Речь: восприятие

Предыдущий термин:
Речь эксплозивная

Следующий термин:
Речь: готовность

Содержание:

Найдено 1 определение:

Речь: восприятие

Включает сложный комплекс психоакустических, психофизиол. и психол. механизмов: первичную обработку речевых звуков в периферической части слухового анализатора (улитка, кортиев орган), передачу информации в центральную нервную систему и осознание как лингвистического значения речевого высказывания, так и глубинного психол. смысла сказанного говорящим. Важнейшая роль в Р. в. принадлежит специфическим речевым центрам, расположенным в норме в коре левого полушария - центру Вернике в левой височной области и центру Брока в левой лобной области. Нарушение центра Вернике (травма, инсульт) приводит к нарушению восприятия фонетических и синтаксических значений речи и непониманию ее смысла (сенсорная афазия). Нарушение центра Брока приводит к нарушению моторики речи (моторная афазия). В восприятии смысла речи участвуют оба речевых центра: проговаривание трудных фраз облегчает их понимание особенно у детей (А. Р. Лурия). Данное явление наблюдается и у взрослых в форме микродвижений артикуляторных голосовых органов при восприятии как речи (Е. Н. Соколов), так и пения (В. П. Морозов). На основании такого рода наблюдений и опытов выдвинута моторная теория восприятия речи (A. M. Lieberman, F. S. Cooper, K. S. Harris, P. F. MacNeilage). Несмотря на дискуссию, к-рую данная теория вызвала в науч. кругах (Л. А. Чистович, В. И. Галунов), есть основание признать реальность моторного механизма восприятия речи. Известно, что речевоспринимающий центр Вернике тесно связан мощным нервным проводником (дугообразный пучок) с двигательными речевым центром Брока, образуя единый слухоречедвигательный комплекс. Взаимосвязь слуховых рецепций с речевой моторикой лежит в основе овладения речью ребенком, обучения иностранным языкам, искусством пения, а также обеспечивает самоконтроль говорящим и поющим акустических параметров речи и пения. Для адекватного восприятия и понимания речи одной акустической информации, воспринимаемой слухом, оказывается недостаточно: от 20 до 50 % звуков речи не проговаривается (редукция) и мозг принимает решение об их наличии в потоке речи лишь по вероятностному принципу. Поэтому дополнительным психофизиол. механизмом надежности восприятия чужой речи является информация о работе собственных артикуляторных органов слушателя, к-рую он получает в результате параллельного микромоделирования процесса говорения, по принципу анализа через синтез. Р. в. не ограничивается пониманием лишь ее вербального смысла. Значительная информация об эмоционально-содержательной стороне речи заключается в невербальных ее особенностях, способных как усилить вербальный смысл речи, так и его ослабить вплоть до полного отрицания субъектом восприятия (напр., радушные слова, произнесенные холодным или злорадным тоном). Если восприятие и декодирование вербального смысла и логики речи осуществляется центрами левого полушария мозга, то в восприятии невербального смысла (кто и как говорит) ведущая роль принадлежит правому полушарию. При этом левое полушарие работает по принципу последовательного посегментного (послогового) анализа речевого потока, а правое - по принципу интегральной симультанной оценки более крупных временных фрагментов речи (слов, синтагм) и сличения их с хранящимися в слуховой памяти индивида эталонами их целостного звучания. Взаимодействие вышеуказанных вербальных и невербальных механизмов мозга обеспечивает высокую надежность и помехоустойчивость восприятия речи человеком. Лит.: Морозов В. П., Галунов В. И., Вартанян И. А. и др. Восприятие речи // Вопросы функц. асимметрии мозга. М., 1988. В. П. Морозов
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Ситуативная речь как показатель эмоционального и физиологического состояния человека

Куцырева М. А.
Статья освещает результаты исследования, посвященного изучению взаимосвязи эмоциональности и ее проявлении в речи и физиологических параметрах испытуемого.
Читать PDF

Речь и правое полушарие головного мозга: афазия vs. аномия

Цветкова Любовь Семеновна, Цветков Андрей Владимирович
В статье рассматриваются литературные и обобщенные эмпирические данные по нарушениям речи при поражениях правого полушария у взрослых и детей.
Читать PDF

Размышления над книгой: Т. Н. Ушакова. Речь: Истоки и принципы развития. М. : per se, 2004

Соколов Евгений Николаевич
Читать PDF

Профессиональная речь психологов разных специализаций

Каменева Татьяна Витальевна
Автор рассматривает особенности профессиональной речи психологов, которые работают в разных секторах.
Читать PDF

Детская игрушка и внутренний мир ребенка, или речь в защиту «Плохих» кукол

Калина Олег Геннадьевич
Наверное, нет ничего более желанного для ребенка (помимо сладостей, конечно), чем игрушка. Она появилась еще в доисторические времена и до сих пор является неотъемлемым атрибутом и средством развития.
Читать PDF

Мышление и речь в их развитии и преобразовании

Тапбергенов С.О.
Принципиальные вопросы соотношения мышления и речи, первичности слова или идеи остаются открытыми.
Читать PDF

Диалогическая и монологическая речь, их роль в развитии навыков связной речи учащихся

Тлехурай Марзият Касеевна
Диалог является одним из самых распространенных видов устной речи, наиболее естественной формой речевого общения.
Читать PDF

Мышление и речь в аспекте преподавания русского языка как иностранного

Кодзаева Олеся Сергеевна
Обучение студентов-иностранцев общению включает в себя сообщение им необходимых теоретических знаний.
Читать PDF

Мышление и речь в аспекте преподавания русского языка как иностранного

Кодзаева Олеся Сергеевна
Обучение студентов-иностранцев общению включает в себя сообщение им необходимых теоретических знаний.
Читать PDF

Письменная речь: обучение или освоение

Месеняшина Людмила Александровна
В статье анализируются результаты эксперимента, направленного на поиск подхода к формированию письменной речи по образцу освоения ребенком родного языка.
Читать PDF

Письменная речь: обучение или освоение

Месеняшина Людмила Александровна
В статье анализируются результаты эксперимента, направленного на поиск подхода к формированию письменной речи по образцу освоения ребенком родного языка.
Читать PDF

Похвальное слово инклюзии или речь в защиту самого себя

Малофеев Николай Николаевич
Публикуемый материал, необычный по форме изложения, но соответствующий по своему содержанию формату научно-аналитической статьи, выражает отношение автора, как ученого, и как гражданина, к далеко не о

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!