САМОВОСПИТАНИЕ
сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
САМОВОСПИТАНИЕ
воспитание человеком самого себя: воздействие на себя, направленное на развитие и совершенствование собственного поведения (см. также Самоактуализация).
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
САМОВОСПИТАНИЕ
воспитание человеком самого себя; воздействие, оказываемое человеком на себя и направленное на развитие собственной личности, на совершенствование своего поведения.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Самовоспитание
Категория. Форма поведения.
Специфика. Выработка человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются ему желательными. Наиболее интенсивно осуществляется в подростковом возрасте.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
САМОВОСПИТАНИЕ
сознательная, целенаправленная деятельность человека, направленная на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных. Элементы С. присутствуют уже у дошкольников. Малыш ещё не может осмыслить свои личностные качества, но уже в состоянии понять, что его поведение может вызвать как положительную, так и негативную реакцию со стороны взрослых. Потребность в самопознании, самоанализе, самооценке и самоконтроле наиболее отчётливо начинает проявляться в подростковом возрасте. С. становится более осознанным и целенаправленным в юношеском возрасте, когда у молодых людей личностные качества сформированы в большей степени. Уровень С. – результат воспитания личности в целом.
Источник: Экопсихология экопедагогика экоакмеология. Учебно-методический комплекс 2011 г.
Самовоспитание
сознательная деятельность субъекта, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности, изменение своей личности в соответствии с ясно осознанными целями, идеалами, личностными смыслами. С.— относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем развития самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самосовершенствованию. С. основывается на адекватной самооценке, которая соответствует реальным способностям человека, умении критически оценить свои индивидуальные особенности и потенциальные возможности. По мере повышения степени осознанности С. становится все более значительной силой саморазвития личности. Необходимыми компонентами С. являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. Н.Н.Толстых
Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005
САМОВОСПИТАНИЕ
сознательная деятельность, направленная на возможно более Полную реализацию себя как личности, г-"выработка человеком у себя таких личностных качеств, кои представляются желательными. Базируясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, смыслов личностных.
Самовоспитание - относительно позднее обретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Оно базируется на адекватной самооценке, соответственной реальным способностям человека, на критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности1 оно становится все более значимой силой саморазвития личности. Оно находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности.
Необходимые компоненты самовоспитания - самоанализ развития личностного, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение и самовнушение.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Самовоспитание
работа человека над собой с целью формирования у себя тех или иных необходимых качеств. С. является конечным этапом самосовершенствования человека, которому предшествуют самопознание и самооценка себя в целом и отдельных личностных качеств (познание своего реального Я) и на их основе — возникновение потребности соответствовать тому или иному идеальному образу Я (см. Я-образ) в связи с возникновением рассогласования между Я идеальным и Я реальным. Все это требует от человека самонаблюдения, самоанализа и самоконтроля своих поступков и результатов деятельности. Интенсивное С. начинается с подросткового возраста, когда формируется «чувство взрослости» и критическое отношение к воспитательным воздействиям взрослых. В юношеском возрасте и в зрелые годы С. становится главным фактором социализации личности. Вместе с развитием личности изменяются ее идеалы, что обусловливает непрерывность и беспредельность самосовершенствования и использования С.
Литература
Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986.
Ковалев А. Г. Самовоспитание школьников. М., 1967.
Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
САМОВОСПИТАНИЕ
осознанная деятельность субъекта, кот. конституируется-организуется-тектонизируется субъектом конгруэнтно-соответственно-эквивалентно его целям-задачам-проектам-программам, кот. позволят полнее реализовать самому индивиду себя как активно-онтологическо-социальную личность; процессы, связанные с С. базируются на механизмах активации-ауторегуляции-аутоконтроля субъекта за своими чувственно-эмотивными реакциями, за поведенческими мультиактами-мультипроцессами; кардинально-индивидуальная модель С. предполагает конкретно-достоверное наличие ясно-цельно-выверенно осознанных мотивов-целей-задач-смыслов-ориентиров; укажем, что факторы С. коррелируются –констеллируются-аффилиацируются с уровнями индивидуального самосознания субъекта, критическо-ментальной рефлексии, сублимативно-объективному подходу к смыслам-индексам-самого бытия-экзистенции, с дискурсосмыслением-верификацией переживаний и поведенческих актов других субъектов, со способностью субъекта к самоассертичности-самовыраженню-самоактивности-самоэволюционностн-самосовершенствованию, к объективно-конкретной, без всяких гиперболизаций, самооценке, кот. и будет конгруэнтна-синхронна его индивидуально-личностным способностям, психологическо-физическим виртуальным потенциям, его талантам.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
САМОВОСПИТАНИЕ
сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и минимизации отрицательных качеств.
Необходимым условием С. является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания. С. обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергался учащийся в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для
С,формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели.
Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, С. предполагает наличие ясно осознанных целей, личностных смыслов. Необходимыми компонентами С. являются: рефлексия личностного развития, самоотчет, самоконтроль. В приемы С. входят: удовлетворенность, самосуждение, самовнушение, самоубеждение и самоприказ. С. чаще возникает в подростковом возрасте, но его можно наблюдать и в поведении людей более позднего возраста. В подростковом возрасте решающую роль в С. играет самооценка. Важным мотивом становится недовольство собой, своими достижениями, несоответствие своим идеалам. С. большинство людей практически занимаются всю жизнь.
Источник: Акмеологический словарь.
САМОВОСПИТАНИЕ
систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на выработку и совершенствование своих положительных качеств, и преодоление отрицательных, а также на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. С. предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. С. – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. С. базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. С. находится в неразрывной связи с воспитанием, подкрепляя и развивая процесс формирования личности. Приемами С. являются самоприказ, самоодобрение, самовнушение. Элементы С. появляются вместе с зарождающимися самосознанием, с «Я» – в виде сдерживания осуждаемых поступков и равнения на обобщенный идеальный образ хорошего ребенка: я не жадина, не плакса, я чистенький. В школьном возрасте С. включает рефлексию, самоотчет и самоконтроль. В подростковом и юношеском возрасте С. проявляется как система требований к себе, сознательное развитие у себя определенных качеств: физических и личностных, как сознательная полоролевая идентификация, подготовка к профессии.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
САМОВОСПИТАНИЕ
англ. self-development) - формирование человеком своей личности в соответствии с поставленными целями. С. как специальная деятельность чаще всего возникает в подростковом возрасте. Однако предпосылки С. можно видеть в поведении детей более раннего возраста. Так, в акте принятия намерения, наблюдающемся уже в дошкольном детстве, выражаются сознательность и целенаправленность поведения ребенка. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок ориентируется преимущественно на оценки взрослых, то при переходе к подростковому возрасту усиливается влияние коллектива сверстников на его личностное развитие. Наиболее благоприятной для С. можно считать такую организацию коллектива, при которой каждый ребенок может найти свое место в общей деятельности сообразно своим индивидуальным особенностям и склонностям.
В подростковом возрасте решающую роль в С. начинает играть самооценка. Важным мотивом С. становится недовольство собой в результате осознания своих недостатков, несоответствия своим идеалам (см. Комплекс неполноценности). В юношеском возрасте С. приобретает более зрелый и целенаправленный характер благодаря возникшему осознанию своего места в мире, стремлению служить высоким общественным идеалам. С. невозможно без адекватного анализа своих индивидуальных особенностей, способностей и возможностей. Эффективности С. способствует реалистическая самооценка, соответствующая реальным способностям и возможностям человека. Поскольку развитие личности - процесс непрерывный, не имеющий предела, С. - дело всей жизни человека. См. Развитие психики.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
САМОВОСПИТАНИЕ
САМАВЫХАВАННЕ / SELF-EDUCATION– сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Необходимым условием С. служит наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания. С. обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергается учащийся в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для С., формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели. С. осуществляется в процессе самоуправления и активизации механизмов саморегуляции на основе сформулированных целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов и самокоррекции. С. чаще возникает в подростковом возрасте, но его можно наблюдать и в поведении детей более раннего возраста. В подростковом возрасте решающую роль в С. играет самооценка. Важным мотивом С. становятся недовольство собой, несоответствие своим идеалам. Компоненты С.: самоанализ личностного развития (добровольное обязательство перед самим собой в достижении осознанных целей и задач самосовершенствования и решение сформировать у себя те или иные качества), самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь, осмысление собственной деятельности и поведения), самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий). Приемы С.: самоободрение, самосуждение, самовнушение, самоубеждение и самоприказ. Методы С.: самопознание (включает самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение); самообладание (опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение); самостимулирование (предполагает самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение). Критерии готовности личности к С.: мотивационный (сформированность устойчивой мотивации самовоспитания, которая предполагает стремление к познанию ребенком себя, потребность в приобретении новых компетенций и желание найти средства саморазвития); деятельностный (определение перспектив самовоспитания, знание способов достижения целей и осуществление реальных действий для приобретения новых компетенций); рефлексивный (самооценка результатов са мовоспи тания и определение перспектив саморазвития, исходя из реальных возможностей, что предполагает осуществление самоконтроля изменений в самом себе, анализ факторов повлиявших на изменение личности, осознание последствий С.). Е. Н. Зуева
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.