Терапия отношений это что такое Терапия отношений: определение — Психология.НЭС
ТЕРАПИЯ ОТВРАЩЕНИЯ ТЕРАПИЯ ПЕРВИЧНАЯ

Терапия отношений

Найдено 1 определение:

Терапия отношений

relationship therapy) Т. о. наз. неск. различных видов психотер., каждый из к-рых фокусируется на отношениях между психотерапевтом и клиентом как на эффективном средстве достижения терапевтических изменений. Бубер видит сущность челов. жизни во "встрече" с др. чел. в ее непосредственном переживании (Я-Ты), в отличие от видения друг друга лишь в качестве объектов, иногда редуцированных фильтрами соц. ролей (Я-Оно). Психотер. стремится к достижению аутентичных отношений с др. людьми, как противоядие соц. и механистичной объективации окружающих. Салливан рассматривает чел. как скопление реакций, проявляемых по отношению к др. людям. Эта совокупность реакций ("отраженные оценки") образует "Я", "оболочку преобразований энергии". Анормальность яв-ся рез-том тенденции реагировать стереотипным способом на людей, применительно к к-рым такая реакция яв-ся неподходящей. Психотер. заключается в эксплорации психотерапевтом значимых событий жизни клиента при тонком сознавании эмоционального тона в отношениях между клиентом и терапевтом. Эмоциональный тон и неадекватные содержанию этой эксплорации (наз. началом и разведкой) стереотипизированные реакции ("паратаксические искажения") клиента фиксируются и затем подвергаются тщательному исслед. в фазе психотер., наз. "детальным расследованием". Сущностью психотер. яв-ся детальное изучение (через интервью) жизни клиента, выявляющее все, что вызывает у него чувство тревоги и незащищенности. Все эти тревоги и опасения можно обнаружить во взаимодействии с терапевтом, чаще всего по различным непрямым сообщениям (заиканию, "неправильно употребляемым" словам, паузам, жестам, расходящимся со словесными заявлениями) или по чувствам, к-рые терапевт испытывает в отношении клиента. Чувства эти возникают благодаря процессу "реципрокного душевного движения", или осознания потребностей др., и развития паттернов реагирования, облегчающих или мешающих удовлетворить эти потребности. В ходе психотер. изучаются эти потребности клиента и ожидание клиентом таких потребностей у терапевта. Современные направления развития интерперсональной терапии Салливана. Маршалл Дюк и Стефан Новицки сосредоточились на трех понятиях. Первое - это комплементарность, к-рая имеет место в тех случаях, когда дружелюбная или враждебная реакция вызывает равно дружелюбную или враждебную реакцию у др., хотя реакция доминирования или подчинения вызывает противоположную реакцию, подчинения или доминирования соответственно. Второе понятие - конгруэнтность - относится к степени отражения "истинных" чувств чел. в его высказываниях. Дюк и Новицки вводят понятие ситуации, позаимствованное из теории соц. научения Роттера, чтобы проиллюстрировать то, каким образом комплементарность и конгруэнтность оказывают со временем действие в различных ситуациях. Их третье понятие - многофазные отношения - констатирует тот факт, что конгруэнтность или комплементарность могут быть, а могут и не быть уместными в конкретном случае. Шелдон Кэшдан рассматривает отношение как средство изменения личности в ходе пяти-стадийного процесса. Его система использует теорию объектных отношений, чтобы украсить базовую модель Салливана. Клинтон Мак-Клемор и Филлис Харт сосредоточиваются на развитии близких отношений с помощью курса психотер., подразумевающей достижение кульминации таких отношений в "раскрытии". Дэвид Юнг и Эрнст Байер, следуя модели Салливана, видят в качестве критического компонента психотер. пренебрежительное реагирование на стереотипные коммуникации клиента. Группа из Пало Альто (The Palo Alto group) оказала влияние на практикующих Т. о. посредством точного описания различных цепей поведенческих реакций, складывающихся между людьми в индивидуальной, семейной и групп. формах взаимодействия. Эта группа тж идентифицировала культурные (трансперсональные), интерперсональные и интрапсихические источники стилей коммуникации, приводящих к неадаптивным взаимодействиям. Др. виды психотер. используют понятие отношения в одном из неск. значений. Терапия первичных отношений Постеля, опирающаяся на теорет. взгляды Адлера, нацелена на тех клиентов, к-рые были отвергнуты родителями, пережили их утрату и испытывают трудности в выражении эмоций. Различные психоаналитические теории и теории процесса могли бы претендовать на право наз. Т. о., когда они при обосновании терапевтических процедур делают упор на такие понятия, как "корректирующий эмоциональный опыт" или жизнь в "здесь-и-сейчас". Вообще, словосочетание "Т. о." использовалось в широком смысле, чтобы указать на установление поддерживающих отношений с клиентом. См. также Новаторские психотерапии, Интерперсональная теория Салливана А. К. Хесс
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Терапия отношений — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Игровая терапия как средство коррекции деструктивных детско-родительских отношений

Ждакаева Елена Ивановна
В статье рассматриваются преимущества игротерапии в работе с семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста. Приводятся эмпирические данные, доказывающие эффективность коррекции деструктивных детско-родительских отношений средствами игротерапии.
Скачать PDF

Перспективность применения серотонинотропных веществ для терапии поведенческих расстройств при дефиц

Федотова Ю.О.
В статье обсуждается вопрос о разработке нового подхода к фармакотерапии поведенческих расстройств при дефиците эстрогенов в эксперименте. Выявлена перспективность применения серотонинотропных веществ в комбинации с низкой дозой 17β-эстрадиола для коррекции поведенческих нарушений при гипоэстрогенном синдроме у самок крыс.
Скачать PDF

Методы арт-терапии на уроках изобразительного искусства

Панфилова А. С.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением особенностей применения методов арт-терапии в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства в качестве профилактического, развивающего, диагностического и реабилитационного методов. Автор выявляет и анализирует целесообразность инновационных введений в учебный процесс, останавливая свое внимание на таком виде изобразительной деятельности, как иллюстративно-тематическое рисование.The article dwells upon issues related to the study of peculiarities of art-therapy methods application at Art lessons in secondary school as a preventive, developing, diagnostic and rehabilitation techniques. Expediency of innovations in educational process are analyzed with specific attention paid to such kind of fine arts as thematic drawing.
Скачать PDF

Оценка эффективности плацебо-терапии по эмоционально-мотивационному состоянию у больных с алкогольно

Востриков Виктор Васильевич, Майорова О.В., Востриков М.В., Шабанов Петр Дмитриевич
У 40 больных с зависимостью от алкоголя в постабстинентном периоде в период проведения курса плацебо-терапии изучали психологические особенности эмоционально-мотивационной сферы. Отмечены значимые различия в группах пациентов. Сделан вывод о необходимости дифференцированного подхода к терапии синдрома отмены алкоголя и постдетоксикационного состояний.
Скачать PDF

Противоболевая терапия в онкологии

Вершинина С.Ф., Стуков А.Н.
В обзоре рассматриваются проявления болевого синдрома у онкологических больных, дается их характеристика, и описываются возможные варианты устранения боли. Библиогр. 24 назв. Вершинина С.Ф., Стуков А.Н. Противоболевая терапия в онкологии // Психофармакол. биол. наркол. 2007. Т. 7, № 1. С. 1471-1477.
Скачать PDF

Теоретико-методологические основания рационально-эмотивной поведенческой терапии А. Эллиса

Франова Ирина Владимировна
Описаны источники теоретических и практических идей, интегрированных в концепции рационально-эмотивной поведенческой терапии А. Эллиса, одного из патриархов когнитивной традиции в психотерапии. Реконструированы антропологические представления, лежащие в основании терапевтической модели Эллиса, показано их родство с философией прагматизма Д. Дьюи.
Скачать PDF

Развитие креативности методами арт-терапии у младших школьников-клиентов социальных служб

Лоскот Артем Николаевич
Цель статьи показать эффективность арт-терапевтических методов для развития креативности у младших школьников. Актуальность статьи заключается в потребности применения новых технологий в воспитании и социализации младших школьников клиентов социальных служб. Методикой является проведение арт-терапевтических сессий, направленных на развитие креативности. Полученные результаты позволяют утверждать об эффективности предлагаемой методики.
Скачать PDF

Использование арт-терапии в коррекции эмоциональной напряженности детей старшего дошкольного возраст

Калинина Анна Андреевна
Статья посвящена проблеме исследования и коррекции эмоциональной напряженности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В статье рассматриваются возможности использования арт-терапии, в частности изобразительной деятельности, в коррекции эмоциональной напряженности. Дана характеристика заданий наиболее часто используемых в практике психокоррекции эмоциональных нарушений.
Скачать PDF

Арт-терапия как эффективный метод целенаправленной фасилитации конструктивного развития личности в п

Наумова В. А., Глозман Ж. М.
В статье обсуждается вопрос об эффективности использования арт-терапевтических методов фасилитации творческой активности как условия конструктивного развития на этапе поздней зрелости. Учитывая достоинства и особенности арт-терапии в геронтопсихологической практике, авторы разработали арт-терапевтическую программу и предположили, что заложенное в ней постепенное усложнение и обогащение арт-терапевтических занятий должно привести к раскрытию творческого потенциала и прогрессивному развитию личности участников этих занятий. Исследование проводилось с 80 респондентами в возрасте 57—80 лет. Анализ результатов показал, что при использовании арт-терапевтических методов отмечается актуализация новых позитивных личностных смыслов жизни и деятельности, происходит гармонизация психофизического самочувствия, повышается уровень самовосприятия, создаются условия для актуализации жизненного опыта.
Скачать PDF

Метод арт-терапии в тренинге личностного роста для подростков

Борздыко Ю. Е.
В статье представлено исследование, посвященное сравнительному изучению двух тренингов личностного роста у старших подростков. Первый построен на основе применения арт-терапевтических и психотехнических упражнений, второй - только психотехнических. Показано, что первый тренинг производит больший развивающий эффект, чем второй. Последний может приводить к появлению или усилению у его участников ригидности и ощущения самодостаточности, что тормозит личностный рост. В тренингах с применением арт-терапевтических методик этот негативный эффект не возникает.
Скачать PDF

Особенности переживания применения антиретровирусной терапии у ВИЧ-инфицированных

Новохацки Анастасия Васильевна
Рассматривается проблема формирования мотивации к лечению и приверженности высокоактивной антиретровирусной терапии (ВААРТ) у ВИЧ-инфицированных. Показано, что причины, по которым значительное число ВИЧ-положительных отказываются или прекращают лечение, являются психологическими по своему характеру. Описан комплексный подход к изучению психологических факторов, влияющих на приверженность антиретровирусной терапии.
Скачать PDF

Качество жизни пациентов, находящихся на заместительной почечной терапии

Половинко Елена Николаевна
Приводятся результаты сравнительного исследования качества жизни 70 больных хронической почечной недостаточностью, находящихся на различных видах заместительной терапии гемодиализе, перитонеальном диализе и после аллотрансплантации почки. Во всех группах исследованных пациентов с терминальной хронической почечной недостаточностью, находящихся на различных видах заместительной почечной терапии, наибольший уровень социальной фрустрированности и неудовлетворенности отмечается в сфере материального положения. Также отмечается неудовлетворенность своим физическим состоянием и работоспособностью в группах пациентов, находящихся на гемодиализе и перитонеальном диализе. При анализе основных параметров качества жизни максимальные различия выявлены в группах пациентов, находящихся на перитонеальном диализе, и пациентов после трансплантации почки по параметрам «Боль» и «Жизнеспособность». Анализ ограничений жизнедеятельности показал что, у обследованных больных наибольшие проблемы отмечаются в категории «Главные сферы жизни», связанной с оплачиваемой работой и экономической самостоятельностью. Наименьшие проблемы отмечаются в категориях «Самообслуживания» и «Бытовая жизнь».
Скачать PDF