоциональной окраски информации на трех типах стимульного материала: человеческое поведение, музыка и немузыкальные звуковые стимулы. Предлагается выделять два аспекта в распознавании эмоциональной окраски информации: точность оценки ее модальности и сензитивность к ее выраженности. Разработаны методики для измерения этих двух аспектов распознавания эмоциональной окраски трех типов стимульного материала. Была выдвинута гипотеза, что сензитивность имеет более универсальный характер, а точность более специфична по отношению к типу стимулов. Гипотеза получила подтверждение.
Скачать PDF