РОДЖЕРС К.
РОДЖЕРС К.
(1902 —1987) — амер. псих., один из создателей гуманистической психологии, автор фундаментально-индирективно-центрированной психотерапии-терапии, кот. базируется на центральных интенциях профилактического порядка, эффективно воздействующих на клиентов-реципиентов; основные максимы-принципы тезисов-аксиом, выдвинутых Р.: путем глубинной эмпатической коммуникации-раппорта, — не давая прямых директив-инструкций клиенту, а также избегая симультанно различных критериев-оценок его поведенческих паттернов, — путем симпатий-раппорта, сублимировать-актуализировать креативные потенции субъекта, дабы сам субъект-реципиент-клиент мог индивидуально-автономно решать свои проблемы, с учетом конгруэнтности-изоморфности реального Эго клиента, его собственной самооценки и оценок-критериев окружающих индивидов и его иррационально-идеального Эго, и тех личностно-индивидуальных форм-матриц субъекта — «каким Я желаю стать-быть»; кардинально-генеральным компонентом структуры-модели субъекта Р. считал Эго-ориентацию, Эго-диспозицию, кот. формируется в процессах корреляции-взаимодействия индивида с социумом, средой и кот. саморегулируют паттерны-реакции его поведения; дисконгруэнтность-диссимметрия между Эго-диспозицией и представлениями об иррационализированном Эго, а также деформации между эмпирическо-индивидуальным опытом и эго-ориентациями, различные фрустрации, психоаберрации и способствуют, по мнению Р., тому что субъект ограждает свое Эго от различных психо-аберраций, фобий, тревог путем иммунно-селективных механизмов перцепции благоприятно-апостериорно-индивидуального опыта, что, однако, не может обеспечить адекватизацию-изоморфизацию личности и часто приводит субъекта к экстремумам психологической дисаккомодации, к неприспособленности самой психики к адаптивным кондициям-феноменам социума-онтологии-экстеросреды; в таких случаях, согласно концепции Р., субъект должен открыть свое Эго миру, с целью расширить индивидуально-апостериорные, личностно-психические потенции, стать гармонично-зрелым субъектом, «полностью функционирующей личностью», если воспользоваться термином самого Р., а устранение психодиссонансов между конкретно-онтологическим опытом и эгоориентациями-эгодиспозициями-эгоинтенциями и эмпатия к другим субъектам, открытость к социуму, к миру и обеспечат т.о., гибкость, пластичность, адаптационность субъективно-человеческого Я любого индивида к условиям социума-общества-мира; для этого также необходимы, в константно-профилактическом порядке, доверительные беседы психотерапевта с субъектом-реципиентом, установление-центрация раппорта-эмпатии для конституирования-дефиниции у самого субъекта автономно-дискурсивного осмысления бытия, и формирования рационально-ассерторичной оценки у субъекта своего места в мире, социуме, среде.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.