УДОВЛЕТВОРИТЬСЯ УДОВОЛЬСТВИЯ-СТРАДАНИЯ, ПРИНЦИП

УДОВОЛЬСТВИЕ

Найдено 3 определения термина УДОВОЛЬСТВИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

УДОВОЛЬСТВИЕ

Эмоциональный опыт, который многие считают не поддающимся определению по сути. Некоторые рассматривают это так, как если бы это был полюс на континууме, противоположным полюсом которого является неудовольствие или страдание. Авторы с бихевиористским уклоном сторонятся субъективности, вызываемой любым из этих приемов, и обычно рассматривают это как внутреннее состояние, проявляющееся в том, что организм привлекают какие-то модели поведения, и он избегает каких-то других моделей. Ни один из этих подходов не является полностью удовлетворительным. Использование континуумов неудовольствия – удовольствия или страдания – удовольствия порождает больше проблем, чем решает (см. страдание). Бихевиористская характеристика, кажется, так или иначе, опускает внутреннее эмоциональное состояние, которое большинство людей связывает с этим термином. В связи с этими лексикографическими загадками интересно, что удовольствие, ввиду своей неопределимости, может просто быть фундаментальным эмоциональным опытом, определяемым как желание повторять стимуляцию, которая его вызывает. Если это все еще неудовлетворительно, см. более подробное обсуждение в статье подкрепление, термин, используемый совсем иначе, но связанный с тем же видом дефиниционных проблем.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Удовольствие

чувство радости, утешения, приятности, когда происходит или исполняется что-л. желанное, или когда для индивида делают что-л. хорошее, полезное. Возможное проявление – покраснение лица, потирание рук, расширение или сжатие крыльев носа, улыбка (ср. лицо расплылось в улыбке), расширение зрачков.

Ср. выражение срывать цветы удовольствия (Н. Гоголь, Ревизор).

Ирина сидела за небольшим столиком и вышивала по канве, когда Потугин с Литвиновым переступили порог двери… Выражение неподдельного удовольствия распространилось по ее лицу (И. Тургенев, Дым).

Екатерина Ивановна, довольная, что так хитро подшутила над влюбленным и что ее так сильно любят, захохотала… (А. Чехов, Ионыч)

Считается, что из девушек та краснеет больше, которая больше предрасположена к удовольствиям любви.

Прекрасными же удовольствиями следует признавать те, которые не соединены с печалью и не возбуждают раскаяния, и не способны производить другого вреда, и не переходят за пределы надлежащей меры (Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры).

См. картину Ф. Гойи «Качели». Ср. злорадство, триумф, восторг.

Источник: Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь

Удовольствие

1. чувство радости, довольства от приятных ощущений, переживаний; 2. то, что вызывает, создает такое чувство; приятное развлечение, забава; 3. эмоциональное состояние, воспринимаемое как приятное, привлекающее к себе, желаемое и полезное в том или ином отношении. Стремление к удовольствию в действительности чаще причиняет больше вреда, нежели пользы, хотя, согласно распространенной гедонистической философии жизни, основной целью жизни человека является максимум удовольствия и наслаждения, независимо от того, с чем бы они могут быть связаны. Такая философия способна породить уродливые и не имеющие шанса сохраниться формы жизни, чему есть немало примеров из истории (Содом и Гоморра в Библии, падение Римской империи, крах Карла Великого и др.). Более реалистической некоторые исследователи считают позицию А. Шопэнгауэра, в соответствии с которой главной мотивацией человека в этой суровой и полной невзгод жизни является не увеличение удовольствия, а уменьшение страдания, которое она (жизнь) постоянно причиняет большинству людей, если не всем им без исключения.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 3

Игра и удовольствие в дошкольном воспитании и образовании

Сингер Элли
Игра и удовольствие являются основными составляющими дошкольного образования. Игра включает в себя такие элементы, как удовольствие, чувство свободы, со-конструирование смыслов, правила и ритмы. В раннем детстве игра и учеба тесно взаимосвязаны. Однако чрезмерное внимание учебной составляющей игры может привести к утрате ее основного элемента: удовольствия, которое она доставляет детям. Маленькие дети, посещающие дошкольные учреждения, зачастую вынуждены адаптироваться к требованиям воспитателей относительно безопасности, гигиены, социальных норм и ценностей. Игровой подход помогает преодолеть неравенство в отношениях педагогов и детей, не позволяет строгим правилам и дисциплине давить на последних. Игры и веселье это ресурсы, привносящие элементы удовольствия и креативности в учебный процесс.
Скачать PDF

Онтогенез способности к удовольствию как предмет междисциплинарного исследования

Рассадина Софья Александровна
Статья посвящена вопросам методологии философско-антропологического анализа практик удовольствия. Поскольку в современном обществе потребления культурная идентификация осуществляется путем присвоения знаков престижа и наслаждения, жизненный мир современного человека во многом определяется императивом заботы об удовольствии. Вместе с тем феномен удовольствия не может быть описан исключительно в терминах удовлетворения естественных потребностей; этот феномен глубоко укоренен в индивидуальной истории и принадлежит миру культуры. Статья содержит сравнительный методологический анализ философских концепций и психологических теорий, на основании которого предлагается комплексный междисциплинарный подход к исследованию онтогенеза способности к удовольствию, позволяющий учитывать психологическую, социальную и культурную составляющие данного процесса.
Скачать PDF

Религия, пространство производства удовольствия

Сосланд Александр Иосифович
В статье предлагается новый взгляд на рецепцию религиозного дискурса. Он рассматривается с точки зрения «новой гедонистической логики», разрабатываемой автором в рамках его проекта «аттрактив1анализ». Обсуждаются ключевые концепты его подхода, такие как «гедонистически1трансгредиентный нарратив» и «цис1транс». В свете этих концептов разбираются отдельные нарративные ситуации, где отчетливо прослеживается связь религиозного и гедонистического.
Скачать PDF