СЕНЗИТИВНОСТЬ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Сензитивность
(лат. sensus — чувство, ощущение) — повышенная чувствительность человека к происходящим событиям.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

СЕНЗИТИВНОСТЬ
лат. sensus - чувство, ощущение) -характеристика органов чувств, выражающаяся в их способности тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга стимулы.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Сензитивность
характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п.

Источник: Баженов В.Г., Баженова В.П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. 2007

сензитивность

характерологическая особенность человека, заключающаяся в повышенной чувствительности. Сензитивным людям своейственны робость, застенчивость, повышенная тревожность, боязнь нового, порой комплексы неполноценности, заниженный уровень притязаний и др.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

СЕНЗИТИВНОСТЬ
от латинского sensus – «чувство, ощущение» – повышенная чувствительность к происходящим особенно субъективно значимым событиям, проявляющаяся в усилении тревоги, боязни влияния неожиданных обстоятельств, возникновении новых, сложных или опасных ситуаций. Субъектам, обладающим повышенным уровнем С., нежелательно заниматься профессиональной деятельностью, в которой возможно наличие экстремальных ситуаций.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

СЕНЗИТИВНОСТЬ
(от лат. чувство, ощущение) – характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций. Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий, чувство собственной неполноценности. С возрастом С. может сглаживаться, в частности при формировании в процессе воспитания и самовоспитания умения справляться с вызывающими тревогу ситуациями. С. может быть обусловлена как органическими причинами (наследственностью), так и особенностями воспитания.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Сензитивность
(от позднелат. sensitivus — «чувствительный») — повышенная чувствительность человека к происходящим с ним событиям, сопровождаемая высокой тревожностью, боязнью новых ситуаций, новых людей и трудностей. Сензитивные люди робки, застенчивы, впечатлительны, долго переживают прошедшие или предстоящие события, обладают комплексом неполноценности и заниженным уровнем притязаний.
С. может быть обусловлена как органическими причинами (наследственностью, поражениями мозга), так и особенностями воспитания (в частности, эмоциональным отвержением ребенка в семье). С возрастом С. может уменьшаться, особенно при целенаправленном формировании умений справляться с трудностями.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

СЕНЗИТИВНОСТЬ
от позднелат. sensitivus — чувствительный) — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций. Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий, чувство собственной неполноценности. С возрастом С. может сглаживаться, в частности, при формировании в процессе воспитания и самовоспитания умения справляться с вызывающими тревогу ситуациями. С. может быть обусловлена как органическими причинами (наследственность), так и особенностями воспитания. В операторской деятельности, особенно протекающей в экстремальных условиях, при воздействии различного рода помех и отвлекающих факторах, в условиях дефицита времени и т. п., С. является качеством, препятствующим нормальному выполнению такой деятельности. В этих условиях повышенная С. обычно является причиной возможных ошибок оператора, усиления у него чувства беспокойства и тревоги, ухудшения настроения и вследствие этого снижения им качества управления системой. Для предотвращения этих явлений необходим профессиональный отбор операторов, их специальная тренировка и психологическая подготовка.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

СЕНЗИТИВНОСТЬ
СЕНЗІТЫЎНАСЦЬ / SENSITIVITY (от лат. sensus — чувство, ощущение)– характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций. Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий, чувство собственной неполноценности. С возрастом С. может сглаживаться, в частности, при формировании в процессе воспитания и самовоспитания умения справляться с вызывающими тревогу ситуациями. С. может быть обусловлена как органическими причинами (наследственностью), так и особенностями воспитания. Сензитивность возрастная / Сензітыўнасць узроставая / Age sensitivity– присущая определенному периоду онтогенетического развития особая чувствительность к определенного рода влияниям окружающей действительности. Например, известно, что во второй и третий годы жизни человек быстро овладевает языком именно потому, что в этот период он сензитивен к лингвистическим явлениям. Знание возрастных сензитивных периодов положительно влияет на успешность педагогической деятельности. Упустив этот наиболее чувствительный период в развитии человека, можно прийти к необратимому угасанию эффективного развития соответствующих способностей.

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

СЕНЗИТИВНОСТЬ
специфическое свойство-особенность индивидов, кот. инкарнируется-проявляется в его повышенной чувствительности к дифференциально-онтологическо-социальным событиям-ситуациям, кот. могут сопровождаться гипертревожностью, гипермнительностью, гиперфобийностью, страхами попадания в новые обстоятельства, страхами перед разными формами испытаний, страхами-фобиями ввиду социально-онтологических коллизий, боязнью-фобиями столкнуться-встретиться с неприятными для себя людьми; субъектам, обладающим повышенной С.-ч., свойственна застенчивость, импрессивность-впечатлительность, робость, склонность к различным психоаберрациям-депрессиям, к навязчивой мнительности, к способности искажать-деформировать-преувеличивать опасность событий, склонность ощущать себя индивидуально-психически-бескомпенсационным, осмысливать-осознавать чувство собственной неполноценности; феномены С.ч. могут детерминироваться генетико-наследственными факторами, аберрациями-поражениями в кортексе обоих полушарий головного мозга, а также зависеть от специфико-индивидуальных кондиций воспитания, образования; чувствительность возрастная — это оптимальная конвергенция кондиций для эволюции дифференциально-психических процессов, свойств, функций, конгруэнтно стадийно-возрастным циклам-периодам; запаздывающее или же преждевременное обучение субъекта может, т.о., быть не столь эффективным, что и деструктивно-аномально сказывается на эволюции его психических процессов, общесубстанциональных формах психики; сенсибилизация (С.) —сублимация сензитивности-чувствительности нервных центров, под влиянием определенных стимулов-раздражителей; при апробации-применении-предъявлении сенсорных раздражителей, С., как правило, латентноизируется-камуфляжируется симультанно-эволюционным процессам, связанным с сенсорной аккомодацией-адаптацией субъекта, а корреляция-соотношение процессов С. и аккомодации критериеизируются параллельными трансформациями чувствительности к электрораздражителю и сенсорному стимулу; например, при освещении глаза вместе со снижением светоиллюминативной сензитивности, кот. можно рассматривать как феномен адаптации-аккомодации, и фиксируется-дефиницируется-устанавливается интенсивное повышение электросензитивности-электрочувствительности, тогда как в темной комнате, помещении эволюционизируется-прогрессирует совершенно обратная корреляция-отношения; электрораздражение предъявляется-адресуется к нервным компонентам анализаторной модели, кот. локусоизированы-расположены выше рецепторных конститутивов, и явл. базально-прямым модусом модальности-измерения-характеристики сенсибилизации; сенсодинамический психосинтез (С.п.) — киберноизация-управление состояниями сознания субъекта в процессе специфическо-гипносуггестивных апробаций-методик, диалогов, кот. заключается в пофазовом конституировании-морфологизации у индивида целостной эйдетики, суммационного образа мульинтерпретируемой наличной реальности с помощью спецсукцессивных тестовых методик-заданий, коррелируемых с усиленной концентрацией внимания на ощущениях, переживаниях, эмоциях, чувствах, представлениях, на фиксации актами сознания дискурсивно-рефлексивных моделеинтерпретаций, кот. могут возникать при решении-реализации самих заданий-задач; матрицы суггестивного диалога, как считает В.Кучеренко и др. иссл., отличаются от классическо-суггестивных модусов-техник, кот. ориентированы на деструкцию активности субъекта, обструкцию-блокаду регулятивных механизмов сознательного контроля, тем, что сам суггестивный диалог, конституирует-формирует сознательные усилия субъекта, связанные с сублимацией-эффективностью гипносуггестивных модусов; в процессе диалога гипносуггестор фиксирует информацию о чувственно-эмотивной сфере субъекта, его переживания, корректирует ход самого процесса, подбирает задачи-задания, конгруэнтно индивидуально-психическим потенциям индивида, а сама техника С.п. апробирует модусы-приемы интромодального-интермодального-сенсодинамического синтеза элементов, конституируемого-тектонизируемого образа, эйдетических моделей; в процессе интромодального синтеза вызываются ощущения одной модальности, кот. впоследствии интегрируются-синтезируются в целостно-эйдетические модели-образы, а на следующей фазе апробируются модусы интермодального синтеза, кот. базируется на актомеханизмах сенсибилизации, синестезии, что способствует мультитектонизации эйдетических моделей уже ощущениями других характеристик-параметро-модальностей; С.п. сынтенционирован на консолидацию-синтезацию сенсорных систем и кинетической активности индивида, конгруэнтно-изоморфно дискурсивно-модельным структурам тектонизируемого-формируемого образа и мультиинтерпретируемой-мультимодифицируемой действительности; к примеру, мы можем архитектониэировать такую модель: эйдетические образы могут начать конституироваться с дифференциально-визуальных ощущений, затем к самим ощущениям подсоединяются-раппортируются тактильно-кинетические ощущения, дермамеханические ощущения, дифференциально-обонятельные ощущения, а к этой уже условно-конститутивной модели изоморфно-синхронно подключаются-аддитивируются модели, имплицированные-аффилицированные с дискурсивно-логическо-верификационными построениями-мультитектонами, осуществляющие т.о., базальное взаимодействие-корреляцию субъекта и его процессов рефлексии ментальности с архитектонизируемым-конституируемым образом, с архитектонизируемыми-остенсивируемыми мультиэйдетическими моделями, с поэтапным подключением, с пофазовыми кондициями ощущений-чувств-эмоций-переживаний-состояний; в противоположность гипносуггестии, процессы С.п. не производят гипносуггестивную релаксацию мозга и не репродуцируют гипнотические трансы и т.о., позволяют добиваться даже у слабогипнабельных субъектов-перципиентов тех же кардинальных эффектов, кот. осуществляются-предуцируются с помощью введения субъекта в гипносуггестивный транс; сенсорная депривация (С.д.) — лишение субъекта сенсорных представлений-впечатлений, кот. осуществляется в экспериментальных целях с погружением субъекта в воду, сурдокамеру, бокс; в кондициях-условиях С.д. у субъекта акцентируется потребность в аффективных переживаниях, в эмоциях, ощущениях, что уже осмысливается им самим в матрицах-формах сенсорно-эмоционального, сенсорно-чувственного голода; недостаточность афферентации активизируют т.о., процессы репродуктивного воображения в корреляте с эйдетико-образными механизмами памяти, что способствует репродукции-тектонике экспрессивно-эйдетических образов, кот. можно дефиницировать-критериеизировать, как иммунно-компенсаторные мультиреакции; при таких кондициях в псих. функциях субъекта инкарнируется-появляется чувственно-эмотивная флуктуационность, феномены депрессии, напряженности, апатии, релаксации, кот. могут сменяться сублимативной раздражительностью или же эйфорией, а также аберрацируются-нарушаются ритмы сна и бодрствования, эволюционизируются-прогрессируют дифференциальные гипносуггестивные состояния, репродуцируются дифференциально-иррациональные эгофантомоизации-эгоиллюзии-эгомистификации, что не позволяет самому субъекту дискурсивно осмысливать-анализировать идеи, концепции, проекты, программы; сенсомоторика (С). — сфера изучения-исследования взаимодействий-корреляций сенсорных и моторно-двигательных элементов психической деятельности субъектов, на базисе сенсорной информации, сенсорных моделей, кот. поступает от анализа-торных систем и осуществляется подготовка — старт — запуск — регуляция — контроль — корригация кинетических актов-движений, а процесс референции-исполнения движения коррелируется с коррекцией, трансформацией и репродукцией-возникновением новационно-сенсорной информации, новых сенсорных моделей; координация-синхронность сенсорно-моторных ингредиентов кинетическо-двигательного акта, придает ему целеинтенционально-целеадаптивный характер и явл. базально-органическо-витальным условием процессо-функционирования мультисенсорных систем, кот. формируют-конституируют эквивалентно-изоморфный образ, эйдетическую модель; сенсорная система (С.с) — это синоним-понятия анализатор, а сам термин С.с. довольно часто употребляется в монографиях-исследованиях, связанных с психофизиологическими. психологическими и нейрофизиологическими проблемами; сенсорный регистр (С.р.) — это гипотетический блок хранения информации, информмодели. в той матрице, в коей сама информация была реинкарнирована-метаболизирована на уровне органов чувств, сенсорных систем уже без процессов, связанных с перекодированием информации, информмоделей.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
0.00 байт

Сензитивность к учебной деятельности как психологическая проблема

Калина В. В.
Раскрывается понятие возрастной сензитивности, обобщаются ее особенности. Сензитивность к учебной деятельности рассматривается как частный случай возрастной сензитивности, для которого характерны все выделенные особенности.
Читать PDF
0.00 байт

Межкультурная сензитивность субъектов образовательного пространства в контексте обучения и воспитани

Кудрявцев Владимир Александрович, Киянова Анастасия Андреевна
В контексте общей глобальной ориентации на универсальный дизайн социального пространства, обеспечивающий высокий уровень качества жизни лиц с ОВЗ и их ближайшего окружения, по-прежнему остро стоит вопрос о безбарьерной коммуникаци
Читать PDF
0.00 байт

Сензитивность к смыслу текста как аспект профессиональной рефлексии будущих педагогов

Трифонова Юлия Андреевна
Описаны психологические феномены, которые удаётся проследить при реализации рефлексивных семинаров со студентами педагогического колледжа.
Читать PDF
0.00 байт

Психологические особенности взаимосвязи сензитивности к угрозам и потребностей в безопасности у стар

Маралов Владимир Георгиевич, Нифонтова Ольга Валерьевна, Перченко Елена Леонидовна, Табунов Иван Александрович
Статья посвящена эмпирическому исследованию взаимосвязи сензитивности к угрозам и потребностей в безопасности у старших школьников и студентов.
Читать PDF
0.00 байт

К проблеме возрастной сензитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста

Васильева Е. Н.
В статье рассматривается проблема эмпатии как одной из составляющих межличностного взаимодействия. Автор раскрывает подходы отечественных и зарубежных исследователей к понятию «эмпатия», ее структурных компонентов, уровней и т.д.
Читать PDF
0.00 байт

Психологическая структура сензитивности к опасностям

Маралов Владимир Георгиевич, Табунов Иван Александрович
Статья посвящена выявлению и описанию психологической структуры сензитивности к опасностям у старших школьников и студентов.
Читать PDF
0.00 байт

Стандартизация и адаптация зарубежной методики «Шкала сензитивного нарциссизма» Х. М. Хендин и Дж. М

Нестерова Светлана Борисовна
В данной статье приведен теоретический анализ понятия «сензитивный нарциссизм», рассмотрены особенности разработки Шкалы сензитивного нарциссизма.
Читать PDF
0.00 байт

Изучение сензитивного периода формирования экологической культуры у умственно отсталых учащихся

Гребенникова И. А.
В статье анализируется состояние экологической культуры детей с нарушениями интеллектуального развития разных возрастных групп.
Читать PDF
0.00 байт

«Великий разлом» в высшей школе России и переход к сензитивному обществу

Розов Николай Сергеевич
Читать PDF
0.00 байт

Теоретическое обоснование музыкальной сензитивности дошкольников с позиций анализа факторов их психо

Долгушина Анна Александровна
Раскрываются факторы формирования музыкальной сензитивности современного дошкольника. Рассмотрены объективные внешние и субъективные внутренние позитивные и негативные факторы конструктивного и деструктивного характера.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности процесса межкультурной коммуникации и развитие культурной сензитивности

Zhanna Utalyeva, Galina Povalyashko, Gulnara Aizhanova

Похожие термины:

  • Сензитивность, социальная фобия

    это близкие понятия: индивид испытывает страх, очень большое волнение в определенных социальных ситуациях: если приходится выступать публично, вступить в общение с незнакомым человеком и др. Это
  • сензитивность возрастная

    способность человека в определенные возрастные периоды оптимально, быстро овладевать теми или иными видами деятельности, психической активности (обучение речи, иностранному языку и т.д.).
  • Сенситивность (сензитивность)

    характерологическая особенность человека, проявляемая в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей,
  • ВИБРАЦИОННАЯ СЕНЗИТИВНОСТЬ

    это чувствительность к действующим на дермо-рецепторы аудиальным, механическим флуктуациям-колебаниям; В.с. отличается от ощущений давления и тактильных прикосновений к самой коже; специфически
  • НОЦИЦЕПТИВНАЯ СЕНЗИТИВНОСТЬ

    это сензитивность-чувствительность к негативно-вредоносным-деструктивным воздействиям, в том числе и к болевым и интерорецептивным ощущениям, таким как тошнота, зуд, изжога, головокружение.
  • ПРОТОПАТИЧЕСКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ-СЕНЗИТИВНОСТЬ

    вид-форма дермачувствительности-дермасензитивности, кот. исследуется-наблюдается на фазах-стадиях реституции дермачувствительности, когда тактильности-прикосновения и давление на локус кожи, и
  • ТЕМПЕРАТУРНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ-СЕНЗИТИВНОСТЬ

    афферентный феномен рефлекторных мульти-реакций, связанных с сохранением теплоэнергетического баланса гомеостаза, организма и среды, таких, как озноб, трансфермация-метаболизация скоростных фа
  • ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ-СЕНЗИТИВНОСТЬ

    это способностьинтенция субъекта к ощущениям, а также феномены Ч.-с. можно рассматривать как повышенную готовность-индивида к дифференциально-аффективным реакциям, а в психофизике — это модально
  • ТРЕНИНГ СЕНЗИТИВНОСТИ (ТРЕНИНГ СЕНСИТИВНОСТИ)

    разновидности квазипсихотерапевтических групповых процедур, возникших в своей первоначальной форме в начале 40-х гг. ХХ в. при участии К. Левина и Р. Липпита. Они служили цели осознания участниками