ТЕЗАУРУС
ТЕЗАУРУС
полный набор слов со всеми их значениями и смыслами, которые активно использует человек в общении с людьми.
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
ТЕЗАУРУС
от греч. thesauros — запас) — словарь, представляющий всю терминологию определенной отрасли знания, систематизированную по определенному принципу. Т. является словесной моделью соответствующей отрасли знания. Разновидностью Т. является информационно-поисковый Т., предназначенный для перевода терминов информационнопоискового запроса на язык поиска и собственно отыскания необходимых документов и фактов в массиве данных информационно-поисковой системы.
ТЕЗАУРУС
1. В лингвистике-словарь, в котором с максимальной полнотой представлены слова того или иного языка вместе с исчерпывающим перечнем способов их употребления в различных текстах. 2. В информатике-достаточно полный, систематизированный набор данных из какой-либо области знаний, позволяющий человеку или вычислительной машине ориентироваться в этой области. 3. В психологии-полный набор слов со всеми их значениями и смыслами, которыми владеет человек. Иногда в последнем случае употребляют также словосочетание «индивидуальный Т. человека». См. значение, информатика, лингвистика, словарь активный, словарь пассивный, смысл.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ТЕЗАУРУС
(греч. thesauros — запас) — понятие и термину имеющие тенденцию стать категорией психологии мышления и проникающие в ряд психологических наук, заимствованные из лингвистики и психолингвистики: система слов, связанных иерархией обозначаемых ими понятий и ассоциациями с ключевыми словами.
Информатика понимает под Т. системы информации закрепленные памятью в виде слов;
психология мышления — систему содержания понятий связанных ассоциациями с ключевым понятием, иногда включающая и конкретные образы обобщаемые этими понятиями;
теория сознания — содержание его атрибута познания конкретной личности или группы;
психология личности — основу подструктуры ее направленности основу объема и содержания знаний подструктуры ее опыта;
педагогическая психология — основу объема обученности знаниям;
психология искусства — основу и объем образов и понятий, творчески перерабатываемых воображением при создании нового.
Различают Т. по иерархии носителей: личности, группы, теории, науки, языка народа, всегда отражающих состояние определенного периода. Кроме того, различают два вида Т.: субъектный и объктивированный.
Омоним — Т. как словарь, составленный по образцу (не всегда точно соблюдаемому) изданного в 1852 г. и по настоящее время многократно переиздаваемого словаря английского языка Р. Роже, названного им этим термином.
Есть тенденция использовать этот термин применительно к ЭВМ и роботам, понимая под ним объем информации, закладываемой в машинную память.
Информатика понимает под Т. системы информации закрепленные памятью в виде слов;
психология мышления — систему содержания понятий связанных ассоциациями с ключевым понятием, иногда включающая и конкретные образы обобщаемые этими понятиями;
теория сознания — содержание его атрибута познания конкретной личности или группы;
психология личности — основу подструктуры ее направленности основу объема и содержания знаний подструктуры ее опыта;
педагогическая психология — основу объема обученности знаниям;
психология искусства — основу и объем образов и понятий, творчески перерабатываемых воображением при создании нового.
Различают Т. по иерархии носителей: личности, группы, теории, науки, языка народа, всегда отражающих состояние определенного периода. Кроме того, различают два вида Т.: субъектный и объктивированный.
Омоним — Т. как словарь, составленный по образцу (не всегда точно соблюдаемому) изданного в 1852 г. и по настоящее время многократно переиздаваемого словаря английского языка Р. Роже, названного им этим термином.
Есть тенденция использовать этот термин применительно к ЭВМ и роботам, понимая под ним объем информации, закладываемой в машинную память.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984