САМОВОЗВЕЛИЧИВАНИЕ САМОВОСПРИЯТИЕ

САМОВОСПИТАНИЕ

Найдено 6 определений термина САМОВОСПИТАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

САМОВОСПИТАНИЕ

самостоятельное свободное развитие человека в определенном направлении.

Оцените определение:

Источник: Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. Глоссарий

САМОВОСПИТАНИЕ

сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.3000

Самовоспитание

Категория. Форма поведения.

Специфика. Выработка человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются ему желательными. Наиболее интенсивно осуществляется в подростковом возрасте.

Источник: Психологический словарь

САМОВОСПИТАНИЕ

сознательная деятельность, направленная на возможно более Полную реализацию себя как личности, г-"выработка человеком у себя таких личностных качеств, кои представляются желательными. Базируясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, смыслов личностных.

Самовоспитание - относительно позднее обретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Оно базируется на адекватной самооценке, соответственной реальным способностям человека, на критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности1 оно становится все более значимой силой саморазвития личности. Оно находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности.

Необходимые компоненты самовоспитания - самоанализ развития личностного, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение и самовнушение.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

САМОВОСПИТАНИЕ

англ. self-development) - формирование человеком своей личности в соответствии с поставленными целями. С. как специальная деятельность чаще всего возникает в подростковом возрасте. Однако предпосылки С. можно видеть в поведении детей более раннего возраста. Так, в акте принятия намерения, наблюдающемся уже в дошкольном детстве, выражаются сознательность и целенаправленность поведения ребенка. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок ориентируется преимущественно на оценки взрослых, то при переходе к подростковому возрасту усиливается влияние коллектива сверстников на его личностное развитие. Наиболее благоприятной для С. можно считать такую организацию коллектива, при которой каждый ребенок может найти свое место в общей деятельности сообразно своим индивидуальным особенностям и склонностям.

В подростковом возрасте решающую роль в С. начинает играть самооценка. Важным мотивом С. становится недовольство собой в результате осознания своих недостатков, несоответствия своим идеалам (см. Комплекс неполноценности). В юношеском возрасте С. приобретает более зрелый и целенаправленный характер благодаря возникшему осознанию своего места в мире, стремлению служить высоким общественным идеалам. С. невозможно без адекватного анализа своих индивидуальных особенностей, способностей и возможностей. Эффективности С. способствует реалистическая самооценка, соответствующая реальным способностям и возможностям человека. Поскольку развитие личности - процесс непрерывный, не имеющий предела, С. - дело всей жизни человека. См. Развитие психики.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Самовоспитание

сознательная деятельность субъекта, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности, изменение своей личности в соответствии с ясно осознанными целями, идеалами, личностными смыслами. С.— относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем развития самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самосовершенствованию. С. основывается на адекватной самооценке, которая соответствует реальным способностям человека, умении критически оценить свои индивидуальные особенности и потенциальные возможности. По мере повышения степени осознанности С. становится все более значительной силой саморазвития личности. Необходимыми компонентами С. являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. Н.Н.Толстых

Источник: Психология развития. Словарь. Психологический лексикон в 6 т.

Показать все [+3] ↓

Найдено научных статей по теме — 8

Самовоспитание в процессе психофизической подготовки управленца

Гагонин Сергей Георгиевич
Объемный термин «самовоспитание» по сути своей термин педагогический. Более узким и психологическим понятием является термин «саморегуляция» (частная сторона процесса психорегуляции). Саморегуляция как самостоятельное, без посторонней помощи управление человека самим собой — это одна из важнейших его характеристик, обеспечивающих высокие достижения. Учитывая степень развития саморегуляторных механизмов и, что не менее важно, четкость ориентации человека на их постоянное совершенствование, можно с достаточной степенью вероятности прогнозировать прогресс личности в различных сферах деятельности. Механизмы саморегуляции в их конкретных проявлениях касаются структурных единиц отражения, отношения и деятельности, т. е. образов, вторичных образов, понятий, переживаний и действий. Регулируя отражение, мы управляем структурированием, отчетливостью и продолжительностью сохранения образов и понятий. Аналогичное происходит с переживаниями и действиями. Структурирование и консолидация структурных единиц ведут к формированию состояний — психических явлений, отличающихся относительной длительностью при сохранении однородности. Самостоятельное создание требуемых или желаемых состояний и есть саморегуляция. Иными словами, саморегуляция — это самостоятельное, целенаправленное и организованное изменение регуляторных механизмов сознания на уровне психических процессов, психофизических состояний и действий человека.
Скачать PDF

Психология личностного и профессионального развития, самовоспитания и самообразования

Бузарова Елена Александровна
В статье рассматриваются актуальные вопросы личностного и профессионального развития обучающая школьников и студентов. Выявлены принципы взаимосвязи и взаимодействия нравственного сознания и поведения, различные уровни и типы нравственно-волевой активности личности, раскрывается комплекс технологий решений проблемы.
Скачать PDF

Формирование навыков самовоспитания у курсантов высших военных учебных заведений в образовательном п

Полупан Сергей Николаевич
В работе представлены психолого-педагогические средства диагностики процесса самовоспитания курсантов в контексте их профессионально-личностного становления, обобщены результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе Северо-Кавказского военного института внутренних войск МВД РФ. Psychological and pedagogic measures of diagnostics of the process of self upbringing of the military students are presented in the work in the context of their professional and personal formation. Results of the experimental work carried out at Severo-Kavkazskji Military Institution of Home Affairs of the Ministry of the Interior of the Russian Federation are summarized.
Скачать PDF

Особенности самовоспитания социально значимых качеств будущих сотрудников полиции

Заречнев Дмитрий Олегович, Калинин Сергей Владимирович, Чернов Юрий Николаевич
В статье раскрыты особенности самовоспитания социально значимых качеств будущих сотрудников полиции, даны направления по созданию условий, представлены методики и рекомендации в части эффективной организации, теоретического освоения методов самовоспитания в образовательном процессе.
Скачать PDF

Дисциплинированность в аспекте самовоспитания слушателей учебного центра МВД

В.М. Статный
Скачать PDF

Некоторые концептуальные подходы к проблеме самовоспитания личности

Воробьева Д.И., Семенова Э. Ф.
Скачать PDF

Проблема самовоспитания личности в психологии

Сулима Т.В.
В статье рассматривается проблема самовоспитания личности. Приводятся мнения ученых-психологов по данной проблеме в отечественной и зарубежной психологии. В статье рассмотрены концепции ученых, обосновывающих связь самовоспитания личности и развитие общества в целом. А также влияние самовоспитания на развитие личности от «Я-реального» до «Я-идеального» в соответствии с целями и задачами общественного развития.
Скачать PDF

Языковая модель смыслотворчества для самовоспитания структуры ценностей личности

Шульмин Максим Петрович
Освещены результаты применения языковой модели смыслотворчества для самовоспитания структуры ценностей личности, рассматриваются роль языка в когнитивных процессах, актуальность деятельности по самовоспитанию структуры ценностей личности у студенческой молодежи, а также динамика процесса смыслотворчества. Процесс самовоспитания структуры ценностей личности раскрывается через векторы самоорганизации, имеющие позитивную и негативную направленность, содержание которых определяется транскоммуникативной динамикой переживаний личности.
Скачать PDF