СЛОЖНАЯ СИСТЕМА СЛОЖНОСТЬ КОГНИТИВНАЯ

СЛОЖНОСТЬ

Найдено 3 определения термина СЛОЖНОСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

СЛОЖНОСТЬ

1. Составленность из нескольких частей; многообразность по составу входящих частей и связей между ними. 2. Трудность, запутанность. Противоположное понятие - простота.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Сложность

степень, в которой организация способствует дифференциации заданий и видов деятельности в своих пределах.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru172

Сложность

Акустический параметр звука, отражающий тот факт, что большинство звуков, которые мы слышим в реальной жизни, представляют собой сочетание акустических сигналов, описываемых разными синусоидами. Соответствующий сложности психологический параметр звука называется тембром.

Источник: Психология ощущений, глоссарий к книге

Найдено книг по теме — 12

Найдено научных статей по теме — 12

Об определении и взаимосвязи понятий "сложность" и "трудность" в контексте исследова

Малышева Л.В.
Скачать PDF

Когнитивная сложность в преобразовании этнической картины мира

Хотинец Вера Юрьевна, Молчанова Екатерина Александровна
Обсуждаются результаты эмпирического исследования трансформации этнического образа (стереотипа) по мере повышения его когнитивной сложности, а именно изменения атрибуций (приписываемых признаков) за счет повышения ресурса адаптивных возможностей и проявления толерантной активности этнических субъектов.
Скачать PDF

Сложность обработки образов в условиях зрительного поиска в зависимости от элементов, составляющих ц

Хрянин А.В., Безруких М.М.
Целью настоящего исследования являлось изучение сложности обработки зрительных образов в зависимости от составляющих их элементов. В психофизиологическом эксперименте 13 взрослых испытуемых решали зрительно-пространственные задания, в которых требовалось найти идентичное эталону целевое изображение среди сходных изображений-дистракторов. В качестве стимулов использовались геометрические фигуры и китайские иероглифы. Регистрировались время ответа и количество ошибок для каждого типа заданий и для каждого отдельного стимула. Полученные результаты позволяют выделить критерии для категоризации зрительных стимулов и их ранжирования по уровню сложности.We studied the processing of different elements of a whole image to arrange the visual search tasks by its difficulty. A total of 13 healthy adults participated in a psychophysiological experiment and performed a visuospatial task. The task consisted in matching the series of 5 stimuli simultaneously shown on the screen to the target one. The stimuli were specially designed complex geometrical objects and Chinese characters. The results showed the influence of the visual object complexity on the reaction time and error rates. Thus, we determined the categorization criteria for the arrangement of the task difficulty.
Скачать PDF

Когнитивная сложность межличностного восприятия как показатель коммуникативной компетентности старши

Торлопова Наталия Васильевна, Низовских Нина Аркадьевна
В статье анализируется проблема коммуникативной компетентности старших дошкольников. Представлены результаты эмпирического исследования связи когнитивной сложности старших дошкольников в сфере межличностного восприятия с их социальной адаптацией, социометрическим статусом и характеристиками межличностных отношений со взрослыми и сверстниками.
Скачать PDF

Уровни сложности психологического мышления и современная когнитивистика

Клочко Виталий Евгеньевич
На примере психологии рассматривается проблема усложнения профессионально-психологического мышления в процессе становления психологического познания. С помощью трансспективного анализа выделяются три уровня сложности мышления: простое мышление (одномерно-бинарное), свойственное классической науке, сложное мышление (бинарно-тернарное), характерное для неклассической науки, и сверхсложное мышление (тернарно-многомерное), которое проявляется в науке, осваивающей постнеклассическую парадигму. Утверждается, что различение уровней сложности научного мышления является существенным для современной когнитивистики, которая переживает этап перехода от междисциплинарного дискурса к созидательному трансдисциплинарному подходу к проблеме познания.
Скачать PDF

Одаренные дети: особенности и сложности развития

Суднева Олеся Юрьевна
В статье рассматриваются теоретические представления и эмпирические данные об особенностях развития одаренных детей. На основании обзора современных отечественных и зарубежных исследований описываются показатели познавательной, мотивационной, эмоциональной и психосоциальной сфер одарённой личности. Также в статье рассматриваются особенности одарённых детей с гармоничным и дисгармоничным типом развития, показываются особенности психического развития неуспешных одарённых детей. Описаны сложности и проблемы одарённого ребёнка, которые сопровождают его в процессе развития и творческого самовыражения.
Скачать PDF

Принципы определения сложности психодиагностических методик

Батурин Николай Алексеевич, Мельникова Наталья Николаевна
Предлагается система определения сложности психодиагностических методик с целью соотнесения их с разными уровнями квалификации пользователей. В качестве основы как для оценки сложности методик, так и для выделения квалификационных уровней пользователей рассматриваются конкретные действия (операции), которые требуются от пользователя в процессе применения различных методик. Предлагается схема определения сложности конкретных методик (с использованием кода сложности КСМ) и их соотношения с квалификационными уровнями пользователей.
Скачать PDF

Рефлексивная координация в контексте когнитивной сложности мышления: медиальный аспект

Нургалеева Лариса Владимировна
Рассматриваются особенности применения понятия «рефлексивная координация» в исследовании мультимедийного опыта современной коммуникации. Показаны особенности когнитивной организации мышления и связанные с ними аспекты рефлексивной координации. Обращается внимание на формы стимульной генерации общения. Отмечается, что процессы рефлексивной координации обусловлены закономерностями опосредований внутреннего и внешнего мира человека. Делается акцент на специфике медиальных исследований коммуникации.
Скачать PDF

Юмористический компонент как фактор повышения сложности интеллектуальных задач (на примере теста Д.

Скачать PDF

Молодежная субкультура и сложности социализации

Еремина Алла Геннадьевна
В статье автор раскрывает особенности формирования молодежных субкультур и рассматривает их классификацию. Приводится пример одной из ярчайших подростковых субкультурпанков, что помогает читателю прийти к осмыслению самого понятия молодежной субкультуры, а также даются советы школьного психолога родителям подростков.
Скачать PDF

Особенности дифференцирования стимул-объектов разной сложности у полезависимых и поленезависимых исп

Сукталиева Э.В.
В статье представлены результаты реализованного автором в 2016 г. айтрекерного исследования особенностей дифференцирования стимул-объектов разной сложности полезависимыми и поленезависимыми испытуемыми. Выявлены статистически значимые различия в дифференцировке стимул-объектов разной сложности в группах испытуемых по доминирующему когнитивному стилю. Имеет место наличие превышения показателя среднего суммарного времени фиксации взгляда в зоне расположения стимул-объекта исключения. В целом итоги айтрекерной диагностики подтверждают гипотезу о причинно-следственной зависимости эффективности вычленения внешних полезных сигналов разной степени сложности от когнитивного стиля.
Скачать PDF

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ СЛОЖНОСТИ

Стебаков Д.А.
В статье обсуждаются тенденции и проблемы экспериментальной практики в психологической науке в контексте проблемы сложности. Явления, постигаемые в психологическом эксперименте, имеют ряд свойств, определяющих необходимость разработки адекватного исследовательского инструментария: они, зачастую, не наблюдаемы, знания о них носят опосредованный характер, они многомерны, вплетены в многообразную систему связей и отношений, историчны и т. д. Особенности объекта обусловливают множественность моделей одних и тех же явлений в психологии, которая может рассматриваться как следствие кризиса психологии, но в контексте эпистемологии сложности обрастает новыми смыслами, позволяющими трактовать ее как естественное свойство психологического знания. В качестве одного из путей познания сложности рассматривается методология «партисипаторных» исследований Participatory Action Research (PAR). PAR рассматриваются как постнеклассический образец познания сложности. Цель PAR не только исследование искомого объекта, но и действие, направленное на его изменение. Также подразумевается эквивалентность позиций и коллаборация экспериментатора и испытуемых. В противовес традиционной линейной модели в исследовательской практике, данная методология опирается на циркулярную модель, которая предполагает повторение циклов планирования, действия, оценки действия и рефлексии до тех пор, пока не достигнут желаемый эффект. Еще один контекст, в котором раскрывается тема сложности в статье, формируется при обсуждении проблемы воспроизводимости результатов психологических экспериментов, которая трактуется как непосредственно произрастающая из особенностей объекта познания в психологической науке. В статье анализируются два отчета открытого сообщества Open Science Collaboration, подготовленных в рамках беспрецедентного по масштабу проекта «Reproducibililty Project: Psychology». Они содержат данные репликации более ста ранее опубликованных исследований в области психологии. В свете проблемы воспроизводимости результатов исследований сегодня обсуждаются технические, этические и методологические аспекты производства знания в психологии. В частности, дискутируется вопрос о валидности самого критерия воспроизводимости и критериев научности, конституирующих исследовательскую практику.
Скачать PDF