Специфические расстройства развития моторной функции Специфические расстройства развития учебных навыков

Специфические расстройства развития речи и языка

Найдено 1 определение:

"F80" Специфические расстройства развития речи и языка

Это расстройства, при которых нормальное речевое развитие нарушено на ранних этапах. Состояния нельзя объяснить неврологическим или речевым механизмом патологии, сенсорными повреждениями, умственной отсталостью или средовыми факторами. Ребенок может быть более способен общаться или понимать в определенных, хорошо известных ситуациях, по сравнению с другими, но речевая способность всегда повреждена.

Дифференциальный диагноз:

Как и при других нарушениях развития, первая трудность в диагностике относится к дифференциации от нормальных вариантов развития. Нормальные дети значительно различаются по возрасту, в котором они впервые приобретают разговорную речь и по темпу прочного усвоения речевых навыков. Такие нормальные вариации во времени приобретения речевых навыков имеют незначительное или неклиническое значение, так как большинство "поздно говорящих" продолжают развиваться совершенно нормально. Резко отличаются от них дети со специфическими нарушениями развития речи и языка, хотя большая часть из них достигает в конечном счете нормального уровня развития речевых навыков. Они имеют множество сопутствующих проблем. Задержка развития речи часто сопровождается трудностями в чтении и письме, нарушениями межперсональных связей, эмоциональными и поведенческими расстройствами. Поэтому ранняя и тщательная диагностика специфических нарушений развития речи очень важна. Не существует ярко очерченного разграничения от крайних вариантов нормы, но для суждения о клинически значимом расстройстве используются четыре основных критерия: тяжесть; течение; тип; и сопутствующие проблемы.

Как общее правило, задержка речи может считаться патологической, когда она является достаточно тяжелой с отставанием на два стандартных отклонения. В большинстве случаев такого уровня тяжести имеются сопутствующие проблемы. Однако, у детей более старшего возраста уровень тяжести в статистическом выражении имеет меньшее диагностическое значение, так как существует естественная тенденция к неуклонному улучшению. В этой ситуации полезным показателем выступает течение. Если текущий уровень нарушения относительно легкий, но тем не менее в анамнезе имеется тяжелая степень нарушения, то более вероятно, что текущее функционирование представляет собой последствие значительного расстройства, а не варианта нормы. Необходимо обращать внимание на тип речевого функционирования; если тип нарушения патологический (то есть аномальный, а не просто вариант, соответствующий более ранней фазе развития) или если речь ребенка содержит качественно патологические признаки, то вероятно клинически значимое расстройство. Более того, если задержка в некоторых специфических аспектах развития речи сопровождается недостаточностью школьных навыков (таких как специфическое отставание в чтении и письме), нарушениями в межперсональных взаимоотношениях и/или эмоциональными или поведенческими расстройствами, то маловероятно, что это вариант нормы.

Вторая трудность в диагностике относится к дифференциации от умственной отсталости или общей задержки развития. Так как интеллектуальное развитие включает в себя вербальные навыки, то вероятно, что если коэффициент умственного развития ребенка существенно ниже среднего, то его речевое развитие будет также ниже среднего. Диагноз специфического нарушения развития предполагает, что специфическая задержка находится в значительном несоответствии с общим уровнем когнитивного функционирования. Соответственно, когда задержка речи является частью общего отставания умственного развития или общей задержки развития, то данное состояние нельзя кодировать как F80.-. Должно использоваться кодирование умственной отсталости F70 — F79. Однако, для умственной отсталости характерно сочетание с неравномерностью интеллектуальной продуктивности, особенно с таким речевым нарушением, которое обычно более серьезно, чем задержка невербальных навыков. Когда это несоответствие проявляется в такой заметной степени, что становится очевидным в повседневном функционировании ребенка, то специфическое нарушение развития речи должно кодироваться в дополнение к кодированию рубрики умственной отсталости (F70 — F79).

Третья трудность касается дифференциации от вторичных расстройств вследствие тяжелой глухоты или некоторых специфических неврологических или других анатомических нарушений. Тяжелая глухота в раннем детстве фактически всегда ведет к заметной задержке и искажению речевого развития; такие состояния не должны включаться сюда, так как они являются прямым следствием потери слуха. Однако, нередко более серьезные нарушения развития воспринимающей речи сопровождаются парциальным избирательным повреждением слуха (особенно частот высоких тонов). Эти расстройства должны быть исключены из F80 — F89, если тяжесть поражения слуха существенно объясняет задержку речи, но включены, если парциальная потеря слуха — только осложняющий фактор, но не прямая причина.

Тем не менее, строго определенное разграничение провести невозможно. Сходный принцип применяется относительно неврологической патологии и анатомических дефектов. Так, патология артикуляции, обусловленная расщелиной неба, или дизартрия вследствие церебрального паралича должны быть исключены из этого раздела. С другой стороны, наличие легкой неврологической симптоматики, которая бы не могла вызвать задержку речи, не является основанием для исключения.

Оцените определение:

Источник: Классификация психических расстройств МКБ-10.Клинические описания и диагностические указания

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Состояние высших психических функций у детей с расстройствами развития речи. , посещающих детское до

Черкашина Оксана Игоревна, Патюков Александр Георгиевич
Скачать PDF

Развитие мотивации к изучению иностранного языка и ее взаимосвязь с успешностью профессиональной под

Дежнева Виктория Викторовна
В статье предпринимается попытка дать анализ проблем формирования и развития мотивации к изучению иностранного языка в их взаимосвязи с профессиональной подготовкой курсантов вузов МВД России. За основу автор берет результаты анкетирования преподавателей Омской академии МВД России. Делается вывод о положительном влиянии знаний иностранного языка на освоение профильных дисциплин.
Скачать PDF

Развитие эмоционально-аффективной сферы ребенка с расстройствами аутистического спектра специальными

Соломко Алла Дмитриевна
Вводится понятие «специальные средства физического воспитания» как система средств и методов развивающего психолого-педагогического воздействия на ребенка с растройствами аутистического спектра, направленная на формирование совокупности психических новообразований, приближенных к возрастным психологическим нормам. Приводятся основные компоненты программы физического воспитания в коррекционно-развивающей работе с аутичными детьми 3-7 лет; дается анализ результатов формирующего эксперимента, подтверждающие ее научно-методическую обоснованность и практическую значимость.
Скачать PDF

К вопросу о развитии речи у дошкольников: гендерный аспект

Бужигеева М.Ю.
Автор рассматривает проблему развития речи детей дошкольного возраста с учетом гендерных различий. Речь мальчиков и девочек различается как по количественным, так и по качественным характеристикам. В основе этих различий лежат, наряду с физиологическими особенностями, социальные факторы, формирующие гендернотипизированные стратегии речевого поведения
Скачать PDF

Динамика речевых функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития

Фотекова Татьяна Анатольевна
Представлены результаты сопоставительного исследования речевых функций детей школьного возраста с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития церебрально-органического генеза. На фоне значительного сходства в проявлениях этих состояний выявлены различия в нейропсихологических синдромах.
Скачать PDF

Развитие регуляции эмоций у детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра

Климась Д.Г., Бардышевская М.К.
Статья посвящена вопросам динамики эмоционального развития детей с аутизмом. Нарушения регуляции эмоций занимают центральное место в клинической картине данного типа расстройств. В младшем школьном возрасте они становятся основным препятствием в социализации этих детей. В настоящей работе описаны варианты развития эмоциональной регуляции при аутистических расстройствах различной степени тяжести в период начала школьного обучения. Основной акцент сделан на сравнении с возрастной нормой. Выделены факторы, влияющие на прогноз социальной адаптации.
Скачать PDF

Индивидуальный вклад характеристик материнской речи в речевое развитие ребенка первого года жизни

Гайкова Юлия Сергеевна, Ляксо Елена Евгеньевна
Материнская речь (МР) для ребенка на протяжении первого года его жизни является главным источником информации об основах родного языка. Целью данной работы было определение тех характеристик МР, которые вносят наибольший вклад в развитие речи ребенка на первом году жизни. Объектом исследования послужили 10 диад мать дитя, для которых проведен акустический инструментальный анализ МР и звуков ребенка в возрастные срезы 3, 6, 9, 12 месяцев. Выявлены характеристики материнской речи, значения которых изменяются с возрастом ребенка индивидуально для каждой диады. Результаты настоящего исследования подтвердили ранее имеющиеся поведенческие данные о значимости взаимодействия матери с ребенком на протяжении первого года жизни для его когнитивного развития и показали характеристики вокально-речевого поведения матери в процессе взаимодействия с ребенком, обеспечивающие прогресс в его речевом развитии.
Скачать PDF

К вопросу о дифференциальной диагностике нарушений речи в структуре эмоциональных расстройств

Елецкая Ольга Вячеславовна, Мохряков Максим Олегович
В последние годы наблюдается значительный рост распространённости речевой патологии у детей и резкого утяжеления ее качества в виде появления множества сочетанных расстройств, не ограничивающихся к тому же только нарушением речевой функции. Особое значение в связи с этим приобретает проблема грамотной дифференциальной диагностики разнообразных нарушений речевого и психического развития у детей. Статья посвящена непосредственно дифференциальной диагностике нарушений речи в структуре эмоциональных расстройств.
Скачать PDF

Лексическое развитие и специфика взаимодействия с миром детей, имеющих расстройства аутистического с

Староверова Марина Семеновна
Статья посвящена анализу лексиче- ского развития детей с расстройствами аутисти- ческого спектра в контексте определения отра- женной в ней специфики взаимоотношений с окружающим миром. Представленное исследо- вание показывает, что лексическое развитие де- тей данной категории тесно связано с тяжестью и характером проблем их аффективного развития. Описано содержание картины мира детей, име- ющих разные степени активности во взаимодей- ствии. Выявлены особенности понимания ими окружающего мира. Установлена неравномер- ность в овладении детьми разными смысловыми группами, отражающая особенности формиро- вания картины мира. Показаны специфические особенности лексического развития детей с рас- стройствами аутистического спектра. Зафикси- рованы значительные изменения в характере избирательности в зависимости от степени вы- раженности аффективных проблем. По мере формирования активного взаимодействия воз- растает осмысленность образа мира, что прояв- ляется в лексике детей. Полученные данные поз- воляют определить основные векторы психологи- ческой поддержки лексического развития детей, имеющих расстройства аутистического спектра. Необходимым условием взаимодействия является создание аффективно значимой для них ситуа- ции и ее вербальное обозначение. Установлены наиболее значимые для детей с разным уровнем активности ситуации, которые должны лечь в ос- нову взаимодействия.
Скачать PDF

Нарушение коммуникативной функции речи в аспекте расстройства абстрактно-смыслового компонента мышле

Запорожченко Д.С.
В данной работе рассматривается влияние расстройств мышления больных шизофренией на особенности их речевой коммуникации. Отдельное внимание уделяется анализу экстралингвистических факторов в формировании речевых нарушений. Проводится анализ патологии коммуникативной функции речи на основе исследования нарушения абстрактно-смыслового компонента мышления. Уделяется внимание влиянию данных расстройств на нарушение социальной адаптации больного шизофренией. Предлагаются рекомендации по составлению коррекционной программы, направленной на элиминацию нарушений мышления и речевой коммуникации при шизофрении.
Скачать PDF

Особенности развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистиче

Холодная А.Д.
Скачать PDF

Творчество в развитии и реабилитации больных с аффективными расстройствами

Карпенкова И.В.
В статье рассматриваются особенности развития личности, в том числе приводящие к нарушениям социального, психологического и физического функционирования. Рассматривается роль творчества в развитии человека, его реабилитации, приводится типология и рекомендации для различающихся по отношению к творчеству людей. Раскрываются роль и возможности арттерапии в работе с больными с аффективными расстройствами.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: