СЕНЗИТИВНОСТЬ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Сензитивность
(лат. sensus — чувство, ощущение) — повышенная чувствительность человека к происходящим событиям.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

СЕНЗИТИВНОСТЬ
лат. sensus - чувство, ощущение) -характеристика органов чувств, выражающаяся в их способности тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга стимулы.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Сензитивность
характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п.

Источник: Баженов В.Г., Баженова В.П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. 2007

сензитивность

характерологическая особенность человека, заключающаяся в повышенной чувствительности. Сензитивным людям своейственны робость, застенчивость, повышенная тревожность, боязнь нового, порой комплексы неполноценности, заниженный уровень притязаний и др.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

СЕНЗИТИВНОСТЬ
от латинского sensus – «чувство, ощущение» – повышенная чувствительность к происходящим особенно субъективно значимым событиям, проявляющаяся в усилении тревоги, боязни влияния неожиданных обстоятельств, возникновении новых, сложных или опасных ситуаций. Субъектам, обладающим повышенным уровнем С., нежелательно заниматься профессиональной деятельностью, в которой возможно наличие экстремальных ситуаций.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

СЕНЗИТИВНОСТЬ
(от лат. чувство, ощущение) – характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций. Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий, чувство собственной неполноценности. С возрастом С. может сглаживаться, в частности при формировании в процессе воспитания и самовоспитания умения справляться с вызывающими тревогу ситуациями. С. может быть обусловлена как органическими причинами (наследственностью), так и особенностями воспитания.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Сензитивность
(от позднелат. sensitivus — «чувствительный») — повышенная чувствительность человека к происходящим с ним событиям, сопровождаемая высокой тревожностью, боязнью новых ситуаций, новых людей и трудностей. Сензитивные люди робки, застенчивы, впечатлительны, долго переживают прошедшие или предстоящие события, обладают комплексом неполноценности и заниженным уровнем притязаний.
С. может быть обусловлена как органическими причинами (наследственностью, поражениями мозга), так и особенностями воспитания (в частности, эмоциональным отвержением ребенка в семье). С возрастом С. может уменьшаться, особенно при целенаправленном формировании умений справляться с трудностями.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

СЕНЗИТИВНОСТЬ
от позднелат. sensitivus — чувствительный) — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций. Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий, чувство собственной неполноценности. С возрастом С. может сглаживаться, в частности, при формировании в процессе воспитания и самовоспитания умения справляться с вызывающими тревогу ситуациями. С. может быть обусловлена как органическими причинами (наследственность), так и особенностями воспитания. В операторской деятельности, особенно протекающей в экстремальных условиях, при воздействии различного рода помех и отвлекающих факторах, в условиях дефицита времени и т. п., С. является качеством, препятствующим нормальному выполнению такой деятельности. В этих условиях повышенная С. обычно является причиной возможных ошибок оператора, усиления у него чувства беспокойства и тревоги, ухудшения настроения и вследствие этого снижения им качества управления системой. Для предотвращения этих явлений необходим профессиональный отбор операторов, их специальная тренировка и психологическая подготовка.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

СЕНЗИТИВНОСТЬ
СЕНЗІТЫЎНАСЦЬ / SENSITIVITY (от лат. sensus — чувство, ощущение)– характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций. Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий, чувство собственной неполноценности. С возрастом С. может сглаживаться, в частности, при формировании в процессе воспитания и самовоспитания умения справляться с вызывающими тревогу ситуациями. С. может быть обусловлена как органическими причинами (наследственностью), так и особенностями воспитания. Сензитивность возрастная / Сензітыўнасць узроставая / Age sensitivity– присущая определенному периоду онтогенетического развития особая чувствительность к определенного рода влияниям окружающей действительности. Например, известно, что во второй и третий годы жизни человек быстро овладевает языком именно потому, что в этот период он сензитивен к лингвистическим явлениям. Знание возрастных сензитивных периодов положительно влияет на успешность педагогической деятельности. Упустив этот наиболее чувствительный период в развитии человека, можно прийти к необратимому угасанию эффективного развития соответствующих способностей.

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

СЕНЗИТИВНОСТЬ
специфическое свойство-особенность индивидов, кот. инкарнируется-проявляется в его повышенной чувствительности к дифференциально-онтологическо-социальным событиям-ситуациям, кот. могут сопровождаться гипертревожностью, гипермнительностью, гиперфобийностью, страхами попадания в новые обстоятельства, страхами перед разными формами испытаний, страхами-фобиями ввиду социально-онтологических коллизий, боязнью-фобиями столкнуться-встретиться с неприятными для себя людьми; субъектам, обладающим повышенной С.-ч., свойственна застенчивость, импрессивность-впечатлительность, робость, склонность к различным психоаберрациям-депрессиям, к навязчивой мнительности, к способности искажать-деформировать-преувеличивать опасность событий, склонность ощущать себя индивидуально-психически-бескомпенсационным, осмысливать-осознавать чувство собственной неполноценности; феномены С.ч. могут детерминироваться генетико-наследственными факторами, аберрациями-поражениями в кортексе обоих полушарий головного мозга, а также зависеть от специфико-индивидуальных кондиций воспитания, образования; чувствительность возрастная — это оптимальная конвергенция кондиций для эволюции дифференциально-психических процессов, свойств, функций, конгруэнтно стадийно-возрастным циклам-периодам; запаздывающее или же преждевременное обучение субъекта может, т.о., быть не столь эффективным, что и деструктивно-аномально сказывается на эволюции его психических процессов, общесубстанциональных формах психики; сенсибилизация (С.) —сублимация сензитивности-чувствительности нервных центров, под влиянием определенных стимулов-раздражителей; при апробации-применении-предъявлении сенсорных раздражителей, С., как правило, латентноизируется-камуфляжируется симультанно-эволюционным процессам, связанным с сенсорной аккомодацией-адаптацией субъекта, а корреляция-соотношение процессов С. и аккомодации критериеизируются параллельными трансформациями чувствительности к электрораздражителю и сенсорному стимулу; например, при освещении глаза вместе со снижением светоиллюминативной сензитивности, кот. можно рассматривать как феномен адаптации-аккомодации, и фиксируется-дефиницируется-устанавливается интенсивное повышение электросензитивности-электрочувствительности, тогда как в темной комнате, помещении эволюционизируется-прогрессирует совершенно обратная корреляция-отношения; электрораздражение предъявляется-адресуется к нервным компонентам анализаторной модели, кот. локусоизированы-расположены выше рецепторных конститутивов, и явл. базально-прямым модусом модальности-измерения-характеристики сенсибилизации; сенсодинамический психосинтез (С.п.) — киберноизация-управление состояниями сознания субъекта в процессе специфическо-гипносуггестивных апробаций-методик, диалогов, кот. заключается в пофазовом конституировании-морфологизации у индивида целостной эйдетики, суммационного образа мульинтерпретируемой наличной реальности с помощью спецсукцессивных тестовых методик-заданий, коррелируемых с усиленной концентрацией внимания на ощущениях, переживаниях, эмоциях, чувствах, представлениях, на фиксации актами сознания дискурсивно-рефлексивных моделеинтерпретаций, кот. могут возникать при решении-реализации самих заданий-задач; матрицы суггестивного диалога, как считает В.Кучеренко и др. иссл., отличаются от классическо-суггестивных модусов-техник, кот. ориентированы на деструкцию активности субъекта, обструкцию-блокаду регулятивных механизмов сознательного контроля, тем, что сам суггестивный диалог, конституирует-формирует сознательные усилия субъекта, связанные с сублимацией-эффективностью гипносуггестивных модусов; в процессе диалога гипносуггестор фиксирует информацию о чувственно-эмотивной сфере субъекта, его переживания, корректирует ход самого процесса, подбирает задачи-задания, конгруэнтно индивидуально-психическим потенциям индивида, а сама техника С.п. апробирует модусы-приемы интромодального-интермодального-сенсодинамического синтеза элементов, конституируемого-тектонизируемого образа, эйдетических моделей; в процессе интромодального синтеза вызываются ощущения одной модальности, кот. впоследствии интегрируются-синтезируются в целостно-эйдетические модели-образы, а на следующей фазе апробируются модусы интермодального синтеза, кот. базируется на актомеханизмах сенсибилизации, синестезии, что способствует мультитектонизации эйдетических моделей уже ощущениями других характеристик-параметро-модальностей; С.п. сынтенционирован на консолидацию-синтезацию сенсорных систем и кинетической активности индивида, конгруэнтно-изоморфно дискурсивно-модельным структурам тектонизируемого-формируемого образа и мультиинтерпретируемой-мультимодифицируемой действительности; к примеру, мы можем архитектониэировать такую модель: эйдетические образы могут начать конституироваться с дифференциально-визуальных ощущений, затем к самим ощущениям подсоединяются-раппортируются тактильно-кинетические ощущения, дермамеханические ощущения, дифференциально-обонятельные ощущения, а к этой уже условно-конститутивной модели изоморфно-синхронно подключаются-аддитивируются модели, имплицированные-аффилицированные с дискурсивно-логическо-верификационными построениями-мультитектонами, осуществляющие т.о., базальное взаимодействие-корреляцию субъекта и его процессов рефлексии ментальности с архитектонизируемым-конституируемым образом, с архитектонизируемыми-остенсивируемыми мультиэйдетическими моделями, с поэтапным подключением, с пофазовыми кондициями ощущений-чувств-эмоций-переживаний-состояний; в противоположность гипносуггестии, процессы С.п. не производят гипносуггестивную релаксацию мозга и не репродуцируют гипнотические трансы и т.о., позволяют добиваться даже у слабогипнабельных субъектов-перципиентов тех же кардинальных эффектов, кот. осуществляются-предуцируются с помощью введения субъекта в гипносуггестивный транс; сенсорная депривация (С.д.) — лишение субъекта сенсорных представлений-впечатлений, кот. осуществляется в экспериментальных целях с погружением субъекта в воду, сурдокамеру, бокс; в кондициях-условиях С.д. у субъекта акцентируется потребность в аффективных переживаниях, в эмоциях, ощущениях, что уже осмысливается им самим в матрицах-формах сенсорно-эмоционального, сенсорно-чувственного голода; недостаточность афферентации активизируют т.о., процессы репродуктивного воображения в корреляте с эйдетико-образными механизмами памяти, что способствует репродукции-тектонике экспрессивно-эйдетических образов, кот. можно дефиницировать-критериеизировать, как иммунно-компенсаторные мультиреакции; при таких кондициях в псих. функциях субъекта инкарнируется-появляется чувственно-эмотивная флуктуационность, феномены депрессии, напряженности, апатии, релаксации, кот. могут сменяться сублимативной раздражительностью или же эйфорией, а также аберрацируются-нарушаются ритмы сна и бодрствования, эволюционизируются-прогрессируют дифференциальные гипносуггестивные состояния, репродуцируются дифференциально-иррациональные эгофантомоизации-эгоиллюзии-эгомистификации, что не позволяет самому субъекту дискурсивно осмысливать-анализировать идеи, концепции, проекты, программы; сенсомоторика (С). — сфера изучения-исследования взаимодействий-корреляций сенсорных и моторно-двигательных элементов психической деятельности субъектов, на базисе сенсорной информации, сенсорных моделей, кот. поступает от анализа-торных систем и осуществляется подготовка — старт — запуск — регуляция — контроль — корригация кинетических актов-движений, а процесс референции-исполнения движения коррелируется с коррекцией, трансформацией и репродукцией-возникновением новационно-сенсорной информации, новых сенсорных моделей; координация-синхронность сенсорно-моторных ингредиентов кинетическо-двигательного акта, придает ему целеинтенционально-целеадаптивный характер и явл. базально-органическо-витальным условием процессо-функционирования мультисенсорных систем, кот. формируют-конституируют эквивалентно-изоморфный образ, эйдетическую модель; сенсорная система (С.с) — это синоним-понятия анализатор, а сам термин С.с. довольно часто употребляется в монографиях-исследованиях, связанных с психофизиологическими. психологическими и нейрофизиологическими проблемами; сенсорный регистр (С.р.) — это гипотетический блок хранения информации, информмодели. в той матрице, в коей сама информация была реинкарнирована-метаболизирована на уровне органов чувств, сенсорных систем уже без процессов, связанных с перекодированием информации, информмоделей.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
357.79 кб

Сензитивность к учебной деятельности как психологическая проблема

Калина В. В.
Раскрывается понятие возрастной сензитивности, обобщаются ее особенности. Сензитивность к учебной деятельности рассматривается как частный случай возрастной сензитивности, для которого характерны все выделенные особенности.
Читать PDF
580.42 кб

Межкультурная сензитивность субъектов образовательного пространства в контексте обучения и воспитани

Кудрявцев Владимир Александрович, Киянова Анастасия Андреевна
В контексте общей глобальной ориентации на универсальный дизайн социального пространства, обеспечивающий высокий уровень качества жизни лиц с ОВЗ и их ближайшего окружения, по-прежнему остро стоит вопрос о безбарьерной коммуникаци
Читать PDF
446.01 кб

Сензитивность к смыслу текста как аспект профессиональной рефлексии будущих педагогов

Трифонова Юлия Андреевна
Описаны психологические феномены, которые удаётся проследить при реализации рефлексивных семинаров со студентами педагогического колледжа.
Читать PDF
9.43 мб

Стандартизация и адаптация зарубежной методики «Шкала сензитивного нарциссизма» Х. М. Хендин и Дж. М

Нестерова Светлана Борисовна
В данной статье приведен теоретический анализ понятия «сензитивный нарциссизм», рассмотрены особенности разработки Шкалы сензитивного нарциссизма.
Читать PDF
6.67 мб

«Великий разлом» в высшей школе России и переход к сензитивному обществу

Розов Николай Сергеевич
Читать PDF
348.21 кб

Особенности процесса межкультурной коммуникации и развитие культурной сензитивности

Zhanna Utalyeva, Galina Povalyashko, Gulnara Aizhanova
Читать PDF
157.94 кб

Изучение сензитивного периода формирования экологической культуры у умственно отсталых учащихся

Гребенникова И. А.
В статье анализируется состояние экологической культуры детей с нарушениями интеллектуального развития разных возрастных групп.
Читать PDF
425.95 кб

Психологические особенности взаимосвязи сензитивности к угрозам и потребностей в безопасности у стар

Маралов Владимир Георгиевич, Нифонтова Ольга Валерьевна, Перченко Елена Леонидовна, Табунов Иван Александрович
Статья посвящена эмпирическому исследованию взаимосвязи сензитивности к угрозам и потребностей в безопасности у старших школьников и студентов.
Читать PDF
159.05 кб

К проблеме возрастной сензитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста

Васильева Е. Н.
В статье рассматривается проблема эмпатии как одной из составляющих межличностного взаимодействия. Автор раскрывает подходы отечественных и зарубежных исследователей к понятию «эмпатия», ее структурных компонентов, уровней и т.д.
Читать PDF
211.32 кб

Психологическая структура сензитивности к опасностям

Маралов Владимир Георгиевич, Табунов Иван Александрович
Статья посвящена выявлению и описанию психологической структуры сензитивности к опасностям у старших школьников и студентов.
Читать PDF
286.37 кб

Теоретическое обоснование музыкальной сензитивности дошкольников с позиций анализа факторов их психо

Долгушина Анна Александровна
Раскрываются факторы формирования музыкальной сензитивности современного дошкольника. Рассмотрены объективные внешние и субъективные внутренние позитивные и негативные факторы конструктивного и деструктивного характера.

Похожие термины:

  • Сензитивность, социальная фобия

    это близкие понятия: индивид испытывает страх, очень большое волнение в определенных социальных ситуациях: если приходится выступать публично, вступить в общение с незнакомым человеком и др. Это
  • сензитивность возрастная

    способность человека в определенные возрастные периоды оптимально, быстро овладевать теми или иными видами деятельности, психической активности (обучение речи, иностранному языку и т.д.).
  • Сенситивность (сензитивность)

    характерологическая особенность человека, проявляемая в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей,
  • ТРЕНИНГ СЕНЗИТИВНОСТИ (ТРЕНИНГ СЕНСИТИВНОСТИ)

    разновидности квазипсихотерапевтических групповых процедур, возникших в своей первоначальной форме в начале 40-х гг. ХХ в. при участии К. Левина и Р. Липпита. Они служили цели осознания участниками