ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
область психологической науки, включающая в себя знания и исследования, касающиеся образования, обучения и воспитания людей.
Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию
Педагогическая психология
Педагогическая психология есть наука о законах изменения человеческого поведения и о средствах овладения этими законами. (3.1, 46) См. Поведение
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии, изучающая развитие психики человека в процессе воспитания, образования и обучения и разрабатывающая психологические основы этого процесса.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
педагогическая психология
(от греч. pais – дитя и ago – веду) – отрасль психологии, изучающая психические явления и закономерности педагогического процесса.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Педагогическая психология
отрасль психологического знания, изучающая закономерности психической деятельности, условия формирования личности в процессе и результате обучения и воспитания.
Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008
Педагогическая психология
прикладной аспект психологии, разрабатывающей и внедряющей в практику наиболее дифференцированные и эффективные методы обучения в школьных и иных учебных учреждениях, включая специализированные (например, обучающие детей с психическими отклонениями).
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Педагогическая психология
Словообразование. Происходит от греч. pais - дитя + agо - воспитываю и psyche - душа + logos - учение.
Категория. Раздел психологии.
Специфика. Изучает закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
отрасль психологии, в которой изучаются проблемы, связанные с педагогической деятельностью, обучением и воспитанием людей, прежде всего детей. В П.п. также исследуются психологические вопросы совершенствования профессиональной деятельности учителей и воспитателей. См. психология образования, психология педагогической оценки.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
психологическая наука социально-психологического ствола дерева психологической науки, предмет которой — значение психики в тренировке, упражнении, обучении и воспитании как методах формирования личности с целью улучшения эффективности и качества педагогического процесса. П. п., взаимодействуя с психологией управления, использует полученные ею данные в своих целях, как и психология управления — данные П. П. применительно к процессу руководства.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Педагогическая психология
Раздел психологии в области общественных процессов образования и воспитания. Предметом П. п. являются формирование и закрепление психического содержания, процессов и состояний и их обычного утверждения у человеческого индивидуума в условиях специально организованного образования и воспитания. П. п. опирается на знания общей психологии (см.), психологии личности (см.), возрастной психологии (см.) и других психологических дисциплин, а также педагогики и некоторых смежных наук, способствуя со своей стороны их развитию.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Педагогическая психология
Широкая область исследований, связанная с применением психологических методов в процессе образования. Исследователи в области педагогической психологии применяют принципы обучения на учебных занятиях, в системе школьного управления, в психометрических тестах, при подготовке учителей и в других аспектах, тесно связанных с процессом образования. В Великобритании психологи-педагоги принимают деятельное участие в работе учебных заведений. Обычно они имеют диплом с отличием по психологии, квалификацию преподавателя и соответствующий опыт. По окончании аспирантуры специалист может получить степень магистра в области педагогической психологии.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Педагогическая психология
греч. pais (paidos) — дитя + ago — веду, воспитываю] — отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. П. п. исследует психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности; условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения; возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся; взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также внутри учебного коллектива; психологические основы самой педагогической деятельности (психология учителя). Сущностью индивидуального психического развития человека является усвоение им общественно-исторического опыта, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры; усвоение это осуществляется посредством активной деятельности человека, средства и способы которой актуализируются в общении с другими людьми. П. п. можно разделить на психологию учения (исследующую закономерности усвоения знаний, умений и навыков) и психологию воспитания (изучающую закономерности активного, целенаправленного формирования личности). По сферам применения П. п. можно выделить психологию дошкольного воспитания, психологию обучения и воспитания в школьном возрасте с разделением на младший, средний и старший школьный возрасты, имеющие свою существенную специфику, психологию профессионально-технического образования, психологию высшей школы. А. И. Подольский
Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005
ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
отрасль психологии, изучающая закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения, психологические проблемы обучения и воспитания. Исследует:
1) психологические вопросы целенаправленного формирования деятельности познавательной и общественно значимых качеств личности;
2) условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения;
3) возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся;
4) взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также внутри учебного коллектива;
5) психологические вопросы самой педагогической деятельности (психология учителя).
С известной условностью, связанной с реальным единством обучения и воспитания, можно выделить такие разделы психологии педагогической:
1) психология обучения, исследующая закономерности усвоения знаний, умений и навыков;
2) психология воспитания, изучающая закономерности активного, целенаправленного формирования личности. Позднее выделились психология учителя и исследования взаимоотношений в учебно-воспитательном коллективе.
По сферам применения психологии педагогической выделяются:
1) психология воспитания дошкольного (-> психология дошкольная);
2) психология обучения и воспитания в возрасте школьном (-> психология школьная) - с разделением на младший, средний и старший школьный возрасты, имеющие свою существенную специфику (-> психология возрастная);
3) психология образования профессионально-технического;
4) психология школы высшей.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(от греч. дитя веду, воспитывать) – отрасль психологической науки, изучающая закономерности психической деятельности, условия формирования личности в процессе обучения, воспитания, овладения знаниями, навыками, умениями. П. п. изучает особенности взаимодействия и взаимоотношений учащихся и педагогов, их возрастные и индивидуальные особенности, пути оптимизации учебно-воспитательного процесса, образования и самообразования. П. п. все большее внимание уделяет профессиональному обучению и воспитанию, использованию данных общей, возрастной, социальной, инженерной и других отраслей психологии. П. п. возникла во второй половине XIX в. Основоположником русской П. п. является К. Д. Ушинский. Широко известен его труд «Человек как предмет воспитания». Заметный вклад в П. п. в дореволюционное время внесли П. Ф. Каптерев, О. П. Нечаев, А. Ф. Лазурский. Советская П. п. развивалась благодаря трудам П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Г. С. Костюка, В. В. Давыдова и др. П. п. подразделяют на психологию обучения и психологию воспитания. Особую задачу П. п. представляет разработка методов, позволяющих диагностировать результаты обучения (усвоение знаний, навыков, умений) и результаты воспитания (формирование личностных качеств). В П. п. наряду с психологическими методами используется генетический метод – интересующее явление изучается в динамике, в процессе формирования. Среди актуальных проблем П. п. – обновление содержания, организации, принципов и методов образования, обоснование его последовательной демократизации, гуманизации и гуманитаризации (см. Гуманизация образования).
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПЕДАГАГІЧНАЯ ПСІХАЛОГІЯ / EDU CATIO NAL PSYCHOLOGY– отрасль психологической науки, изучающая изменения, происходящие в личности и деятельности субъектов образовательного процесса: обучающихся (дошкольников, учеников, учащихся, студентов, слушателей курсов последипломного образования) и обучающих (воспитателей, учителей, преподавателей), а также психологические особенности существования и протекания образовательного процесса, в котором взаимосвязаны обучение (освоение основных способов и средств познавательной и преобразующей деятельности человека) и воспитание (подготовка вхождения человека в систему общественных отношений, усвоение ценностей и норм общественной жизни). П. п. представляет собой совокупную область знаний из общей, социальной психологии, психологии развития и педагогики, на специфику предмета которой влияют также другие общественные и естественные науки. П. п.– развивающаяся сфера профессионально-психологической деятельности, призванная решать актуальные проблемы образования, поэтому как прикладная наука она ориентирована на психологическое обеспечение образовательного процесса, что предполагает выявление и конструирование эффективных методов работы психолога и педагога с образовательной практикой (Н. В. Клюева). Сложность образовательного процесса обусловливает многоплановость предмета П. п., формулировка которого претерпевает изменения, исходя из методологических оснований, используемых авторами, и целей образования на определенном этапе развития общества. П. п. как прикладная отрасль науки имеет теоретические и практические задачи (И. Ф. Демидова). Первые связаны с необходимостью анализа психологического содержания, закономерностей и механизмов обучения и воспитания, психологическим обоснованием воспитательных и обучающих технологий и форм педагогического сотрудничества. Вторые предполагают разработку практических рекомендаций в помощь педагогу для построения обучения и воспитания на психологической основе, создания благоприятного климата в учебных заведениях, применение индивидуального и дифференцированного подхода, использование прогрессивных обуча ющих технологий и реализации своих личностных и профессиональных качеств в педагогической деятельности. Структура П. п. рассматривается с нескольких позиций. Традиционно в ней выделяют психологию обучения, психологию воспитания, психологию личности и деятельности педагога и психологию педагогического взаимодействия. В процессе исследования изучаемых феноменов П. п. использует следующие методы: беседу, опрос, наблюдение, тестовый метод, биографический метод, изучение продуктов деятельности и метод эксперимента. В рамках последнего для П. п. оказался востребован формирующий эксперимент, который направлен на активное преобразование, развитие тех или иных сторон психики. Его характерной чертой является то, что наряду с исследованием он включает элементы проектирования, т. к. предполагает построение объекта исследования внутри его структуры, после чего он и становится предметом изучения. О. Г. Ксенда
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
сфера в псих. как науке, кот. изучает псих. проблемы, связанные с приобретением субъектом индивидуально-социоэмпирического опыта в процессах обучения и воспитания; методики П.п. изучают псих. вопросы целеинтенционального формирования когнитивной деятельности и социодеятельности субъекта, и те условия, кои обеспечивают специфико-оптимальный эволюционный рациоэффект-рациомодус самого обучения, с учетом психоиндивидуальных особенностей учащихся-субъектов П.п., иссл. также особенности взаимодействия-коммуникаций между учениками и учителями, а также иссл. псих. проблемы самой пед. деятельности учителя-наставника; в совр. эпоху в субстанционально-научном порядке, изучается-интерпретируется оригинальные процессы усвоения знаний, кот. формируют дифференциальные стороны личности субъекта-учащегося и раскрываются т.о. общезакономерные феномены усвоения им разных форм-видов интеллектуально-этического, нравственно-эстетического, профессионально-производственного, социально-онтологического, научно-технического опыта, а эволюция самого субъекта в онтогенезе рассматривается-трактуется, как процесс усвоения, приобретения социально-культурно-исторического опыта, накопленного на протяжении многих веков человечеством; эксплицируя эти психоспецифические закономерности, дифференцируя-дефиницируя различные стороны человеческой личности, в условиях воспитательно-учебной деятельности-активности и выделяют познавательные аспекты общебазальных закономерностей эволюции-становления личности, что и является задачей П.п. и общей психологии, изучающей социоонтологическо-психологический аспект эволюционных психотрансформаций субъекта; сама П.п. эволюционизируется, как и отрасль фундаментальной и прикладной психологии, кои в свою очередь делятся на две сферы — психологию обучения и психологию воспитания; псих. обучения изучает, в базально-научном порядке, процессы усвоения знаний в корреляте с умениями и навыками и выявляет модальности-характеристики интенсивно-качественных специфико-стадий, специфико-условий, специфико-оценок, корригирующих-регулирующих рационально-успешное протекание процессов обучения, с помощью дифференциально-эмпирическо-диагностических методик-разработок-процедур; процессы усвоения — это исполнение субъектом тех или иных действий, операционально-инструментальных актов, сопричастных к целеинтенциональным результатам самой деятельности, а сами знания, кои способствуют продуцированию рационально-активной деятельности, наряду с умениями-навыками-способностями и дефиницируются, согласно диагностическо-экспериментальным показателям-индексам-характеристикам; учение-научение — это модель-система спецдействий-спецопераций, кои необходимы субъекту-учащемуся для прохождения им самим генерально-фундаментальных этапов, когеренцируемых с процессами усвоения, а действия-мультидействия, кот. составляют макроструктуру деятельности, связанной сучением-научением, практически, фиксируются-усваиваются-приобретаются по тем же канонам-принципам-тезисам, что и некоторые другие процессы, имплицированные с учебной деятельностью, с выявлением недостатков в усвоении учащимися различных научно-технических терминов-понятий; эффективное управление процессами-моделями обучения, способно в рационально-эмпирическом порядке, приемлемо трансформировать-изменить сам ход-фабулу усвоения знаний-умений-навыков, а прагматично-специфические методики и могут т.о. обеспечить нахождение кардинально-оптимальных путей обучения для выявления условий эффективно-ментально-умственной эволюции самих учащихся; методики П.п. иссл. также зависимость усвоения умений-навыков-знаний-способностей и формирование-конституирование дифференциальных свойств-предикатов личности от психо индивидуальных особенностей субъекта-учащегося; на Западе и в США, стор, необихевиористского направления экспериментально-праксиологично-эффективно-научно внедряются модусы-приемы П.п., с ориентацией на скиннеровскую теорию оперантного поведения, оперантного обусловления, что дает возможность достаточно высокопродуктивно-высокоэффективно организовать-тектонизировать соответствующие модели обучения и воспитания, способствующие квинтэссенционально-всеохватывающему успешному обучению, научению субъектов, передаче им индивидами-наставниками общественно-культурно-исторического опыта, кот. отражен в предметах материально-духовной культуры, но, в основном, в ориентацией на высококвалифицированно-прагматичную профессию, на утилитарный престиж, кот. формируют в сознании и психике индивида, в базально-индивидуальном порядке, прагматично-потребительские концепции-эго смыслы-ориентиры-индексы; в самих методиках П.п. используются не только общепсихологические модусы-приемы исследования-изучения, но специфико-генетические методы, а их оригинальная особенность дефиницируется тем, что тот или иной значимый феномен исследуется-трактуется-интерпретируется динамически-эволюционно-экспериментально, с подключением целого ряда других отраслей психологии, а также с использованием методов-модусов математического моделирования спецпрограмм на ЭВМ.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
англ educational psychology) - отрасль психологии, изучающая закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности, взаимосвязи обучения и развития личности.
П. п. возникла во 2-й пол. XIX в. Основоположником рос. П. п. является К. Д. Ушинский. Большую роль в ее становлении сыграли работы П. Ф. Каптерева, А. П. Нечаева, А. Ф. Лазурского и др.
До недавнего времени П. п. изучала г. о. психологические закономерности обучения и воспитания детей. В настоящее время она выходит за пределы детского и юношеского возраста и начинает изучать психологические проблемы обучения и воспитания на более поздних возрастных этапах.
В центре внимания П. п. - процессы усвоения знаний, формирования различных сторон личности уч-ся. Раскрыть закономерности усвоения разных видов социального опыта (интеллектуального, нравственного, эстетического, производственного и др.) - значит понять, как он становится достоянием опыта индивида. Развитие человеческой личности в онтогенезе выступает прежде всего как процесс усвоения (присвоения) опыта, накопленного человечеством. Этот процесс всегда осуществляется с той или иной мерой помощи др. людей, т. е. как обучение и воспитание. В силу этого изучение психологических закономерностей формирования различных сторон человеческой личности в условиях учебно-воспитательной деятельности существенно способствует познанию общих закономерностей становления личности, что является задачей общей психологии. П. п. имеет также тесную связь с возрастной и социальной психологией, вместе с ними она составляет психологическую основу педагогики и частных методик.
Т. о., П. п. развивается как ветвь и фундаментальной, и прикладной психологии. И фундаментальная, и прикладная П. п. делятся, в свою очередь, на 2 части: психологию обучения (илпучения) и психологию воспитания. Один из критериев деления - вид социального опыта, подлежащего усвоению.
Психология учения, прежде всего, исследует процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобразных этапов, условий и критериев успешного протекания. Особую задачу П. п. составляет разработка методов, позволяющих диагностировать уровень и качество усвоения. Исследования процесса учения, выполненные с позиций принципов отечественных школ психологии, показали, что процесс усвоения - это выполнение человеком определенных действий или деятельности. Знания всегда усваиваются как элементы этих действий, а умения и навыки имеют место при доведении усваиваемых действий до определенных показателей по некоторым из их характеристик. См. Применение знаний, Проблемное обучение, Программированное обучение, Развивающее обучение, Эвристическая педагогика. О дедуктивном методе обучения см. Дедукция.
Учение - это система специальных действий, необходимых уч-ся для прохождения основных этапов процесса усвоения. Действия, составляющие деятельность учения, усваиваются по тем же законам, как и любые др.
Большинство исследований по психологии учения направлено на выявление закономерностей формирования и функционирования учебной деятельности в условиях сложившейся системы обучения. В частности, накоплен богатый экспериментальный материал, вскрывающий типичные недостатки в усвоении различных научных понятий уч-ся средней школы. Изучена также роль жизненного опыта уч-ся, речи, характера предъявляемого учебного материала и др. в усвоении знаний.
В 1970-х гг. в П. п. все чаще стали использовать др. путь: изучение закономерностей становления знаний и учебной деятельности в целом в условиях специально организованного обучения (см. Экспериментальное обучение). Прежде всего эти исследования показали, что управление процессом учения существенно меняет ход усвоения знаний и умений; полученные результаты имеют важное значение для нахождения оптимальных путей обучения и выявления условий эффективного умственного развития уч-ся.
Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений, привычек и т. п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе. П. п. изучает также зависимость усвоения знаний, умений, навыков, формирование различных свойств личности от индивидуальных особенностей уч-ся.
В отечественной П. п. созданы такие теории учения, как ассоциативно-рефлекторная, теория поэтапного формирования умственных действий и др. Среди западных теорий учения наибольшее распространение получила бихевиористическая теория (см. Бихевиоризм, Учение).
П. п. наряду с общепсихологическими методами исследования использует ряд специфических. К их числу относится т. н. генетический метод (см. Экспериментально-генетический метод исследования психического развития). Его особенность состоит в том, что интересующее явление изучается в процессе его формирования, в динамике. Наиболее характерным для П. п. является применение этого метода в естественных условиях учебно-воспитательной практики. Важно подчеркнуть, что при формировании изучаемых явлений должны учитываться закономерности, которыми располагает П. п. В силу этого П. п. предъявляет особые требования к генетическому методу (формирующему эксперименту), применяемому также в др. областях психологии. Нашли применение в П. п. моделирование, методы системного анализа и др. Математическое моделирование пока еще не вышло за рамки изучения простейших актов научения, но сфера его применения расширяется. См. также Обучающий эксперимент, Моделирование в обучении, Моделирование в психологии.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Педагогическая психология
отрасль психологии, предметом рассмотрения которой служат психические явления, происходящие при обмене опытом между людьми. Эти процессы всегда двунаправлены, поскольку один человек (обучающий, воспитывающий) передает свой опыт, а другой (обучаемый, воспитываемый) его перенимает, и наоборот. Отличительная особенность психических проявлений людей, участвующих в таком обмене, состоит в том, что любой акт психической жизни одного человека должен учитывать психические особенности другого: объяснение — восприятие, понимание; оценка — вызываемое ею психическое последствие (эмоции, самооценка и т. п.); отношение — взаимоотношения; установки на восприятие, запоминание — избирательность; постановка целей — возможность их реализации (способности, актуальный уровень развития и т. п.).
Согласно современной П. п., в педагогическом процессе происходит именно обмен опытом, а не просто его передача от старшего поколения к младшему. Осознание данного обстоятельства привело к изменению концепции педагогического процесса (а точнее — психологии его участников): обучающим признан теперь не только учитель, но и ученик, у которого педагогу есть чему научиться. Учитель, избравший такую установку, может рассматривать опыт ученика как важное условие, которое нужно использовать в процессе обучения. Обмен ролевыми позициями обучающего и обучаемого имеет глубокий психологический смысл в том, что ученик все в большей мере берет на себя ответственность за свое образование, выступая при этом партнером педагога в учебном диалоге. В психологической литературе это концептуальное направление современной П. п. получило название «ученик — субъект учебной деятельности».
Основные проблемы, решаемые П. п., сводятся к разрешению противоречий между:
-необходимостью передачи социального опыта и поиском способов такой передачи, обеспечивающих развитие, саморазвитие человека и максимальную готовность к самостоятельной адаптации в социуме;
-коллективным способом обучения и индивидуальным путем познания и психического развития;
-самостоятельностью и подражательностью в обучении и воспитании;
-развитием средств (в том числе и технических) передачи опыта и изменением функций в деятельности учителя. Понятийный аппарат П. п. отражает
содержание тех явлений, которые она изучает, а именно:
-психологические механизмы присвоения человеком общественного опыта: подражание, учение, научение, идентификация;
-обучение, развитие, образование человека, психологическая характеристика моделей обучения, обеспечивающих развитие;
-психологический анализ обучающих технологий;
-психология учебной деятельности, ученик как субъект учебной деятельности: мотивы и способы учения, активность и ответственность, успехи и неуспехи в учении, психологические проблемы ученика в учении;
-психология взаимодействия в системе: учитель — ученик — класс — родители (цели, установки, оценки, эмоциональный климат, средства, способы, стиль общения);
-психологические характеристики профессии учителя: профессиональная компетентность и личность учителя, педагогические способности, стиль профессиональной педагогической деятельности, индивидуальность учителя и творчество, личностные характеристики учителя и их влияние на процесс и результат труда (самооценка, имплицитные теории обучения, установки, ценности и др.), профессиональное самосознание учителя, психологические профессиональные проблемы учителя. В исследованиях по П. п. широко используются методы общей психологии, но их применение модифицируется с учетом условий педагогического процесса. Например, наблюдение как общепсихологический метод потребовало преобразования — целей, программы наблюдений и техник его осуществления. Классический эксперимент в П. п. практически неприменим по ряду причин, поэтому был разработан естественный эксперимент. Он используется в обычном учебном процессе, когда осуществляется экспериментальное воздействие и сохраняется естественность условий школьной жизни. Широкое распространение получил формирующий эксперимент, отличительная особенность которого — целенаправленное формирующее воздействие на ученика или учителя в соответствии с гипотезой исследования.
Педагогический процесс позволяет широко использовать метод изучения продуктов деятельности, поскольку материализует психические возможности как ученика, так и учителя. Объектами психологического анализа могут выступать ученические тетради, дневники, различные виды выполненных работ (рисунки, решенные задачи, сочинения, модели, поделки), конспекты урока, проведенный учителем урок, разработанная методика, приемы обучения, те же ученические тетради, но как продукт работы с ними учителя, диалоги ученика и учителя, учителя и класса и т. п.
При организации исследований применяются известные в психологии методы — лонгитюдный, срезов и комбинированный. В первом случае один и тот же коллектив учащихся или учитель изучается в течение длительного времени (например, учащиеся — с 1-го по 10-й класс, учитель в течение первых 5 лет его работы). Из различных видов метода срезов в П. п. широко представлен сравнительнопедагогический, предполагающий организацию исследования как сравнение двух или несколько групп, отличающихся по введенным в эксперимент переменным. Например, в одном классе при обучении используется диалоговая модель, а в другом — информационная. Сопоставляется результат их воздействия на те или иные обоснованные в гипотезе психические качества.
П. п. выделилась в самостоятельную отрасль психологии в начале XX в. На выделение П. п. в самостоятельную область знаний повлияло прежде всего развитие самой психологии: уточнение ее предмета относительно философии и физиологии, развитие психологических концепций, объясняющих природу фундаментальных психических явлений (сознание, бессознательное, поведение, социализация); дифференциация психологического знания и развитие соответствующих отраслей психологии. В рамках этих концепций и теорий появились возможности объяснить некоторые психические явления, связанные со способами присвоения человеком опыта предшественников, например приемы научения. Основы П. п. заложили выдающиеся отечественные и зарубежные педагоги и психологи конца XIX — начала XX в.: П. П. Блонский (1884—1941), Л. С. Выготский (1896— 1934), К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев (1849—1922), П. Д. Юркевич, Э. Торндайк и др., создававшие педагогическую теорию.
Литература
Воспитатели и дети: источники роста / Под ред. А. В. Петровского. М., 1994.
Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 1999.
Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
Педагогическая психология
educational psychology) Для того чтобы понять сущность П. п., нужно познакомиться с ее истоками. Основание П. п. составляет философия и практика образования. В первой половине XIX в. теоретики образования проявили повышенный интерес к качеству обучения и к программам подготовки учителей. Со временем эти вопросы стали средоточием усилий многих пед. психологов. Швейцарский педагог И. Песталоцци, к-рого называют отцом современной педагогики, одним из первых указал на необходимость специальной подготовки учителей. Его теорет. разработки, включ. положение о важности гуманных чувств и доброжелательной атмосферы при обучении детей, привели к созданию пед. училищ для подготовки учителей. И. Гербарт сформулировал учение об апперцепции и указал на то, что необходимо соотносить старый опыт с новым и уделять внимание последовательности в изложении учебного материала. Третьим теоретиком в области образования был Ф. Фребель, имя которого связывают с организацией в 1837 г. движения по созданию в Германии детских садов и с популяризацией таких понятий, как внутренняя активность, преемственность, самовыражение, креативность, физ. и умственное развитие. Хотя эти трое первопроходцев иногда подвергались критике за использовавшиеся ими методы, им отдают должное за выделение развития в качестве существенной части психологии обучения и воспитания. Качество и теорет. основы обучения продолжали привлекать внимание лидеров пед. мысли на протяжении оставшейся части XIX в. В 1899 г. У. Джеймс акцентировал внимание на прагматических аспектах психологии, одновременно предостерегая учителей против ожидания слишком многого от этой научной дисциплины. Джеймс посвятил значительную часть своей карьеры посредничеству между психологией и педагогикой. В начале XX в. М. Монтессори реализовала свою программу образования, к-рая сочетала труд и игру для маленьких детей. Приблизительно в то же время Дж. Дьюи, работавший в Чикагском университете, основал свою экспериментальную школу с разработанной им программой обучения, центрированной на ученике. Внимание к научным и прикладным вопросам. Научный, эксперим. аспект, характерный для пед., психологии, хотя и прослеживается до Вильгельма Вундта, все же традиционно связывается с работами Э. Л. Торндайка, к-рый заслужил титул "отца педагогической психологии". Торндайк в большей степени, нежели любой другой ее представитель, определил развитие пед. психологии на начальном этапе ее становления. Он заявлял, что его цель - применить "методы точных наук" к проблемам обучения. Ч. X. Джадд (1873-1946), современник Торндайка, также признается как ученый, внесший не менее весомый вклад в начальное развитие П. п. Ван Флит (1976) отмечает, что Джадд, ученик Вундта, составлял яркую противоположность Торндайку. В то время как Торндайк и его ученики были поглощены теориями научения, экспериментами с животными и количественным представлением данных, Джадд со своими учениками сосредоточился на преобразовании самой сферы образования: его содержания, организации, политики и практики. Этот интерес к организации школ привел Джадда к разработке рекомендаций по созданию младших средних школ (junior high school), а также неполных колледжей (junior colleges), и к сосредоточению на создании условий плавного перехода детей из начальной школы в среднюю и из средней школы в колледж. Джадд также подчеркивал необходимость демократизации образования: за время его профессиональной деятельности доля детей, посещавших среднюю школу, выросла с 7 до 75%. Джадд сфокусировал свою эксперим. и теорет. работу на содержании школьных предметов и наиболее эффективной методике их преподавания. Он очень критически относился к всяким исслед., не переносимым напрямую на обучение в том виде, в каком оно происходило в школе. Торндайк и Джадд создавали полюсность, к-рой суждено было стать осн. характеристикой последующих направлений и лидеров пед. психологии. Так, направление, ориентированное на теорию научения и измерения в лабораторных условиях, с одной стороны, и направление, ориентированное на реформирование школы и учебных программ, с др. стороны, развивались все более независимо друг от друга, без сколько-нибудь заметных тенденций к интеграции. Такое явное разобщение прослеживалось не только в публикациях и официальных мероприятиях, но и в отношениях между разными пед. институтами, факультетами психологии и кафедрами П. п. Ирония в том, что дисциплина, открыто заявившая о своем предназначении интегрировать психологию с педагогикой, часто была пространственно отдалена от места работы профессиональных психологов и отвергалась на теорет. уровне профессорско-преподавательским составом пед. институтов. Над П. п. нависла угроза превращения в узкую концепцию научения, к-рую критиковали, а то и полностью отвергали как педагоги, так и психологи. Последствия для пед. практики свелись к преимущественному занятию аттестацией, повышением профессионального уровня учителей и разработкой учебных программ и планов, причем без проявления сколько-нибудь серьезного интереса к теорет. или психол. основам. Изучение развития чел. - широко признаваемое сегодня в качестве важной составляющей П. п. - напрямую прослеживается до работ Г. С. Холла, занимавшегося в основном изучением отрочества и юношества, и А. Гезелла, изучавшего и объяснявшего развитие в первые годы детства. Их работы отражают опору на полевые наблюдения, результаты опросов и интерпретации неэкспериментальных данных. Холл и Гезелл были больше ориентированы на приобретение практ. знаний, чем на создание научных теорий. В силу ненаучного характера их собственных работ и работ большинства их коллег, область изучения детей оказалась подверженной мощной критике. Дискуссионные вопросы: содержание и статус. Полемика по поводу должного содержания курсов и учебников в области П. п., начавшаяся перед выходом в свет книги Торндайка, стала излюбленным занятием психологов и педагогов. В попытках определить границы этой дисциплины, за прошедшие годы было проведено огромное количество аналитических обзоров и опросов. Многочисленные исслед., предназначенные оценить содержание курсов и учебников по П. п. на протяжении последних 70 лет, обнаружили поразительную разнородность этой дисциплины. Вопрос, связанный с разнородностью содержания, - и столь же старый (но сохраняющий остроту до сих пор), как и вопрос о границах, - заключается в том, можно ли считать П. п. полноправной дисциплиной? По утверждению Осубеля, хотя и приходится, к сожалению, констатировать, что многие учебники по П. п. содержат лишь чуть больше "разбавленного водой содержания общей психологии", все же П. п. является полноправной дисциплиной. Он смотрел на эту науку как "на особую ветвь психологии, занимающуюся изучением характера, условий, результатов и оценок школьного обучения", а также включающую наряду с этим анализ специальных вопросов, касающихся всех когнитивных, аффективных, мотивационных, личностных, соц. и связанных с возрастным развитием переменных, к-рыми могут управлять педагоги и разработчики учебных программ. Он рассматривал П. п. как прикладную дисциплину и заявлял, что она выделяется из психологии своим специфическим фокусом на проблемах школы и класса. Осубель также утверждал, что проблемы обучения в классе не могут быть разрешены простой экстраполяцией "законов базисной науки [психологии], которые были выведены на основе лабораторных исследований... научения". Другие отстаивали мнение, что П. п. представляет собой всего лишь собрание психол. теорий, помещенных в пед. контекст. Свежесть подобных критических высказываний, в сочетании с быстротой и пылкостью их опровержений с др. стороны, служит доказательством тому, что обоснованность этой дисциплины нельзя считать решенным вопросом. Дискуссии, связанные с измерением научения, бесспорно поддерживают активную жизнь в области П. п. В 1982 г. почти 14% членов Американской психологической ассоциации зарегистрировались как пед. психологи и сохранили членство в отделении 15 (П. п.) внутри национальной ассоц. История этого отделения отражает картину борьбы, противостояния и сопротивления, к-рая была всегда характерна для П. п. Хотя члены отделения 15 преимущественно связаны с ун-ми и исследовательскими центрами, довольно большую группу пед. психологов можно обнаружить в учреждениях, более тесно связанных с преподавательской и учебной деятельностью на уровне школ. См. также Теория обучения, Законы научения Торндайка, Результаты обучения (I, II) М. М. Клиффорд
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006