Формы рационального речевого воздействия
Формы рационального речевого воздействия
применяются в психотерапии, адресуются к сознательным компонентам психики клиентов. Выделяются следующие Ф. р. р. в.: 1) Разъяснение. Терапевту часто приходится что-то разъяснять клиенту, формулировать предписания, инструкции. Для этого необходимо использовать точные, спокойные, простые и ясные слова и выражения. 2) Убеждение. В тех случаях, когда клиента нужно в чем-то убедить, ввести в его сознание некие идеи, терапевт применяет особую речь. Она может отличаться выраженной энергичностью, силой, интенсивностью, специально отобранной и выверенной лексикой, к-рая в этом случае может быть достаточно жесткой. Убеждать надо кратко, четко и конкретно. Чтобы быть убедительным, терапевту необходима убежденность, абсолютная вера в свои слова. 3) Цитирование. Умение использовать опыт мудрецов помогает не только осознанию качеств собственного актуального мышления, но и создает условия для повышения уровня обобщений, служит источником развития самосознания. 4) Интерпретирование. Это, фактически, пересказ каких-либо содержаний своими словами. Терапевту часто необходимо пересказать то, что ему сказал клиент, но своими словами, дав свое видение и свою т. зр. Интерпретирование всегда предполагает сообщение т. зр. терапевта по поводу высказывания клиента. Интерпретирование может быть представлено как в виде словесных формул, так и с помощью метафор и образов. 5) Отражение. Речевое отражение отличается от интерпретирования тем, что терапевт осуществляет речевое высказывание с т. зр. клиента, на его языке, дословно повторяя именно то, что говорит клиент, не вводя никакой собственной интерпретации. 6) Вопросительная речь. Терапевт должен обладать искусством задавания вопросов, используя вопросы прямые («Что ты сейчас чувствуешь?»), косвенные («Когда люди рассказывают о себе, им бывает трудно?») и циркулярные («Когда мама пришла домой, а ты не захотела с ней разговаривать, потому что была обижена на брата, что чувствовала бабушка?»). Кроме повествования и вопросов в терапии используются такие жанры, как поэтическая речь. Терапевт также должен владеть такими фольклорными жанрами, как басня, сказка, пословица, поговорка, анекдот. Мягкое осмеяние симптома или проблемы, а также использование языка парадокса могут понизить их субъективную значимость, что само по себе уже создает основу для грядущих перемен. Высшей способностью терапевта является использование языка притч, - это выводит его речь на более возвышенный уровень, делает его работу гораздо более эффективной. Лит.: Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 1999; Она же. Нек-рые аспекты беатотерапии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2004. № 4; Спиваковская А. С., Мхитарян А. В. 9 Ч 12. Диалоги о беатотерапии. М., 2009. А. С. Спиваковская
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011