ПСИХОТЕРАПИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТРАВМ С ПОМОЩЬЮ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ ПО ШАПИРО это что такое ПСИХОТЕРАПИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТРАВМ С ПОМОЩЬЮ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ ПО ШАПИРО: определение — Психология.НЭС
ПСИХОТЕРАПИЯ УВЛЕЧЕНИЯМИ ПО СКРОЦКОМУ Психотерапия, основанная на глубинной психологии

ПСИХОТЕРАПИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТРАВМ С ПОМОЩЬЮ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ ПО ШАПИРО

Найдено 1 определение:

ПСИХОТЕРАПИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТРАВМ С ПОМОЩЬЮ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ ПО ШАПИРО

Предложена американским психотерапевтом Шапиро (Shapiro F.) в 1987 г. Первоначально этот метод назывался техникой "десенсибилизации с помощью движения глаз". Однако сам технический прием движения глаз является лишь одним из возможных внешних раздражителей, используемых для активизации системы переработки информации у пациента и достижения психотерапевтического эффекта. Уже первый опыт применения этой техники показал, что она должна включать как десенсибилизацию, так и когнитивное переструктурирование воспоминаний и личных отношений. Это обстоятельство привело к новому, настоящему названию данного психотерапевтического метода - "Десенсибилизация и переработка движениями глаз" (ДПДГ).

Придерживаясь в основном бихевиористской ориентации, автор предложила общую теоретическую модель ускоренной переработки информации, на основе которой действует психотерапевтическая техника ДПДГ. Эта модель рассматривает большинство патологических состояний как следствие предшествовавшего жизненного опыта, создающего устойчивый паттерн аффекта, поведения, самопредставления и соответствующей структуры личностной идентичности. Патологическая структура коренится в статической, недостаточно переработанной информации, откладывающейся в памяти во время травматического события. Модель рассматривается автором как нейрофизиологическая гипотеза. Согласно модели ускоренной переработки информации, существует естественная физиологическая система, предназначенная для преобразования беспокоящих впечатлений с целью их адаптивного разрешения, и эта система ориентирована на достижение психологической интеграции и физического здоровья. Эмоциональная травма может нарушить работу системы переработки информации, поэтому информация будет сохраняться в форме, обусловленной травматическим переживанием, и может, например, привести к появлению выраженных симптомов посттравматического синдрома. Автор высказывает гипотезу, что движения глаз (могут быть и другие альтернативные раздражители), используемые при ДПДГ, запускают психологический процесс, активизирующий информационно-перерабатывающую систему. Во время процедуры ДПДГ, когда пациенту предлагается вызвать травматическое воспоминание, психотерапевт устанавливает связь между сознанием и участком мозга, в котором хранится информация о травме. Движения глаз активируют информационно-перерабатывающую систему и восстанавливают ее равновесие. С каждой новой серией движений глаз травматическая информация перемещается, причем ускоренным образом, дальше по соответствующим нейрофизиологическим путям, пока не достигается положительное разрешение этой информации. Одно из ключевых предположений в ДПДГ состоит в том, что активизация переработки травматических воспоминаний будет естественным образом направлять эти воспоминания к адаптивной информации, необходимой для положительного разрешения. Тем самым модели ускоренной переработки информации свойственна идея о психологическом самоисцелении. В целом же представление об активизации адаптивного информационно-перерабатывающего механизма является центральным в ДПДГ-психотерапии и принципиально важным в применении этой техники к разнообразным психическим расстройствам.

Информационно-перерабатывающая система пациента может быть активирована с помощью направляемых движений глаз либо с помощью альтернативных стимулов, таких как постукивание по руке или звуковые раздражители. Автором предлагается несколько видов движений глаз, которые могут быть использованы при ДПДГ-психотерапии. Задача психотерапевта - определить тип движений глаз, более соответствующий потребностям пациента. Необходимо обеспечить пациенту комфортные условия при выполнении движений глаз. Психотерапевт не должен продолжать использование этих движений, если пациент говорит о боли в глазах или беспокойстве, возникающих во время процедуры. Цель психотерапевта - вызвать движения глаз у пациента от одного края его визуального поля до другого. Такие полные двусторонние движения глаз следует выполнять с максимально возможной скоростью, но избегая при этом появления чувства дискомфорта. Обычно психотерапевт держит два пальца вертикально с ладонью, обращенной к пациенту, примерно на расстоянии не менее 30 см. При этом психотерапевт должен оценить способность пациента следить за движениями пальцев - вначале медленно, а потом все быстрее и быстрее до достижения той скорости, которая воспринимается как максимально комфортная. Затем можно проверить эффективность диагональных движений глаз, перемещая руку вдоль линии, проходящей через середину лица пациента, справа и снизу, вверх и влево (или же наоборот), т. е. от уровня подбородка до уровня противоположной брови. При других вариантах движений глаза пациента будут двигаться вверх-вниз, по кругу или же в форме восьмерки. Вертикальные движения оказывают успокаивающее действие и могут быть особенно полезными для снижения эмоционального беспокойства или чувства тошноты.

Продолжительность серий движений глаз также определяется обратной связью со стороны пациента. Первая серия включает в себя 24 двусторонних движения, где перемещение справа налево и затем снова направо представляют собой одно движение. Такое же количество движений может быть использовано и в первой серии движений. После первоначальной перерабатывающей серии движений глаз психотерапевту следует спросить у пациента: "Что вы сейчас чувствуете?" Этот вопрос дает пациенту возможность сообщить о том, что он испытывает, в форме образов, инсайтов, эмоций и физических ощущений. Среднестатистическому пациенту необходима серия из 24 движений для переработки когнитивного материала и достижения нового уровня адаптации. Некоторым пациентам для переработки материала необходима серия из 36 движений глаз или даже большего их количества.

Иные пациенты могут оказаться почти неспособными следить за движениями руки или же могут находить эти движения неприятными; в этом случае необходимо применить способ, при котором используются обе руки. Психотерапевт помещает свои сжатые в кулаки руки по обе стороны визуального поля пациента, а затем поочередно поднимает и опускает указательные пальцы обеих рук. Пациенту даются указания переводить глаза от одного указательного пальца к другому.

Оцените определение:

Источник: Словарь-справочник политической психологии (azps.ru).

Найдено рефератов по теме ПСИХОТЕРАПИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТРАВМ С ПОМОЩЬЮ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ ПО ШАПИРО — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Десенсибилизация и переработка движениями глаз как экспресс-помощь в работе с негативным жизненным о

Сердюкова Елена Федоровна
В статье приводится описание метода глазодвигательной переработки последствий психотравмы и негативного жизненного опыта. Ценность метода заключается в том, что он позволяет работать с симптомом, не погружаясь в глубокий анализ вызвавшей его психотравмирующей ситуации. Автором дается подробное описание сущности метода, его организационной структуры и процедуры использования. Также в статье приводятся результаты использования метода десенсибилизации и переработки движениями глаз при оказании психологической помощи людям, имеющим негативный жизненный опыт, существенно снижающий уровень ощущения ими личностного психологического благополучия. Таким образом, в своей работе автором была предпринята попытка проанализировать научную литературу по теме, изучить сущность, механизмы и причины возникновения психических травм, вызванных ими психических расстройств, особенности развития посттравматического стрессового расстройства, рассмотреть один из методов психологической коррекции влияния на психологическое благополучие человека последствий перенесенной им психической травмы.
Скачать PDF

Анализ видов движения глаз с помощью фрактальных алгоритмов

Беляев Ростислав Владимирович, Колесов Владимир Владимирович, Меньшикова Галина Яковлевна, Попов Александр Михайлович, Рябенков Виктор Иванович
В работе проведена разработка методов анализа видов движения глаз в задачах зрительного восприятия, основанных на применении современных статистических и фрактальных алгоритмов анализа данных, а также изучение возможности применения результатов анализа для выявления индикаторов индивидуальных особенностей стратегии движения глаз наблюдателя при рассматривании изображений.
Скачать PDF

Особенности манифестного содержания сновидений у лиц, обращающихся за психотерапевтической помощью

Авакумов Сергей Владимирович, Бурковский Георгий Васильевич
Дается формальный статистический анализ манифестного содержания сновидений. Проверяется гипотеза отом, что в манифестном содержании сновидений можно выделить такие признаки, которые позволили бы распознавать определенные клинически значимые свойства испытуемых с тем, чтобы использовать такою рода информацию в психотерапевтическом процессе. В работе не рассматривается содержание проблем, побуждающих сновидца обращаться за такой помощью, а учитывается лишь факт наличия у сновидца психологических проблем (страдания) такой интенсивности, которая мотивирует его обращение за профессиональной помощью. Описана оригинальная многоступенчатая методика формализации содержания сновидений. Показана возможность использования манифестного содержания сновидений дай определения готовности индивида к обращению за психотерапевтической помощью.
Скачать PDF

Краткосрочная интегративная психотерапия и психологическая помощь на курорте Белокуриха при синдроме

Суховершин А.В.
Скачать PDF

Коррекция эмоционального состояния беременных женщин с помощью дыхательных психотехник

Гусакова Галина Ивановна
В статье автор рассматривает некоторые результаты исследования влияния дыхательных психотехнологий на психоэмоциональное состояние беременных женщин.
Скачать PDF

Диагностика эмоциональных и когнитивных особенностей личности с помощью рисуночных тестов

Зинченко Елена Валерьевна
В данной статье в фокусе внимания автора оказывается психодиагностика эмоциональных и когнитивных особенностей личности с помощью рисуночного теста Сильвер и цветограммы «Моя жизнь». Эмпирическим путем определены различия в эмоциональной и когнитивной сферах подростков и юношей, установлены половые различия по критерию гибкости мышления в юношеском возрасте. Выявлены значимые жизненные сферы подростков и юношей, которые подробно описаны с точки зрения их цветовых предпочтений и эмоционального отношения к ним. В целом автор раскрывает широкие возможности применения арт-терапевтических методик для диагностики эмоциональных и когнитивных особенностей российских школьников разного возраста.
Скачать PDF

Об эмоциональных состояниях, возникающих при наблюдении разнонаправленных движений

Тюрин Павел Трофимович
Обсуждается феномен субъективных переживаний, возникающий при восприятии центробежного и центростремительного движения. Показано, как переживания расширяющегося пространства контрастируют с переживаниями, возникающими при наблюдении убегающих объектов.
Скачать PDF

Измерение эмоционального интеллекта у музыкантов и художников с помощью методики MSCEIT V. 2. 0

Князева Т.С.
Для измерения эмоционального интеллекта использовалась русскоязычная версия методики MSCEIT V. 2.0 Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо. В исследовании подтвердилась гипотеза о положительной связи эмоционального интеллекта с музыкальным и художественным профилем обучения. По общему баллу эмоционального интеллекта художники и музыканты заняли промежуточное положение между психологами и представителями технических и негуманитарных профессий. Исследование вносит вклад в адаптацию русскоязычной версии теста, в повышение его критериальной валидности.
Скачать PDF

Эмоциональное развитие как движение: процессуальные характеристики

Шмырева Ольга Ивановна
Эмоциональное развитие протекает поэтапно, эмоция имеет источник движения. Показан стадиальный процесс усложнения и совершенствования эмоциональных форм и содержания, имеющий движущую силу, характеризующийся детерминированностью, последовательностью и взаимным дополнением содержательных аспектов.
Скачать PDF

Коррекция эмоционального поведения подростков с нарушением интеллекта с помощью мандала-терапии

Завражин С.А.
Скачать PDF

Исследование эмоциональной сферы подростков из неполных и смешанных семей с помощью проективной мето

Далгатов Магомед Магомедаминович, Джабраилова Маликат Магомедовна, Хизроева Заира Магомедовна
Статья посвящена исследованию особенностей развития эмоциональной сферы подростков, воспитывающихся в неполных, полных и смешанных семьях. В данной работе представлены результаты эмпирического исследования детей с помощью проективной методики. Были обнаружены значимые различия в проявлениях эмоциональной сферы детей (тревожности, агрессивности), воспитывающихся в полных, неполных и смешанных семьях.
Скачать PDF

Психологическая помощь госслужащим, испытывающим эмоциональные затруднения, связанные с карьерой

Мударисов Айнур Аликович
Статья посвящена анализу проблем государственных служащих, связанных с трудностями в восприятии карьеры, а также созданию и апробации способов оказания психологической помощи людям, переживающим эмоциональные затруднения, связанные с карьерой. Работа опирается на теоретические конструкты проблемно ориентированного подхода. Рассмотрены и описаны примеры консультаций с руководителями региональных госструктур, испытывающими соответствующие проблемы, предложены практические рекомендации соответствующей психологической помощи.
Скачать PDF

Похожие термины: