Я-УДОВОЛЬСТВИЕ —Я-РЕАЛЬНОСТЬ это что такое Я-УДОВОЛЬСТВИЕ —Я-РЕАЛЬНОСТЬ: определение — Психология.НЭС
Я-схема Ябедничество

Я-УДОВОЛЬСТВИЕ —Я-РЕАЛЬНОСТЬ

Найдено 1 определение:

Я-УДОВОЛЬСТВИЕ —Я-РЕАЛЬНОСТЬ

Нем.: Lust-Ich — Real-Ich. — Франц.: moi-plaisir — moi-réalité. —Англ.: pleasure-ego — reality-ego. — Исп.: yo placer — yo realidad. — Итал.: io-piacere — io realtà. — Португ.: ego-prazer — ego-realidade. • Термины, которыми Фрейд обозначает становление отношений субъекта к внешнему миру и его доступа к реальности. Эти термины всегда противопоставляются друг другу, но понимаются при этом столь различно, что дать их однозначное определение не представляется возможным, причем из-за перекрещивания значений невозможно вычленить и нескольких различных определений. • Противопоставление между Я-удовольствием и Я-реальностью было развито Фрейдом преимущественно в работах "О двух принципах функционирования психики" (Formulierungen über die zwei Prinzipien des psychischen Geschehens, 1911), "Влечения и судьбы влечений" (Triebe und Triebschicksale, 1915), "Отрицание" (Die Verneinung, 1925). Прежде всего отметим, что эти тексты, написанные в различные периоды творчества Фрейда, тесно связаны друг с другом: переход от первой топики ко второй не вызывает никаких изменений в определении Я. 1) В работе "О двух принципах функционирования психики" противоречие между Я-удовольствием и Я -реальностью связано с противоречием между принципом удовольствия* и принципом реальности*. Здесь Фрейд использовал понятия Я -удовольствие и Я -реальность для описания эволюции влечений Я*. Влечения, которые поначалу соотносились с принципом удовольствия, постепенно все больше подчиняются принципу реальности, хотя этот процесс идет медленнее в случае сексуальных влечений (которые вообще трудно поддаются "обучению"), нежели в случае влечений Я. "Подобно тому, как удел Я -удовольствия —испытывать желания, стремиться к удовольствию и избегать неудовольствия, так удел Я -реальности — стремиться к полезному и защищаться от вредного" (1). Отметим, что Я здесь в сущности рассматривается под углом зрения влечений, призванных снабжать его энергией; Я-удовольствие и Я -реальность — это не две различные формы Я, но скорее два способа функционирования влечений Я: сообразно принципу удовольствия и сообразно принципу реальности. 2) Во "Влечениях и судьбах влечений" во главу угла ставится также возникновение этих двух принципов, однако речь не идет ни об их сорасчленении, ни об эволюции влечений Я, но скорее о возникновении самого противопоставления между субъектом (Я) и объектом (внешний мир) в связи с противопоставлением между удовольствием и неудовольствием. На этом пути Фрейд выделяет два этапа: на первом субъект "...сливается с тем, что ему приятно, а внешний мир — с тем, что ему безразлично" (2а); на втором этапе субъект и внешний мир (приятное) вместе противопоставляются тому, что неприятно. На первом этапе субъект выступал как Я -реальность, на втором — как Я -удовольствие: последовательность терминов здесь обратна той, что мы видим в "Двух принципах функционирования психики", причем и сами термины (в особенности Я -реальность) понимаются иначе: противопоставление между Я -реальностью и Я -удовольствием здесь возникает раньше принципа реальности, так что переход от Я -реальности к Я -удовольствию "...направляется принципом удовольствия" (2b). Фрейд пользовался выражением "изначальная Я -реальность", поскольку "...оно отличает внутреннее от внешнего посредством надежного объективного критерия (2с), и это можно понять так: изначально объективная позиция состоит в том, что субъект, испытывая чувства удовольствия и неудовольствия, не пытается представить их как свойства внешнего мира, который сам по себе нейтрален. Как же строится Я -удовольствие? Субъект, как и внешний мир, расщеплен на приятную и неприятную* части. На этой основе происходит новое расчленение, в результате которого сам субъект сливается с тем, что ему приятно, а мир — с тем, что неприятно. Это расчленение происходит путем интроекции* той части объектов внешнего мира, которые порождают удовольствие, и проекции* (выноса вовне) всего того, что причиняет неудовольствие. Вследствие этой новой позиции субъекта Я -удовольствие предстает в "очищенном" от всего неприятного виде. Таким образом, во "Влечениях и судьбах влечений" понятие Я -удовольствие означает не только Я, управляемое принципом неудовольствие—удовольствие, но и Я, отождествляемое с приятным в противоположность неприятному. В этом случае здесь опять-таки противополагаются два этапа эволюции Я, только на этот раз они определены изменениями границ и содержания Я. 3) В "Отрицании" Фрейд по-прежнему пользовался разграничением между Я -удовольствием и Я -реальностью, развивая тот же подход, что и во "Влечениях и судьбах влечений": как строится противоположность между субъектом и внешним миром? Само выражение "изначальная Я -реальность" больше не используется, хотя Фрейд вряд ли отказался от этой мысли: ведь он по-прежнему считал, что субъект изначально имеет доступ к объективной реальности: "С самого начала представление выступает как ручательство за реальность представленных предметов" (ЗЬ). На втором этапе Я -удовольствие описывается в тех же понятиях, что и во "Влечениях и судьбах влечений": "Изначальное Я -удовольствие [...] стремится включить в себя все хорошее и выбросить из себя все плохое. Поначалу плохое, чуждое Я и находящееся вне Я для него тождественны" (Зb). "Я -реальность в окончательной форме" должна была бы соответствовать третьему этапу, на котором субъект стремится найти реальный объект, соответствующий его представлению об объекте, ранее приносившем удовольствие и затем утраченном (см.: Опыт удовлетворения); именно на это опирается испытание реальности*. Этот переход от Я -удовольствия к Я -реальности зависит, как это показано в работе "О двух принципах функционирования психики", от установления принципа реальности. Противоположность между Я -удовольствием и Я -реальностью никогда не включалась в метапсихологические взгляды Фрейда и особенно в его теорию Я как инстанции психического аппарата. Если бы это удалось сделать, это позволило бы разрешить многие трудности психоаналитической теории Я. В самом деле: 1) взгляды Фрейда на эволюцию Я -удовольствия— Я -реальности представляют собой попытку наметить момент перехода (быть может, мифического) или скорее путь развития от биопсихологического индивида (сходного, как мы полагаем, с изначальной Я -реальностью, о которой говорит Фрейд) к Я как отдельной инстанции. 2) По Фрейду, механизмом такого перехода служат простейшие психические операции интроекции и проекции, посредством которых создаются границы Я, предполагающие расчленение внутреннего и внешнего. 3) Помимо того, заслуга фрейдовского подхода в том, что он развеял обременительную для психоаналитической теории путаницу вокруг таких понятий, как "первичный нарциссизм"*, в котором нередко видели некое изначальное состояние, во время которого индивид не имел никакого, пусть даже самого ограниченного, доступа к внешнему миру.
Оцените определение:

Источник: Терминологический глоссарий основных терминов динамической психиатрии Под ред. В.А.Шаповаловой.

Найдено рефератов по теме Я-УДОВОЛЬСТВИЕ —Я-РЕАЛЬНОСТЬ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Формирование концепта политической реальности в неклассической философии

Штанько М.А.
Статья посвящена анализу процесса формирования концепта политической реальности в неклассической философии. Дается определение базовой категории «реальность» посредством соотнесения ее с тождественными философскими дефинициями. Показано многообразие представлений о политической реальности в философских концепциях XX в. Охарактеризовано соотношение между социальной и политической реальностью человека.
Скачать PDF

Оценки и модели реальности в когнитивных науках

Сутужко Валерий Валериевич
In given clause is shown, that the reality in cognitivistics, studying cognitive opportunities of the person recently is most productively modeled and estimated. Modern cognitive sciences unite set non-comparable before models and the estimations of a reality presented in cognitive psychology, gnoseology, linguistics, neuropsychology, psychosemantics, cybernetics, and the mathematician, concepts of an artificial intellect, informatics and a computer science. The understanding of a reality ambiguously also depends on a method of its knowledge. Модели реальности / models of reality, Когнитивные науки /cognitive sciences
Скачать PDF

Об одном подходе к изучению влияния виртуальной реальности на человека-оператора

Непомнящий В.А.
Скачать PDF

Субъективная реальность и принятие решений в социальной реальности

Переверзева Н.Ю.
Скачать PDF

Виртуальная реальность: методологические традиции и инновации исследования

Кирюшин Алексей Николаевич
В статье рассматриваются основные методологические подходы (постмодернистский, технический, онтологический и психологический) к исследованию виртуального, а так же утверждается их взаимная дополняемость для концептуализации последнего. Автору удалось установить, что указанным подходам присуща определенная недостаточность описания виртуальной реальности и сопутствующих ей феноменов. Наряду с этим, предлагается дополнить ставшие уже классическими способы осмысления виртуальной реальности инновационной, алгоритмической философской методологией.
Скачать PDF

Особенности самоотношения к образу физического «я» в зависимости от реальности телесного самовосприя

Черкашина Анна Георгиевна
В статье представлены результаты исследования самовосприятия и самоотношения к характеристикам образа физического «Я» на выборке девушек 16-18 лет. Описаны достоверные различия особенностей самоотношения к образу физического «Я» в двух группах девушек с реальным и неадекватным самовосприятием образа тела
Скачать PDF

Методика создания игр в реальности игреалов как основа развития творческих способностей (креативност

Реброва Ольга Викторовна
Статья посвящена проблемам развития личности и творческих способностей ребенка. В качестве решения предлагается методика создания игреалов. Игреалы это оригинальные события, созданные по особым креативным сценариям или заданиям.
Скачать PDF

Homo ECONOMICUS: антропологический контекст экономической реальности

Залевский Владислав Генрихович
Аннотация. Представлен общетеоретический взгляд на экономическое поведение, введено понятие фиксированных форм экономического поведения (ФФЭП) и обозначены основные критерии фиксированности, осуществлена попытка предварительной классификации форм экономического поведения и базовых экономических категорий, супщость и природа ФФЭП анализируется с позиции существующих сегодня объяснительных моделей фиксированных форм поведения.
Скачать PDF

Смысловая реальность педагогической деятельности

Зотова Наталья Георгиевна
Анализируется феномен смыслообразования у представителей гуманитарных профессий. Сквозь призму профессионально-личностных проблем педагогов рассматривается проблема осмысления ими сущности педагогической профессии и своего места в системе профессиональной деятельности.
Скачать PDF

Эмпирические модели восприятия старости в условиях новой геронтологической реальности: сравнительный

Омельченко Дарья Алексеевна, Авдеева Галина Сергеевна, Гончарова Наталья Петровна, Ноянзина Оксана Евгеньевна
Статья посвящена анализу восприятия старости и аттитюдам к пожилым людям. Представлены результаты психосемантического исследования в четырех российских регионах, раскрываются латентные семантические механизмы, опосредующие восприятие социальных ролей, описываются семантические пространства, репрезентирующие категориальные структуры сознания социальных групп.
Скачать PDF

О применении систем виртуальной реальности в психологии

Войскунский Александр Евгеньевич, Меньшикова Галина Яковлевна
В статье рассмотрены конкретные экспериментальные исследования, выполненные с использованием систем виртуальной реальности. Описаны перспективные направления видоизменения исследовательских парадигм в когнитивной, организационной, социальной, клинической психологии. Отмечена возможность использования новых технологий для решения задач психологии обучения, психотерапии и психологической реабилитации.
Скачать PDF

О чувстве реальности воспринимаемой действительности в условиях нормы и о его нарушении при некоторы

Мочалов С.М.
В статье рассматривается наличие чувства реальности всего воспринимаемого в условиях нормы и его нарушения при некоторых видах психической патологии у человека. Высказывается мнение, что природа чувства реальности и связанной с ним уверенности в существовании вещи обусловливаются не только объективным характером самого воспринимаемого, но и проявлением отношения человека к нему посредством преломления его через развивающееся в эволюции свойство мозга переживаемость.
Скачать PDF