РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
процесс качественного видоизменения процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В возрасте 6-12 месяцев происходит быстрое развитие двигательной системы, и в качестве ведущей деятельности выступают предметные действия и манипуляции, что требует константности восприятия. При этом основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. В дальнейшем развитие восприятия происходит в самой тесной связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). После достижения четырехлетнего возраста оно приобретает относительную самостоятельность.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
В дошкольном возрасте происходят изменения в проекционной коре и в других структурах мозга, вовлекающихся в зрительное восприятие. В заднеассоциативных областях формируются характерные цитоархитектонические признаки, расширяется сеть дендритов, возрастает число нейронов, входящих в колонку. На основе анализа топографии вызванных потенциалов на предъявление различных зрительных стимулов установлено, что в трехлетнем возрасте зрительные ответы, включая их начальные компоненты, стабильно регистрируются во всех областях коры. В 3-4 года заднеассоциативные структуры дублируют сенсорные операции, характерные для проекционной коры. С заднеассоциативными зонами связан процесс запечатления зрительной сенсорной информации. Их вовлечение в зрительное восприятие обеспечивает возможность выработки эталонов узнавания часто встречающихся знакомых объектов на основе перцептивной памяти. В 3-4-летнем возрасте при ознакомлении с новыми незнакомыми предметами сохраняется тесное взаимодействие восприятия и двигательных действий, т.е. непосредственный контакт с предметом. Взаимодействие тактильнокинестетического и зрительного анализаторов проявляется в формировании образа и его коррекции на основе обратных связей. В дошкольном возрасте по мере накопления индивидуального опыта снижается удельный вес тактильного анализатора в зрительном восприятии, существенно преобразуются движения глаз. С помощью кинорегистрации установлено, что у детей 3-4 летнего возраста при первом ознакомлении с объектом немногочисленные движения глаз осуществляются внутри фигуры; при таком способе ознакомления вероятность зрительного узнавания сложных предметов составляет 50%. В 4-5-летнем возрасте достигаются более высокие показатели узнавания. К концу дошкольного возраста при знакомстве с новым предметом прослеживание по контуру включает всю фигуру, создается внутренняя модель формы; вероятность узнавания достигает 100%.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

Восприятия развитие
синонимы: сенсорное развитие, перцептивное развитие) — одно из направлений умственного развития ребенка: формирование новых, ранее не существовавших у него, а также совершенствование имевшихся ранее перцептивных процессов. Процессы В. проходят сложный путь развития, особенно в первые годы жизни ребенка. Усложняется и совершенствуется операциональная сторона перцептивных процессов — способы ознакомления с окружающим становятся более адекватными задачам, стоящим перед ребенком. Этому соответствует развитие продуктивной стороны В.: образы В., формирующиеся у ребенка, становятся более ортоскопичными, адекватными отражаемой действительности. Развивается и мотивационная сфера — процессы В. приобретают черты целенаправленности, преднамеренности и произвольности. Процессы В. развиваются не изолированно, а в контексте комплексной деятельности ребенка и зависят от условий и характера этой деятельности. Особенности деятельности ребенка предъявляют требования к сенсорным процессам и стимулируют или тормозят их развитие. Онтогенез процессов В. показывает, что вначале они включены во внешнюю практическую деятельность ребенка и являются как бы сопутствующим ей результатом. По мере усложнения деятельности и требований, которые она предъявляет к предметному отражению ситуации, происходит выделение собственно восприятия (перцептивных действий), как самостоятельного процесса, направленного на создание чувственного образа. Генетическая связь перцептивных действий с практическими действиями проявляется в их развернутом внешнедвигательном характере: в движении рук, ощупывающих предмет, в движении глаз, прослеживающих видимый контур, в движении гортани, воспроизводящем слышимые звуки. С возрастом ребенка движения совершенствуются и все больше соответствуют отражаемым свойствам предмета. Например, при зрительном восприятии формы предмета глаз ребенка 3—4 лет проделывает движения внутри контура фигуры, а у детей 6—7 лет — уже по ее контуру. Дальнейшее развитие перцептивной деятельности ребенка сопровождается значительным сокращением моторного компонента перцептивных действий. Процесс В. внешне приобретает форму одномоментного акта «усмотрения». Совершенствование перцептивных действий сопровождается возрастающей точностью В. у детей. В рамках дошкольного возраста отмечается снижение порогов зрительной, слуховой, кожно-двигательной чувствительности. Возрастает острота зрения, тонкость различения цветов и их оттенков, формы и величины, развивается фонематический и звуковысотный слух, рука превращается в орган активного осязания. Наибольшее значение для В. р. у дошкольника имеют продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование,лепка и др. Согласно концепции А.В. Запорожца, решающую роль в В. р. играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов — образцов внешних свойств объектов (формы, цвета, высоты звука и т.п.). Овладение сенсорными эталонами проходит ряд этапов и завершается только в младшем школьном возрасте. Так, поданным Л.А. Венгера, в раннем возрасте В. опосредовано «двигательными предэталонами». Напр., воспринимая удаленность предмета, ребенок соотносит ее с длиной своей руки («достану — не достану»), воспринимая форму и величину — с положением пальцев, соответствующим захватыванию предмета (для захвата шара — одно положение, для захвата плоского предмета — другое и т.п.). На протяжении дошкольного возраста ребенок овладевает «предметными предэталонами» (по цвету предмет воспринимается им «как трава» или «как помидор», по форме — «как домик» или «как мяч» и т.п.), а затем и абстрактными сенсорными эталонами цвета («красный», «зеленый», «желтый» и т.д.), формы («круглый», «квадратный» и т.п.) и др. внешних свойств. В конце дошкольного — начале младшего школьного возраста эталоны начинают образовывать системы (ребенок знакомится с последовательностью цветов спектра, системой геометрических форм и т.п.). Условия учебной деятельности стимулируют развитие у детей такой сложной деятельности как наблюдение. В ее контексте В. становится целенаправленным и произвольным. Б.М. Величковский

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
117.05 кб

О чувственном восприятии в развитии личности

Кулик А. И., Непомнящий А. В.
Читать PDF
215.12 кб

Развитие визуального восприятия на уроках МХК

Локосов Г. В.
В данной статье показаны пути приобретения визуальной грамотности в ходе изучении произведений искусства.
Читать PDF
137.41 кб

Художественное восприятие: его природа и развитие

Бубнова Марина Владимировна
В статье рассматривается природа художественного восприятия: художественного «видения». Представлена авторская трактовка понятия «видеть».
Читать PDF
152.75 кб

Прямой эфир: развитие навыков восприятия иноязычной речи

Малкова Наталья Вячеславовна, Кузьмина Галина Васильевна
В статье анализируются трудности, возникающие на занятиях по английскому языку во время работы с использованием телевизионного новостного контента в прямой трансляции, описываются необходимые компетенции и навыки, которыми должны
Читать PDF
362.42 кб

Восприятие пола у детей с задержкой психического развития

Верещагина Т.В., Гавриш А.Д., Бочарова Е.А.
Читать PDF
276.79 кб

Роль полимодального восприятия в речевом развитии ребёнка

Мурашова Ирина Юрьевна
В статье рассматривается связь между развитием полимодального восприятия и становлением речевой деятельности от рождения до семи лет, показано, насколько полимодальность восприятия влияет на речевое развитие дошкольника.
Читать PDF
196.98 кб

Развитие духовности человека - особенности «Русского» восприятия

Власова Т. И.
Читать PDF
352.53 кб

Мотив. Мотивация. Мотивация к развитию. Новое видение и восприятие

Ващенко Александр Николаевич
Теория мотивации рассматривает понятия «мотив», «мотивация» с точки зрениядеятельности, общества, государства. Рассматриваются взаимоотношения и взаимосвязь мотива и мотивации.
Читать PDF
319.99 кб

Наглядные учебные пособия для развития пространственного восприятия

Ким Павел Алексеевич
Рассмотрены физические модели геометрических примитивов, обеспечивающие развитие пространственного восприятия в процессе обучения.
Читать PDF
2.36 мб

Особенности развития каналов восприятия у студентов технического вуза

Грузкова Светлана Юрьевна, Сагеева Екатерина Равильевна
В статье приводятся результаты исследования по определению ведущих каналов восприятия у студентов технического вуза (по техническим и гуманитарным специальностям) с целью повышения успешности их обучения.
Читать PDF
161.99 кб

Восприятие природы как условие развития экологической культуры учащихся

Базулина Инна Владимировна
В статье изложен материал по вопросу психологических, физиологических, философско-исторических основ развития экологической культуры.
Читать PDF
175.97 кб

Психолого-педагогические проблемы развития пространственного восприятия

Замазий О. С.
Рассмотрены психолого-педагогические проблемы развития пространственного восприятия, также рассмотрены основные понятия и тезисы.
Читать PDF
282.63 кб

Развитие слухового восприятия у слепых учащихся на уроках русского языка

Полякова Надежда Петровна
В данной статье рассматриваются особенности слухового восприятия учащихся с глубокими нарушениями зрения; приводятся результаты исследования слухового восприятия слепых и предлагаются упражнения по развитию слухового восприятия у
Читать PDF
182.14 кб

Проблемная ситуация как фактор развития всех видов модальности восприятия

Кучумова Римма Геннадьевна, Чечулина Любовь Семеновна
Рассматривается проблема реализации деятельностного подхода в обучении русскому языку в школе, что предполагает использование различных каналов восприятия информации в решении поисковых заданий.
Читать PDF
29.81 мб

Интегрированное обучение: развитие мышления и целостность восприятия мира

Шарифзода Файзулло
В статье аргументированно обосновывается необходимость интеграции содержания образования в целом и содержания обучения таджикскому языку на начальном этапе школы в частности.

Похожие термины:

  • ВОСПРИЯТИЕ: РАЗВИТИЕ

    качественное видоизменение процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта - его процесс и результат. Характерно, что самые существенные изменения восприятия про
  • Развитие восприятия в онтогенезе

    Словообразование. Происходит от греч. оntоs - сущее + genesis - происхождение. Категория. Процесс структурных изменений процессов восприятия по мере индивидуального развития. Специфика. Практические де
  • ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

    разработана Л. В. Запорожцем и его сотрудниками (Л. А. Венгером, В. П. Зинченко, А. Г. Рузской и др.). Рассматривает развитие восприятия как овладение все более сложными видами перцептивных действий, со