СИСТЕМА ДЗЕН-БУДДИЗМ

Предыдущий термин:
Система гордости

Следующий термин:
СИСТЕМА ДЫХАТЕЛЬНАЯ

Содержание:

Найдено 1 определение:

СИСТЕМА ДЗЕН-БУДДИЗМ

Дзен-буддизм - одна из самых значительных буддийских сект в Китае и Японии, явл. уникальным орденом вост. мистицизма, претендующего на передачу сущности духа буддизма непосредственно от Будды без какого-либо священного писания, тайной доктрины, догматов, таинственного обряда или символов, раскрывающих его значение и сущность. Дзен-буддизм - это не философия и не религия, хотя в кристаллизованном виде воплощает всю философию Востока.

Дзен-буддизм не основан на логич. анализе, не учит, а только указывает путь духовного развития личн. Целью его явл. приобретение внутр. духовного опыта, просветление личн. посредством проникновения в истинную природу ума, ставшего своим собств. господином, и достижение свободы от всех неестественных помех и условностей. Работа в С. д.-б. означает прямое, без чего-либо неестественного и внешнего вхождение в контакт со своим внутр. миром, т. е. духовное саморазвитие на основе активизации потенциала субъектной психической активности личн. в процессе систематич. тренировки ума.

Согласно дзен-буддизму, наиболее полно психические потенции чел. раскрываются тогда, когда его мышление становится неконвенционалъным, не связанным социальными нормами, природно-спонтанным, естеств., "самонеосознанным". Правильность решения определяется не глубокой концентрацией на проблеме и озабоченностью ею, а "наитием", т. н. периферийным зрением сознания, степенью его развития и способностью "чувствовать" ситуацию. Эти качества легче всего проявляются тогда, когда ими не пытаются сознательно управлять, доверяют их спонтанности в состоянии покоя ума. Достигается эта способность в результате систематич. практики "Дхьяна-дзен", что означает "сидеть в медитации", которая, в отличие от др. ее видов, не имеет объекта сосредоточения; это - нечто неуловимое, как "облако, кочующее в небе" и выражается в форме "недействия", "незанятости", что явл. не просто "спокойствием ума", а особого рода "несхватыванием ума". В дзен-буддизме считается, что совершенный чел. пользуется своим умом, как зеркалом: он ничего не схватывает и ничего не отвергает, воспринимает, но не хранит.

Спонтанность мышления достигается спец. тренировкой внимания, постоянным упражнением в памяти и осознании своих ощущений, чувств и мыслей без какой-либо цели или оценки. Цель - тотальная ясность и бдительность активного и пассивного сознания, в котором события входят и уходят, как отраженные в зеркале, где ничего не отражается, кроме того, что есть. Не надо ни подавлять мысли, ни удерживать, ни вмешиваться в их ход. Хотя дзен-буддизм не предписывает ученику никакой определ. направленности, он, тем не менее, не колеблясь обращается к тому делу, которое возникает перед ним как необходимое. В обучении дзен-буддизму много места занимают упражнения - ученика ставят перед дилеммой мгновенного, без обдумывания выбора, когда реакция должна следовать как звук за хлопком (принцип Мо-чих-джу), без затора в мыслях и действиях.

В целом практика дзен-буддизма воспитывает типичный вост. ум с присущим ему спокойствием, тишиной и невозмутимостью, не имеющим, однако, ничего общего с праздностью и бездеятельностью. Это состояние ума называют тишиной "бездонной пропасти", "тишиной грома", в которой исчезают все контрасты и условности. Считается, что чел., следующий путем дзен-буддизма, достигает гармонии личн. через раскрытие истины, заключенной в глубине человеч. природы.

Оцените определение:

Источник: Психологические теории и концепции личности краткий справочник Под ред. Горностай П., Титаренко Т., 2001 г

Найдено научных статей по теме — 12

Буддизм и психоанализ: диалог в топологической системе соотнесения

Сидорова Е.Г.
Начальная стадия диалога психоанализ буддизм развивалась в соответствии со стратегией поиска социокультурных универсалий, сближающих Запад и Восток, и в силу этого приобрела иллюзорное качество. в поиске структурной основы компаративного исследования буддизма и психоанализа необходимо сделать шаг в область буддийской философской антропологии, что позволило бы на материале классических философских трактатов реконструировать учение о человеческой психике в буддизме, а затем сопоставить его с психоаналитическими концепциями.
Скачать PDF

Высшие духовные и саморегулятивные способности в древневосточной системе знаний - буддизме: историко

Ожиганова Г.В.
Обосновывается необходимость исследования высших духовных и саморегулятивных ­способностей в контексте древневосточных систем знания. Описываются историко-психологические методы изучения древнего знания. Используются методы истории психологии, предложенные автором: метод выявления резервов научного знания, направленный на восстановление и практическое освоение психологического наследия древности, а также экспериментальный, предполагающий верификацию психологических фактов, феноменов и закономерностей, описанных в древних текстах, с помощью современных научных методов исследования (наблюдения, эксперимента, статистической обработки данных). Рассматриваются психопрактики и философские понятия буддизма с точки зрения современной психологии. Описывается древнейшая буддийская психопрактика «Созерцание ума», связанная с понятием «внимательность, осознанность». Делается вывод, что концепт ума является одним из ключевых в буддийской системе знаний. Понимание ума в древнем буддийском учении сопоставляется с современной трактовкой понятия «ум» в психологической науке, а также раскрывается его содержание благодаря терминам психологии «высшие саморегулятивные способности» и «морально-ценностный аспект духовных способностей». Устанавливается тесная связь высших саморегулятивных способностей и морально-ценностного аспекта духовных способностей, прослеживаемая в буддийской системе знаний. Приводятся результаты эмпирических исследований медитативных психопрактик и их позитивного влияния на саморегуляцию современоого человека.
Скачать PDF

Концепт буддизма в аналитической психологии К. Г. Юнга

Сидорова Елена Геннадиевна
Статья посвящена рассмотрению западной концепции буддизма, впервые представленной в юнговской аналитической психологии. Автор вскрывает противоречие как в юнговской методологии постижения буддийской психотехники, так и в его теоретических тезисах о направленности компаративистских исследований культур Востока и Запада; обосновывается авторское убеждение, что Юнг использовал буддизм в качестве иллюстраций своей теории, и таким образом инициировал компаративные исследования в ракурсе обоснования базовой общности формирования коллективного бессознательного вне зависимости от культурного контекста.
Скачать PDF

Буддизм, психоанализ и юнгианство: перспективы развития межкультурного диалога

Сидорова Е. Г.
Скачать PDF

Концептосфера «Сострадание» как отражение диалога Запада (позитивная психология) и Востока (буддизм)

Эрдынеева Клавдия Гомбожаповна
Представленный обзор исследований, посвящённых изучению феномена сострадания, показывает состояние проблемы. В нем затрагиваются три аспекта: неопределенность категориального статуса сострадания, сострадание с позиции позитивной психологии и буддийских практик
Скачать PDF

Особенность практической психической деятельности в буддизме

Деринг В. В.
В наши дни возрастает роль различных психотехник, позволяющих уменьшить негативное воздействие стрессов, конфликтов, психосоматических заболеваний. Восточные системы психофизической тренировки, проверенные тысячелетним опытом применения, весьма эффективны и в современных условиях. Большая их часть развивалась в рамках философско-религиозной системы буддизм. В различных направлениях буддизма создавались свои оригинальные тренировочные комплексы, но принцип гармонии души и тела оставался всегда неизменным
Скачать PDF

Феномен телесности в духовных практиках исихазма и буддизма

Поздняков А.В.
В данной статье автор анализирует мистические практики буддизма и исихазма с точки зрения включенности телесного начала в процесс духовно-нравственного совершенствования.
Скачать PDF

Осмысление счастья с точки зрения буддизма

Комарова Любовь Анатольевна
В данной статье рассматривается понятие «счастье» в религиозно-философском учении Будды. Автор показывает два основных определения счастья с точки зрения буддизма, раскрывает наиболее значимые причины счастья и несчастья человека, исследует взаимосвязь между состраданием и счастьем.
Скачать PDF

Ранний буддизм и когнитивная психология

Зарубко Елена Юрьевна, Левкин Вадим Евгеньевич
Статья посвящена сопоставлению раннего буддизма и когнитивной психологии. Авторы стремятся ответить на вопрос о том, какие общие идеи существуют в буддизме и психологии. В статье также рассмотрено, как взгляды, отраженные в буддизме, могут способствовать решению некоторых проблем когнитивной психологии.The authors compare early stages of Buddhism and cognitive psychology and try to trace ideas common both for Buddhism and cognitive psychology, focusing upon the possibility to implement Buddhist ideas for solving cognitive psychology aspects
Скачать PDF

Концепции танатологии тибетского буддизма XIX-XX вв

Середа Екатерина Николаевна
Танатологические руководства, в письменной форме известные на Западе как «книги мертвых», включают в себя тибетскую «Бардо Тхёдол», или «Освобождение в бардо посредством слушания». Считается, что данная книга была впервые записана в VIII в. н. э. и содержит подробное описание этапов, через которые проходит сознание человека, от процесса физического умирания до момента реинкарнации. Особый исследовательский интерес вызывают попытки западных исследователей религиоведов, тибетологов, востоковедов, буддологов, психологов воспринять этот опыт и даже применить практически. Данная статья посвящена описанию и классификации ведущих концепций и трактовок тибетской танатологии, сформулированных европейскими учеными XIX-XX вв. на основе «Бардо Тхёдол». Анализ источников, посвященных интерпретации, переводу и комментированию этой книги, позволяет не только выделить три магистральных подхода к исследованию текстов, подобных «Бардо Тхёдол», но и определить специфические особенности каждого метода. Научно-исторический стремится выявить рационально и эмпирически проверяемый фундамент; психологический настаивает на символической и архетипической реальности, пытается провести параллели между западной психологией и тибетской тантрической системой; антропологический обращает главное внимание на способность человека изменить себя и предлагает практические методы, вычленяет «нерелигиозные» смыслы, которые могут быть использованы не только в философских или исторических исследованиях, но и при медицинский, психотерапевтической, обыденно-бытовой практике общения с людьми. Взятые целокупно, все три подхода дают более или менее целостное описание тибетской танатологии и возможностей ее практического осмысления. Рассмотрены формы, которые принимают данные концепции, а также их буддологическое значение и общекультурное влияние.
Скачать PDF

Оценка функционального состояния кардиореспираторной системы учащихся с патологией органов сенсорной

Селитренникова Татьяна Анатольевна
В статье рассматриваются вопросы коррекционной педагогики. Говорится о контроле процесса физического воспитания детей с ограниченными возможностями. Приводятся результаты исследований состояния здоровья учащихся специальных (коррекционных) школ.
Скачать PDF

Психолого-дидактический подход в системе школьного образования

Ахметова Людмила Владимировна
Рассматривается психолого-дидактический подход к обучению, призванный эффективно решать задачи развивающего образования. Раскрыта сущность, описаны принципы, модели реализации психолого-дидактического подхода в учебном процессе.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!