ПСИХОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НАУЧНОЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

ПСИХОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НАУЧНОЙ
Отрасль психологии, изучающая закономерности совершенствования психической составляющей процесса трудового. На ее появление определенное влияние оказали информатика, теория и практика интеллекта искусственного. В ее задачи входит:
1) разработка способов формирования адекватных мотивов трудовой деятельности;
2) разработка способов формирования упорядоченной иерархии целей;
3) разработка совершенных систем когнитивных действий;
4) изучение субъективного отражения процесса трудового. Развитию этой отрасли психологии способствовали:
1) признание ограниченности исследований, охватывающих только внешние поведенческие проявления деятельности трудовой - операции, приемы, движения;
2) широкое распространение профессий, не обладающих отчетливо различимыми внешними признаками: инженеры, диспетчеры, операторы систем слежения, программисты и пользователи компьютеров, научные работники.
Наличие внутренних когнитивных проявлений, характерных этим профессиям, обусловило создание специальных методик, позволяющих проникнуть в структуру индивидуальных психологических переживаний процесса трудового и предложить рекомендации по их регулированию и контролю (шкалирование многомерное, построение карт когнитивных, методы искусственной деавтоматизации навыка, эксперимент ассоциативный, биологическая и психологическая связь обратная).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ПСИХОЛОГИЯ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
сфера псих. кот. иссл. общезакономерные совершенствования-эффективности психических процессов, включенных в производственно-трудовых процессы, в проф. деятельность субъектов; проблемы-цели П.н.о.т. состоят в константной экспликации-интерпретации конституирования-информирования эквивалентных мотивов лрофцеятельности, труд, деятельности с констелляцией целей-мотивов, когнитивно-индивидуальных действий субъекта в производственно-трудовом процессе, а также с изучением-интерпретацией субъективно-объективного отражения индивидом креативно-трудовых процессов; эволюции форм П.н.о.т. способствуют широкие иссл., кот. подключают в свою интерпретационно-модификациониую модель экстероповеденческие проявления трудовой активности, к примеру, операции, модусы, приемы, методики, действия, движения, акты, мультиспособы, а также распространение-экстраполяцию дифференциальных профессий, кот. не обладает по своей моделе-структуре абсолютизированными признаками — инженеры, диспетчеры, операторы ЭВМ, программисты ЭВМ, научные ассистенты, научные работники, технологи; а такой подход детерминирует имманентно когнитивные инкарнации-проявления характерные для вышеперечисленных профессий, а также создание спец. методик, спец. инструкций, спец. директив: модусы шкалирования, тектонизация-конституирование когнитивных карт-макроголограмм, методики искусственной деавтоматизации действий-навыков-способов, ассоциативно-эмпирический эксперимент, биологическо-психологическая реверс-обратная связь, кот. дает возможность продуктивно осмысливать модель-структуру индивидуально-психических переживаний производственно-трудовых процессов субъектом, и т.о., использовать директивы-рекомендации-рецепты-профилактики для регуляции и контроля за самим когнитивно-креативно-производственно-трудовым процессом.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
266.69 кб

Организационная психология образования в системе идей научной организации педагогического труда

Хребина С. В.