СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РАЗВИТИЯ СИТУАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
обстановка, жизненные условия, в которых живет человек и в которых происходит его социальное, психологическое, культурное и иное развитие. См. развитие.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Социальная ситуация развития
термин Л.С. Выготского - структурный компонент психологического возраста. С.с.р. - специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и взрослым.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

Социальная ситуация развития
совокупность отношений ребенка с микросредой его развития, которая определяет динамику и содержание психических изменений в ведущей деятельности ( по Л.С.Выготскому).

Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ
специфическая для каждого возрастного периода система отношений человека с социальной действительностью, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ
специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его социальное бытие, в процессе которого им приобретаются новые свойства личности и психические новообразования.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Социальная ситуация развития
отношения между ребенком и близкими взрослыми, а также между самими взрослыми в семье. Это представление занимает важное место в рамках культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, которая включает социальные условия и отношения, доминирующие в семье и ближнем социуме.
С. с. р. выполняет функцию своеобразного управления темпом и содержанием развития. В кризисные периоды (см. Кризисы) социальные отношения ребенка со взрослыми либо способствуют переходу на следующий этап возрастного развития, либо тормозят его, определяя возможное отклонение в личностном развитии.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в действительности социальной, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в деятельности совместной с другими людьми. Понятие введено Л. С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка - совокупности законов, определяющих появление и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Это понятие было направлено на преодоление представлений о среде как факторе, механически определяющем развитие личности. Представления о ситуации развития социальной в изучении детства позволяют органично вписать онтогенез личности ребенка в социально-исторический контекст.
Ситуация развития социальная обусловливает образ жизни ребенка, его бытие социальное, в обстановке коего приобретаются новые свойства личности и психические новообразования. Как продукт возрастного развития, новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований - особый знак распада старой ситуации развития социальной и складывание новой, что сопровождается кризисами возрастными.
Ситуация развития социальная представляет собой историко-культурный аспект жизнедеятельности субъекта в обществе, включающий такие составляющие:
1) объективные, условия онтогенеза и социогенеза - социальные, политические, экономические, правовые и прочие предпосылки развития личности;
2) статус социальный детства - историко-культурные и хронологические характеристики возраста детского в данном обществе;
3) роли социальные, реализующие общую социальную позицию ребенка - систему его отношений к условиям, статусу, ролям, выражаемую в его установках, в готовности к принятию ценностей и ожиданий референтной для него группы.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Социальная ситуация развития
лат. socialis — общественный] — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л.С. Выготским. С. с. р. — это единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой. С. с. р. определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания. С. с. р., как отношение между развивающимся субъектом и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А.Н.Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношение ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия. С. с. р. ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи развития, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой С. с. р., что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно к новой С. с. р. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Таким образом, скачкообразное изменение С. с. р. выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития. Анализ С. с. р. позволяет выделить «ближайшие» и «далекие» отношения ребенка к обществу (Л .С. Выготский), т.е. два плана отношений: отношения «ребенок — общественный взрослый», как представитель социальных требований, норм и общественных смыслов деятельности; отношения «ребенок — близкий взрослый и сверстник», реализующий индивидуальноличностные отношения. С. с. р. включает такие сферы взаимоотношений как семья, детский сад, школа, общение с близкими сверстниками, неформальные молодежные организации, дополнительные образовательные учреждения и др. О. А. Карабанова

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
5.85 мб

Социальная ситуация развития в дошкольном детстве

Веракса Александр Николаевич, Веракса Николай Евгеньевич
Л. С. Выготский определял социальную ситуацию развития как особое социальное пространство, которое создает взрослый для развития детской личности.
Читать PDF
861.49 кб

Социальная ситуация развития в период средней взрослости

Шляпникова Ирина Андреевна
В статье обсуждается понятие «социальная ситуация развития» как критерий периодизации взрослости. Социальная ситуация развития понимается как целостная многоуровневая система отношений личности.
Читать PDF
394.66 кб

Особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве

Бывшева Марина Валерьевна, Ханова Татьяна Геннадьевна
В статье исследуются специфические особенности социальной ситуации развития детей дошкольного возраста.
Читать PDF
241.08 кб

Особенности социальной ситуации развития ВИЧ-инфицированных детей

Афанасьева Елена Дмитриевна
Всемирной организацией здравоохранения (2005) ВИЧ-инфекция определяется как хроническое заболевание, требующее лечения.
Читать PDF
135.63 кб

Социальная ситуация развития и самооценка девочек разного возраста

Энгельгардт Е. Е.
Статья посвящена изучению изменений самооценки, ее уровней и структуры, у девочек разных возрастных групп. Самооценка во многом обусловлена общей «социальной ситуацией развития» в семье и, особенно, взаимоотношениями с родителями.
Читать PDF
258.05 кб

Адекватность родительских позиций социальной ситуации развития подростка

Жигалин С. С.
Читать PDF
485.08 кб

Социальная ситуация развития как критерий периодизации поздних возрастов

Завьялова Ирина Юрьевна
В статье обосновывается актуальность проблемы периодизации поздних возрастов.
Читать PDF
749.21 кб

Исследование социальной ситуации развития в кризисе перехода к взрослости

Солдатова Елена Леонидовна
Социальная ситуация развития, согласно Л. С.
Читать PDF
377.10 кб

Информационные детерминанты социальной ситуации развития современных детей

Усольцева Инесса Владимировна
В статье проводится анализ психологических и социологических исследований, отражающих разные аспекты влияния информационных факторов на процесс и результат развития современных детей и подростков.
Читать PDF
369.13 кб

Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира в отрочестве

Буровихина Ирина Александровна, Лидерс Александр Георгиевич
В статье обсуждаются особенности семантического пространства репрезентации мира в сознании подростка, обусловленные спецификой социальной ситуации развития респондентов.
Читать PDF
334.63 кб

Демографическая ситуация и ее влияние на социально-экономическое развитие региона

Морозова Елена Алексеевна, Челомбитко Анна Николаевна, Андреева Любовь Михайловна
В статье раскрывается понятие «демографическая ситуация», показатели и характеристики ее различных состояний.
Читать PDF
444.26 кб

Ситуации социального развития как средство социального воспитания старшеклассников

Опарина Евгения Александровна
В статье поднимаются вопросы, связанные с социальным воспитанием и социальным развитием старшеклассников.
Читать PDF
421.26 кб

Своеобразие полового самосознания подростков с разной социальной ситуацией развития

Виноградова Г. А., Бобкова Т. С.
Анализ особенностей полового самосознания воспитанников детского дома показывает, что из-за неправильно складывающихся полоролевых представлений, в будущем у них возникают значительные трудности в создании и сохранении собственной
Читать PDF
121.24 кб

Психологические механизмы защиты подростков и юношей в социальной ситуации развития

И. В. Подольская
Статья посвящена выявлению взаимосвязей индивидуальных психологических особенностей подростков с типом психологической защиты, зависимости преобладающего типа механизма психологической защиты от состава семьи; изучение гендерных р
Читать PDF
154.76 кб

Профессиональное самоопределение в связи с социальной и семейной ситуациями развития

Данилова Марина Викторовна
Статься посвящена изучению влияния социальной и семейной ситуаций развития на формирование профессионального самоопределения. Выборку испытуемых составили подростки 14-16 лет.

Похожие термины: