Когнитивная сложность это что такое Когнитивная сложность: определение — Психология.НЭС
СЛОЖНОСТЬ СЛОЖНОСТЬ ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СЛОЖНОСТЬ КОГНИТИВНАЯ

Найдено 4 определения термина СЛОЖНОСТЬ КОГНИТИВНАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Когнитивная сложность

лат. cognitio — знание, познание] — психологическая характеристика познавательной (когнитивной) сферы человека. К. с. отражает степень категориальной расчлененности (дифференцированности) сознания индивида, которая способствует избирательной сортировке впечатлений о действительности, опосредствующей его деятельность. К. с. определяется количеством оснований классификации, которыми сознательно или неосознанно пользуется субъект при дифференциации объектов какой-либо содержательной области. Сознание человека неоднородно и в различных содержательных областях может характеризоваться различной К. с. (например, высокой К. с. в области спорта и низкой — в сфере межличностного восприятия). Операциональным критерием К. с. может выступать размерность (число независимых факторов) субъективного семантического пространства. В.Ф. Петренко
Оцените определение:

Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах

СЛОЖНОСТЬ КОГНИТИВНАЯ

психологическая характеристика сферы когнитивной. Отражает степень категориальной расчлененности, дифференцированности сознания индивида, коя способствует избирательной сортировке впечатлений о действительности, опосредующей его деятельность (-> категоризация). Определяется количеством оснований классификации, коими сознательно или неосознанно пользуется субъект при дифференциации объектов некоей содержательной области.

Сознание неоднородно и в различных содержательных областях может характеризоваться различной сложностью когнитивной. Как операциональный критерий сложности когнитивной может выступать размерность (количество независимых факторов) пространства семантического субъективного.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Когнитивная сложность

cognitive complexity) К. с. первоначально определялась Джеймсом Бьери как "тенденция истолковывать соц. поведение в многоаспектной (многомерной) манере". Его операциональное определение этого понятия основано на Тесте репертуарных решеток ролевых конструктов Джорджа Келли (Role Construct Repertory Grid Test), в к-ром испытуемые последовательно классифицируют своих знакомых на основе различных биполярных измерений, или "конструктов", вводимых по ходу оценки ими самими, напр. общительный/замкнутый. Индекс К. с. Бьери отражает то, в какой степени испытуемые используют различные конструкты как независимые друг от друга при классиф. тех же самых людей. По существу, это мера дифференциации конструктов. Он обнаружил, что ретестовая надежность индекса составляет 0,80 и что этот индекс коррелирует с точностью предсказания испытуемыми различий между ними самими и двумя знакомыми в терминах их ответов на опросник, касающийся соц. поведения. В дальнейшем Бьери разработал новый тест решеток, в к-ром испытуемые оценивают 10 своих знакомых с помощью 6-балльной шкалы (от -3 до +3) на основе стандартного списка из 10 биполярных конструктов. Все полученные наборы оценок сравниваются друг с другом и за совпадение оценки, получаемой одним и тем же лицом по двум различным конструктам, начисляется 1 балл. Чем выше итоговый балл по тесту, тем меньшей К. с. характеризуется испытуемый. Исслед. К. с. показывают, что испытуемые имеют тенденцию в большей степени дифференцировать конструкты при характеристике людей в плане "отрицательных валентностей" - напр., "человек, с к-рым вы чувствуете себя наименее комфортно" или "нелюбимый персонаж в пьесе", - чем при описании "положительных" фигур, таких как "ваш лучший друг" или "главный герой вашего любимого романа". Эти данные согласуются с "гипотезой бдительности" (vigilance hypothesis) Бьери, согласно к-рой мы склонны к более дифференцированным интерпретациям поведения потенциально угрожающих нам лиц, с тем чтобы обособить наши впечатления о них. Др. показатели К. с., выводимые из различных тестов репертуарных решеток, включают, среди прочих, процент полной дисперсии, объясняемый наибольшим фактором или первым главным компонентом; число значимых корреляций между конструктами; среднюю корреляцию между конструктами; среднее расстояние между фигурами и степень, в к-рой др. характеризуются как сходные с самим испытуемым. Основн. проблема в использовании репертуарных решеток с целью оценки К. с. у нормальных испытуемых отражается в том факте, что больные шизофренией (с нарушениями мышления) демонстрируют сравнительно высокую степень статистической независимости между конструктами при описании людей на основе тестов решеток; однако их соц. суждения точнее было бы характеризовать как случайные, чем как сложные по своей орг-ции, по той причине, что они обнаруживают высокую нестабильность от одного случая к другому. См. также Когнитивный диссонанс, Теория личных конструктов, Методика репертуарных решеток Дж. Р. Адамс-Уэббер

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Когнитивная сложность

Словообразование. Происходит от лат. cоgnitiо - знание.

Категория. Форма когнитивного стиля.

Специфика. Индивидуальная степень дифференцированности сознания, которая обусловливает особенности классификации и категоризации различных жизненных событий. Диагностируется при помощи методик, в которых количество оснований для классификации объектов не задается экспериментатором, а определяется самим испытуемым.

Источник: Психологический словарь

Найдено рефератов по теме СЛОЖНОСТЬ КОГНИТИВНАЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Когнитивная сложность в преобразовании этнической картины мира

Хотинец Вера Юрьевна, Молчанова Екатерина Александровна
Обсуждаются результаты эмпирического исследования трансформации этнического образа (стереотипа) по мере повышения его когнитивной сложности, а именно изменения атрибуций (приписываемых признаков) за счет повышения ресурса адаптивных возможностей и проявления толерантной активности этнических субъектов.
Скачать PDF

Рефлексивная координация в контексте когнитивной сложности мышления: медиальный аспект

Нургалеева Лариса Владимировна
Рассматриваются особенности применения понятия «рефлексивная координация» в исследовании мультимедийного опыта современной коммуникации. Показаны особенности когнитивной организации мышления и связанные с ними аспекты рефлексивной координации. Обращается внимание на формы стимульной генерации общения. Отмечается, что процессы рефлексивной координации обусловлены закономерностями опосредований внутреннего и внешнего мира человека. Делается акцент на специфике медиальных исследований коммуникации.
Скачать PDF

Когнитивная сложность межличностного восприятия как показатель коммуникативной компетентности старши

Торлопова Наталия Васильевна, Низовских Нина Аркадьевна
В статье анализируется проблема коммуникативной компетентности старших дошкольников. Представлены результаты эмпирического исследования связи когнитивной сложности старших дошкольников в сфере межличностного восприятия с их социальной адаптацией, социометрическим статусом и характеристиками межличностных отношений со взрослыми и сверстниками.
Скачать PDF

Об определении и взаимосвязи понятий "сложность" и "трудность" в контексте исследова

Малышева Л.В.
Скачать PDF

Уровни сложности психологического мышления и современная когнитивистика

Клочко Виталий Евгеньевич
На примере психологии рассматривается проблема усложнения профессионально-психологического мышления в процессе становления психологического познания. С помощью трансспективного анализа выделяются три уровня сложности мышления: простое мышление (одномерно-бинарное), свойственное классической науке, сложное мышление (бинарно-тернарное), характерное для неклассической науки, и сверхсложное мышление (тернарно-многомерное), которое проявляется в науке, осваивающей постнеклассическую парадигму. Утверждается, что различение уровней сложности научного мышления является существенным для современной когнитивистики, которая переживает этап перехода от междисциплинарного дискурса к созидательному трансдисциплинарному подходу к проблеме познания.
Скачать PDF

Одаренные дети: особенности и сложности развития

Суднева Олеся Юрьевна
В статье рассматриваются теоретические представления и эмпирические данные об особенностях развития одаренных детей. На основании обзора современных отечественных и зарубежных исследований описываются показатели познавательной, мотивационной, эмоциональной и психосоциальной сфер одарённой личности. Также в статье рассматриваются особенности одарённых детей с гармоничным и дисгармоничным типом развития, показываются особенности психического развития неуспешных одарённых детей. Описаны сложности и проблемы одарённого ребёнка, которые сопровождают его в процессе развития и творческого самовыражения.
Скачать PDF

Принципы определения сложности психодиагностических методик

Батурин Николай Алексеевич, Мельникова Наталья Николаевна
Предлагается система определения сложности психодиагностических методик с целью соотнесения их с разными уровнями квалификации пользователей. В качестве основы как для оценки сложности методик, так и для выделения квалификационных уровней пользователей рассматриваются конкретные действия (операции), которые требуются от пользователя в процессе применения различных методик. Предлагается схема определения сложности конкретных методик (с использованием кода сложности КСМ) и их соотношения с квалификационными уровнями пользователей.
Скачать PDF

Юмористический компонент как фактор повышения сложности интеллектуальных задач (на примере теста Д.

Скачать PDF

Молодежная субкультура и сложности социализации

Еремина Алла Геннадьевна
В статье автор раскрывает особенности формирования молодежных субкультур и рассматривает их классификацию. Приводится пример одной из ярчайших подростковых субкультурпанков, что помогает читателю прийти к осмыслению самого понятия молодежной субкультуры, а также даются советы школьного психолога родителям подростков.
Скачать PDF

Сложность обработки образов в условиях зрительного поиска в зависимости от элементов, составляющих ц

Хрянин А.В., Безруких М.М.
Целью настоящего исследования являлось изучение сложности обработки зрительных образов в зависимости от составляющих их элементов. В психофизиологическом эксперименте 13 взрослых испытуемых решали зрительно-пространственные задания, в которых требовалось найти идентичное эталону целевое изображение среди сходных изображений-дистракторов. В качестве стимулов использовались геометрические фигуры и китайские иероглифы. Регистрировались время ответа и количество ошибок для каждого типа заданий и для каждого отдельного стимула. Полученные результаты позволяют выделить критерии для категоризации зрительных стимулов и их ранжирования по уровню сложности.We studied the processing of different elements of a whole image to arrange the visual search tasks by its difficulty. A total of 13 healthy adults participated in a psychophysiological experiment and performed a visuospatial task. The task consisted in matching the series of 5 stimuli simultaneously shown on the screen to the target one. The stimuli were specially designed complex geometrical objects and Chinese characters. The results showed the influence of the visual object complexity on the reaction time and error rates. Thus, we determined the categorization criteria for the arrangement of the task difficulty.
Скачать PDF

Особенности дифференцирования стимул-объектов разной сложности у полезависимых и поленезависимых исп

Сукталиева Э.В.
В статье представлены результаты реализованного автором в 2016 г. айтрекерного исследования особенностей дифференцирования стимул-объектов разной сложности полезависимыми и поленезависимыми испытуемыми. Выявлены статистически значимые различия в дифференцировке стимул-объектов разной сложности в группах испытуемых по доминирующему когнитивному стилю. Имеет место наличие превышения показателя среднего суммарного времени фиксации взгляда в зоне расположения стимул-объекта исключения. В целом итоги айтрекерной диагностики подтверждают гипотезу о причинно-следственной зависимости эффективности вычленения внешних полезных сигналов разной степени сложности от когнитивного стиля.
Скачать PDF

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ СЛОЖНОСТИ

Стебаков Д.А.
В статье обсуждаются тенденции и проблемы экспериментальной практики в психологической науке в контексте проблемы сложности. Явления, постигаемые в психологическом эксперименте, имеют ряд свойств, определяющих необходимость разработки адекватного исследовательского инструментария: они, зачастую, не наблюдаемы, знания о них носят опосредованный характер, они многомерны, вплетены в многообразную систему связей и отношений, историчны и т. д. Особенности объекта обусловливают множественность моделей одних и тех же явлений в психологии, которая может рассматриваться как следствие кризиса психологии, но в контексте эпистемологии сложности обрастает новыми смыслами, позволяющими трактовать ее как естественное свойство психологического знания. В качестве одного из путей познания сложности рассматривается методология «партисипаторных» исследований Participatory Action Research (PAR). PAR рассматриваются как постнеклассический образец познания сложности. Цель PAR не только исследование искомого объекта, но и действие, направленное на его изменение. Также подразумевается эквивалентность позиций и коллаборация экспериментатора и испытуемых. В противовес традиционной линейной модели в исследовательской практике, данная методология опирается на циркулярную модель, которая предполагает повторение циклов планирования, действия, оценки действия и рефлексии до тех пор, пока не достигнут желаемый эффект. Еще один контекст, в котором раскрывается тема сложности в статье, формируется при обсуждении проблемы воспроизводимости результатов психологических экспериментов, которая трактуется как непосредственно произрастающая из особенностей объекта познания в психологической науке. В статье анализируются два отчета открытого сообщества Open Science Collaboration, подготовленных в рамках беспрецедентного по масштабу проекта «Reproducibililty Project: Psychology». Они содержат данные репликации более ста ранее опубликованных исследований в области психологии. В свете проблемы воспроизводимости результатов исследований сегодня обсуждаются технические, этические и методологические аспекты производства знания в психологии. В частности, дискутируется вопрос о валидности самого критерия воспроизводимости и критериев научности, конституирующих исследовательскую практику.
Скачать PDF