Ригидность это что такое Ригидность: определение — Психология.НЭС
РИГЕРА СИНДРОМ Ригидность в общении

Ригидность

Найдено 23 определения термина Ригидность

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Ригидность

заторможенность, замедленность Мышления и реакций человека.

Оцените определение:

Источник: Словарь по конфликтологии

РИГИДНОСТЬ

затрудненность (вплоть до полной неспособности) изменения намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Источник: Юридическая психология словарь терминов.

Ригидность

rigidity) Хотя термин Р. не имеет точного определения, можно сказать, что Р. проявляется особенно очевидно, когда индивидууму не удается изменить свое поведение, даже если потребности новой ситуации требуют др. поведения. Многие термины в психологии указывают на Р., включ. персеверацию, консерватизм, догматизм, анальность, нетерпимость к неопределенности и компульсивность. Такие термины как гибкость, лабильность, терпимость к неопределенности и, до некоторой степени, креативность, обозначают тенденции, противоположные Р. Ригидность как персеверация. Гольдштейн полагал, что, при обычных обстоятельствах, здоровый индивидуум функционирует как целостная система с хорошо интегрированными и отчетливо выраженными подсистемами. Тем не менее, в поврежденном мозге интеграция системы нарушена, и индивидуум не способен справляться со сложностью, требуемой абстрактными проблемами. Гольдштейн утверждал, что ригидное, застывшее поведение, демонстрируемое пациентами с повреждениями мозга, не столько утрата функции, сколько попытка снизить сложность и сделать потенциально подавляющую ситуацию управляемой. Лабораторные исслед. показали, что когда испытуемым несколько раз подряд давали решать задачи, к-рые имели неизменный способ решения, они часто продолжали ригидно использовать тот же способ решения для последующих задач, даже если эти новые задачи могли быть решены различными способами. Нетерпимость к неопределенности. Ряд исследователей и теоретиков заметили довольно постоянную констелляцию черт, к-рые включают в себя строгое повиновение властным фигурам, нетерпимость к противоположному мнению, предубеждение, склонность создавать чрезмерно упрощенный взгляд на мир, тенденцию использовать резко поляризованные когнитивные конструкты, и циничный взгляд на природу чел. Дискуссия о ригидных, авторитарных и догматичных системах убеждений распространились на психопатологию. В клинике высоко догматичное и ригидное поведение можно наблюдать у обсессивно-компульсивых и параноидных пациентов. Интеграция подходов. Пиаже показал, что мышление на ранних стадиях развития ребенка характеризуется сверхассимиляцией и сверхаккомодацией, и убедительно доказал, что маленькие дети и умственно отсталые взрослые применяют одномерные, ригидные, "центрированные" когнитивные стратегии в сравнении с многомерными, гибкими, "децентрированными" стратегиями, применяемыми старшими детьми и нормальными взрослыми. Согласно Пиаже, аффективное и моральное развитие неотделимы от когнитивного развития. Следовательно, ригидное поведение, обнаруживаемое в когнитивных задачах имеет свои параллели в отсутствии автономии, проявлении персеверативности и ригидных конструкций личных и межличностных ценностей, обнаруживаемых в соц. поведении. Возможно, что ригидность, как в интеллектуальной, так и в аффективной сферах, яв-ся проявлением несбалансированных схем, в к-рых преобладают или аккомодация, или ассимиляция. Так как многие факторы, включ. когнитивную незрелость, неврологические повреждения и авторитарно ориентированное воспитание детей могут мешать развитию адекватно сбалансированных схем, ригидность может иметь различные корни. См. также Обсессивно-компульсивная личность Б. Горман

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

РИГИДНОСТЬ

лат. rigidus - жесткий, твердый) - заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий.

Источник: Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1966.22

РИГИДНОСТЬ

в психологии - неготовность, затрудненность - вплоть до полной неспособности - в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, требующих ее перестройки согласно новым ситуационным требованиям. Выделяются:

1) ригидность когнитивная - обнаруживается в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации;

2) ригидность аффективная - выражается в косности аффективных, эмоциональных откликов на изменяющиеся объекты эмоций;

3) ригидность мотивационная - проявляется в тугоподвижной перестройке системы мотивов в обстоятельствах, требующих гибкости и изменения характера поведения.

Уровень ригидности, проявляемой субъектом, обусловлен взаимодействием его особенностей личностных с характером среды, включая степень сложности стоящей задачи, ее привлекательности, наличие опасности, монотонность стимуляции и пр.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Ригидность

от лат. rigidus - жесткий, твердый) недостаточные подвижность, переключаемость мотивационных установок, действий, мыслительных процессов по отношению к меняющимся требованиям среды.

Источник: К.Юнг. Словарь терминов.

Ригидность

Словообразование. Происходит от лат. rigidus - жесткий, твердый.

Категория. Неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями.

Виды:

- когнитивная ригидность,

- аффективная ригидность,

- мотивационная ригидность.

Источник: Психологический словарь

РИГИДНОСТЬ

1. В физиологии – состояние сильного мышечного напряжения. 2. В теории личности – черта, характеризующаяся когнитивной, перцептивной и/или социальной негибкостью. Следует различать с персеверацией.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Ригидность

Неспособность или затрудненность личности изменять ранее намеченную программу действий в связи в новыми обстоятельствами, требующими ее перестройки.

Источник: Психологический глоссарий: Психическое здоровье и защитные механизмы личности

Ригидность

жесткость, твердость) — проявляется в трудности, неспособности субъекта к изменению намеченной программы поведения при изменяющихся условиях.

Источник: Словарь по книге «Психология человека от рождения до смерти»

Ригидность

лат. rigidus — жесткий, твердый] (в психологии) — затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Выделяют когнитивную, аффективную и мотивационную Р. Когнитивная Р. обнаруживается в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации. Аффективная Р. выражается в косности аффективных (эмоциональных) откликов на изменяющиеся объекты эмоций. Мотивационная Р. проявляется в тугоподвижной перестройке системы мотивов в обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения. Уровень Р., проявляемой субъектом, обусловливается взаимодействием его личностных особенностей с характером среды, включая степень сложности стоящей перед ним задачи, ее привлекательности для него, наличие опасности, монотонность стимуляции и т.д. А.У. Хараш

Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах

РИГИДНОСТЬ

в психологии) (от лат. rigidus – жесткий, твердый) – затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Выделяют когнитивную, аффективную и мотивационную Р. Когнитивная Р. обнаруживается в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации. Аффективная Р. выражается в косности аффективных (эмоциональных) откликов на изменяющиеся объекты эмоций. Мотивационная Р. проявляется в тугоподвижной перестройке системы мотивов в обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения. Уровень Р., проявляемой субъектом, обусловливается взаимодействием его личностных особенностей с характером среды, включая степень сложности стоящей перед ним задачи, ее привлекательности для него, наличие опасности, монотонность стимуляции и т. д. Повышенная Р. человека обычно либо создает условия для возникновения конфликтов, либо м. б. их непосредственной причиной. Если человек понимает или чувствует необходимость изменения своей реакции на ситуацию, но по причине Р. не может этого сделать, это создает условия для внутриличностного конфликта. В ситуации, когда Р. поведения человека наносит реальный или мнимый ущерб его партнерам по взаимодействиям, возникает угроза межличностного конфликта. Оценка и самооценка степени Р. человека и ее минимизация способствуют профилактике конфликтов или их более конструктивному развитию.

Источник: Словарь конфликтолога

Ригидность

Стойкое повышение мышечного тонуса по подкорковому (пластическому) типу. В отличие от спастичности (см.), Р. проявляется в большей степени в тех мышцах, которые обеспечивают сгибание туловища и конечностей, может быть выраженной и в мелких мышцах лица, языка, глотки. При Р. сопротивление пассивным движениям постоянно (см. симптом «свинцовой трубки» симптом); сухожильные рефлексы сохранены. Особой формой Р. является феномен «зубчатого колеса» (см.).

Источник: Неврология. Полный толковый словарь

РИГИДНОСТЬ

от лат. rigidus - жесткий, твердый] - 1) физиол., мед. функциональное состояние скелетных мышц, выражающееся в чрезмерной их напряженности (сократившись, мышцы длительное время остаются твердыми, не расслабляются). Возникает при некоторых нарушениях деятельности центральной и периферической нервной системы; 2) псих. затрудненность (вплоть до полной невозможности) в изменении намеченной программы деятельности, поведения в условиях, объективно требующих перестройки. Выделяют когнитивную, аффективную и мотивационную Р.

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

Ригидность

от лат. rigidus — жесткий, твердый] — неспособность и неготовность индивида к перестройке запланированной схемы активности в обстоятельствах, когда ранее намеченная программа требует существенных изменений. При этом понятно, что степень, мера или уровень демонстрируемой личностью ригидности напрямую связаны не только с индивидуально-психологическими характеристиками конкретного индивида, но и со спецификой сложившейся ситуации, в рамках которой реализуется деятельность (степень экстремальности и опасности условий, уровень сложности задачи и мотивированности субъекта в ее решении, монотонность или аритмичность стимуляции и т. д.). Традиционно в общей психологии и психологии личности выделяют когнитивную, аффективную и мотивационную ригидность. «Когнитивная ригидность обнаруживается в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации. Аффективная ригидность выражается в косности аффективных (эмоциональных) откликов на изменяющиеся объекты эмоций. Мотивационная ригидность проявляется в тугоподвижной перестройке системы мотивов в обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения» (А. У. Хараш). В обыденном сознании проявления ригидности, как правило, рассматриваются и оцениваются негативно, касается это личностных особенностей конкретного индивида или ситуативных проявлений им активности. В то же время в целом ряде случаев термином «ригидность» обозначается способность личности длительное время выполнять однотипную, монотонную работу, что является необходимым условием успеха в рамках некоторых профессиональных деятельностей (рабочие на конвейере, диспетчеры на железной дороге и аэрофлоте, исключая неординарные ситуации, корректоры в редакциях и т. п.). Помимо этого, в социальной психологии и конкретно в психологии групп в качестве ригидных обозначаются, например, групповые границы таких сообществ, которые могут быть отнесены к в той или иной степени закрытым группировкам. В этом смысле термин «ригидные границы» является синонимом терминам «консервативные границы», «жесткие границы», «труднопреодолимые границы» и т. п.

Надо сказать, что именно ригидность в широком смысле слова, обусловливает реальную проблемность как индивидуального, так и группового поведения. Любой поведенческий акт, сам по себе, если только он не носит откровенно антисоциальный и агрессивный характер, как правило, не является серьезной личностной проблемой по той простой причине, что даже если он оказывается неэффективным или приводит к отрицательным последствиям, в большинстве случаев это может быть компенсировано за счет изменения формы активности, используемых технологий, целей деятельности.

Реальная проблема, как для индивида, так и для его социального окружения возникает, когда та или иная поведенческая модель приобретает отчетливо выраженный ригидный характер. В этом случае даже те виды личностной активности, которые традиционно рассматриваются как просоциальные и альтруистичные (например, готовность оказывать помощь или проявлять заботу о младших), приобретают признаки компульсивной навязчивости и нередко вызывают у окружающих раздражение и отвержение. Индивиды же, в высокой степени ригидные, в такой ситуации, стремясь добиться одобрения, вместо изменения поведения с удвоенной энергией, снова и снова продолжают реализовывать вызывающую отвержение поведенческую модель.

Особенно отчетливо данная схема просматривается в таком достаточно универсальном и актуальном для практического социального психолога явлении, как проблемный или, как это достаточно часто обозначается на «профессиональном жаргоне», «мешающий» участник группы. Заметим, что под проблемностью в данном контексте понимается, прежде всего, деструктивное, с точки зрения групповой динамики, влияние подобного индивида на интрагрупповые процессы. Существует множество классификаций проблемных типов поведения в группе, однако все они так или иначе сводятся к шести основным категориям обозначенным Д. Ли как «говорун-террорист», «великий ворчун», «Фома неверующий», «цветочек», «шут», «конспиратор».

Вполне понятно, что «говорун-террорист» говорит без умолку, стремясь монополизировать внимание и время группы: «В своей наиболее утомительной форме это крикун, который занимает доминирующее положение в группе и является лидером любой дискуссии. В своем более мирном, но не менее опасном виде это болтун, который, о чем бы ни шла речь, всегда утверждает, что нечто подобное с ним уже случалось»1. Сама по себе высокая общительность индивида, равно как и стремление играть «первую скрипку» в процессе общения, обычно совершенно справедливо расценивается скорее в качестве позитивной как с точки зрения реализации личностных потребностей, в частности, потребности «быть личностью», так и с точки зрения социальной желательности. Эти качества становятся проблемными и начинают вызывать отторжение со стороны окружающих, если в силу ригидности индивида потребность в доминировании превращается для него в единственный мотив, а бесконечная болтовня в единственный способ социального взаимодействия.

«Великий ворчун» и близкий к нему тип «Фома неверующий» характеризуются на «профессиональном жаргоне» социальных психологов, специализирующихся в групповых тренингах как «негативисты», или «негативщики». Тем самым, достаточно точно обозначается тенденция тотального обесценивания всего происходящего в группе, являющаяся «стержнем» этих поведенческих моделей. Аналогично предыдущему типу, такие установки индивида существенно осложняют групповой процесс, если в силу ригидности они приобретают тотальный характер. Как отмечает Д. Ли, «некоторое количество конструктивной критики часто является движущей силой тренинга. Но такой любитель критики, как Великий Ворчун, создает для группы значительные трудности, так как он рассматривает каждую дискуссию как возможность обнародовать жалобы о своей компании, о людях, с которыми он работает, о тех условиях, в которых ему приходится трудиться.., на самом деле это может быть недовольство чем угодно. Если дать такому человеку шанс поговорить о наболевшем, его негативизм может полностью подавить энтузиазм остальной части группы. ... Фома неверующий — вариант Великого Ворчуна. Главное отличие состоит в том, что у Ворчуна обычно только одна или две проблемы, Фома же настолько циничен, что его скептицизм распространяется на все. Как и в случае с Ворчуном, если позволить проявиться его негативной установке, она может оказаться заразительной и повергнуть в мрачное и унылое состояние целую группу»2.

По словам Д. Ли, «цветочек назван так потому, что, отделенный от группы и похожий на декоративное растение, он вносит очень маленький вклад в общую работу, разве что придает ей некоторый колорит»3. Если рассмотренные выше типы проблемного поведения в групповом контексте деструктивны, прежде всего, в плане интерперсонального взаимодействия, то данный поведенческий паттерн, опять-таки при том непременном условии, что в силу ригидности он носит тотальный характер, представляет реальную угрозу, прежде всего, личностному благополучию, а в ряде случаев и психическому здоровью индивида. При этом такая, по сути дела, самоизоляция кого-то из членов группы деструктивна и с точки зрения групповой динамики, поскольку повышает интрагрупповое напряжение, притягивает внимание, провоцирует чувство иррациональной тревоги и вины.

Феномен «шута» в группе, пожалуй, наиболее наглядно демонстрирует, каким образом ригидность приводит к тому, что вроде бы безусловно ценное качество личности превращается в свою противоположность. Хорошее чувство юмора представляет собой не только полезное, но и необходимое для эффективной групповой деятельности качество. Поэтому наличие в сообществе человека, способного в любой, в том числе объективно сложной ситуации, увидеть нечто смешное, представить серьезную проблему в ироничном и комическом виде, крайне желательно. Проблема, как и в предыдущих случаях, возникает тогда, когда по причине личностной ригидности чувство юмора превращается в доминирующую потребность высмеивать всех и вся. В этом случае подлинный юмор часто подменяется циничными издевками и пошлыми «плоскими» шутками. По образному сравнению Д. Ли, «...когда шутки затягиваются или часто повторяются, они могут действовать подобно большому количеству шоколада. Когда пропадает эффект новизны, все, что остается, — это привкус тошноты и отвращения. Члены группы постоянно боятся сказать что-то, что может дать повод для шутки, прозвучать двусмысленно или превратиться в намек»1.

Что касается «конспираторов», то, по мнению Д. Ли, «несмотря на название, в их действиях редко есть что-то негативное. Этот тип назван так из-за того, как выглядят Конспираторы в момент, когда они объединены в своей собственной частной дискуссии, не обращая никакого внимания на тех, кто находится вокруг них»2. На наш взгляд, трудно согласиться с утверждением, что в действиях конспираторов «редко есть что-то негативное». Даже если в содержательном плане «междусобойчики», инициированные «конспираторами», не направлены против других членов сообщества, такая форма активности всегда объективно способствует образованию изолированных подгрупп, повышению интрагруппового напряжения и несет реальную угрозу целостности группы. Более того, если данная поведенческая модель приобретает отчетливо ригидный характер, ее следует рассматривать как наиболее деструктивную с точки зрения группового развития среди всех перечисленных.

Как уже отмечалось выше, ригидность является основной причиной деструктивности не только индивидуального, но и группового поведения. Это справедливо в отношении не только малых, но и больших групп. Так, например, социальные стереотипы, связанные с межнациональными, межконфессиональными и другими подобными противоречиями, становятся действительно опасными в смысле провоцирования агрессивного поведения тогда, когда они приобретают и носят крайне устойчивый и, главное, глобальный характер, обусловленный ригидностью массового сознания.

Еще одним важным с практической точки зрения аспектом проблемы ригидности является ригидность ментальных моделей организации. В процессе организационного развития ментальные модели прочно закрепляются не только в сознании руководителей, но и в корпоративной культуре, превращаясь в своего рода «священную корову» компании. Между тем, «для достижения успеха корпорации обязаны менять свои ментальные модели в соответствии с темпом изменений рынка»3. Именно ригидность ментальных моделей, по мнению Р. Фостера и С. Каплан, привела в конце 70-х гг. прошлого века компанию IBM на край банкротства: «Причина коллапса компании кроется, скорее всего, в «коллективном сбое» ментальных процессов или в несостоятельности «сознания» корпорации. Эта несостоятельность IBM заключалась в неспособности понять происходящее и разглядеть картину богатых возможностей, открывающихся в будущем. Эта неспособность была проявлением спеси — убеждением, что компания сильнее всех сил рынка, взятых вместе. Так, в процессах принятия решения проявилась неспособность компании к пониманию контекста. Топ-менеджмент строил планы и принимал решения с полной уверенностью в том, что IBM и одна только IBM задает темпы изменений в производстве вычислительной техники. Они не могли осознать, что их представления ... стали заблуждением»1.

Социальный психолог, специализирующийся в сфере организационного консультирования, должен уделять первостепенное внимание оценке как содержания, так и степени ригидности ментальных моделей, которыми руководствуется менеджмент и организация в целом, и при необходимости разрабатывать и реализовывать программы мероприятий, направленных на повышение их гибкости.

В более широком предметном контексте практический социальный психолог, планируя свою работу с конкретной группой или организацией и со столь же конкретными членами этих общностей, должен учитывать склонность каждой из личностей к ригидным проявлениям (существует целый ряд методических приемов диагностики личностной ригидности, в том числе широко известная методика «корректурной пробы») с тем, чтобы по возможности выстраивать условия решения задач органично для того или иного исполнителя.

Источник: Азбука социального психолога-практика

РИГИДНОСТЬ

от лат. rigidus — жесткий, твердый) — затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Выделяют три вида Р.: 1) когнитивная Р., она обнаруживается в трудностях перестройки восприятий и представлений в изменившейся ситуации; 2) аффективная Р., которая выражается в косности эмоциональных откликов на изменяющиеся объекты эмоций; 3) мотивационная Р., проявляющаяся в тугоподвижной перестройке системы мотивов в обстоятельствах, требующих гибкости и изменения характера поведения. Уровень Р., проявляемой субъектом, обусловливается взаимодействием его личностных особенностей с характером среды, включая степень опасности, монотонность стимуляции и т. п. Для многих видов операторской деятельности, особенно связанных с необходимостью ее перестройки в изменившихся условиях, Р. зачастую является фактором, затрудняющим эффективное выполнение такой деятельности. Противоположным понятию Р. является гибкость. Понятие Р.— гибкости весьма близко к понятию инертности — подвижности в рамках концепции основных свойств нервной системы.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Ригидность

затрудненность, вплоть до полной неспособности, в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях объективно требующих ее перестройки ряда качеств и характеристик людей по формально близким признакам (социальным, психическим). Этот механизм облегчает начальную психическую адаптацию личности к различным людям.

Источник: Глоссарий. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников

Ригидность

от лат. rigidus «твердый») – психическая неподатливость, негибкость, трудноперестраиваемость индивида. Проявляется, в частности, в склонности субъекта выдвигать сверхценные идеи, завышении самооценки, узости интересов, заостренности на одних и тех же мыслях и эмоциях. Типичная реакция – досада, сожаление, раздражение, нежелание общаться, тщетные попытки разубедить. Ригидностью отличается гоголевская «дубинноголовая» помещица Коробочка («Мертвые души»), тургеневский Павел Кирсанов («Отцы и дети»). Ср. персеверация, упорство.

Источник: Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь

Ригидность

лат. rigidus – жесткий, твердый) – 1. в физиологии – состояние сильного мышечного напряжения. Например, возникающее при акинето-ригидном варианте нейролептического синдрома; 2. в теории личности – черта, характеризующаяся мотивационной, аффекивной, когнитивной, перцептивной и/или социальной инертностью, инвариантностью или негибкостью. Часто бывает следствием органического поражения головного мозга, в частности, эпилепсии, паркинсонизма, психопатии.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

ригидность

(от лат. rigidus – окоченелый, оцепенелый, косный) в психологии – одна из фиксированных форм поведения, выражающаяся в упорном и непроизвольном повторении или продолжении определенного акта поведения (зачастую в ситуациях, которые объективно требуют прекращения или изменения этого поведения).

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

ригидность

(от лат. rigidus – жесткий, твердый) в физиологии – состояние мышц, характеризующееся чрезмерной напряженностью и резким повышением их сопротивляемости деформирующим усилиям; в психологии – трудность переключения психики на отражение новых условий, сопротивляемость изменениям, своего рода непроницаемость, косность, инертность; неспособность субьекта изменить намеченную им программу действий в изменившихся условиях.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Ригидность

(от лат. rigidus - жесткий, твердый) неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями. Различают когнитивную, аффективную и мотивационную ригидность.

Источник: Материалы к курсу психология личности. В 2 ч.

РИГИДНОСТЬ

rigidity) - (в неврологии) сопротивление выполнению пассивных движений конечностью. Чаще всего ригидность является одним из симптомов паркинсонизма. Сопротивление гладких мышц называется пластической ригидностью (plastic или lead-pipe rigidity); интермиттирующее сопротивление выполнению пассивных движений называется ригидностью "шестеренки" (cogwheel rigidity). Для сравнения: Спастичность.

Источник: Оксфордский справочник по клинической медицине

Найдено рефератов по теме Ригидность — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Ригидность как общесистемное свойство, определяющее предпрофессиональный образ мира студентов

Козлова Наталья Викторовна
Личностно-профессиональное становление студентов в условиях высшего профессионального образования, представленное предпрофессиональным образом мира, рассматривается с позиции теории психологических систем. Общесистемным свойством, характеризующим направленность личностно-профессионального становления на пути к «акме», определена психическая ригидность. Выраженность показателей психической ригидности предоставляет возможность оценки качества предпрофессиональяого образа мира студентов
Скачать PDF

Психическая ригидность в контексте функциональных асимметрий головного мозга и стиля мыслительной де

Лапина Светлана Сергеевна
Исследуется связь вариантов латеральных профилей с показателями психической ригидности, взаимосвязь стиля мыслительной деятельности в контексте функциональных асимметрий головного мозга с психической ригидностью.
Скачать PDF

Психическая ригидность - флексибильность как акмеологический инвариант профессионализма

Залевский Г.В., Козлова Н.В.
Рассматривается ригидность флексибильность как акмеологический инвариант профессионализма в контексте теории фиксированных форм поведения (Г.В. Залевский). Прослеживается связь между психической ригидностью и продуктивностью профессиональной деятельности.
Скачать PDF

Психическая ригидность-флексибильность в структуре личности будущего журналиста

Залевский В.Г., Козлова С.А., Козлова Н.В.
Рассматривается психическая ригидность-флексибильность в структуре личности журналиста. Ригидность показана как прогностический критерий профессионального будущего. Выраженность показателей психической ригидности предоставляет возможность оценки качества профессионального становления.
Скачать PDF

Ригидность, тревожность и экстраверсия как факторы, детерминирующие особенности саморегуляции старше

Шрейбер Татьяна Викторовна
Рассматривается проблема соотношения психодинамических свойств и особенностей саморегуляции. Представлены результаты исследования взаимосвязи психодинамических и регуляторных свойств на выборке старшеклассников (учащихся 10-11-х классов). Выдвигается гипотеза о том, что уровень развития системы осознанной саморегуляции и отдельных её компонентов обусловлен выраженностью и своеобразным сочетанием психодинамических свойств экстраверсии, ригидности пластичности, тревожности.
Скачать PDF

Ригидность, толерантность к неопределенности и креативность в системе интеллектуально-личностного по

Корнилова Татьяна Васильевна
В эмпирическом исследовании на студенческой выборке (n=304, Mean=19.49, SD=2.11); 206 женщин и 98 мужчин) устанавливались связи переменных сиптомокомплекса ригидности, переменных принятия неопределенности (толерантности/интолерантности к неопределенности, готовности к риску), рациональности и рефлексивности, интеллекта (академического и практического) и креативности. Использовались методики: «Новый опросник толерантности к неопределенности», «Личностные факторы принятия решений», «Томский опросник ригидности», опросник «Рефлексивность-27», тестовая батарея ROADS. Проверялись гипотезы о положительных связях ригидности с комплексом переменных рациональности, рефлексивности интолерантности к неопределенности, о связях креативности с толерантностью к неопределенности, готовностью к риску и отрицательной связи с ригидностью, а также с показателями личностных переменных с успеваемостью (по GPA ). Верифицированы гипотезы об указанных связях ригидности с личностными переменными. Было показано, что вербальная креативность выше у лиц с высокой личностной рефлексивностью и с низкой установочной ригидностью. Лица с более высокими показателями кристаллизованного интеллекта демонстрируют более высокую успеваемость и более высокую креативность. Флюидный интеллект отрицательно связан с рациональностью, и хотя между собой оба вида интеллекта связаны положительно, но флюидный интеллект не был связан с креативностью. Показано, что креативность выступает положительным предиктором успеваемости, а преморбидная ригидность — отрицательным; толерантность к неопределенности, как и рациональность и рефлексивность, не связаны с успеваемостью. Но рефлексивность оказалась связанной с креативностью по методике «Креативные рассказы». Вербальная креативность выше у лиц с высокой личностной рефлексивностью и с низкой установочной ригидностью. Повышение интолерантности к неопределенности и готовности к риску сопутствует более низкой успеваемости студентов.
Скачать PDF

Психическая ригидность как интегральный показатель степени открытости психологической системы (в кон

Галажинский Эдуард Владимирович
Обсуждается вопрос об отношении теории психологических систем (В.Е. Клочко) и общей теории ригидности (фиксированных форм поведения Г.В. Залевского) в контексте проблемы самореализации личности. Психическая рнгидносгтъ-флексибильность рассматривается как интегральный показатель степени открытости психологических систем. В этой связи затрагиваются вопросы «диалектики изменения, развития и сохранения индивида», «ригидности и установки», «ригидности и устойчивости» систем.
Скачать PDF

Прогностические возможности ригидности в оценке личностно-профессионального становления студентов

Козлова Н.В.
Рассматривается психическая ригидность как прогностический критерий, позволяющий представить особенности лич-ностно-профессионального становления. Соотношения ригидности и смысложизненных ориентаций на основе использования системы WizWhy позволяет идентифицировать особенности личностно-профессионального становления студентов высшей школы.
Скачать PDF

Руминации в контексте метакогниций, неадаптивных схем и психической ригидности

Труевцев Дмитрий Владимирович, Сагалакова Ольга Анатольевна
Статья посвящена построению и исследованию типологии руминаций в контексте способов метакогнитивного контроля, неадаптивных схем и психической ригидности.
Скачать PDF

Влияние ригидности участников на эффективность профессионального тренинга

Ахмадиева Лия Рустэмовна
В статье на основе эмпирического исследования описывается воздействие ригидности на эмоциональные, субъективные и объективные показатели эффективности профессионального тренинга. Исследуется зависимость усвоения знаний, когнитивных и поведенческих умений от когнитивной, аффективной ригидности, предметной и социальной пластичности.
Скачать PDF

Влияние полезависимости-поленезависимости, импульсивности-рефлективности и ригидности-гибкости позна

Гордыня Наталия Дмитриевна
Дан анализ когнитивно-стилевых характеристик: полезависимость-поленезависимость, импульсивность-рефлективность, ригидность-гибкость познавательного контроля. Проанализированы теоретические подходы к пониманию природы указанных параметров когнитивных стилей. В проведенном эмпирическом исследовании определено влияние стилевых характеристик на успешность решения задач тренажерной подготовки будущих специалистов управления воздушным движением (УВД).
Скачать PDF

Особенности проявления тревожности и ригидности в актуальном состоянии преподавателей, переживающих

Рождественская Елена Анатольевна
Несколькими психологическими методами обследовано 42 преподавателя вузов и 21 учитель школ г. Томска. Оказалось, что тревожность и ригидность в структуре личности этих испытуемых играют роль тех «внутренних условий», через которые преломляются стрессовые воздействия и которые препятствуют реализации творческого потенциала преподавателей и наиболее адекватных способов адаптации к современным условиям жизнедеятельности, приводя в конечном счете к пограничным нервно-психическим расстройствам.
Скачать PDF