САМОВОСПИТАНИЕ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

САМОВОСПИТАНИЕ
самостоятельное свободное развитие человека в определенном направлении.

Источник: Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. Под ред. А. И. Юрьева. 2006

САМОВОСПИТАНИЕ
сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

САМОВОСПИТАНИЕ
воспитание человеком самого себя: воздействие на себя, направленное на развитие и совершенствование собственного поведения (см. также Самоактуализация).

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

САМОВОСПИТАНИЕ
воспитание человеком самого себя; воздействие, оказываемое человеком на себя и направленное на развитие собственной личности, на совершенствование своего поведения.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Самовоспитание
Категория. Форма поведения.
Специфика. Выработка человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются ему желательными. Наиболее интенсивно осуществляется в подростковом возрасте.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

САМОВОСПИТАНИЕ
сознательная, целенаправленная деятельность человека, направленная на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных. Элементы С. присутствуют уже у дошкольников. Малыш ещё не может осмыслить свои личностные качества, но уже в состоянии понять, что его поведение может вызвать как положительную, так и негативную реакцию со стороны взрослых. Потребность в самопознании, самоанализе, самооценке и самоконтроле наиболее отчётливо начинает проявляться в подростковом возрасте. С. становится более осознанным и целенаправленным в юношеском возрасте, когда у молодых людей личностные качества сформированы в большей степени. Уровень С. – результат воспитания личности в целом.

Источник: Экопсихология экопедагогика экоакмеология. Учебно-методический комплекс 2011 г.

Самовоспитание
сознательная деятельность субъекта, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности, изменение своей личности в соответствии с ясно осознанными целями, идеалами, личностными смыслами. С.— относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем развития самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самосовершенствованию. С. основывается на адекватной самооценке, которая соответствует реальным способностям человека, умении критически оценить свои индивидуальные особенности и потенциальные возможности. По мере повышения степени осознанности С. становится все более значительной силой саморазвития личности. Необходимыми компонентами С. являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. Н.Н.Толстых

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

САМОВОСПИТАНИЕ
сознательная деятельность, направленная на возможно более Полную реализацию себя как личности, г-"выработка человеком у себя таких личностных качеств, кои представляются желательными. Базируясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, смыслов личностных.
Самовоспитание - относительно позднее обретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Оно базируется на адекватной самооценке, соответственной реальным способностям человека, на критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности1 оно становится все более значимой силой саморазвития личности. Оно находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности.
Необходимые компоненты самовоспитания - самоанализ развития личностного, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение и самовнушение.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Самовоспитание
работа человека над собой с целью формирования у себя тех или иных необходимых качеств. С. является конечным этапом самосовершенствования человека, которому предшествуют самопознание и самооценка себя в целом и отдельных личностных качеств (познание своего реального Я) и на их основе — возникновение потребности соответствовать тому или иному идеальному образу Я (см. Я-образ) в связи с возникновением рассогласования между Я идеальным и Я реальным. Все это требует от человека самонаблюдения, самоанализа и самоконтроля своих поступков и результатов деятельности. Интенсивное С. начинается с подросткового возраста, когда формируется «чувство взрослости» и критическое отношение к воспитательным воздействиям взрослых. В юношеском возрасте и в зрелые годы С. становится главным фактором социализации личности. Вместе с развитием личности изменяются ее идеалы, что обусловливает непрерывность и беспредельность самосовершенствования и использования С.
Литература
Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986.
Ковалев А. Г. Самовоспитание школьников. М., 1967.
Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

САМОВОСПИТАНИЕ
осознанная деятельность субъекта, кот. конституируется-организуется-тектонизируется субъектом конгруэнтно-соответственно-эквивалентно его целям-задачам-проектам-программам, кот. позволят полнее реализовать самому индивиду себя как активно-онтологическо-социальную личность; процессы, связанные с С. базируются на механизмах активации-ауторегуляции-аутоконтроля субъекта за своими чувственно-эмотивными реакциями, за поведенческими мультиактами-мультипроцессами; кардинально-индивидуальная модель С. предполагает конкретно-достоверное наличие ясно-цельно-выверенно осознанных мотивов-целей-задач-смыслов-ориентиров; укажем, что факторы С. коррелируются –констеллируются-аффилиацируются с уровнями индивидуального самосознания субъекта, критическо-ментальной рефлексии, сублимативно-объективному подходу к смыслам-индексам-самого бытия-экзистенции, с дискурсосмыслением-верификацией переживаний и поведенческих актов других субъектов, со способностью субъекта к самоассертичности-самовыраженню-самоактивности-самоэволюционностн-самосовершенствованию, к объективно-конкретной, без всяких гиперболизаций, самооценке, кот. и будет конгруэнтна-синхронна его индивидуально-личностным способностям, психологическо-физическим виртуальным потенциям, его талантам.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

САМОВОСПИТАНИЕ
сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и минимизации отрицательных качеств.
Необходимым условием С. является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания. С. обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергался учащийся в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для
С,формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели.
Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, С. предполагает наличие ясно осознанных целей, личностных смыслов. Необходимыми компонентами С. являются: рефлексия личностного развития, самоотчет, самоконтроль. В приемы С. входят: удовлетворенность, самосуждение, самовнушение, самоубеждение и самоприказ. С. чаще возникает в подростковом возрасте, но его можно наблюдать и в поведении людей более позднего возраста. В подростковом возрасте решающую роль в С. играет самооценка. Важным мотивом становится недовольство собой, своими достижениями, несоответствие своим идеалам. С. большинство людей практически занимаются всю жизнь.

Источник: Акмеологический словарь.

САМОВОСПИТАНИЕ
систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на выработку и совершенствование своих положительных качеств, и преодоление отрицательных, а также на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. С. предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. С. – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. С. базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. С. находится в неразрывной связи с воспитанием, подкрепляя и развивая процесс формирования личности. Приемами С. являются самоприказ, самоодобрение, самовнушение. Элементы С. появляются вместе с зарождающимися самосознанием, с «Я» – в виде сдерживания осуждаемых поступков и равнения на обобщенный идеальный образ хорошего ребенка: я не жадина, не плакса, я чистенький. В школьном возрасте С. включает рефлексию, самоотчет и самоконтроль. В подростковом и юношеском возрасте С. проявляется как система требований к себе, сознательное развитие у себя определенных качеств: физических и личностных, как сознательная полоролевая идентификация, подготовка к профессии.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

САМОВОСПИТАНИЕ
англ. self-development) - формирование человеком своей личности в соответствии с поставленными целями. С. как специальная деятельность чаще всего возникает в подростковом возрасте. Однако предпосылки С. можно видеть в поведении детей более раннего возраста. Так, в акте принятия намерения, наблюдающемся уже в дошкольном детстве, выражаются сознательность и целенаправленность поведения ребенка. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок ориентируется преимущественно на оценки взрослых, то при переходе к подростковому возрасту усиливается влияние коллектива сверстников на его личностное развитие. Наиболее благоприятной для С. можно считать такую организацию коллектива, при которой каждый ребенок может найти свое место в общей деятельности сообразно своим индивидуальным особенностям и склонностям.
В подростковом возрасте решающую роль в С. начинает играть самооценка. Важным мотивом С. становится недовольство собой в результате осознания своих недостатков, несоответствия своим идеалам (см. Комплекс неполноценности). В юношеском возрасте С. приобретает более зрелый и целенаправленный характер благодаря возникшему осознанию своего места в мире, стремлению служить высоким общественным идеалам. С. невозможно без адекватного анализа своих индивидуальных особенностей, способностей и возможностей. Эффективности С. способствует реалистическая самооценка, соответствующая реальным способностям и возможностям человека. Поскольку развитие личности - процесс непрерывный, не имеющий предела, С. - дело всей жизни человека. См. Развитие психики.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

САМОВОСПИТАНИЕ
САМАВЫХАВАННЕ / SELF-EDUCATION– сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Необходимым условием С. служит наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания. С. обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергается учащийся в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для С., формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели. С. осуществляется в процессе самоуправления и активизации механизмов саморегуляции на основе сформулированных целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов и самокоррекции. С. чаще возникает в подростковом возрасте, но его можно наблюдать и в поведении детей более раннего возраста. В подростковом возрасте решающую роль в С. играет самооценка. Важным мотивом С. становятся недовольство собой, несоответствие своим идеалам. Компоненты С.: самоанализ личностного развития (добровольное обязательство перед самим собой в достижении осознанных целей и задач самосовершенствования и решение сформировать у себя те или иные качества), самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь, осмысление собственной деятельности и поведения), самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий). Приемы С.: самоободрение, самосуждение, самовнушение, самоубеждение и самоприказ. Методы С.: самопознание (включает самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение); самообладание (опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение); самостимулирование (предполагает самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение). Критерии готовности личности к С.: мотивационный (сформированность устойчивой мотивации самовоспитания, которая предполагает стремление к познанию ребенком себя, потребность в приобретении новых компетенций и желание найти средства саморазвития); деятельностный (определение перспектив самовоспитания, знание способов достижения целей и осуществление реальных действий для приобретения новых компетенций); рефлексивный (самооценка результатов са мовоспи тания и определение перспектив саморазвития, исходя из реальных возможностей, что предполагает осуществление самоконтроля изменений в самом себе, анализ факторов повлиявших на изменение личности, осознание последствий С.). Е. Н. Зуева

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Самовоспитание личности: механизмы и функции его осуществления

Иващенко Александр Васильевич
Статья посвящена подробному рассмотрению механизмов процесса самовоспитания (воспитательный, психолого-педагогический, структурно-содержательный) и функций самовоспитания (гностическо-когнитивная, информационно-креативная, волевая
Читать PDF
0.00 байт

Физическое самовоспитание и самосовершенствование студентов с нарушением зрения

Киселева Жанна Ивановна, Шляпникова Виктория Викторовна
Здоровье важнейшая качественная предпосылка самореализации подрастающего поколения, их активной и долгой жизни, способности к репродукции, к учебному и профессиональному труду, к социальной и политической активности.
Читать PDF
0.00 байт

Основные требования организации здорового образа жизни. Физическое самовоспитание в здоровом образе

Ермакова Е.Г.
В статье рассмотрены основные требования к организации здорового образа жизни, способы его реализации, необходимость воспитывать в себе качества, припысываемые здоровому образу жизни.
Читать PDF
0.00 байт

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ САМОВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ

Стерхов Алексей Алексеевич
Статья посвящена исследованию проблем современного общества, связанных с формированием личности подростка, а также изучению основных аспектов самовоспитания православного гимназиста.
Читать PDF
0.00 байт

Самовоспитание военнослужащих как фактор самосовершенствования личности будущих офицеров

Манукян А. Р.
Статья «Самовоспитание военнослужащих как фактор самосовершенствования личности будущих офицеров» посвящена исследованию механизма самовоспитательного процесса военнослужащих и определению его роли в системе самосовершенствования
Читать PDF
0.00 байт

Ориентация на самовоспитание как стратегия работы с «Трудными» подростками

Полозова Татьяна Валерьевна
Актуализация потребности в позитивно направленном саморазвитии (самосовершенствовании) является важным фактором преодоления дезадаптированности у подростков.
Читать PDF
0.00 байт

О соотношении понятий «Самовоспитание» и «Самосовершенствование»

Илюхина Марина Олеговна
В статье в результате выявления общего между самовоспитанием и самосовершенствованием обосновывается, что данные понятия по своему содержанию являются тождественными.
Читать PDF
0.00 байт

Самовоспитание старшеклассников в современной школе

Совиньский Анджей Якуб
В предлагаемой статье представлен анализ результатов работы гимназий и лицеев в Щецине, ситуации, предшествующей появлению и развитию их самовоспитательной активности, отражающий: а)в какой мере они владеют и интересуются этой обл
Читать PDF
0.00 байт

Самообразование и самовоспитание как средства формирования субъектности специалиста

Ларионова Ирина Анатольевна
Рассматриваются основные средства формирования субъектности специалиста — самообразование и самовоспитание. Подробно рассмотрены понятия «субъектность», «самообразование», «самовоспитание» и «самостоятельная работа».
Читать PDF
0.00 байт

Самовоспитание вкуса как важный фактор всестороннего развития творческой личности

Мохонько Анатолий Павлович
Рассмотрены вопросы самовоспитания художественного вкуса в условиях любительского художественного коллектива. Самовоспитание осуществляется на основе самопознания и активной творческой деятельности участников.
Читать PDF
0.00 байт

Самовоспитание здорового образа жизни военнослужащих и педагогическое руководство им

Мельник Александр Романович
На основе анализа практики формирования здорового образа жизни военнослужащих в частях Тамбовского территориального гарнизона Западного военного округа и анализа научных источников определены сущность процесса самовоспитания ЗОЖ в
Читать PDF
0.00 байт

Профессиональное самовоспитание как условие становления личности молодого учителя в процессе постдип

Кутеева Наталья Геннадьевна
In the article the experience of practical activity of "Young Teacher" laboratory on the subject of professional self-education in the process of postgraduate education is generalized.