Тактики психотерапевта Объединение ТАКТИЛЬНАЯ АГНОЗИЯ

Тактики речи

Найдено 1 определение:

Тактики речи

См. речевые тактики. Ср. аргументы.

Тактичность – речевое поведение, когда субъект специально заботится о том, чтобы не поставить собеседника в неловкое положение, чтобы ему не было стыдно и он не испытывал затруднения в ответе, чтобы не выдавать о нем то, что неизвестно другим присутствующим, и т. д. Нужно быть осведомленным о правилах тактичности в целом и чутко учитывать ситуацию общения. Вот некоторые примеры:

- Никогда не должно стараться перещеголять своим рассказом рассказ собеседника, в особенности если это касается его лично…Вы говорите, например, «Я заказала себе такой-то костюм» и тотчас же получаете ответ: «Моя подруга (или в худшем случае «я») также заказала себе костюм». Следует описание роскошного костюма, перед которым ваш никуда не годится… Подобные сравнения, по-видимому, делаемые с целью уязвить ваше самолюбие, часто происходят только от недостатка такта, легкомыслия и страсти быть всеведущей болтуньей (Жизнь в свете, дома и при дворе, СПб., 1890). В присутствии женщины моложе 60 лет или имеющей дочь-невесту мужчина никогда не должен хвалить красоту и красивые туалеты другой женщины или девушки; точно так же женщина, хвалящая мужчине другого мужчину, всегда делает неприятность первому… Все это входит в область такта и чувства (там же). Или, гордясь вашим новым костюмом, вы говорите: Посмотрите, не правда ли, хорошенький туалет? – и тут же слышите возражение: Отчего вы не выбрали такую-то материю? Она теперь гораздо моднее; а такой-то фасон новее! (там же).

- Нередко речевой этикет просто сопровождает правильный поведенческий этикет и, следовательно, является всего лишь его отзвуком. Например, сидя за столом, вы скажете: «Это как раз то вино, какое я люблю» и это будет проявлением культуры речи и поведения; а если скажете: «Кагор? Это хорошо, но нет ли у вас чего-нибудь покрепче?» – получится бестактность, т. е. это нарушение культуры поведения и речи, потому что, во-первых, вы проявляете излишнюю заинтересованность в крепких напитках, а во-вторых, ставите в неудобное положение хозяев.

- Не поправляйте человека, если вы заметили, что он сделал речевую ошибку; вы тем самым ставите его в неудобное положение, можете спровоцировать оправдания, желание защищать свою ошибку. Заботьтесь о правильности своей, а не чужой речи. Если же поправили вас, вежливо ответьте: «Да? Вполне может быть. Я буду иметь в виду». Даже если вас «поправят» неправильно (а это случается), например, вы сказали завидно, а вам указывают: нужно, мол, говорить завидно, а не завидно, ответьте очень просто: «Правда? Кто его знает! Может быть, и так». А если вы, что называется, будете принципиальничать, доказывать свою правоту и, предположим, докажете ее, то в результате возникнет дискомфорт в общении.

- Ср. «Я должен сознаться, что стихи Вуатюра понравились и мне», – сказал он. «Они на самом деле хороши, но не говорите этого: у поэтов не принято хвалить чужие стихи» (А. Дюма, Двадцать лет спустя).

- У него есть такт… чего бы я никак не ожидал от деревенского мальчика. Он не навязывается, не ходит ко мне без зову; и когда заметит, что он лишний, то тотчас уйдет… (И. Гончаров, Обыкновенная история).

Оцените определение:

Источник: Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Особенности ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи и их родителей. ;

Черевач Г.Б.
В статье анализируется структура и динамика ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи и их родителей. Изучаются корреляционные связи между этими показателями..In the article the structure and dynamics children's valueneed sphere of personality with disorders of speech and their parents is analyzed. Interrelations between this factors are studied..;
Скачать PDF

Об использовании акустических характеристик речи для диагностики психических состояний человека

Картавенко М.В.
Скачать PDF

Комплексное обследование детей с нарушениями письменной речи с использованием технологий НЛП

Новотроицкий Денис Викторович
Настоящая статья посвящена разработке комплексной методики диагностики нарушений письменной речи детей с использованием методов НЛП. В статье дан обзор литературы, изложены основные направления диагностической методики. The author of the paper develops a complex technique of childrens written speech disorder diagnostics by means of neuro-linguistic programming methods. The review of the literature is given; the basic directions of the diagnostic technique are stated.
Скачать PDF

Недостаточность управляющих функций у детей с синдромом дефицита внимания и детей с нарушениями речи

Канжин А.В., Емельянова Т.В.
В статье анализируются и сопоставляются особенности когнитивной деятельности у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и у детей с задержкой речевого развития. Показано, что как у детей с СДВГ, так и у детей с недоразвитием речи наблюдаются проявление несформированности функций управления и контроля деятельности. Мы предполагаем, что механизмы, обуславливающие симптомы вышеуказанных состояний у детей младшего школьного возраста во многом сходны и обуславливаются незрелостью функциональных систем мозга, отвечающих за функции управления и контроля деятельности.
Скачать PDF

Психологические факторы в обучении диалогической речи учащихся старших классов

Читао Ирина Айтечевна
В статье рассматриваются психологические особенности учащихся старших классов, учет которых позволяет им справляться с достаточно сложными задачами быстротечного диалогического контекста, формировать высказывания, отличающиеся самостоятельностью суждений.
Скачать PDF

Совершенствование речи студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки

Кириллова Елена Игоревна
В статье освещается вопрос необходимости совершенствования вербального аспекта подготовки студента-психолога. Рассматривается взаимосвязь между вербализацией внутреннего опыта студента-психолога и развитием его личности. Приведены рекомендации по улучшению процесса обучения студента с точки зрения вербальной составляющей.
Скачать PDF

Состояние коммуникативной успешности младших школьников с нарушениями речи

Гришанова Ирина Алексеевна
Статья содержит описание уровней сформированности коммуникативной успешности у младших школьников, анализируются объективные и субъективные показатели данного качества, полученные с помощью кластерного и факторного анализа.
Скачать PDF

Нейропсихологическое обоснование анализа нарушений письменной речи у младших школьников (гендерный а

Литвинова Галина Владимировна
Представлены результаты исследования особенностей нарушений письменной речи у младших школьников с учетом гендерных особенностей. Дается обоснование нейропсихологического анализа ошибок в письменных работах мальчиков и девочек. Указывается на закономерные связи нарушений письма с дефектами других психических функций и незрелостью мозговых структур, участвующих в организации письменной речи.
Скачать PDF

К вопросу о развитии речи у дошкольников: гендерный аспект

Бужигеева М.Ю.
Автор рассматривает проблему развития речи детей дошкольного возраста с учетом гендерных различий. Речь мальчиков и девочек различается как по количественным, так и по качественным характеристикам. В основе этих различий лежат, наряду с физиологическими особенностями, социальные факторы, формирующие гендернотипизированные стратегии речевого поведения
Скачать PDF

Динамика речевых функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития

Фотекова Татьяна Анатольевна
Представлены результаты сопоставительного исследования речевых функций детей школьного возраста с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития церебрально-органического генеза. На фоне значительного сходства в проявлениях этих состояний выявлены различия в нейропсихологических синдромах.
Скачать PDF

Рефлексия в общении как условие социализации дошкольников с общим недоразвитием речи

Амвросова Ольга Айваровна, Леханова Ольга Леонидовна
В статье представлен краткий анализ литературных источников по теме исследования, раскрывается актуальность изучения рефлексии в общении у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР); уточняются сущностные характеристики основных понятий и категорий.
Скачать PDF

Школьная дезадаптация у детей с недоразвитием речи и ее предупреждение

Корнев Александр Николаевич
У 350 детей в возрасте 7-14 лет, обучающихся в коррекционной школе для детей с тяжелым недоразвитием речи, было проведено комплексное клиникопсихологическое и нейролингвистическое лонгитюдное исследование. На протяжении 4-5-летнего наблюдения у большинства детей было отмечено редуцирование отклонений в речевом развитии и прогресс в развитии коммуникативных навыков. Но у некоторых из них на определенном этапе развития внезапно развивались состояния дезадаптации, регресса школьных навыков, умственной продуктивности, повышение утомляемости, черты агрессивного поведения, снижение настроения, расстройства невротического спектра. Эти явления рассматриваются как признаки декомпенсации психологического состояния. Статистический анализ показал, что наиболее часто (почти у половины обследованных) эти состояния возникают в возрастном диапазоне 9,5-11,5 лет. Полученные данные послужили основанием для разработки программы медико-психолого-педагогической превенции (МППП), фокус-группой для апробации которой были дети 9,5-11,5 лет с первичным недоразвитием речи (ПНР). Двухлетний опыт применения МППП у детей группы риска с ПНР дал позитивные результаты, позволил снизить число декомпенсаций или уменьшить их тяжесть.
Скачать PDF