Реакционер Реакция аверсии

РЕАКЦИЯ

Найдено 12 определений термина РЕАКЦИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РЕАКЦИЯ

в психологии - любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде, от биохимической реакции отдельной клетки до рефлекса условного. Понятие введено в психологию основателем бихевиоризма - Уотсоном.

Выделяются реакции врожденные и реакции приобретенные.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

РЕАКЦИЯ

лат. re - против, actio - действие) - ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде.

Источник: Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1966.22

Реакция

Термин, который используется в психологии очень широко, но по большей мере в техническом смысле, т. е. как реакция организма на присутствие некоторых стимулов.

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

РЕАКЦИЯ

1. В основном — "реакция", реагирование, действие, движение и т.д., которые совершает организм в ответ на стимуляцию. 2. В более широком смысле — групповая или социальная реакция на социальные изменения. Здесь имеется в виду, что этот вид реакции является политически или культурно консервативным в экстремальном или реакционном плане. 3. В психиатрии — кластер поведенческих актов или синдром характерный для определенного расстройства. Часто используется более длинное выражение модель реагирования, см. формирование реакции.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Реакция

МКБ 291.4; 292.2; 293.0; 293.1; 295.9; 296.0; 296.6; 297.9; 298.3; 300.1; 300.4; 308; 309; 313.0; 313.2) - неточно определенный термин, который, будучи отнесен к психическому расстройству, имеет различные применения. Как существительное "реакция" может быть просто синонимом слова "заболевание", "синдром" или "клиническая картина", а также обозначать реакцию на изменения окружающей среды или на стрессовые ситуации (физические или психо-сониальные). Имеется также две сложные формы существительного: "реактивный тип"-понятие, которое относится к группе заболеваний, развивающихся на органически неполноценной почве, например экзогенный реактивный тип Бонхоффера (1868-1949) и психологический реактивный тип Мейера (1866-1950), а также "реактивная формация", что в психоаналитической теории представляет форму защиты против неприятных побуждений. См. также реактивный.

Источник: Краткий словарик по психиатрии

РЕАКЦИЯ (RESPONSE)

в какой-то отдельной трансакции) коммуникация, являющаяся ответом на стимул; (в играх) серия скрытых трансакций, которые идут вслед за Крючком и Клевом и повторяют их скрытые послания.

Источник: Современный транзактный анализ, глоссарий по книге

РЕАКЦИЯ

от лат. re- - против + actio - действие] - 1) действие, возникающее в ответ на то или иное воздействие; 2) биол. ответ организма на те или иные внешние или внутренние раздражения - от биохимической Р. до условного рефлекса. Различают иммунологические, физиологические, психологические и другие Р. (см., напр., Двигательная реакция, Моторная реакция)

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

РЕАКЦИЯ

от лат. re — против, actio — действие) — действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на какоелибо воздействие, раздражитель, впечатление. В широком биологическом смысле Р. означает закономерный ответ организма на внешнее воздействие. В психологии Р.— акт поведения, эмоциональное состояние, субъективное переживание, возникающие в ответ на определенное воздействие: произвольное движение, опосредствованное задачей и являющееся мторная реакция). Любая Р. характеризуется скоростью, интенсивностью, формой протекания. Измерение этих характеристик создало психометрию как отрасль психологии. В зависимости от признаков, положенных в основу классификации, выделяют разные виды Р.: поведенческие, физиологические, эмоциональные и др.; произвольные и непроизвольные, явные и скрытые.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Реакция

противодействие, ответное действие: основная форма поведения, т.е. взаимодействие организма с окружающей средой. Во всякой реакции различаются три образующих ее момента: 1) восприятие внешнего раздражения, 2) переработка этого раздражения вызванными им внутренними процессами, 3) ответное действие организма. В психологической реакции этим трем моментам соответствуют: сенсорный , центральный и моторный (двигательный). Сенсорный и моторный моменты реакции очень часто бывают даны в скрытой форме Реакция является первичной формой поведения и психики; сенсорная и моторная функции образуют единое целое. (12.1, 151) Под поведением принято подразумевать все те движения, которые производятся только живыми существами и отличают их от неживой природы. Всякое такое движение представляет собой всегда реакцию живого организма на какое-либо раздражение, либо падающее из внешней среды, либо возникающее в самом организме. Реакция есть понятие общебиологическое. Процесс полной реакции начинается каким-либо раздражением, толчком, стимулом, затем переходит в некоторые внутренние процессы, возникающие в организме благодаря этому толчку, , заканчивается каким-либо ответным движением, действием, изменением, актом в организме. Часто реакции принимают столь сложные формы, что требуют очень тщательного анализа для раскрытия всех трех моментов. Иногда раздражители бывают настолько глубоко скрыты во внутренних органических процессах, или настолько оставлены во времени от момента ответного движения, или вступают в связь с таким сложным соединением других раздражителей, что простым глазом не всегда возможно их подметить и установить. Часто ответное движение или действие организма бывает настолько подавленным, сокращенным, , скрытым, что может легко остаться незамеченным и показаться вовсе отсутствующим. Воздействие всякого постороннего раздражителя достаточной силы во время протекания реакции тормозит и останавливает ее. Новое раздражение, приложенное к первым двум, оказывает тормозящее влияние на самый тормоз, тормозит тормоз или растормаживает реакцию. Возможны очень сложные случаи различного сочетания нескольких раздражителей, вызывающих чрезвычайно разнообразные и сложные реакции. (1.1.2, 70, 74; 1.1.11, 186) См. Поведение, Психика, Среда

Источник: Словарь Льва Семеновича Выготского

реакция

действие, состояние, процесс возникающие в ответ на какое-либо воздействие.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Реакция

(от лат. re - против, aktio - действие) - действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на какое-либо воздействие, раздражитель, впечатление. В психологии Р. - акт поведения, эмоциональное состояние, субъективное переживание, возникающие в ответ на определенное воздействие; произвольное движение, опосредованное задачей и является реакцией на предъявление сигнала.

Источник: Материалы к курсу психология личности. В 2 ч.

Реакция

это изменение поведения, которое последовало в ответ на стимул.

Источник: Социальная психология на рубеже веков: глоссарий к книге

Показать все [+9] ↓

Найдено научных статей по теме — 12

Реакция клеток мезокортиколимбической дофаминергической системы мозга на длительную алкоголизацию у

Лебедев Андрей Андреевич, Дробленков А.В., Шабанов Петр Дмитриевич
Изучали морфофункциональные изменения структур мезокортиколимбической системы мозга крыс при длительной (5 мес) интоксикации этанолом. Алкоголизация уменьшала объем и удельную плотность нейронов черной субстанции и вентральной области покрышки. Характер этих изменений носил форму нисходящей параболической кривой. При этом объем нейронов черной субстанции и вентральной области покрышки уменьшался в 1,3-1,5 раза, а удельная плотность в 1,8-3 раза. Плотность нейроглиоцитов черной субстанции и вентральной области покрышки возрастала в 1,3-1,4 раза. Значительно (в 4,1-2,4 раза) уменьшилась плотность нейронов прилежащего ядра и передней поясной коры, а объем жизнеспособных нейронов несколько увеличился, что можно объяснить увеличением объема их рецепторной поверхности. Через 1 мес после отмены алкоголя определяли сохранение увеличенного объема нейронов черной субстанции и вентральной области покрышки (в 1,3-1,5 раза) на фоне почти 3-кратного уменьшения их плотности, что может свидетельствовать о частичной компенсации их функции увеличением плотности нейроглиоцитов. Плотность нейроглии прилежащего ядра и передней поясной извилины сохранялись при этом на уровне значений хронической алкоголизации. Таким образом, значительное снижение плотности, уменьшение объема нейронов структур мезокортиколимбической системы в сочетании с увеличением в них плотности нейроглиоцитов могут рассматриваться как морфологические признаки длительной алкогольной интоксикации, сохраняющиеся и после ее отмены.
Скачать PDF

Школьный графический вандализм как реакция на депривацию субъектных потребностей учащихся

Гурова Ольга Валерьевна, Кружкова Ольга Владимировна
В статье рассматривается феноменология и причинная обусловленность вандального поведения учащихся общеобразовательных школ. Доказывается, что нарушение базовой субъектной потребности в активности в целом и в частности субъектных потребностей в самореализации, в признании и в свободе у учащихся может приводить к социально неадекватной их реализации в виде школьного графического вандализма.
Скачать PDF

Микромоторная реакция руки в ответ на эмоционально значимые подпороговые слова

Косова Анна Николаевна
В статье изложены результаты эксперимента (модель обратной динамической маскировки), цель которого исследование связи непроизвольной реакции руки и действия под-пороговых слов. Гипотеза: дезорганизация моторики руки задана стимуляцией словами (40 мс). Группы: 86 беременных женщин (с угрозой выкидыша и без), 34 мужчины. Для женских групп отобраны «эмоциональные» слова, нейтральные для мужчин. Реакция руки снималась манипулятором «мышь». Найдена дезорганизация моторики, совпадающая с предъявлением подпороговых слов.
Скачать PDF

Рискованное поведение как реакция на неконтролируемый стресс

Шаболтас Алла Вадимовна, Жуков Дмитрий Анатольевич
В статье рискованное поведение в области здоровья рассматривается как реакция на неконтролируемый стресс. Основное внимание уделено феномену выученной беспомощности состояния, которое формируется у человека и животных в результате действия неконтролируемой стрессорной ситуации, то есть таких изменений среды, к которым невозможно приспособиться, которых невозможно избежать, и появление которых невозможно предсказать. Состояние выученной беспомощности человека характеризуется значительной вероятностью возникновения различных видов рискованного поведения. Обсуждаются практическое значение выученной беспомощности для поведения людей разных социальных групп и необходимость специальных профилактических мер для элиминации неконтролируемого стресса или коррекции его негативных последствий.
Скачать PDF

Школьная неуспеваемость как реакция ребенка на развод родителей

Скачать PDF

Исследование связи темперамента человека с частотой спонтанных кожно-гальванических реакций

Унакафов Антон Михайлович, Непышная Татьяна Генадиевна
Настоящая работа посвящена изучению связи между особенностями личности человека (нейротизм, экстраверсия) и частотой его спонтанных кожно-гальванических реакций. Исследование проводилось на 3-х группах (всего 53 человека). В результате была выявлена устойчивая корреляция частоты спонтанных реакций с характеристикой темперамента, вычисляемой как разность нейротизма и экстраверсии по Айзенку.
Скачать PDF

Взаимосвязь показателей «Нейротизма» и «Экстра-версии» с познотоническими реакциями человека в проце

Звоников В.М., Биркин А.А.
Скачать PDF

Специфика протекания стрессовых реакций у людей с различной латеральной организацией мозга

Васильчикова Виктория Викторовна, Думиникэ Юрий Семенович
В статье отражены результаты научного исследования совместного влияния комбинаторных сочетаний функциональных асимметрий и межполушарного взаимодействия на специфику протекания стрессовых реакций человека. Авторы обосновывают выводы о роли межполушарного взаимодействия в регуляции стрессовых состояний, о взаимосвязи психофизиологических и психологических показателей стресса и параметров индивидуальности личности.
Скачать PDF

Личностные детерминанты реакции на стресс

Урываев Владимир Анатольевич, Тарасова Алина Александровна
Изложены результаты исследования субъективного благополучия в группе студентов-медиков (n=104) с использованием комплекса личностных психодиагностических методик: Шкала субъективного благополучия, NEO-PI-R (опросник, отражающий концепцию личности «большая пятерка»), опросник приспособленности Белла, Биографический опросник (BIV), ТОБОЛ (тип реакции личности на болезнь). Выделены ведущие факторы, формирующие позитивное самоощущение. В числе факторов, формирующих позитивную реакцию на стресс можно указать: добросовестность, экстравертированность, социальную зрелость личности, активность, гибкость поведения, адекватную реакцию на болезнь.
Скачать PDF

Возрастные и индивидуальные особенности нейроэндокринных, клеточных и поведенческих реакций на психо

Гончарова Н.Д., Маренин В.Ю.
Цель изучение возрастных и индивидуальных особенностей реакции гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы (ГГАС), эритроцитарной антиоксидантной ферментной системы (ЭАФС) и поведения на психоэмоциональное стрессорное воздействие в эксперименте на лабораторных приматах. Материал и методы. В эксперименте участвовало свыше 100 самок Macaca mulatta двух возрастных групп: 6-8 лет (молодые половозрелые) и 20-27 лет (старые). Острый психоэмоциональный стресс моделировали путем 2-часовой нежесткой иммобилизации с учетом времени суток (либо 9.00, либо 15.00). Взятие образцов крови проводили также в базальных условиях в различное время суток (9.00, 15.00 и 21.00). По характеру поведения животные были распределены в 3 группы: агрессивные (А), с повышенным уровнем тревожности (Д) и с адекватным поведением. Результаты. У молодых животных выявлена зависимость реакции ГГАС на острое стрессорное воздействие от времени суток с более высокой реактивностью в 15.00. У старых животных циркадианная ритмичность в стресс-реактивности сглаживалась с тенденцией к более высоким показателям в 9.00. Сходные циркадианные изменения претерпевала стресс-реактивность глутатионредуктазы (ГР) у молодых и старых животных. Отмечались выраженные возрастные различия в реакции ГГАС и активности ГР на стрессорное воздействие в 15.00 с более высоким нейроэндокринным и клеточным стресс-ответом у молодых животных. У половины старых животных извращалась реакция супероксиддисмутазы на стресс, и увеличивалось содержание продуктов перекисного окисления липидов (ПОЛ). У животных с повышенным уровнем тревожности в молодом возрасте в базальных условиях выявлялись наиболее высокие значения коэффициента кортизол (F)/дегидроэпиандростерона сульфат (DHEAS) (как за счет понижения уровня DHEAS, так и увеличения концентрации F), которые существенно увеличивались в старом возрасте и сопровождались сглаживанием циркадианного ритма секреции F и увеличением активности ГР. Для молодых агрессивных животных были характерны минимальные значения коэффициента F/DHEAS (за счет высокого базального уровня DHEAS); при старении у них наблюдалось самое выраженное снижение концентрации DHEAS, что приводило практически к таким же показателям коэффициента F/DHEAS, что и у животных с Д-типом поведения. Животные с адекватным типом поведения демонстрировали средние значения коэффициента F/DHEAS у молодых животных, которые минимально увеличивались при старении; для этих животных выявлялись также незначительные изменения в циркадианном ритме секреции F. Наиболее выраженные возрастные изменения в стресс-реактивности ГГАС и ЭАФС были характерны для животных с Дтипом поведения. Возрастные нарушения в стресс-реактивности ГГАС и ЭАФС приводят к снижению надежности антиоксидантной ферментной защиты эритроцитов, активации ПОЛ и., по-видимому, снижению надежности транспорта кислорода к тканям. Выявленные корреляции между индивидуальными особенностями функционирования ГГАС и поведения животных позволяют прогнозировать поведение животного в условиях стресса, темпы его старения и развитие стресс-зависимых патологических состояний. Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ: грант 06-04-97616-р_юг_а.
Скачать PDF

Психофизиологические особенности адаптивных реакций у детей на фоне мотивации

Мельникова Ирина Евгеньевна
Проблема адаптации детей дошкольного возраста к воздействию неадекватных факторов среды остается практически неизученной в настоящее время. Основную роль в формировании адаптивных реакций играет мотивация. В представленной работе исследование роли мотивации в формировании адаптивных реакций проводилось в соревновательных условиях. Выделены пелодиморфические особенности адаптивных механизмов детей, начиная с 7-летнего возраста.
Скачать PDF

Антипатия как эмоция, выражающая реакцию отстранения: философский, психологический, лингвистический

Корогодина Изабелла Викторовна
Исследован понятийный статус антипатии. Определена роль антипатии в формировании отношений человека с физической и социальной окружающей средой.
Скачать PDF