РИГИДНОСТЬ
недостаточная гибкость в мыслях, чувствах и действиях.
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Ригидность
заторможенность, замедленность Мышления и реакций человека.
Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005
Ригидность
жесткость, твердость) — проявляется в трудности, неспособности субъекта к изменению намеченной программы поведения при изменяющихся условиях.
Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь
РИГИДНОСТЬ
затрудненность (вплоть до полной неспособности) изменения намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.
Источник: Березин C., Лисецхий К., Серебрякова М. Словарь психологических терминов. 2002
Ригидность
rigidus - застывший, негибкий. Лат. - повышение пластического тонуса: напряжение, гипертония мышц с фиксацией конечностей, головы в определенном положении.
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
Ригидность
Неспособность или затрудненность личности изменять ранее намеченную программу действий в связи в новыми обстоятельствами, требующими ее перестройки.
Источник: Психологический глоссарий: психическое здоровье и защитные механизмы личности
РИГИДНОСТЬ
лат. rigidus - жесткий, твердый) - заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий.
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
Ригидность
от лат. rigidus - жесткий, твердый) недостаточные подвижность, переключаемость мотивационных установок, действий, мыслительных процессов по отношению к меняющимся требованиям среды.
Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru
Ригидность
(от лат. rigidus - жесткий, твердый) неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями. Различают когнитивную, аффективную и мотивационную ригидность.
Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014
РИГИДНОСТЬ
1. В физиологии – состояние сильного мышечного напряжения. 2. В теории личности – черта, характеризующаяся когнитивной, перцептивной и/или социальной негибкостью. Следует различать с персеверацией.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
Ригидность
Словообразование. Происходит от лат. rigidus - жесткий, твердый.
Категория. Неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями.
Виды:
- когнитивная ригидность,
- аффективная ригидность,
- мотивационная ригидность.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
ригидность
(от лат. rigidus – окоченелый, оцепенелый, косный) в психологии – одна из фиксированных форм поведения, выражающаяся в упорном и непроизвольном повторении или продолжении определенного акта поведения (зачастую в ситуациях, которые объективно требуют прекращения или изменения этого поведения).
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Ригидность
затрудненность, вплоть до полной неспособности, в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях объективно требующих ее перестройки ряда качеств и характеристик людей по формально близким признакам (социальным, психическим). Этот механизм облегчает начальную психическую адаптацию личности к различным людям.
Источник: Баженов В.Г., Баженова В.П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. 2007
РИГИДНОСТЬ
rigidity) - (в неврологии) сопротивление выполнению пассивных движений конечностью. Чаще всего ригидность является одним из симптомов паркинсонизма. Сопротивление гладких мышц называется пластической ригидностью (plastic или lead-pipe rigidity); интермиттирующее сопротивление выполнению пассивных движений называется ригидностью "шестеренки" (cogwheel rigidity). Для сравнения: Спастичность.
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
ригидность
(от лат. rigidus – жесткий, твердый) в физиологии – состояние мышц, характеризующееся чрезмерной напряженностью и резким повышением их сопротивляемости деформирующим усилиям; в психологии – трудность переключения психики на отражение новых условий, сопротивляемость изменениям, своего рода непроницаемость, косность, инертность; неспособность субьекта изменить намеченную им программу действий в изменившихся условиях.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Ригидность
Стойкое повышение мышечного тонуса по подкорковому (пластическому) типу. В отличие от спастичности (см.), Р. проявляется в большей степени в тех мышцах, которые обеспечивают сгибание туловища и конечностей, может быть выраженной и в мелких мышцах лица, языка, глотки. При Р. сопротивление пассивным движениям постоянно (см. симптом «свинцовой трубки» симптом); сухожильные рефлексы сохранены. Особой формой Р. является феномен «зубчатого колеса» (см.).
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
Ригидность
лат. rigidus – жесткий, твердый) – 1. в физиологии – состояние сильного мышечного напряжения. Например, возникающее при акинето-ригидном варианте нейролептического синдрома; 2. в теории личности – черта, характеризующаяся мотивационной, аффекивной, когнитивной, перцептивной и/или социальной инертностью, инвариантностью или негибкостью. Часто бывает следствием органического поражения головного мозга, в частности, эпилепсии, паркинсонизма, психопатии.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
РИГИДНОСТЬ
от лат. rigidus - жесткий, твердый] - 1) физиол., мед. функциональное состояние скелетных мышц, выражающееся в чрезмерной их напряженности (сократившись, мышцы длительное время остаются твердыми, не расслабляются). Возникает при некоторых нарушениях деятельности центральной и периферической нервной системы; 2) псих. затрудненность (вплоть до полной невозможности) в изменении намеченной программы деятельности, поведения в условиях, объективно требующих перестройки. Выделяют когнитивную, аффективную и мотивационную Р.
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Ригидность
от лат. rigidus «твердый») – психическая неподатливость, негибкость, трудноперестраиваемость индивида. Проявляется, в частности, в склонности субъекта выдвигать сверхценные идеи, завышении самооценки, узости интересов, заостренности на одних и тех же мыслях и эмоциях. Типичная реакция – досада, сожаление, раздражение, нежелание общаться, тщетные попытки разубедить. Ригидностью отличается гоголевская «дубинноголовая» помещица Коробочка («Мертвые души»), тургеневский Павел Кирсанов («Отцы и дети»). Ср. персеверация, упорство.
Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011
РИГИДНОСТЬ
1. Особенность психологии, черта личности человека, которая проявляется в негибкости его познавательных процессов и поведения, т. е., в их неизменности и постоянстве при изменяющихся внешних или внутренних условиях, которые требуют изменения поведения человека. 2. Жесткость, негибкость, низкая адаптируемость или приспосабливаемость чего-либо к сложившимся условиям, например какого-либо психологического или физиологического процесса к внешней среде. 3. Одно из основных свойств нервной системы, противоположное лабильности. См. лабильность, личность, нервной системы свойства, процессы познавательные (процессы психологические).
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
РИГИДНОСТЬ
от латинского rigidus – «оцепенелый, твёрдый» – затруднённость или неспособность корректировать, изменить текущую деятельность в условиях, объективно требующих её перестройки. Различают мотивационную, когнитивную и аффективную ригидность. Когнитивная Р. проявляется в затруднении перестройки восприятия и представлений субъекта в быстро изменяющихся ситуациях, которые имеют персональную значимость для него, особенно если они требуют максимальных усилий и напряжения. Заторможенность, косность, а порой, неспособность адекватно и вовремя реагировать на объекты, вызывающие эмоциональные реакции наблюдаются при аффективной Р. Мотивационная Р. – затруднение в чёткости представления, понимания и способах достижения желаемых результатов.
Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018
Ригидность
(от лат. rigidus — «жесткий, твердый») — большая инертность установок, мотивов, привычек, сформированных программ деятельности, вследствие чего человеку трудно или вообще невозможно перестроиться при изменении условий, объективно требующих этого. Выделяют когнитивную, аффективную и мотивационную Р. Когнитивная связана с трудностью перестройки восприятия, представлений и оценки каких-либо событий, личностей в изменившейся ситуации. Аффективная проявляется в косности эмоционального реагирования на изменяющиеся эмоциогенные объекты. Мотивационная выражается в затрудненной перестройке системы мотивов в ситуации, требующей гибкости поведения.
Р. тесно коррелирует с инертностью нервных процессов, что свидетельствует о ее природной основе.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
Ригидность
лат. rigidus — жесткий, твердый] (в психологии) — затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Выделяют когнитивную, аффективную и мотивационную Р. Когнитивная Р. обнаруживается в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации. Аффективная Р. выражается в косности аффективных (эмоциональных) откликов на изменяющиеся объекты эмоций. Мотивационная Р. проявляется в тугоподвижной перестройке системы мотивов в обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения. Уровень Р., проявляемой субъектом, обусловливается взаимодействием его личностных особенностей с характером среды, включая степень сложности стоящей перед ним задачи, ее привлекательности для него, наличие опасности, монотонность стимуляции и т.д. А.У. Хараш
Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005
Ригидность
(Rigiditas) (от лат. rigeo). 1. Оцепенелость, скованность, одеревенелость, напр., при экстрапирамидных нарушениях и некоторых психических заболеваниях. 2. Окоченение.
Р. адаптационная (от лат. adaptatio - приспособление) - см. Ригидность, экстрапирамидная.
Р. восковая (Rigiditas ceroidea) (от лат. cera - воск) - см. Восковая гибкость.
Р. принятого решения. Означает отсутствие его коррекции и гибкости в соответствии с изменившейся ситуацией. Больной из-за этих особенностей не может перейти к осуществлению решения, так как ситуация уже изменилась, а он не может принять другое решение с учетом ситуации. Это наблюдается у ригидных эпилептоидных личностей.
Р. психическая (Rigiditas psychica) (от греч. psyche - душа). Психопатологическое состояние, при котором понижены подвижность, переключаемость и приспособляемость психических процессов (мышления, воли и др.) в отношении к меняющимся требованиям окружающей среды.
Р, фиксационная (fixus - запечатленный) - см. Экстрапирамидная ригидность.
Р., экстрапирамидная - см. Экстрапирамидная ригидность.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
РИГИДНОСТЬ
от лат. rigidus — жесткий, твердый) — затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Выделяют три вида Р.: 1) когнитивная Р., она обнаруживается в трудностях перестройки восприятий и представлений в изменившейся ситуации; 2) аффективная Р., которая выражается в косности эмоциональных откликов на изменяющиеся объекты эмоций; 3) мотивационная Р., проявляющаяся в тугоподвижной перестройке системы мотивов в обстоятельствах, требующих гибкости и изменения характера поведения. Уровень Р., проявляемой субъектом, обусловливается взаимодействием его личностных особенностей с характером среды, включая степень опасности, монотонность стимуляции и т. п. Для многих видов операторской деятельности, особенно связанных с необходимостью ее перестройки в изменившихся условиях, Р. зачастую является фактором, затрудняющим эффективное выполнение такой деятельности. Противоположным понятию Р. является гибкость. Понятие Р.— гибкости весьма близко к понятию инертности — подвижности в рамках концепции основных свойств нервной системы.
Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г
РИГИДНОСТЬ
в психологии) (от лат. rigidus – жесткий, твердый) – затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Выделяют когнитивную, аффективную и мотивационную Р. Когнитивная Р. обнаруживается в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации. Аффективная Р. выражается в косности аффективных (эмоциональных) откликов на изменяющиеся объекты эмоций. Мотивационная Р. проявляется в тугоподвижной перестройке системы мотивов в обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения. Уровень Р., проявляемой субъектом, обусловливается взаимодействием его личностных особенностей с характером среды, включая степень сложности стоящей перед ним задачи, ее привлекательности для него, наличие опасности, монотонность стимуляции и т. д. Повышенная Р. человека обычно либо создает условия для возникновения конфликтов, либо м. б. их непосредственной причиной. Если человек понимает или чувствует необходимость изменения своей реакции на ситуацию, но по причине Р. не может этого сделать, это создает условия для внутриличностного конфликта. В ситуации, когда Р. поведения человека наносит реальный или мнимый ущерб его партнерам по взаимодействиям, возникает угроза межличностного конфликта. Оценка и самооценка степени Р. человека и ее минимизация способствуют профилактике конфликтов или их более конструктивному развитию.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
РИГИДНОСТЬ
неспособность субъекта корригировать цели-программы собственной деятельности-активности, конгруэнтно социально-онтологическим эпизодам-обстоятельствам-задачам-целям; феномены Р. дифференцируют на: а) когнитивно-гностические, б) эмотивно-аффективные, в) чувственно-эмотивно-мотивационные; а) это неспособность субъекта трансформировать собственные представления об экстеросреде, социуме в тот момент, когда уже сама среда, социум, обстоятельства претерпели радикально-онтологическо-экзистенциальную трансформацию; такие феномены часто проявляются-инкарнируются в перцептивных Р., как аберрация-нарушение способности индивида перцептировать-воспринимать достоверно-осмысленно объекты-предметы и их свойства-предикаты-ингредиенты в метаболизировавшейся новационно ситуации; б) как феномены аффекта, когда субъект не в силах трансформировать модель аффективно-индивидуальных инкарнаций, как примитивно-аффективную фиксацию субъекта на однообразных предметах, как константность эмотивно-аффективной значимости-таксации-интенции, коррелируемых-связанных с предметами-объектами; в) факторы чувственно-эмотивно-мотивационной ригидности инкарнируются-конституируются ввиду дифференциально-индивидуальных флуктуаций в мотивационной сфере субъекта, связанной с его индивидуальными потребностями, в тех случаях-обстоятельствах, когда сам субъект не в состоянии трансформировать индивидуальные модусы удовлетворения-реализации потребности, в связи с не-благоприятными метаболизациями-реинкарнациями условий среды, экзистенции-онтологии; феномены ригидности а) и б) могут инкарнироваться в стремлении субъекта, к конституированию-эгоархитектонике-эгопостроению суперценных концепций, а также связаны с дифференциально-личностными матрицами эготизма-эгоцентризма-сверхтщеславия, с повышенной самоассертичностью, самооценкой.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
Ригидность
rigidity) Хотя термин Р. не имеет точного определения, можно сказать, что Р. проявляется особенно очевидно, когда индивидууму не удается изменить свое поведение, даже если потребности новой ситуации требуют др. поведения. Многие термины в психологии указывают на Р., включ. персеверацию, консерватизм, догматизм, анальность, нетерпимость к неопределенности и компульсивность. Такие термины как гибкость, лабильность, терпимость к неопределенности и, до некоторой степени, креативность, обозначают тенденции, противоположные Р. Ригидность как персеверация. Гольдштейн полагал, что, при обычных обстоятельствах, здоровый индивидуум функционирует как целостная система с хорошо интегрированными и отчетливо выраженными подсистемами. Тем не менее, в поврежденном мозге интеграция системы нарушена, и индивидуум не способен справляться со сложностью, требуемой абстрактными проблемами. Гольдштейн утверждал, что ригидное, застывшее поведение, демонстрируемое пациентами с повреждениями мозга, не столько утрата функции, сколько попытка снизить сложность и сделать потенциально подавляющую ситуацию управляемой. Лабораторные исслед. показали, что когда испытуемым несколько раз подряд давали решать задачи, к-рые имели неизменный способ решения, они часто продолжали ригидно использовать тот же способ решения для последующих задач, даже если эти новые задачи могли быть решены различными способами. Нетерпимость к неопределенности. Ряд исследователей и теоретиков заметили довольно постоянную констелляцию черт, к-рые включают в себя строгое повиновение властным фигурам, нетерпимость к противоположному мнению, предубеждение, склонность создавать чрезмерно упрощенный взгляд на мир, тенденцию использовать резко поляризованные когнитивные конструкты, и циничный взгляд на природу чел. Дискуссия о ригидных, авторитарных и догматичных системах убеждений распространились на психопатологию. В клинике высоко догматичное и ригидное поведение можно наблюдать у обсессивно-компульсивых и параноидных пациентов. Интеграция подходов. Пиаже показал, что мышление на ранних стадиях развития ребенка характеризуется сверхассимиляцией и сверхаккомодацией, и убедительно доказал, что маленькие дети и умственно отсталые взрослые применяют одномерные, ригидные, "центрированные" когнитивные стратегии в сравнении с многомерными, гибкими, "децентрированными" стратегиями, применяемыми старшими детьми и нормальными взрослыми. Согласно Пиаже, аффективное и моральное развитие неотделимы от когнитивного развития. Следовательно, ригидное поведение, обнаруживаемое в когнитивных задачах имеет свои параллели в отсутствии автономии, проявлении персеверативности и ригидных конструкций личных и межличностных ценностей, обнаруживаемых в соц. поведении. Возможно, что ригидность, как в интеллектуальной, так и в аффективной сферах, яв-ся проявлением несбалансированных схем, в к-рых преобладают или аккомодация, или ассимиляция. Так как многие факторы, включ. когнитивную незрелость, неврологические повреждения и авторитарно ориентированное воспитание детей могут мешать развитию адекватно сбалансированных схем, ригидность может иметь различные корни. См. также Обсессивно-компульсивная личность Б. Горман
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
РИГИДНОСТЬ
РЫГІДНАСЦЬ / RIGIDITY– это неспособность индивидуума изменять характер поведения и мышления в определенных ситуациях. Ригидные люди не меняют тактику мышления и поведения, даже если такие изменения необходимы, они испытывают трудности в получении новых знаний и навыков. В более узком смысле слова под Р. понимают неспособность изменять точку зрения, уступать в спорах, адаптировать поведение к определенным ситуациям и развивать эмоциональный интеллект. Ригидные люди обычно имеют низкий уровень эмпатии, поэтому способность сопереживать не развита или полностью отсутствует. Эмоциональная Р. может быть предпосылкой к развитию нарциссического расстройства личности. Более мягкие формы такой психологической особенности лишь незначительно ограничивают личностное развитие. Главными отличительными особенностями ригидной личности являются: шаблонность и стереотипность мышления, эмоциональных реакций или поступков; отрицание всего нового, страх перед переменами и изменениями в жизни; непреодолимое упрямство (никакие доводы окружающих не заставят отказаться таких людей от своих взглядов); высокий уровень эмоциональной возбудимости, мнительности, тревожности; длительное зацикливание на своих мыслях и чувствах. Выделяют несколько видов ригидной психики. 1. Когнитивная Р.– это стойкость психологических реакций, влияющая на когнитивные способности. В первую очередь речь идет о мышлении и интеллекте. Человек не может изменять свои взгляды и умозаключения во время получения новой информации. Например, ребенок, имеющий такую черту характера, испытывает трудности при изучении литературы из-за фокуса на конкретно-бытовом мышлении. В этом случае рассуждения об абстрактных персонажах и событиях затруднительны. Когнитивное постоянство негативно влияет на эффективность получения новых знаний и навыков. 2. Мотивационная Р.– это стойкость выработанных моделей получения удовлетворения от жизни, не позволяющая развиваться и находить новые сферы деятельности. Люди с такой чертой характера легко отказываются от определенной деятельности из-за неудач. У них проявляется зацикленность на уже выработанных простых моделях удовлетворения собственных потребностей. 3. Эмоциональная, или аффективная, Р.– это низкий уровень развития эмоционального интеллекта, влияющий на ответную реакцию психики на внутренние и внешние воздействия. Спектр изменения настроения и проявления эмоций чрезвычайно мал, поэтому люди с такой личностной чертой обычно фокусируются на одних и тех же переживаниях. Например, человек может постоянно вспоминать какое-либо событие и получать удовольствие от давно пережитых эмоций. Новые события и незнакомые переживания его не интересуют. Этот тип Р. крайне негативно влияет на качество межличностных взаимодействий. Для всех типов психологического постоянства характерно появление сверхценной идеи. Это форма одержимости определенными мыслями, эмоциями и целями. Индивид может тратить все свободное время на достижение объективно малозначимых целей. Все другие аспекты жизни не вызывают эмоционального отклика. Личностная Р. затрудняет социальные взаимодействия, интеллектуальное развитие и профессиональную деятельность. Патологическая Р. психики характерна для разных расстройств. Это может быть предрасположенность к возникновению болезни или осложнение недуга. Патологии, ассоциированные с низкой психологической Р.: 1) аутизм, характеризующийся недостатком социальных взаимодействий и невозможностью освоения новых навыков; 2) синдром Аспергера– психическое расстройство, для которого характерно снижение качества социальных взаимодействий. Пациенту трудно поддерживать общение с другими людьми и заводить друзей. Болезнь также проявляется однотипными моделями поведения и зацикленностью на определенных интересах. Снижается способность к обучению, однако интеллект страдает в меньшей степени; 3) нарциссическое расстройство личности– сфокусированность на собственных идеалах и переживаниях. Больные рассматривают других людей только с точки зрения возможности поддержания собственной самооценки. Часто возникают межличностные конфликты. Р. Клонингер выделяет четыре механизма возникновения Р.: формирование зависимости от поощрений и эмоционального вознаграждения, здесь проявления индивидуальной гибкости и самостоятельности в поведении, скорее всего, не одобрялось с детства, а то и жестко пресекалось; отсутствие навыков поискового поведения, в таких случаях виновником «шаблонного» стиля жизни выступает отсутствие новизны и значимых раздражающих стимулов; формирование избегающего стиля реагирования на обстоятельства, здесь доминирующим становится лозунг «Уходи от опасности!»; отсутствие в личностном арсена ле человека опыта решения задач и проблем разными способами, в данном случае люди применяют только стандартные (известные и освоенные) ими поведенческие, эмоциональные и мыслительные штампы. Е. Г. Баранов
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
Ригидность
от лат. rigidus — жесткий, твердый] — неспособность и неготовность индивида к перестройке запланированной схемы активности в обстоятельствах, когда ранее намеченная программа требует существенных изменений. При этом понятно, что степень, мера или уровень демонстрируемой личностью ригидности напрямую связаны не только с индивидуально-психологическими характеристиками конкретного индивида, но и со спецификой сложившейся ситуации, в рамках которой реализуется деятельность (степень экстремальности и опасности условий, уровень сложности задачи и мотивированности субъекта в ее решении, монотонность или аритмичность стимуляции и т. д.). Традиционно в общей психологии и психологии личности выделяют когнитивную, аффективную и мотивационную ригидность. «Когнитивная ригидность обнаруживается в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации. Аффективная ригидность выражается в косности аффективных (эмоциональных) откликов на изменяющиеся объекты эмоций. Мотивационная ригидность проявляется в тугоподвижной перестройке системы мотивов в обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения» (А. У. Хараш). В обыденном сознании проявления ригидности, как правило, рассматриваются и оцениваются негативно, касается это личностных особенностей конкретного индивида или ситуативных проявлений им активности. В то же время в целом ряде случаев термином «ригидность» обозначается способность личности длительное время выполнять однотипную, монотонную работу, что является необходимым условием успеха в рамках некоторых профессиональных деятельностей (рабочие на конвейере, диспетчеры на железной дороге и аэрофлоте, исключая неординарные ситуации, корректоры в редакциях и т. п.). Помимо этого, в социальной психологии и конкретно в психологии групп в качестве ригидных обозначаются, например, групповые границы таких сообществ, которые могут быть отнесены к в той или иной степени закрытым группировкам. В этом смысле термин «ригидные границы» является синонимом терминам «консервативные границы», «жесткие границы», «труднопреодолимые границы» и т. п.
Надо сказать, что именно ригидность в широком смысле слова, обусловливает реальную проблемность как индивидуального, так и группового поведения. Любой поведенческий акт, сам по себе, если только он не носит откровенно антисоциальный и агрессивный характер, как правило, не является серьезной личностной проблемой по той простой причине, что даже если он оказывается неэффективным или приводит к отрицательным последствиям, в большинстве случаев это может быть компенсировано за счет изменения формы активности, используемых технологий, целей деятельности.
Реальная проблема, как для индивида, так и для его социального окружения возникает, когда та или иная поведенческая модель приобретает отчетливо выраженный ригидный характер. В этом случае даже те виды личностной активности, которые традиционно рассматриваются как просоциальные и альтруистичные (например, готовность оказывать помощь или проявлять заботу о младших), приобретают признаки компульсивной навязчивости и нередко вызывают у окружающих раздражение и отвержение. Индивиды же, в высокой степени ригидные, в такой ситуации, стремясь добиться одобрения, вместо изменения поведения с удвоенной энергией, снова и снова продолжают реализовывать вызывающую отвержение поведенческую модель.
Особенно отчетливо данная схема просматривается в таком достаточно универсальном и актуальном для практического социального психолога явлении, как проблемный или, как это достаточно часто обозначается на «профессиональном жаргоне», «мешающий» участник группы. Заметим, что под проблемностью в данном контексте понимается, прежде всего, деструктивное, с точки зрения групповой динамики, влияние подобного индивида на интрагрупповые процессы. Существует множество классификаций проблемных типов поведения в группе, однако все они так или иначе сводятся к шести основным категориям обозначенным Д. Ли как «говорун-террорист», «великий ворчун», «Фома неверующий», «цветочек», «шут», «конспиратор».
Вполне понятно, что «говорун-террорист» говорит без умолку, стремясь монополизировать внимание и время группы: «В своей наиболее утомительной форме это крикун, который занимает доминирующее положение в группе и является лидером любой дискуссии. В своем более мирном, но не менее опасном виде это болтун, который, о чем бы ни шла речь, всегда утверждает, что нечто подобное с ним уже случалось»1. Сама по себе высокая общительность индивида, равно как и стремление играть «первую скрипку» в процессе общения, обычно совершенно справедливо расценивается скорее в качестве позитивной как с точки зрения реализации личностных потребностей, в частности, потребности «быть личностью», так и с точки зрения социальной желательности. Эти качества становятся проблемными и начинают вызывать отторжение со стороны окружающих, если в силу ригидности индивида потребность в доминировании превращается для него в единственный мотив, а бесконечная болтовня в единственный способ социального взаимодействия.
«Великий ворчун» и близкий к нему тип «Фома неверующий» характеризуются на «профессиональном жаргоне» социальных психологов, специализирующихся в групповых тренингах как «негативисты», или «негативщики». Тем самым, достаточно точно обозначается тенденция тотального обесценивания всего происходящего в группе, являющаяся «стержнем» этих поведенческих моделей. Аналогично предыдущему типу, такие установки индивида существенно осложняют групповой процесс, если в силу ригидности они приобретают тотальный характер. Как отмечает Д. Ли, «некоторое количество конструктивной критики часто является движущей силой тренинга. Но такой любитель критики, как Великий Ворчун, создает для группы значительные трудности, так как он рассматривает каждую дискуссию как возможность обнародовать жалобы о своей компании, о людях, с которыми он работает, о тех условиях, в которых ему приходится трудиться.., на самом деле это может быть недовольство чем угодно. Если дать такому человеку шанс поговорить о наболевшем, его негативизм может полностью подавить энтузиазм остальной части группы. ... Фома неверующий — вариант Великого Ворчуна. Главное отличие состоит в том, что у Ворчуна обычно только одна или две проблемы, Фома же настолько циничен, что его скептицизм распространяется на все. Как и в случае с Ворчуном, если позволить проявиться его негативной установке, она может оказаться заразительной и повергнуть в мрачное и унылое состояние целую группу»2.
По словам Д. Ли, «цветочек назван так потому, что, отделенный от группы и похожий на декоративное растение, он вносит очень маленький вклад в общую работу, разве что придает ей некоторый колорит»3. Если рассмотренные выше типы проблемного поведения в групповом контексте деструктивны, прежде всего, в плане интерперсонального взаимодействия, то данный поведенческий паттерн, опять-таки при том непременном условии, что в силу ригидности он носит тотальный характер, представляет реальную угрозу, прежде всего, личностному благополучию, а в ряде случаев и психическому здоровью индивида. При этом такая, по сути дела, самоизоляция кого-то из членов группы деструктивна и с точки зрения групповой динамики, поскольку повышает интрагрупповое напряжение, притягивает внимание, провоцирует чувство иррациональной тревоги и вины.
Феномен «шута» в группе, пожалуй, наиболее наглядно демонстрирует, каким образом ригидность приводит к тому, что вроде бы безусловно ценное качество личности превращается в свою противоположность. Хорошее чувство юмора представляет собой не только полезное, но и необходимое для эффективной групповой деятельности качество. Поэтому наличие в сообществе человека, способного в любой, в том числе объективно сложной ситуации, увидеть нечто смешное, представить серьезную проблему в ироничном и комическом виде, крайне желательно. Проблема, как и в предыдущих случаях, возникает тогда, когда по причине личностной ригидности чувство юмора превращается в доминирующую потребность высмеивать всех и вся. В этом случае подлинный юмор часто подменяется циничными издевками и пошлыми «плоскими» шутками. По образному сравнению Д. Ли, «...когда шутки затягиваются или часто повторяются, они могут действовать подобно большому количеству шоколада. Когда пропадает эффект новизны, все, что остается, — это привкус тошноты и отвращения. Члены группы постоянно боятся сказать что-то, что может дать повод для шутки, прозвучать двусмысленно или превратиться в намек»1.
Что касается «конспираторов», то, по мнению Д. Ли, «несмотря на название, в их действиях редко есть что-то негативное. Этот тип назван так из-за того, как выглядят Конспираторы в момент, когда они объединены в своей собственной частной дискуссии, не обращая никакого внимания на тех, кто находится вокруг них»2. На наш взгляд, трудно согласиться с утверждением, что в действиях конспираторов «редко есть что-то негативное». Даже если в содержательном плане «междусобойчики», инициированные «конспираторами», не направлены против других членов сообщества, такая форма активности всегда объективно способствует образованию изолированных подгрупп, повышению интрагруппового напряжения и несет реальную угрозу целостности группы. Более того, если данная поведенческая модель приобретает отчетливо ригидный характер, ее следует рассматривать как наиболее деструктивную с точки зрения группового развития среди всех перечисленных.
Как уже отмечалось выше, ригидность является основной причиной деструктивности не только индивидуального, но и группового поведения. Это справедливо в отношении не только малых, но и больших групп. Так, например, социальные стереотипы, связанные с межнациональными, межконфессиональными и другими подобными противоречиями, становятся действительно опасными в смысле провоцирования агрессивного поведения тогда, когда они приобретают и носят крайне устойчивый и, главное, глобальный характер, обусловленный ригидностью массового сознания.
Еще одним важным с практической точки зрения аспектом проблемы ригидности является ригидность ментальных моделей организации. В процессе организационного развития ментальные модели прочно закрепляются не только в сознании руководителей, но и в корпоративной культуре, превращаясь в своего рода «священную корову» компании. Между тем, «для достижения успеха корпорации обязаны менять свои ментальные модели в соответствии с темпом изменений рынка»3. Именно ригидность ментальных моделей, по мнению Р. Фостера и С. Каплан, привела в конце 70-х гг. прошлого века компанию IBM на край банкротства: «Причина коллапса компании кроется, скорее всего, в «коллективном сбое» ментальных процессов или в несостоятельности «сознания» корпорации. Эта несостоятельность IBM заключалась в неспособности понять происходящее и разглядеть картину богатых возможностей, открывающихся в будущем. Эта неспособность была проявлением спеси — убеждением, что компания сильнее всех сил рынка, взятых вместе. Так, в процессах принятия решения проявилась неспособность компании к пониманию контекста. Топ-менеджмент строил планы и принимал решения с полной уверенностью в том, что IBM и одна только IBM задает темпы изменений в производстве вычислительной техники. Они не могли осознать, что их представления ... стали заблуждением»1.
Социальный психолог, специализирующийся в сфере организационного консультирования, должен уделять первостепенное внимание оценке как содержания, так и степени ригидности ментальных моделей, которыми руководствуется менеджмент и организация в целом, и при необходимости разрабатывать и реализовывать программы мероприятий, направленных на повышение их гибкости.
В более широком предметном контексте практический социальный психолог, планируя свою работу с конкретной группой или организацией и со столь же конкретными членами этих общностей, должен учитывать склонность каждой из личностей к ригидным проявлениям (существует целый ряд методических приемов диагностики личностной ригидности, в том числе широко известная методика «корректурной пробы») с тем, чтобы по возможности выстраивать условия решения задач органично для того или иного исполнителя.
Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007