Я-УДОВОЛЬСТВИЕ —Я-РЕАЛЬНОСТЬ это что такое Я-УДОВОЛЬСТВИЕ —Я-РЕАЛЬНОСТЬ: определение — Психология.НЭС

Я-УДОВОЛЬСТВИЕ —Я-РЕАЛЬНОСТЬ

Предыдущий термин:
Я-схема

Следующий термин:
Ябедничество

Содержание:

Найдено 1 определение:

Я-УДОВОЛЬСТВИЕ —Я-РЕАЛЬНОСТЬ

Нем.: Lust-Ich — Real-Ich. — Франц.: moi-plaisir — moi-réalité. —Англ.: pleasure-ego — reality-ego. — Исп.: yo placer — yo realidad. — Итал.: io-piacere — io realtà. — Португ.: ego-prazer — ego-realidade. • Термины, которыми Фрейд обозначает становление отношений субъекта к внешнему миру и его доступа к реальности. Эти термины всегда противопоставляются друг другу, но понимаются при этом столь различно, что дать их однозначное определение не представляется возможным, причем из-за перекрещивания значений невозможно вычленить и нескольких различных определений. • Противопоставление между Я-удовольствием и Я-реальностью было развито Фрейдом преимущественно в работах "О двух принципах функционирования психики" (Formulierungen über die zwei Prinzipien des psychischen Geschehens, 1911), "Влечения и судьбы влечений" (Triebe und Triebschicksale, 1915), "Отрицание" (Die Verneinung, 1925). Прежде всего отметим, что эти тексты, написанные в различные периоды творчества Фрейда, тесно связаны друг с другом: переход от первой топики ко второй не вызывает никаких изменений в определении Я. 1) В работе "О двух принципах функционирования психики" противоречие между Я-удовольствием и Я -реальностью связано с противоречием между принципом удовольствия* и принципом реальности*. Здесь Фрейд использовал понятия Я -удовольствие и Я -реальность для описания эволюции влечений Я*. Влечения, которые поначалу соотносились с принципом удовольствия, постепенно все больше подчиняются принципу реальности, хотя этот процесс идет медленнее в случае сексуальных влечений (которые вообще трудно поддаются "обучению"), нежели в случае влечений Я. "Подобно тому, как удел Я -удовольствия —испытывать желания, стремиться к удовольствию и избегать неудовольствия, так удел Я -реальности — стремиться к полезному и защищаться от вредного" (1). Отметим, что Я здесь в сущности рассматривается под углом зрения влечений, призванных снабжать его энергией; Я-удовольствие и Я -реальность — это не две различные формы Я, но скорее два способа функционирования влечений Я: сообразно принципу удовольствия и сообразно принципу реальности. 2) Во "Влечениях и судьбах влечений" во главу угла ставится также возникновение этих двух принципов, однако речь не идет ни об их сорасчленении, ни об эволюции влечений Я, но скорее о возникновении самого противопоставления между субъектом (Я) и объектом (внешний мир) в связи с противопоставлением между удовольствием и неудовольствием. На этом пути Фрейд выделяет два этапа: на первом субъект "...сливается с тем, что ему приятно, а внешний мир — с тем, что ему безразлично" (2а); на втором этапе субъект и внешний мир (приятное) вместе противопоставляются тому, что неприятно. На первом этапе субъект выступал как Я -реальность, на втором — как Я -удовольствие: последовательность терминов здесь обратна той, что мы видим в "Двух принципах функционирования психики", причем и сами термины (в особенности Я -реальность) понимаются иначе: противопоставление между Я -реальностью и Я -удовольствием здесь возникает раньше принципа реальности, так что переход от Я -реальности к Я -удовольствию "...направляется принципом удовольствия" (2b). Фрейд пользовался выражением "изначальная Я -реальность", поскольку "...оно отличает внутреннее от внешнего посредством надежного объективного критерия (2с), и это можно понять так: изначально объективная позиция состоит в том, что субъект, испытывая чувства удовольствия и неудовольствия, не пытается представить их как свойства внешнего мира, который сам по себе нейтрален. Как же строится Я -удовольствие? Субъект, как и внешний мир, расщеплен на приятную и неприятную* части. На этой основе происходит новое расчленение, в результате которого сам субъект сливается с тем, что ему приятно, а мир — с тем, что неприятно. Это расчленение происходит путем интроекции* той части объектов внешнего мира, которые порождают удовольствие, и проекции* (выноса вовне) всего того, что причиняет неудовольствие. Вследствие этой новой позиции субъекта Я -удовольствие предстает в "очищенном" от всего неприятного виде. Таким образом, во "Влечениях и судьбах влечений" понятие Я -удовольствие означает не только Я, управляемое принципом неудовольствие—удовольствие, но и Я, отождествляемое с приятным в противоположность неприятному. В этом случае здесь опять-таки противополагаются два этапа эволюции Я, только на этот раз они определены изменениями границ и содержания Я. 3) В "Отрицании" Фрейд по-прежнему пользовался разграничением между Я -удовольствием и Я -реальностью, развивая тот же подход, что и во "Влечениях и судьбах влечений": как строится противоположность между субъектом и внешним миром? Само выражение "изначальная Я -реальность" больше не используется, хотя Фрейд вряд ли отказался от этой мысли: ведь он по-прежнему считал, что субъект изначально имеет доступ к объективной реальности: "С самого начала представление выступает как ручательство за реальность представленных предметов" (ЗЬ). На втором этапе Я -удовольствие описывается в тех же понятиях, что и во "Влечениях и судьбах влечений": "Изначальное Я -удовольствие [...] стремится включить в себя все хорошее и выбросить из себя все плохое. Поначалу плохое, чуждое Я и находящееся вне Я для него тождественны" (Зb). "Я -реальность в окончательной форме" должна была бы соответствовать третьему этапу, на котором субъект стремится найти реальный объект, соответствующий его представлению об объекте, ранее приносившем удовольствие и затем утраченном (см.: Опыт удовлетворения); именно на это опирается испытание реальности*. Этот переход от Я -удовольствия к Я -реальности зависит, как это показано в работе "О двух принципах функционирования психики", от установления принципа реальности. Противоположность между Я -удовольствием и Я -реальностью никогда не включалась в метапсихологические взгляды Фрейда и особенно в его теорию Я как инстанции психического аппарата. Если бы это удалось сделать, это позволило бы разрешить многие трудности психоаналитической теории Я. В самом деле: 1) взгляды Фрейда на эволюцию Я -удовольствия— Я -реальности представляют собой попытку наметить момент перехода (быть может, мифического) или скорее путь развития от биопсихологического индивида (сходного, как мы полагаем, с изначальной Я -реальностью, о которой говорит Фрейд) к Я как отдельной инстанции. 2) По Фрейду, механизмом такого перехода служат простейшие психические операции интроекции и проекции, посредством которых создаются границы Я, предполагающие расчленение внутреннего и внешнего. 3) Помимо того, заслуга фрейдовского подхода в том, что он развеял обременительную для психоаналитической теории путаницу вокруг таких понятий, как "первичный нарциссизм"*, в котором нередко видели некое изначальное состояние, во время которого индивид не имел никакого, пусть даже самого ограниченного, доступа к внешнему миру.
Оцените определение:

Источник: Ж.Лапланш, Ж.-Б.Понталис. Словарь по психоанализу, 1996 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Формирование концепта политической реальности в неклассической философии

Штанько М.А.
Статья посвящена анализу процесса формирования концепта политической реальности в неклассической философии.
Читать PDF

Оценки и модели реальности в когнитивных науках

Сутужко Валерий Валериевич
In given clause is shown, that the reality in cognitivistics, studying cognitive opportunities of the person recently is most productively modeled and estimated.
Читать PDF

Об одном подходе к изучению влияния виртуальной реальности на человека-оператора

Непомнящий В.А.
Читать PDF

Субъективная реальность и принятие решений в социальной реальности

Переверзева Н.Ю.
Читать PDF

Виртуальная реальность: методологические традиции и инновации исследования

Кирюшин Алексей Николаевич
В статье рассматриваются основные методологические подходы (постмодернистский, технический, онтологический и психологический) к исследованию виртуального, а так же утверждается их взаимная дополняемос
Читать PDF

Особенности самоотношения к образу физического «я» в зависимости от реальности телесного самовосприя

Черкашина Анна Георгиевна
В статье представлены результаты исследования самовосприятия и самоотношения к характеристикам образа физического «Я» на выборке девушек 16-18 лет.
Читать PDF

Методика создания игр в реальности игреалов как основа развития творческих способностей (креативност

Реброва Ольга Викторовна
Статья посвящена проблемам развития личности и творческих способностей ребенка. В качестве решения предлагается методика создания игреалов.
Читать PDF

Homo ECONOMICUS: антропологический контекст экономической реальности

Залевский Владислав Генрихович
Аннотация.
Читать PDF

Смысловая реальность педагогической деятельности

Зотова Наталья Георгиевна
Анализируется феномен смыслообразования у представителей гуманитарных профессий.
Читать PDF

Эмпирические модели восприятия старости в условиях новой геронтологической реальности: сравнительный

Омельченко Дарья Алексеевна, Авдеева Галина Сергеевна, Гончарова Наталья Петровна, Ноянзина Оксана Евгеньевна
Статья посвящена анализу восприятия старости и аттитюдам к пожилым людям.
Читать PDF

О применении систем виртуальной реальности в психологии

Войскунский Александр Евгеньевич, Меньшикова Галина Яковлевна
В статье рассмотрены конкретные экспериментальные исследования, выполненные с использованием систем виртуальной реальности.
Читать PDF

О чувстве реальности воспринимаемой действительности в условиях нормы и о его нарушении при некоторы

Мочалов С.М.
В статье рассматривается наличие чувства реальности всего воспринимаемого в условиях нормы и его нарушения при некоторых видах психической патологии у человека.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!