УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(УУД) / УНІВЕРСАЛЬНЫЯ НАВУЧАЛЬНЫЯ ДЗЕЯННІ / UNIVERSAL LEARNING ACTIONS– это совокупность действий, которые помогают обучающемуся самостоятельно усваивать новые знания и умения. Обычно выделяют четыре группы УУД: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. Личностные УУД связаны с мотивацией и смыслом обучения. Они обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Выделяют три вида личностных УУД: 1) самоопределение– личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; 2) смыслообразование– установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; 3) нравственно-этическая ориентация– действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Общеучебные познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Логические познавательные УУД: анализ; синтез; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проб лем творческого и поискового характера. Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие: 1) целеполагание– как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; 2) планирование– определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; 3) прогнозирование– предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; 4) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; 5) коррекция– внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; 6) оценка– выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; 7) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию– выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Коммуникативные УУД обеспечивают умения учитывать позиции других людей, партнера по общению или деятельности, слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К ним относятся: 1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками– определение целей, функций участников, способов взаимодействия; 2) постановка вопросов– инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 3) разрешение конфликтов– выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; 4) управление поведением партнера– контроль, коррекция, оценка действий партнера; 6) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Е. Г. Баранов