Формы рационального речевого воздействия это что такое Формы рационального речевого воздействия: определение — Психология.НЭС
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ФОРМЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

Формы рационального речевого воздействия

Найдено 1 определение:

Формы рационального речевого воздействия

применяются в психотерапии, адресуются к сознательным компонентам психики клиентов. Выделяются следующие Ф. р. р. в.: 1) Разъяснение. Терапевту часто приходится что-то разъяснять клиенту, формулировать предписания, инструкции. Для этого необходимо использовать точные, спокойные, простые и ясные слова и выражения. 2) Убеждение. В тех случаях, когда клиента нужно в чем-то убедить, ввести в его сознание некие идеи, терапевт применяет особую речь. Она может отличаться выраженной энергичностью, силой, интенсивностью, специально отобранной и выверенной лексикой, к-рая в этом случае может быть достаточно жесткой. Убеждать надо кратко, четко и конкретно. Чтобы быть убедительным, терапевту необходима убежденность, абсолютная вера в свои слова. 3) Цитирование. Умение использовать опыт мудрецов помогает не только осознанию качеств собственного актуального мышления, но и создает условия для повышения уровня обобщений, служит источником развития самосознания. 4) Интерпретирование. Это, фактически, пересказ каких-либо содержаний своими словами. Терапевту часто необходимо пересказать то, что ему сказал клиент, но своими словами, дав свое видение и свою т. зр. Интерпретирование всегда предполагает сообщение т. зр. терапевта по поводу высказывания клиента. Интерпретирование может быть представлено как в виде словесных формул, так и с помощью метафор и образов. 5) Отражение. Речевое отражение отличается от интерпретирования тем, что терапевт осуществляет речевое высказывание с т. зр. клиента, на его языке, дословно повторяя именно то, что говорит клиент, не вводя никакой собственной интерпретации. 6) Вопросительная речь. Терапевт должен обладать искусством задавания вопросов, используя вопросы прямые («Что ты сейчас чувствуешь?»), косвенные («Когда люди рассказывают о себе, им бывает трудно?») и циркулярные («Когда мама пришла домой, а ты не захотела с ней разговаривать, потому что была обижена на брата, что чувствовала бабушка?»). Кроме повествования и вопросов в терапии используются такие жанры, как поэтическая речь. Терапевт также должен владеть такими фольклорными жанрами, как басня, сказка, пословица, поговорка, анекдот. Мягкое осмеяние симптома или проблемы, а также использование языка парадокса могут понизить их субъективную значимость, что само по себе уже создает основу для грядущих перемен. Высшей способностью терапевта является использование языка притч, - это выводит его речь на более возвышенный уровень, делает его работу гораздо более эффективной. Лит.: Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 1999; Она же. Нек-рые аспекты беатотерапии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2004. № 4; Спиваковская А. С., Мхитарян А. В. 9 Ч 12. Диалоги о беатотерапии. М., 2009. А. С. Спиваковская
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Формы рационального речевого воздействия — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Специфика речевого воздействия в профессиональной коммуникации сотрудника правоохранительных органов

Кораблев Сергей Евгеньевич
Рассматриваются психологические аспекты речевого воздействия в профессиональном общении сотрудника милиции на примере участкового уполномоченного, функции которого наиболее отражают специфику деятельности органов внутренних дел в целом. Указаны роль и место коммуникативного воздействия в процессе достижения сотрудником милиции профессиональных целей. приведены результаты психологического исследования, подтверждающие необходимость использования сотрудником органов внутренних дел ряда психолингвистических норм и правил в целях успешной реализации своих функций
Скачать PDF

Влияние особенностей личности субъекта диалогического дискурса на сокращенные формы речевого общения

Доброва Виктория Вадимовна
Изучение реальных диалогов, важнейшую социальнопсихологическую компоненту которых составляют сокращенные формы общения, с учетом личностных особенностей общающихся, а также языковой культуры, семантики и элементов речи говорящих является актуальным направлением в исследовании межличностного общения. Проведенное эмпирическое исследование позволило утверждать, что существует зависимость между личностными характеристиками (экстраверсия, интроверсия, импульсивность, рассудительность), мотивацией общения, коммуникативными способностями участников диалога и появлением в структуре диалога различных семантико-синтаксических типов сокращенных высказываний. Полученные в эксперименте данные позволяют утверждать, что структурно семантические особенности такой мало исследованной в психологии формы речевого диалога как монорематические высказывания зависят как от уровня языковой культуры, так и от личностных особенностей субъектов диалогического общения.
Скачать PDF

Об опыте апробации программы коррекционного воздействия на ребенка с детским аутизмом

Свинолупов А. Г.
В статье отражен опыт индивидуальной работы с ребенком, имеющим диагноз «Детский аутизм», с соблюдением этапности эксперимента, а также прописан при-мерный ИКОМ ребенка, приведена характеристика его дизонтогенеза.
Скачать PDF

Адаптивное постпроизвольное дыхание как метод коррекции состояний и оздоровительного воздействия на

Чиковани М.В.
Скачать PDF

Воздействие музыки на эффективность деятельности операторов персональных компьютеров

Джантемирова Т.Г., Лызь А.Е.
Скачать PDF

Социокультурный аспект анализа речевого конфликтного поведения

Белоус Наталья Анатольевна
Статья посвящена анализу типовой структуры конфликтного дискурса. Рассмотрен социокультурный аспект речевого конфликтного поведения. Определены функциональные особенности конфликтного дискурса в рамках социальных институтов. Доказано, что признаком речевых действий инициатора конфликтного дискурса являются обязательные коммуникативные отклонения. Установление отрицательного денотативного пространства речевого общения выявило элементы различной номинации объекта конфликтного дискурса и актуализировало социальный аспект конфликтного дискурса в языке на уровне лексем и на уровне синтаксических конструкций.
Скачать PDF

Коррекция половой дисфункции самцов, подвергнутых воздействию селективных холинолитиков в пренатальн

Байрамов А.А., Ефремов О.М., Комяков Б.К.
Различные нейрохимические изменения в эмбриональном мозге, обусловленные дисфункцией нейромедиаторных систем способствуют развитию функциональных нарушений и поведенческих изменений у потомств в постнатальном онтогенезе (К.А. Sherman et al., 1981; T.A. Slotkin, 2002). Ряд нарушений могут быть стойкими в течение взрослой жизни индивида. Целью данной работы явилось изучение возможности лекарственной корекции половой дисфункции самцов как результата проявления пренатального воздействия селективных холиноблокаторов. Была исследована структура половой функции в 15-минутном тесте «полового поведения» (ПП) у половозрелых самцов крыс, которые пренатально на 10-13 сут гестации были подвергнуты воздействию Н-холиноблокатора ганглерона и характеризовались низкой половой активностью. Тест ПП проводили до и после однократного введения препаратов ацетилхолина (ареколин 2,0 мг/кг, галантамин 1,0 мг/кг) и дофамина (апоморфина 0,1 мг/кг) за 30-45 мин до тестирования. Результаты исследования показали, что самцы крыс, подвергнутые пренатальному воздействию селективных холинолитиков и показавшие низкую половую активность, очень чувствительны к эффектам препаратов холинергической и ДА-ергической систем. Параметры половой функции самцов крыс после однократной инъекции характеризовались значительным повышением показателей как центрального мотивационного, так и периферического эякуляторного компонентов половой функции. Латентный период садки сокращался от 26,0 ± 9,0 с до 13,3 ± 2,0 и 8,3 ± 2,3 с, количество эякуляций за 15-минутный тест ПП увеличивалось от 0,90 ± 0,17 до 1,83 ± 0,22 и 1,97 ± 0,30 единиц после введения соответственно ареколина и апоморфина. Исследование отдаленных эффектов этих показало, что коррекция половой активности происходит лишь в течение периода действия этих препаратов. На 7 сутки после инъекции количественные и качественные характеристики сексуальности самцов крыс возвращались на исходный уровень. Таким образом, пренатальное воздействие холинолитиков способствуют устойчиво низкой половой функции у половозрелых потомств. Половая функция этих самцов характеризуется высокой чувствительностью к эффектам агонистов холинергической и ДА-ергической систем в ближайшем периоде после их однократного введения и отсутствием отдаленных эффектов фармакокорекции.
Скачать PDF

Оценка информационно-психологического воздействия на студентов с различным уровнем рефлексивности

Ляшук А.В.
Скачать PDF

Клинико-психологические формы нарушений психической адаптации среди жителей Санкт-Петербурга и Ленин

Вертячих Наталья Николаевна
В статье представлены результаты 2-х летнего исследования психологических проявлений и факторов риска нарушений психической адаптации среди жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Выделены и описаны клинико-психологические формы нарушений адаптации в социально-стрессовых условиях.
Скачать PDF

Психологические аспекты влияния низкочастотных акустических колебаний на лиц, испытывающих воздейств

Ветрова Т. В.
В статье проведено изучение условий труда и психологического состояния работников, подвергающихся воздействию низкочастотного шума в процессе труда. Выявлены нарушения эмоциональной и когнитивной сферы, большая вероятность невротизации, риск развития которых повышается с увеличением стажа работы у данных лиц.The article provides the analyses of labor conditions and psychoemotional state of workers who are affected by the low frequency noise exposure during their work. Such abnormalities as psychological and cognitive disturbances and the risk of neurotization were discovered.
Скачать PDF

Исследование динамики выраженности профессионально важньгх качеств курсантов под воздействием тренин

Кисилева Т. В.
Статья посвящена исследованию динамики выраженности профессионально-важных качеств военных педагогов-психологов в учебном процессе. Выявлено повышение уровня эмпатии, рефлексии, коммуникабельности, эмоционально-волевой стабильности под воздействием психологического тренинга.The article features the research of dynamics of military teachers' significant professional qualities in training. The author reveals the increase of empathy, reflexion, sociability, emotional stability levels as a result of psychological training
Скачать PDF

Концептуальные направления исследования информационного воздействия на человека

Маклаков Г.Ю.
Скачать PDF