Развития личности обобщенная модель это что такое Развития личности обобщенная модель: определение — Психология.НЭС

Развития личности обобщенная модель

Найдено 1 определение:

Развития личности обобщенная модель

предложенная А.В. Петровским характеристика последовательно сменяемых основных этапов восхождения индивида к социальной зрелости. Весь дошкольный и школьный возраст может быть отнесен к единой эре восхождения к социальной зрелости. Эта эра не завершается периодом ранней юности и получением школьником аттестата зрелости, а продолжается в производственной, учебной и иной деятельности самого широкого плана. Если представить социальную среду в ее глобальных характеристиках как относительно стабильную, то весь путь развития личности можно интерпретировать как единый и целостный этап. Это предполагает три фазы вхождения личности в социальное целое — адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. Протяженные во времени, они выступают как макрофазы развития личности в пределах одной эры и обозначаются как три эпохи: детство (преимущественно адаптация), отрочество (преимущественно индивидуализация), юность (преимущественно интеграция). Именно таким образом ребенок, в конце концов, превращается в зрелую самостоятельную личность, дееспособную (ту, что демографы обозначают как единицу «самодеятельной» части населения страны), готовую к труду, к продолжению себя в детях. Во многих психологических течениях абсолютизируются возрастные периоды развития личности, применительно к каждому из них создаются особые психологические теории личности: психоаналитическая — на основе абсолютизации развития личности в раннем детстве; необихевиористские теории социального научения и теории ролей — на основе развития личности до школы и в младшей школе; «гуманистическая психология» с ее акцентированием самоактуализации — на основе абстрагирования подросткового самоутверждения. Таким образом, в качестве модели социально зрелого человека неправомерно принимается личность индивида, еще не интегрированного в общественную жизнь. Эпоха детства — наиболее длительная макрофаза развития личности — охватывает три возрастных периода (преддошкольный, дошкольный, младший школьный), эпоха отрочества и период подросткового возраста совпадают. Эпохи юности и период ранней юности только частично совпадают (ранняя юность ограничивается рамками пребывания в школе). Для первой макрофазы (эпохи детства), как было показано, характерно относительное преобладание адаптации над индивидуализацией, для второй (эпоха отрочества) — индивидуализации над адаптацией, для третьей (эпоха юности) — превалирование интеграции над индивидуализацией. Р. л. о. м. имеет гипотетико-дедуктивный характер, но, вместе с тем, подтверждается многочисленными исследованиями в области возрастной и педагогической психологии. А.В. Петровский
Оцените определение:

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Теоретическая модель профессии как основа современных психологических исследований развития личности

Кауров Алексей Семенович
Статья посвящена проблемам, связанным с нехваткой методик психологического исследования, которые могли бы выявлять специфику новых видов профессиональной деятельности, появляющихся в эпоху стремительн
Читать PDF

Модульная модель личности как вершины профессионального развития спортсмена

Снетков Владимир Михайлович
Аннотация В статье на основе теоретического обобщения опыта развития личности спортсмена автор предлагает краткую формулу личности, которая включает в себя человека как биологического индивида и его д
Читать PDF

Программа и модель превентивной работы по формированию личностных качеств, обеспечивающих развитие т

Канаркевич О.С., Юнг В.К.
Читать PDF

К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и пси

Идобаева Ольга Афанасьевна
Представлена модель исследования психологического благополучия личности с точки зрения развитийного аспекта, а также реализация этой модели в исследовании, направленном на выявление условий, способств
Читать PDF

Моделирование механизма развития личности в онтогенезе с опорой на знания о развитии целостных систе

Краснова О. В.
Оттолкнувшись от факта имманентно присущего личности стремления к интеграции в социум и формировании личности в социуме, автор предлагает моделировать механизм развития личности как системы личность с
Читать PDF

Модель личностного развития подростков и юношей с учетом переживаемого ими чувства собственной безоп

Богомаз С.А., Козлова Н.В.
Представлена модель личностного развития подростков и юношей с учетом переживаемого ими чувства собственной безопасности в условиях трансформации российского общества.
Читать PDF

Антропологическая психология: биопсихосоционоэтическая модель развития личности и ее здоровья

Залевский Генрих Владиславович, Залевский Владислав Генрихович, Кузьмина Юлия Викторовна
Дискутируется вопрос о необходимости дифференцировать понятия «целое» и «система» в отношении человека (человека-личности).
Читать PDF

Модель личностного развития в юношеском возрасте по варианту гиперсоциализации

Богомаз Сергей Александрович, Тренькаева Наталья Анатольевна
Анализируется феномен гиперсоциализации и его значение для личностного развития молодых людей.
Читать PDF

Профессиональное самоотношение как модель социального развития личности

Гапонюк П.Н.
В данной статье рассмотрено профессиональное самоотношение, представленное уровневой структурой, характеризуемой базовыми концептами, конструирующими в исследовании тезаурус будущих педагогов.
Читать PDF

Проблемы исследования эмоционально-личностного развития ребенка в рамках уровневой модели

Бардышевская Марина Константиновна
В статье рассматриваются проблемы развития уровневой модели эмоциональной регуляции, базирующейся на синтезе различных подходов.
Читать PDF

Экспериментальная модель развития эмоциональной направленности личности в процессе профессионального

Гришина Анастасия Викторовна
В работе представлены результаты формирующего эксперимента, обращенного к развитию эмоциональной направленности личности в процессе профессионального самоопределения студентов, обучающихся специальнос
Читать PDF

Валеоакмеологическая модель развития здоровья личности

Маджуга Анатолий Геннадьевич, Хакутдинова Светлана Радиковна, Брунько Ольга Николаевна
В статье рассмотрены отдельные аспекты стратегий здоровьесозидания субъектов образовательного процесса в вузе, основанных на взаимосвязи семи валеоакмеологиче-ских пространств, сущность валеоакмеологи

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!