Психология окружающей среды

Найдено 1 определение:

Психология окружающей среды

отрасль психологии, изучающая взаимосвязи между переменными среды и различными психологическими характеристиками человека, его поведением. Временем ее появления считают 60-е годы XX в. Традиционно выделяют четыре истока П. о. с.: 1) работы Р.Баркера и его школы, в рамках которой считается, что определенная окружающая среда создает у человека "behavior setting" (поведенческие установки), которые затем самым существенным образом детерминируют все его поведение, протекающее в аналогичной среде; 2) работы этологов в области пространственной ориентации животных; 3) исследования по репрезентации и оценке качества городской среды, выполненные в области психологии архитектуры; 4) исследования в русле когнитивной психологии по проблемам пространственного познания (С. Троубридж, Э. Толмен, К. Болдуин и др.). На рубеже 80-х разрозненные исследования психологических аспектов взаимодействия человека со средой были объединены в рамках новой отрасли психологии, которая получила название "психология окружающей среды" (Environmental Psychology). В 1982 г. в Эдинбурге была принята первая международная программа исследований в этой области. Главными современными направлениями исследований по П. о. с. являются изучение: 1) "средового познания" (environmental cognition); 2) средового поведения (environmental behaviour); 3) восприятия качества среды (environmental assessment); 4) стресса, вызванного окружающей средой (environmental stress). Методологические особенности П. о. с.: 1) рассмотрение человека как субъекта, активно действующего в окружающей его среде, взятой в ее целостности; 2) территориальная локализация изучаемого феномена (не существует восприятия "вообще", есть восприятие в городской среде, в лесу, в пустыне и т.д.); 3) различение "объективной среды", одинаковой для всех, и "среды поведения", которая формируется самой личностью и в которой она на самом деле развертывает свое поведение; 4) широкий междисциплинарный подход. В настоящее время наиболее общепризнанными методологическими подходами в П. о. с. являются концепции К. Крайка (1974) и И. Альтмана (1975). Задачей П. о. с. является изучение детерминирующей роли окружающей человека среды с целью повышения эффективности осуществляемой в ней деятельности. С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин
Оцените определение:

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Качество жизни и психическая адаптация населения к социально-экономическим факторам окружающей среды

Бакеев Ж.Т.
Скачать PDF

Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников

Баева Ирина Александровна, Семикин Виктор Васильевич
Выделенные категории «психологическая безопасность образовательной среды» и «психологическая культура субъектов образовательной среды» являются интегративными характеристиками, определяющими психическое здоровье учителя и ученика. Эти характеристики должны служить стратегическим направлением деятельности службы практической психологии в образовании. Повышение уровня психологической безопасности и психологической культуры в образовательной среде выступает превентивной мерой, влияющей на безопасность и культуру общества в целом.
Скачать PDF

Личностное развитие педагога как субъекта психологической экспертизы образовательной среды

Лактионова Елена Борисовна
Рассматриваются вопросы, связанные с проблемой психологической экспертизы образовательной среды. Образовательная среда рассматривается как условие развития личности ее субъектов ученика и педагога. Обосновывается взаимосвязь показателей психологических характеристик образовательной среды, личностного развития и субъективного благополучия педагога.
Скачать PDF

Историко-психологический анализ проблемы соотношения наследственности и среды в отечественной психол

Варданян А.А.
В статье представлено развитие психологической мысли в России в начале XX в. Проведен анализ исследований отечественных ученых по проблеме наследственности и среды, особенно исследований близнецов.
Скачать PDF

Психологическое проектирование организационной среды по критериям жизненных ориентаций работника

Грачев Александр Алексеевич
В статье обсуждаются требования к организационной среде, которые психолог использует в организационном проектировании. Основанием для такого проектирования служит модель жизненных ориентаций работника, которая позволяет определить требования к основным компонентам среды содержанию, условиям и оплате труда, социальной значимости результатов, взаимодействию по горизонтали и вертикали, системе профессионального роста. Requirements to the organisational environment, which are used by a psychologist in organisational designing, are discussed in the article. The model of an employee's vital orientations is considered to be a basis of this designing. The model makes it possible to determine the requirements for the basic components of the environment to the contents, conditions and payment for labour, social importance of results, interaction along the horizontal and vertical lines and the system of professional growth.
Скачать PDF

Психология отношения молодых людей к ресурсам социально-экономической среды

Троицкая Ирина Владимировна
Автор рассматривает психические компоненты отношения как показатель адаптации и оценку возможностей развития молодого поколения людей в современных условиях. В динамике периода 1993-2009 гг. приводятся результаты психолого-эмпирического исследования эмоционального компонента отношения представителей молодежной группы к социально-экономическим реалиям, выполняющим функцию ресурсов жизнедеятельности.
Скачать PDF

Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка

Баева Ирина Александровна
Представлен структурный анализ психологических составляющих образовательной среды школы на основе анализа отношений человека и среды. Проанализирован социальный аспект образовательной среды и выделены основные эмпирические референты, позволяющие провести психодиагностику ее состояния. Определен в качестве ключевого в данной диагностике индекс психологической безопасности и сформулировано понятие безопасной психологической среды.
Скачать PDF

Организационная модель психологической экспертизы образовательной среды

Лактионова Елена Борисовна
Рассматривается организационная модель психологической экспертизы образовательной среды. Раскрывается специфика особенности исследования в гуманитарной сфере научного знания. Определяется содержание организационных этапов психологической экспертизы, анализ проблематики, описание объекта и предмета, подбор экспертов, разработка процедуры исследования, механизм реализации организационной модели, составление экспертного заключения.
Скачать PDF

Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и ее психологическое сопровождение

Гаязова Лариса Альфисовна
Рассматриваются проблемы реализации системы мер, направленных на обеспечение комплексной безопасности образовательного учреждения. Обосновываются и приводятся направления деятельности по обеспечению безопасности образовательной среды, в числе которых находятся развитие соответствующих фундаментальных научных исследований, разработка и реализация системы мониторинга рисков и угроз безопасности образовательной среды, организация системы межведомственного взаимодействия. Одним из наиболее значимых направлений является обоснование содержания психологического сопровождения деятельности, направленной на обеспечение комплексной безопасности образовательной среды.
Скачать PDF

Содержание психологической экспертизы образовательной среды и определение ее эмпирических показателе

Лактионова Елена Борисовна
В статье рассматриваются актуальность, принципы, функции, цель, объект, предмет психологической экспертизы образовательной среды. Определяется ее содержание. Обосновывается комплекс объективных и субъективных показателей психологической экспертизы, раскрывается их взаимосвязь.
Скачать PDF

Психологические основания мониторинга безопасности образовательной среды

Гаязова Лариса Альфисовна
В представленной работе рассматривается проблема обеспечения безопасности образовательной среды в аспектах создания модели комплексной безопасности образовательной среды и системы ее мониторинга. Безопасность образовательной среды рассматривается как состояние организационных, пространственно-предметных и социально-психологических аспектов образовательной среды, которое обеспечивает жизнь и здоровье субъектов образования, выступает условием для развития и формирования личности учащихся, обеспечивает правовую, социальную, психологическую, информационную защищенность участников образовательного процесса. В статье представлены основные задачи по разработке модели, приведены исследования, способные выступить ее теоретическим обоснованием. Кроме того, обозначено содержание системы социально-психологического мониторинга безопасности образовательной среды и критерии его эффективности.
Скачать PDF

Сопровождение психологической безопасности социальной среды организации

Макеева Анастасия Газинуровна
В статье рассматривается программа создания психологической безопасности социальной среды, представлены результаты разработки и апробации программы, включающей в себя комплекс средств: социально-психологический тренинг, коучинг, наставничество, психологическая профилактика и просветительская работа.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!