Стратегические мишени профессиональной деятельности клинического психолога

Найдено 1 определение:

Стратегические мишени профессиональной деятельности клинического психолога

психические "объекты", на которые направлены воздействия психолога в процессе его работы с клиентом. Клинический психолог имеет дело с трудностями адаптации и самореализации своих клиентов. Причины дезадаптации могут быть связаны с физическим (врожденные или вымышленные телесные дефекты, хроническое заболевание, последствия травмы или хирургического вмешательства, пр.), социальным (развод, потеря работы, смена профессии, переезд на новое место жительства, пр.) и духовным (потеря смысла жизни, обесценивание привычных жизненных целей, изменения в системе ценностей, пр.) состоянием. Отвечая на вызовы жизни в разных ее сферах, человеку приходится адаптироваться к происходящим изменениям в своем теле, своей психической жизни, в материальном положении, своей социальной жизни, пр. Эта адаптация достигается за счет переструктурирования своей психологической реальности, изменений в мотивационной сфере, ценностных ориентациях, целях, за счет модификации своего поведения, смены мыслительных и поведенческих стереотипов, социальных ролей, коррекции Я-образа, пр. В процессе адаптации к изменениям в жизни человек осваивает новые функции (профессиональные, домашние, общественные, др.). Адаптивное поведение — это полезное поведение, помогающее приспособлению; в повседневной жизни рассматривается как разумное, нормальное. Неадаптивные модели поведения взаимосвязаны с психическим дистрессом. В процессе приспособления к динамичной, постоянно меняющейся жизни человеку приходится компенсировать потерю тех или иных своих возможностей (физических, социальных, др.) для поддержания привычных для себя функций. Компенсация — это восполнение, возмещение, уравновешивание. Фрейд считал, что компенсацию индивид использует, чтобы восполнить нехватку чего-либо. В теории Адлера компенсация рассматривалась как основной механизм, с помощью которого человек преодолевает чувство неполноценности. В сложной для себя ситуации человек постоянно ищет ресурсы для сохранения важных для себя функций, компенсирую нарушенные механизмы функционирования, поддерживая тем самым стабильность своей психики, личности, эго. Однако у личности есть возможность не только приспосабливаться к жизни благодаря механизмам адаптации и компенсации, но и защищаться от нее, например, сознательно приспосабливать жизнь к себе, делая ее более стабильной, "подстраивать под себя" (осознанная социальная практика — одна из важнейших характеристик деятельности личности, ее ресурс сохранения своего психического благополучия в изменяющемся мире). Воплощаясь во вне, производя личностные вклады в людей, предметы, живую и неживую природу, человек стремится изменить мир вещей и людей, сохраняя при этом свою индивидуальность в неизменности (В. Д. Менделевич, 2001). В ситуации угрозы личность включает динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов (уже ставший привычный или вырабатывает новый комплекс): (а) специфические поведенческие программы (как социально приемлемые, так и нарушающие установившиеся нормы; индивид может перейти на стереотипное поведение, сформировать у себя зависимости, пр.), (б) разнообразные механизмы интрапсихической защиты. В клинической психологии психологическая защита — это любая реакция, любое поведение, устраняющее психологический дискомфорт, ограждающее сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний. Девиантное поведение в контексте данного рассмотрения может сигнализировать и о дезадаптации (чрезмерно быстрый личностный рост в процессе тренинговых занятий нередко приводит к временной потере самоидентичности и как следствию этого — к девиантному поведению), и о непродуктивной компенсации (например, на начальных этапах приобщения студента к курению оно может использоваться как компенсация недостаточной техники общения), и о неуспешной (иногда социально неприемлемой) защите (например, попытка заставить окружающих действовать в соответствии со своими ожиданиями, борьба с ними из-за того, что что-то делают "не так"). В задачи клинического психолога входит оказание помощи своему клиенту на пути его адаптивного самоизменения, оказание помощи в нахождении ресурсов компенсации своих потерь без обращения к девиантным формам поведения. Один из продуктивных приемов защиты — успешная социальная практика, направленная на изменение среды (биологической и социальной) обитания (разработка новых законов, правил, традиций, развитие науки и техники для облегчения своей жизни, нахождение приятных для себя людей и поддержание дружбы с ними, др.) и предотвращения развития в ней неблагоприятных для человека тенденций. Однако и на пути социальной практики (и связанного с ней творчества) человеку нередко требуется помощь клинического психолога в нахождении психологических ресурсов для нее, ему может потребоваться социальная поддержка. Однако клиент, пришедший на психотерапевтическую консультацию может демонстрировать проблемы, связанные не только с его дезадаптацией, но и с самореализацией, самоактуализацией. Модель адаптивного поведения не описывает все виды активности личности. Для описания субъективного благополучия (психологического здоровья) личности чаще используются следующие индикаторы (M. Jahoda, 1958): положительный аттитьюд к "Я", оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности; психологическая интеграция; личностная автономия; реалистическое восприятие окружения; умение адекватно воздействовать на окружение. Эти индикаторы можно рассматривать как целевую функцию психологической помощи клиенту с любым его запросом, с любым актуальным конфликтом, проблемой.
Оцените определение:

Источник: Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Личностная готовность к профессиональной деятельности студентов-психологов

Лукова М.С.
Рассматриваются содержательные характеристики личностной готовности студентов-выпускников психологического факультета к выполнению профессиональной деятельности через определение взаимодействия и взаимопроникновения субъективных представлений о профессии и образа «Я». Установлены противоречия, существующие между образами «Я», «Я психолог» и «Психолог» в сознании выпускников, указывающие на необходимость формирования личностной готовности, заключающейся в осознании своего профессионального «Я» в структуре самосознания.
Скачать PDF

Психологическая специфика ситуации профессиональной деятельности и соблюдения психогигиены специалис

Павлова Мария Валерьевна
Рассмотрены некоторые аспекты стрессогенного воздействия и выраженность стрессовых реакций у пострадавших в дорожно-транспортном происшествиях и специалистов, оказывающих им помощь.
Скачать PDF

Психолого-педагогический анализ мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов вуза

Таракин Дмитрий Сергеевич
В работе показано, что в обучении студентов требуется более адекватно учитывать дифференциацию мотивов, определяющих рост компетентности стремления стать хорошим специалистом, получить прочные знания, обеспечить успешную профессиональную карьеру.
Скачать PDF

Детерминанты успешной профессиональной деятельности психолога: основные направления исследований

Нефедова И.В.
Скачать PDF

Компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности социального работника

Плешакова О. В.
В статье разработана и описана авторская модель психологической готовности к профессиональной деятельности социального работника, которая включает пять компонентов: мотивационный, ориентационный, операциональный, личностный, рефлексивный. Выделены их содержательные критерии. Все компоненты рассматриваются как единая система, где системообразующим является личностный компонент. Теоретическая модель может быть использована в практической деятельности по подготовке специалистов по социальной работе.
Скачать PDF

Проектирование эффективной профессиональной деятельности психолога в дошкольном учреждении

Масягин Владимир Павлович, Назаренко Виктория Леонидовна
Обсуждается необходимость проектирования деятельности психолога в дошкольном учреждении; дано определение эргономической целостности труда психолога в дошкольном учреждении; описан алгоритм проектирования эргатических функций психолога; выделены обязательные компоненты технологии психологического сопровождения.
Скачать PDF

Особенности подготовки психолога-консультанта к профессиональной деятельности

Кораблина Елена Павловна
Статья посвящена вопросам формирования ценностно-смысловой и мотивационно-волевой готовности к психологическому консультированию на основе феноменологического и экзистенциально-гуманистического подходов. Рассматриваются теоретические и методологические возможности решения формирования профессионализма психолога-консультанта. Предлагаются теоретическая модель и технологический алгоритм подготовки психолога-консультанта, разработанный и апробированный на базе психолого-педагогического факультета РГПУ им. А. И. Герцена.
Скачать PDF

Социально-психологические характеристики успешности профессиональной деятельности менеджера

Аборина Марина Владимировна, Саблина Мария Юрьевна, Sablina Maria
В статье особое внимание уделяется проблеме успешности деятельности менеджера в торговом бизнесе. Рассматриваются социально-психологические характеристики успешности профессиональной деятельности менеджеров
Скачать PDF

Психологическое обеспечение в МВД России как система профессиональной деятельности

Петров В. И.
В статье систематизированы научные подходы психологического обеспечения профессиональной деятельности органов, подразделений и учреждений внутренних дел, внутренних войск МВД России. Рассмотрены методолого-концептуальные, понятийно-категориальные, организационно-содержательные и критериальные основы системы психологического обеспечения профессиональной деятельности. Дано понятие психологической службы МВД России. Обоснована полисубъектность и стратификация психологической работы.
Скачать PDF

Теоретические аспекты психологической готовности к профессиональной деятельности социальных работник

Плешакова О. В.
В статье раскрывается содержание понятия «психологическая готовность к профессиональной деятельности социальных работников». Дано определение этого феномена. Автор разработал и обосновал структурную модель психологической готовности к профессиональной деятельности социальных работников, состоящую из мотивационного, ориентационного, операционального, личностного и рефлексивного компонентов, каждый из которых характеризуется совокупностью содержательных критериев. Раскрыта сущность и обосновано содержание критериев психологической готовности к профессиональной деятельности социальных работников. Обозначена актуальность изучения данного феномена и проблема поиска нового подхода к подготовке специалистов данного профиля.
Скачать PDF

Психологические особенности профессиональной деятельности специалистов ресторанной индустрии

Корчагина Ю.А.
Скачать PDF

Психологические последствия воздействия экстремальных условий профессиональной деятельности на сотру

Чернов Владимир Николаевич, Бардаева Нина Аркадьевна
Представлены результаты исследований, проведенных с целью изучения психологических последствий воздействия экстремальных условий профессиональной деятельности на сотрудников службы пожаротушения ФПС МЧС России. Исследование было проведено в группах инспекторов надзорной деятельности, пожарных, пожарных - ветеранов боевых действий. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что условия профессиональной деятельности и наличие опыта выполнения служебных задач в зоне боевых действий оказывают влияние на способность адаптации сотрудников к социальной среде.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: