СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Найдено 5 определений термина СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ

специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его социальное бытие, в процессе которого им приобретаются новые свойства личности и психические новообразования.

Оцените определение:

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Социальная ситуация развития

лат. socialis — общественный] — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л.С. Выготским. С. с. р. — это единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой. С. с. р. определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания. С. с. р., как отношение между развивающимся субъектом и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А.Н.Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношение ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия. С. с. р. ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи развития, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой С. с. р., что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно к новой С. с. р. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Таким образом, скачкообразное изменение С. с. р. выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития. Анализ С. с. р. позволяет выделить «ближайшие» и «далекие» отношения ребенка к обществу (Л .С. Выготский), т.е. два плана отношений: отношения «ребенок — общественный взрослый», как представитель социальных требований, норм и общественных смыслов деятельности; отношения «ребенок — близкий взрослый и сверстник», реализующий индивидуальноличностные отношения. С. с. р. включает такие сферы взаимоотношений как семья, детский сад, школа, общение с близкими сверстниками, неформальные молодежные организации, дополнительные образовательные учреждения и др. О. А. Карабанова

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в действительности социальной, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в деятельности совместной с другими людьми. Понятие введено Л. С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка - совокупности законов, определяющих появление и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Это понятие было направлено на преодоление представлений о среде как факторе, механически определяющем развитие личности. Представления о ситуации развития социальной в изучении детства позволяют органично вписать онтогенез личности ребенка в социально-исторический контекст.

Ситуация развития социальная обусловливает образ жизни ребенка, его бытие социальное, в обстановке коего приобретаются новые свойства личности и психические новообразования. Как продукт возрастного развития, новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований - особый знак распада старой ситуации развития социальной и складывание новой, что сопровождается кризисами возрастными.

Ситуация развития социальная представляет собой историко-культурный аспект жизнедеятельности субъекта в обществе, включающий такие составляющие:

1) объективные, условия онтогенеза и социогенеза - социальные, политические, экономические, правовые и прочие предпосылки развития личности;

2) статус социальный детства - историко-культурные и хронологические характеристики возраста детского в данном обществе;

3) роли социальные, реализующие общую социальную позицию ребенка - систему его отношений к условиям, статусу, ролям, выражаемую в его установках, в готовности к принятию ценностей и ожиданий референтной для него группы.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Социальная ситуация развития

совокупность отношений ребенка с микросредой его развития, которая определяет динамику и содержание психических изменений в ведущей деятельности ( по Л.С.Выготскому).

Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008

Социальная ситуация развития

термин Л.С. Выготского - структурный компонент психологического возраста. С.с.р. - специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и взрослым.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Ориентация на статус как результирующая социальной ситуации развития молодежи периода начала мировог

Быкова Наталья Львовна
In article are described complete and покомпонентные features of structure sense life orientations of youth in the beginning of a world economic crisis (April 2008-April 2010).
Читать PDF

Сравнительный анализ результатов мониторинга и скрининга социальной ситуации развития студентов (рег

Жигинас Наталья Владимировна
В исследовании выявлены закономерности, характеризующие влияние личностных, организационных и социальных факторов на социально-психологическую адаптацию студента в вузе, на примере Томского государств
Читать PDF

Своеобразие полового самосознания подростков с разной социальной ситуацией развития

Виноградова Г.А., Бобкова Т.С.
Анализ особенностей полового самосознания воспитанников детского дома показывает, что из-за неправильно складывающихся полоролевых представлений, в будущем у них возникают значительные трудности в соз
Читать PDF

Негативное самопредъявление и демонстративный нигилизм как отражение социальной ситуации развития ли

Павленко Наталия Геннадьевна
Цель.
Читать PDF

Социальная ситуация развития в период средней взрослости

Шляпникова Ирина Андреевна
В статье обсуждается понятие «социальная ситуация развития» как критерий периодизации взрослости. Социальная ситуация развития понимается как целостная многоуровневая система отношений личности.
Читать PDF

Социальная ситуация развития как критерий периодизации поздних возрастов

Завьялова Ирина Юрьевна
В статье обосновывается актуальность проблемы периодизации поздних возрастов.
Читать PDF

Исследование социальной ситуации развития в кризисе перехода к взрослости

Солдатова Елена Леонидовна
Социальная ситуация развития, согласно Л. С.
Читать PDF

Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л. С. Выготского к П. Я. Га

Карабанова Ольга Александровна
В статье представлена модель динамической структуры социальной ситуации развития ребенка. На основе учения об ориентировочной деятельности П.Я.
Читать PDF

Характеристика социальной ситуации развития самосознания подростков из «Дистантных» семей (на пример

Сорокоумова Е.А., Цынцарь А.Л.
Посвящена характеристике социальной ситуации подростков из дистантных семей (трудовых мигрантов).
Читать PDF

Проявление кризиса ранней взрослости в группах с разной структурой социальной ситуации развития

Тарасова Людмила Евгеньевна
В статье предпринята попытка исследования протекания кризиса ранней взрослости в группах молодых людей с разной структурой социальной ситуации развития.
Читать PDF

Использование проективной методики «Дерево» в диагностике дефицитарной социальной ситуации развития

Омарова Патимат Омароена, Гасанова Загидат Зайнулабидовна
В статье описываются результаты использования методики «Дерево» в диагностике дефицитарной ситуации развитии.
Читать PDF

Социальная ситуация развития и самооценка девочек разного возраста

Энгельгардт Е. Е.
Статья посвящена изучению изменений самооценки, ее уровней и структуры, у девочек разных возрастных групп.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: