Ситуация публичного выступления Ситуация речи

СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Найдено 5 определений термина СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Социальная ситуация развития

лат. socialis — общественный] — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л.С. Выготским. С. с. р. — это единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой. С. с. р. определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания. С. с. р., как отношение между развивающимся субъектом и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А.Н.Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношение ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия. С. с. р. ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи развития, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой С. с. р., что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно к новой С. с. р. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Таким образом, скачкообразное изменение С. с. р. выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития. Анализ С. с. р. позволяет выделить «ближайшие» и «далекие» отношения ребенка к обществу (Л .С. Выготский), т.е. два плана отношений: отношения «ребенок — общественный взрослый», как представитель социальных требований, норм и общественных смыслов деятельности; отношения «ребенок — близкий взрослый и сверстник», реализующий индивидуальноличностные отношения. С. с. р. включает такие сферы взаимоотношений как семья, детский сад, школа, общение с близкими сверстниками, неформальные молодежные организации, дополнительные образовательные учреждения и др. О. А. Карабанова
Оцените определение:

Источник: Психология развития. Словарь. Психологический лексикон в 6 т.

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ

специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его социальное бытие, в процессе которого им приобретаются новые свойства личности и психические новообразования.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.3000

СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в действительности социальной, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в деятельности совместной с другими людьми. Понятие введено Л. С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка - совокупности законов, определяющих появление и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Это понятие было направлено на преодоление представлений о среде как факторе, механически определяющем развитие личности. Представления о ситуации развития социальной в изучении детства позволяют органично вписать онтогенез личности ребенка в социально-исторический контекст.

Ситуация развития социальная обусловливает образ жизни ребенка, его бытие социальное, в обстановке коего приобретаются новые свойства личности и психические новообразования. Как продукт возрастного развития, новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований - особый знак распада старой ситуации развития социальной и складывание новой, что сопровождается кризисами возрастными.

Ситуация развития социальная представляет собой историко-культурный аспект жизнедеятельности субъекта в обществе, включающий такие составляющие:

1) объективные, условия онтогенеза и социогенеза - социальные, политические, экономические, правовые и прочие предпосылки развития личности;

2) статус социальный детства - историко-культурные и хронологические характеристики возраста детского в данном обществе;

3) роли социальные, реализующие общую социальную позицию ребенка - систему его отношений к условиям, статусу, ролям, выражаемую в его установках, в готовности к принятию ценностей и ожиданий референтной для него группы.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Социальная ситуация развития

совокупность отношений ребенка с микросредой его развития, которая определяет динамику и содержание психических изменений в ведущей деятельности ( по Л.С.Выготскому).

Источник: Педагогическая психология

Социальная ситуация развития

термин Л.С. Выготского - структурный компонент психологического возраста. С.с.р. - специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и взрослым.

Источник: К.Юнг. Словарь терминов.

Показать все [+2] ↓

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Ориентация на статус как результирующая социальной ситуации развития молодежи периода начала мировог

Быкова Наталья Львовна
In article are described complete and покомпонентные features of structure sense life orientations of youth in the beginning of a world economic crisis (April 2008-April 2010).
Скачать PDF

Сравнительный анализ результатов мониторинга и скрининга социальной ситуации развития студентов (рег

Жигинас Наталья Владимировна
В исследовании выявлены закономерности, характеризующие влияние личностных, организационных и социальных факторов на социально-психологическую адаптацию студента в вузе, на примере Томского государственного педагогического университета.In the research the regularities, charactarizing the influence of personal, organizational and social factors on socio-psychological adaptation of a student in the university, by the example of Tomsk state pedagogical university.
Скачать PDF

Своеобразие полового самосознания подростков с разной социальной ситуацией развития

Виноградова Г.А., Бобкова Т.С.
Анализ особенностей полового самосознания воспитанников детского дома показывает, что из-за неправильно складывающихся полоролевых представлений, в будущем у них возникают значительные трудности в создании и сохранении собственной семьи. Исследование особенностей полового самосознания подростков с разной социальной ситуацией развития (детский дом, приемные семьи) помогает совершенствовать практику воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, с целью их успешной адаптации и интеграции в социум.
Скачать PDF

Негативное самопредъявление и демонстративный нигилизм как отражение социальной ситуации развития ли

Павленко Наталия Геннадьевна
Цель. Данное исследование направлено на анализ понятия демонстративного нигилизма и негативного самопредъявления в зеркале современной ситуации развития как защитного механизма самоидентификации и самопрезентации личности. Методы или методология проведения работы. Для решения поставленных задач нами использовались теоретические методы междисциплинарного анализа, обобщения и систематизации. Результаты. В процессе работы происходит анализ исторического развития понятия нигилизма и негативного самопредъявления, прежде всего как способ самореализации и самозащиты внутреннего «Я»; обосновываются социально-психологические основы, способствующие формированию данных позиций личностного развития. Область применения результатов. Результаты данной работы будут полезны практикующим психологам в сфере социального неблагополучия, педагогам-психологам, клиническим психологам, занимающихся вопросами психологии отклоняющегося поведения. Кроме того, полученные результаты могут быть полезны для разработки коррекционных итренинговых программ с семьями, имеющих трудных подростков.
Скачать PDF

Социальная ситуация развития в период средней взрослости

Шляпникова Ирина Андреевна
В статье обсуждается понятие «социальная ситуация развития» как критерий периодизации взрослости. Социальная ситуация развития понимается как целостная многоуровневая система отношений личности. Приведены результаты исследования связей между объективным, субъективным и рефлексивным уровнями социальной ситуации развития в период средней взрослости.
Скачать PDF

Социальная ситуация развития как критерий периодизации поздних возрастов

Завьялова Ирина Юрьевна
В статье обосновывается актуальность проблемы периодизации поздних возрастов. Предлагаются критерии дифференциации возрастных периодов, согласно концепции нормативных кризисов развития личности: новообразования возраста и нормативного кризиса, три уровня социальной ситуации развития включая рефлексивный уровень. Представлены результаты теоретического анализа содержания нормативных кризисов перехода к возрасту мудрости и возрасту личностной интеграции. В качестве новообразований возраста мудрости выделены: обретение способности к отстраненному, созерцательному восприятию происходящего; осознание необходимости дальнейшего развития; перенос энергии на другие формы активности и на новые роли (бабушка/дедушка, советчик, наставник, консультант); переживание мирового порядка и духовного смысла прожитой жизни. Новообразованием нормативного кризиса перехода к возрасту мудрости является выход на более высокий (исторический) уровень осознанности жизненного пути. В качестве новообразований возраста личностной интеграции выделены: осознание и решение экзистенциальной проблемы конечности бытия; принятие своего жизненного пути как единственно должного без порицания жизненного пути других; перенос энергии на работу внутреннего плана; принятие несовершенства как самого себя, так и окружающего мира. Новообразованием нормативного кризиса перехода к возрасту личностной интеграции является глобальная ответственность за все свои жизненные выборы, эго-интеграция.
Скачать PDF

Исследование социальной ситуации развития в кризисе перехода к взрослости

Солдатова Елена Леонидовна
Социальная ситуация развития, согласно Л. С. Выготскому, определяет весь образ жизни развивающегося человека, его социальное бытие, особенности его сознания, служит исходным моментом для всех динамических преобразований возраста и основой психического развития личности. Социальная ситуация при переходе от юности к взрослости перестраивается. Развивающийся человек выходит из ситуации профессионального обучения и готовится к самостоятельным отношениям в мире. Его личностное развитие осуществляется в двух основных направлениях-профессионального становления и создания собственной семьи. В исследовании участвовало 4 группы молодых людей, проживающих этап, который ассоциируется с нормативным кризисом развития кризисом ранней взрослости или самоопределения. Исследуются объективная и субъективная составляющие социальной ситуации развития в каждой группе, которые различаются по сочетанию основных направлений развития. Обосновывается, что в кризисе ранней взрослости ситуация включения личности в учебно-профессиональные взаимоотношения более благоприятна для переоценки системы ценностей, жизненных целей, самоактуализации и личностного развития.
Скачать PDF

Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л. С. Выготского к П. Я. Га

Карабанова Ольга Александровна
В статье представлена модель динамической структуры социальной ситуации развития ребенка. На основе учения об ориентировочной деятельности П.Я. Гальперина обосновывается роль и место ориентирующего образа в структуре социальной ситуации развития, реализующего активно-действенное отношение ребенка к миру. Выделены виды ориентирующих образов, показана их возрастная специфика. Конкретизирован механизм развивающего эффекта зоны ближайшего развития.
Скачать PDF

Характеристика социальной ситуации развития самосознания подростков из «Дистантных» семей (на пример

Сорокоумова Е.А., Цынцарь А.Л.
Посвящена характеристике социальной ситуации подростков из дистантных семей (трудовых мигрантов). В целом социальные факторы подростков, чьи родители уехали на заработки, идентична иерархии подростков, постоянно проживающих с родителями, кроме повышенной важности ценности "безопасность". Оформленность ценностных структур говорит о большей личностной зрелости подростков из таких семей.
Скачать PDF

Проявление кризиса ранней взрослости в группах с разной структурой социальной ситуации развития

Тарасова Людмила Евгеньевна
В статье предпринята попытка исследования протекания кризиса ранней взрослости в группах молодых людей с разной структурой социальной ситуации развития. установлено, что в каждой группе есть своя специфика, которая является исходным моментом для всех динамических преобразований возраста и основой психического развития личности.
Скачать PDF

Использование проективной методики «Дерево» в диагностике дефицитарной социальной ситуации развития

Омарова Патимат Омароена, Гасанова Загидат Зайнулабидовна
В статье описываются результаты использования методики «Дерево» в диагностике дефицитарной ситуации развитии. На большой группе испытуемых была проведена апробация методики, что позволило прийти к выводу о необходимости использования ее в клинической практике.
Скачать PDF

Социальная ситуация развития и самооценка девочек разного возраста

Энгельгардт Е. Е.
Статья посвящена изучению изменений самооценки, ее уровней и структуры, у девочек разных возрастных групп. Самооценка во многом обусловлена общей «социальной ситуацией развития» в семье и, особенно, взаимоотношениями с родителями. В статье представлены данные, характеризующие установки и стили воспитания матери и особенности самооценок девочек дошкольного и младшего школьного возрастов и девочек подростков.
Скачать PDF

Похожие термины: