РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ

Найдено 2 определения термина РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ

процесс качественного видоизменения процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В возрасте 6-12 месяцев происходит быстрое развитие двигательной системы, и в качестве ведущей деятельности выступают предметные действия и манипуляции, что требует константности восприятия. При этом основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. В дальнейшем развитие восприятия происходит в самой тесной связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). После достижения четырехлетнего возраста оно приобретает относительную самостоятельность.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

Восприятия развитие

синонимы: сенсорное развитие, перцептивное развитие) — одно из направлений умственного развития ребенка: формирование новых, ранее не существовавших у него, а также совершенствование имевшихся ранее перцептивных процессов. Процессы В. проходят сложный путь развития, особенно в первые годы жизни ребенка. Усложняется и совершенствуется операциональная сторона перцептивных процессов — способы ознакомления с окружающим становятся более адекватными задачам, стоящим перед ребенком. Этому соответствует развитие продуктивной стороны В.: образы В., формирующиеся у ребенка, становятся более ортоскопичными, адекватными отражаемой действительности. Развивается и мотивационная сфера — процессы В. приобретают черты целенаправленности, преднамеренности и произвольности. Процессы В. развиваются не изолированно, а в контексте комплексной деятельности ребенка и зависят от условий и характера этой деятельности. Особенности деятельности ребенка предъявляют требования к сенсорным процессам и стимулируют или тормозят их развитие. Онтогенез процессов В. показывает, что вначале они включены во внешнюю практическую деятельность ребенка и являются как бы сопутствующим ей результатом. По мере усложнения деятельности и требований, которые она предъявляет к предметному отражению ситуации, происходит выделение собственно восприятия (перцептивных действий), как самостоятельного процесса, направленного на создание чувственного образа. Генетическая связь перцептивных действий с практическими действиями проявляется в их развернутом внешнедвигательном характере: в движении рук, ощупывающих предмет, в движении глаз, прослеживающих видимый контур, в движении гортани, воспроизводящем слышимые звуки. С возрастом ребенка движения совершенствуются и все больше соответствуют отражаемым свойствам предмета. Например, при зрительном восприятии формы предмета глаз ребенка 3—4 лет проделывает движения внутри контура фигуры, а у детей 6—7 лет — уже по ее контуру. Дальнейшее развитие перцептивной деятельности ребенка сопровождается значительным сокращением моторного компонента перцептивных действий. Процесс В. внешне приобретает форму одномоментного акта «усмотрения». Совершенствование перцептивных действий сопровождается возрастающей точностью В. у детей. В рамках дошкольного возраста отмечается снижение порогов зрительной, слуховой, кожно-двигательной чувствительности. Возрастает острота зрения, тонкость различения цветов и их оттенков, формы и величины, развивается фонематический и звуковысотный слух, рука превращается в орган активного осязания. Наибольшее значение для В. р. у дошкольника имеют продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование,лепка и др. Согласно концепции А.В. Запорожца, решающую роль в В. р. играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов — образцов внешних свойств объектов (формы, цвета, высоты звука и т.п.). Овладение сенсорными эталонами проходит ряд этапов и завершается только в младшем школьном возрасте. Так, поданным Л.А. Венгера, в раннем возрасте В. опосредовано «двигательными предэталонами». Напр., воспринимая удаленность предмета, ребенок соотносит ее с длиной своей руки («достану — не достану»), воспринимая форму и величину — с положением пальцев, соответствующим захватыванию предмета (для захвата шара — одно положение, для захвата плоского предмета — другое и т.п.). На протяжении дошкольного возраста ребенок овладевает «предметными предэталонами» (по цвету предмет воспринимается им «как трава» или «как помидор», по форме — «как домик» или «как мяч» и т.п.), а затем и абстрактными сенсорными эталонами цвета («красный», «зеленый», «желтый» и т.д.), формы («круглый», «квадратный» и т.п.) и др. внешних свойств. В конце дошкольного — начале младшего школьного возраста эталоны начинают образовывать системы (ребенок знакомится с последовательностью цветов спектра, системой геометрических форм и т.п.). Условия учебной деятельности стимулируют развитие у детей такой сложной деятельности как наблюдение. В ее контексте В. становится целенаправленным и произвольным. Б.М. Величковский

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Развитие восприятия времени у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Симановский Андрей Эдгарович, Вачеян Лариса Александровна
Статья посвящена одной из актуальных тем коррекционной психологии развитию восприятия времени детьми с задержкой психического развития.
Читать PDF

Развитие восприятия тона у студентов художественных специальностей на занятиях по живописи

Боброва Елена Владимировна
В статье поднимается вопрос о значении тона в живописи и о необходимости развития восприятия тона у студентов художественных специальностей.
Читать PDF

Развитие восприятия произведений искусства как условие формирования художественного вкуса младших по

Давалёва Дина Акрамовна
В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты проблемы развития восприятия младших подростков.
Читать PDF

Развитие восприятия произведений искусства как условие формирования художественного вкуса младших по

Давалёва Дина Акрамовна
В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты проблемы развития восприятия младших подростков.
Читать PDF

О чувственном восприятии в развитии личности

Кулик А.И., Непомнящий А.В.
Читать PDF

Психолого-педагогические проблемы развития пространственного восприятия

Замазий О.С.
Рассмотрены психолого-педагогические проблемы развития пространственного восприятия, также рассмотрены основные понятия и тезисы.
Читать PDF

Подходы к проблеме развития полноценного восприятия искусства в области эстетического воспитания

Мосунова Людмила Александровна
В статье ставится задача проанализировать и обобщить подходы к проблеме развития полноценного восприятия искусства в области эстетического воспитания.
Читать PDF

Возрастные особенности развития детей и восприятия материала духовно-нравственного содержания

Склярова Т.В.
В статье рассматриваются процессы восприятия детьми материалов духовного и нравственного содержания в связи с возрастными особенностями их развития, которые необходимо учитывать при становлении структ
Читать PDF

Особенности развития поведенческого компонента восприятия дошкольниками сюжетов из киножурнала «Ерал

Неверова Анастасия Александровна
Данная статья посвящена изучению восприятия детьми дошкольного возраста юмористического киножурнала «Ералаш».
Читать PDF

Методика развития субъектного восприятия природы в рамках эколого-психологического подхода

Грезе Елена Владимировна
В статье отмечается, что одной из причин незрелости экологического сознания людей является низкая эффективность экологического воспитания и образования населения.
Читать PDF

Факторы, влияющие на эффективность развития художественного восприятия спектаклей у детей дошкольног

Рыжова Полина Валентиновна
В статье рассматриваются основные подходы к понятию восприятия театральных постановок.
Читать PDF

Результаты развития научно-исследовательских прикладных механизмов социального восприятие среди подр

Корх Вера Михайловна
В статье анализируются особенности и результаты прикладных исследований развития механизмов социального восприятия в подростковом и юношеском возрасте.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!