РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ РАЦИОНАЛЬНОЕ НАУЧЕНИЕ

РАЦИОНАЛЬНОЕ

Найдено 4 определения термина РАЦИОНАЛЬНОЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

РАЦИОНАЛЬНОЕ

Rational; Rational) - термин, используемый для описания мыслей, чувств и действий, согласуемых с разумом; установка, базирующаяся на объективных ценностях, полученных в результате практического опыта.

"Объективные ценности устанавливаются в опыте среднего разума, посвященном, с одной стороны, внешним фактам, а с другой - фактам внутренним, психологическим. Подобные переживания не могли бы, конечно, представлять собой объективных "ценностей", если бы они, как таковые, "оценивались" субъектом, что было бы уже актом разума. Но разумная установка, позволяющая нам утверждать объективные ценности как значащие, не является делом отдельного субъекта, а предметом истории человечества. Большинство объективных ценностей - а вместе с тем и разум - суть наследие древности, это крепко спаянные комплексы представлений, над организацией которых трудились бесчисленные тысячелетия с той же необходимостью, с какой природа живого организма реагирует вообще на средние и постоянно повторяющиеся условия окружающего мира и противопоставляет им соответствующие комплексы функций, - как, например, глаз, в совершенстве соответствующий природе света <...>

Вследствие этого разум есть не что иное, как выражение приспособленности к среднему уровню происходящих событий, осевшему в виде комплексов представлений, мало-помалу крепко соорганизовавшихся и составляющих как раз объективные ценности. Итак, законы разума суть те законы, которые обозначают и регулируют среднюю "правильную", приспособленную установку. Рационально все то, что согласуется с этими законами; и, напротив, иррационально все, что с ними не совпадает. Мышление и чувство являются функциями рациональными, поскольку решающее влияние на них оказывает момент размышления, рефлексии. Эти функции наиболее полно осуществляют свое назначение при возможно совершенном согласовании с законами разума. Иррациональные же функции суть те, целью которых является чистое восприятие, таковы интуиция и ощущение, потому что они должны для достижения полного восприятия всего совершающегося как можно более отрешаться от всего рационального, ибо рациональное предполагает исключение всего внеразумного (ПТ, пар, 784-786).

Оцените определение:

Источник: Ж.Лапланш, Ж.-Б.Понталис. Словарь по психоанализу, 1996 г.51

Рациональное

Рациональное есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему. Я понимаю разум как установку (см.), принцип которой состоит в оформлении мышления, чувства и действия согласно объективным ценностям. Объективные ценности устанавливаются в опыте среднего разума, посвященном, с одной стороны, внешним фактам, а с другой - фактам внутренним, психологическим. Подобные переживания не могли бы, конечно, представлять собой объективных "ценностей", если бы они, как таковые, "оценивались" субъектом, что было бы уже актом разума. Но разумная установка, позволяющая нам утверждать объективные ценности как значащие, является делом не отдельного субъекта, а предметом истории человечества.

Большинство объективных ценностей - а вместе с тем и разум - суть наследие древности, это крепко спаянные комплексы представлений, над организацией которых трудились бесчисленные тысячелетия с той же необходимостью, с какой природа живого организма реагирует вообще на средние и постоянно повторяющиеся условия окружающего мира и противопоставляет им соответствующие комплексы функций, как, например, глаз, в совершенстве соответствующий природе света. Поэтому можно было бы говорить о предсуществующем, метафизическом мировом разуме, если бы реагирование живого организма, соответствующее среднему внешнему воздействию, не было само по себе необходимым условием существования этого организма, - мысль, высказанная еще Шопенгауэром. Вследствие этого человеческий разум есть не что иное, как выражение приспособленности к среднему уровню происходящих событий, осевшему в виде комплексов представлений, мало-помалу крепко соорганизовавшихся и составляющих как раз объективные ценности. Итак, законы разума суть те законы, которые обозначают и регулируют среднюю "правильную", приспособленную установку (см.). Рационально все то, что согласуется с этими законами; и, напротив, иррационально (см.) все, что с ними не совпадает.

Мышление (см.) и чувство (см.) являются функциями рациональными, поскольку решающее влияние на них оказывает момент размышления, рефлексии. Эти функции наиболее полно осуществляют свое назначение при возможно совершенном согласовании с законами разума. Иррациональные же функции суть те, целью которых является чистое восприятие; таковы интуиция и ощущение, потому что они должны для достижения полного восприятия всего совершающегося как можно более отрешаться от всего рационального, ибо рациональное предполагает исключение всего внеразумного.

Источник: Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004 г.162

РАЦИОНАЛЬНЫЙ

1. Имеющий отношение или предполагающий использование обоснования, процесса рассуждения или свойства разумности, обоснованности 2. Имеющий отношение к тому, что является правильным и, по крайней мере, может быть оправдано какой-то причиной; например, рациональное решение. 3. Термин используется для описания организма, способного к высшему психическому функционированию; человек часто называется (как всерьез, так и в шутку) рациональным животным. 4. Подразумевает вменяемость или ясность сознания. 5. Преимущественно когнитивный по природе, в противоположность эмоциональному.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

РАЦИОНАЛЬНЫЙ

от лат. rationalis] - разумно обоснованный, целесообразный

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

Показать все [+1] ↓

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Рациональное поведение руководителя и эффективная коммуникация в конфликте: стратегии управления кон

Целютина Татьяна Владимировна, Линкина Дарья Леонидовна, Поляков Артем Николаевич
В данной статье были рассмотрены основные лидерские качества успешных топ-менеджеров, с целью выявления портрета идеального руководителя. Проанализировано исследование американских психологов о личных качествах успешного топ-менеджера. Определено рациональное поведение между управляющим звеном и коллективом, с учетом личных качеств управленца. Рассмотрены схемы поведения топ-менеджеров, которые приводят к остановке развития бизнеса. Определена сущность понятия «конфликт» и проанализированы основные стратегии поведения во время конфликта. Выявлены причины возникновения конфликта в отечественных организациях. Рассмотрена ситуация на примере компании ООО «ЛЮКС», которая имела ряд типичных ошибок руководителя в поручении заданий подчиненным. Разработаны рекомендации для повышения эффективности коммуникаций между руководителем и подчиненными.
Скачать PDF

Принцип дефицита: всегда ли нарушается рациональность

Чхартишвили А.Г.
Скачать PDF

Теоретико-методологические основания рационально-эмотивной поведенческой терапии А. Эллиса

Франова Ирина Владимировна
Описаны источники теоретических и практических идей, интегрированных в концепции рационально-эмотивной поведенческой терапии А. Эллиса, одного из патриархов когнитивной традиции в психотерапии. Реконструированы антропологические представления, лежащие в основании терапевтической модели Эллиса, показано их родство с философией прагматизма Д. Дьюи.
Скачать PDF

Проблема социальности науки в контексте постнеклассической рациональности в психологии

Артемьева Ольга Аркадьевна
Рассматривается специфика решения проблемы социальности науки на классическом, неклассическом и постнеклассическом этапах ее становления. Обосновывается необходимость, определяются методологические основы постнеклассического подхода к решению проблемы в современной отечественной истории психологии.
Скачать PDF

Соотношение рационального и иррационального в обыденном сознании на примере представлений о болезни

Тхостов Александр Шамилевич, Нелюбина Анна Сергеевна
Статья посвящена оценке возможности применения концепции обыденного сознания для объяснения феномена субъективных представлений о болезни. Раскрываются особенности (свойства) обыденного сознания на примере представлений о болезни и здоровье. Описываются психологические условия актуализации иррациональных форм мышления в сознании взрослого, образованного, психически здорового человека. Ситуация болезни рассматривается как отвечающая этим условиям.
Скачать PDF

Рациональный и интуитивный стили мышления: адаптация опросника С. Эпстайна

Кустубаева Альмира Мэлсовна, Толегенова Алия Амангельдиновна, Камзанова Алтынгуль Тустикбаевна
Статья посвящена адаптации русскоязычной версии опросника «Рациональный-опытный» (РО) С. Эпстайна. Коэффициенты альфа Кронбаха по каждому из показателей РО свидетельствуют о внутренней согласованности шкал опросника. Представлены полученные средние данные по всей обследуемой популяции. Выявлены гендерные различия в предпочтении стиля мышления.
Скачать PDF

Классическая психология больших социальных групп в контексте постнеклассической рациональности

Бакшутова Екатерина Валерьевна
Статья посвящена важной методологической проблеме – изучению больших социальных групп в условиях сверхсложной реальности постиндустриального и информационного общества. Рассматриваются признаки большой группы, выделяемые в классической социальной психологии. Автор предлагает понятие «атипичной» группы, более адекватное постнеклассической рациональности. В статье представлена гносеологическая модель, позволяющая изучать гетерофеноменность группового сознания. Автор иллюстрирует возможность применения модели на примере изучения группового сознания российской интеллигенции.
Скачать PDF

Поведенческие основы неконкурентной рациональности

Мельников В.В.
Статья посвящена анализу рациональности конкурентного поведения. Вводится понятие ƒ-неконкурентности как свойства психически рационального поведения, определяющего стандарты хозяйственной рациональности.
Скачать PDF

Модель и содержание программы обучения взрослых женщин рациональному питанию

Каирова Мадина Темуркановна
В статье представлены возможности оптимизации пищевого поведения среди взрослого здорового населения. Дается характеристика понятий рациональное питание, экстернальный, эмоциогенный, ограничительный тип пищевого поведения. Представлена модель и содержание программы обучения взрослых женщин рациональному питанию. Обозначены мишени психологопедагогического воздействия, выделенные в ходе эмпирического исследования. Конкретизируются психолого-педагогические коррекционные задачи для специализированной работы в группах женщин с разными типами нарушений пищевого поведения.
Скачать PDF

Рациональные и Иррациональные аспекты социального доверия

Гришин В.В.
В своей статьей автор изучает процесс формирования доверия одних людей к другим, и в частности к политическим лидерам, за которых они собираются голосовать. Принято считать, что наш народ эмоционален и свой выбор часто делает на основе эмоциональных движений души, а не разума и точного расчета. Автор показывает, что это не совсем так, и, выбирая политических лидеров, российские избиратели строят определенные логические конструкции на основе сложившихся у них общих идей-представлений о желаемом устройстве общества и государства.
Скачать PDF

Мотивация и практический интеллект в функциональной регуляции рационального выбора

Чумакова М.А.
В работе ставится цель выявления интеллектуальных стратегий выбора из альтернатив в закрытых задачах и специфики интеллектуально-личностной регуляции этого выбора. В результате проведенного эмпирического исследования были идентифицированы две стратегии выбора: ориентация на разрешение ситуации неопределенности через поиск информации или незамедлительное принятие решения и стремление к сохранению ситуации неопределенности. Также в исследовании было показано, что практический интеллект является компонентом интеллектуальной регуляции выбора только при реализации первой стратегии.
Скачать PDF

Ранний опыт философствования как особая форма рациональности

Мильчарек Тадэуш Петрович
В статье рассматриваются сущностные признаки раннего опыта философствования как специфического духовного феномена, определяющего рациональность субъекта на начальных этапах его становления
Скачать PDF