СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
РАЗВИТИЯ СИТУАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
обстановка, жизненные условия, в которых живет человек и в которых происходит его социальное, психологическое, культурное и иное развитие. См. развитие.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Социальная ситуация развития
термин Л.С. Выготского - структурный компонент психологического возраста. С.с.р. - специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и взрослым.
Социальная ситуация развития
совокупность отношений ребенка с микросредой его развития, которая определяет динамику и содержание психических изменений в ведущей деятельности ( по Л.С.Выготскому).
Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ
специфическая для каждого возрастного периода система отношений человека с социальной действительностью, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ
специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его социальное бытие, в процессе которого им приобретаются новые свойства личности и психические новообразования.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
Социальная ситуация развития
отношения между ребенком и близкими взрослыми, а также между самими взрослыми в семье. Это представление занимает важное место в рамках культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, которая включает социальные условия и отношения, доминирующие в семье и ближнем социуме.
С. с. р. выполняет функцию своеобразного управления темпом и содержанием развития. В кризисные периоды (см. Кризисы) социальные отношения ребенка со взрослыми либо способствуют переходу на следующий этап возрастного развития, либо тормозят его, определяя возможное отклонение в личностном развитии.
С. с. р. выполняет функцию своеобразного управления темпом и содержанием развития. В кризисные периоды (см. Кризисы) социальные отношения ребенка со взрослыми либо способствуют переходу на следующий этап возрастного развития, либо тормозят его, определяя возможное отклонение в личностном развитии.
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ
система отношений субъекта с объективным миром и другими людьми, переживаемая и реализуемая им в совместной деятельности. Этот психологический конструкт введен Л.С. Выготским как единица анализа психосоциального развития человека. Для каждого возрастного периода С.с.р. специфична и обуславливает появление новообразований (см. новообразования психосоциальные), которые реконструируют сознание субъекта и сложившиеся отношения в социальной среде. Это приводит к кризисам возрастного развития, которые, в свою очередь, дают импульс для возникновения субъективно новой С.с.р. Жизнедеятельность субъекта, будучи с детства включенной в конкретную культурную среду, разворачивается сообразно принятым стандартам существующей общественно-исторической эпохи: политическим, экономическим, правовым и др., создающим предпосылки развития личности. Отношения, складывающиеся в каждый возрастной период между субъектом и социальной средой, определяют: 1) принятие/непринятие ценностей референтной для него группы; 2) соответствие требованиям и ожиданиям общества; 3) социальный статус; 4) социальные роли.
СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в действительности социальной, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в деятельности совместной с другими людьми. Понятие введено Л. С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка - совокупности законов, определяющих появление и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Это понятие было направлено на преодоление представлений о среде как факторе, механически определяющем развитие личности. Представления о ситуации развития социальной в изучении детства позволяют органично вписать онтогенез личности ребенка в социально-исторический контекст.
Ситуация развития социальная обусловливает образ жизни ребенка, его бытие социальное, в обстановке коего приобретаются новые свойства личности и психические новообразования. Как продукт возрастного развития, новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований - особый знак распада старой ситуации развития социальной и складывание новой, что сопровождается кризисами возрастными.
Ситуация развития социальная представляет собой историко-культурный аспект жизнедеятельности субъекта в обществе, включающий такие составляющие:
1) объективные, условия онтогенеза и социогенеза - социальные, политические, экономические, правовые и прочие предпосылки развития личности;
2) статус социальный детства - историко-культурные и хронологические характеристики возраста детского в данном обществе;
3) роли социальные, реализующие общую социальную позицию ребенка - систему его отношений к условиям, статусу, ролям, выражаемую в его установках, в готовности к принятию ценностей и ожиданий референтной для него группы.
Ситуация развития социальная обусловливает образ жизни ребенка, его бытие социальное, в обстановке коего приобретаются новые свойства личности и психические новообразования. Как продукт возрастного развития, новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований - особый знак распада старой ситуации развития социальной и складывание новой, что сопровождается кризисами возрастными.
Ситуация развития социальная представляет собой историко-культурный аспект жизнедеятельности субъекта в обществе, включающий такие составляющие:
1) объективные, условия онтогенеза и социогенеза - социальные, политические, экономические, правовые и прочие предпосылки развития личности;
2) статус социальный детства - историко-культурные и хронологические характеристики возраста детского в данном обществе;
3) роли социальные, реализующие общую социальную позицию ребенка - систему его отношений к условиям, статусу, ролям, выражаемую в его установках, в готовности к принятию ценностей и ожиданий референтной для него группы.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Социальная ситуация развития
лат. socialis — общественный] — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л.С. Выготским. С. с. р. — это единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой. С. с. р. определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания. С. с. р., как отношение между развивающимся субъектом и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А.Н.Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношение ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия. С. с. р. ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи развития, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой С. с. р., что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно к новой С. с. р. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Таким образом, скачкообразное изменение С. с. р. выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития. Анализ С. с. р. позволяет выделить «ближайшие» и «далекие» отношения ребенка к обществу (Л .С. Выготский), т.е. два плана отношений: отношения «ребенок — общественный взрослый», как представитель социальных требований, норм и общественных смыслов деятельности; отношения «ребенок — близкий взрослый и сверстник», реализующий индивидуальноличностные отношения. С. с. р. включает такие сферы взаимоотношений как семья, детский сад, школа, общение с близкими сверстниками, неформальные молодежные организации, дополнительные образовательные учреждения и др. О. А. Карабанова