СТЕРЕОТИПЫ ДЕЙСТВИЙ ОПЕРАТОРА

Найдено 1 определение
СТЕРЕОТИПЫ ДЕЙСТВИЙ ОПЕРАТОРА
от греч. stereys — твердый, пространственный и typos — отпечаток...) — стандартизованный, привычный образ действия, сложившийся в сознании человека и усваиваемый им в готовом виде; привычка действовать по одним и тем же правилам. Учет Привычных, сложившихся в течение жизни С. д. о. при организации рабочих мест и труда оператора способствует повышению его производительности и надежности. Такой учет осуществляется путем унификации деятельности оператора. Так, унификация цветового кодирования обеспечивает формирование определенного С. д. о. в ответ на сигнал определенного цвета (красный — аварийный, запрещающий, зеленый— разрешающий и т. п.). Унификация приемов выполнения операций обеспечивает безошибочное использование одного и того же стереотипа управления. Напр., при остановке органов управления необходимо учитывать привычные стереотипы движений. Положения «Пуск», «Включение», «Увеличение», «Подъем», «Открытие» или движения «Вперед», «Вправо», «Вверх» должны соответствовать перемещения рычагов вверх, от себя, вправо, поворотам маховиков или ручек по часовой стрелке, а для кнопок — нажатие верхних, передних или правых кнопок. Для органов ножного управления характерны следующие соответствия: при нажатии педали — «Включено», «Увеличение»; при отпускании педали — «Выключено», «Уменьшение». Привычные для человека стереотипы нужно учитывать также при унификации формы органов управления и размещении их на рабочем месте (см. Унификация деятельности оператора). Кроме того, С. д. о. нужно учитывать при организации информационного поиска и чтения информационных массивов. Здесь весьма полезно использовать стереотип чтения книги — слева направо и сверху вниз. Привычные для человека стереотипы нужно учитывать и при выборе формы мнемознаков при построении мнемосхем. Учет привычных для человека стереотипов не следует путать с явлением стереотипизации деятельности, когда человеку навязываются жесткие и однозначные предписания, заставляют его работать в качестве автомата, выполнять однообразные, часто повторяющиеся, неизменные операции. Это явление зачастую носит отрицательный характер: быстро развивается утомление, человек теряет интерес к работе, снижается его надежность, работа вызывает у него скуку.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г