ПСИХОГИГИЕНА

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПСИХОГИГИЕНА
наука, лежащая на пересечении медицинской психологии и медицины (гигиены) и как последняя нацеленная на оздоровление среды и условий жизни человека.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ПСИХОГИГИЕНА
см. психо- + гигиена] - раздел гигиены и психи атрии, изучающий влияние окружающей среды на психическое здоровье человека и разрабатывающая меры по укреплению психического здоровья и предупреждению психических заболеваний

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ПСИХОГИГИЕНА
1. Первоначальное значение – искусство развития и Юддержания психического здоровья. 2. Свободная "броская фраза" для обо-1начения курсов, обычно читаемых на очень несложном уровне во многих средних школах США.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

психогигиена

(от греч. hygienos – целебный) – отрасль знаний на границе гигиены, психотерапии и психологии, изучающая и предлагающая меры и средства сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических заболеваний.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ПСИХОГИГИЕНА
раздел гигиены (область медицины), содержащий в себе знания и средства, касающиеся сохр нения и укрепления здоровья людей. В П. эти вопросы рассматриваются и решаются с учётом и с использованием психогенных факторов (см. Психогенный, Психогенные заболевания, Фактор).

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ПСИХОГИГИЕНА
1. Раздел гигиены, изучающий влияние окружающих условий, обстановки на психическое здоровье людей. Также разрабатывает меры для сохранения и укрепления здоровья, для предупреждения расстройств психических.
2. Набор или комплекс мер, направленный на сохранение здоровья и предупреждение расстройств психических.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Психогигиена
Словообразование. Происходит от греч. psychе - душа + hygieinos - целебный.
Категория. Раздел гигиены.
Специфика. Занимается проблемами обеспечения нервно-психического здоровья человека. Изучает влияние среды на психику человека, разрабатывает нормы труда, отдыха и быта, занимается психогигиенической пропагандой.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ПСИХОГИГИЕНА
раздел медицины-гигиены, представляющий собой систему знаний и средств, касающихся формирования, сохранения и укрепления здоровья людей. В П. вопросы, относящиеся к здоровью людей, рассматриваются и решаются с учетом психогенных факторов. Особое внимание здесь обращается на изучение влияния условий жизни человека на его психологические состояния и физическое здоровье. См. психогенный.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПСИХОГИГИЕНА
психо + гигиена). Наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья, система мероприятий, направленных на эти цели. Непосредственно связана с психопрофилактикой, предупреждением возникновения и развития психических заболеваний. Разделы П. отличаются как направленностью мероприятий соответственно основным возрастным периодам (например, П. детского возраста, юношества, пожилых людей), так и характеру деятельности человека (П. труда, П. школьная и т.д.).

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

ПСИХОГИГИЕНА
/от греч. psyche – душа и higieinos – приносящий здоровье, целебный/, раздел гигиены и психиатрии, изучающий влияние внешней среды на различные аспекты жизни половой.
Данные П. используются для профилактики дисгармоний и различных сексуальных расстройств. Условно подразделяется на П. молодежи; П. жизни в браке; П. в старческом возрасте.
«По судну бродит зачитанная до портяночного состояния „Психогигиена половой жизни“ К. Имелинского, перевод с польского, „Медицина“, Москва. Молодежь штудирует такие книги в длинных рейсах тщательно и неторопливо.» В. Конецкий. Начало конца комедии.

Источник: Словарь доктора либидо

Психогигиена
(Psychohygiena) (от греч. psyche и hygienos - здоровый, полезный для здоровья). Раздел общей гигиены, изучающий факторы гармонического развития личности и условия наиболее полного проявления ее положительных свойств во всех сферах человеческой деятельности. Она изучает условия жизни (вкл. внешнюю среду и конкретные социальные условия) отдельных лиц и коллективов с целью установления факторов, влияющих положительно или отрицательно на психическое здоровье, причем на основе этих наблюдений и других исследований разрабатываются рекомендации и нормативы в отношении психогигиенических условий труда, быта и отдыха отдельных лиц, групп населения, коллективов.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ПСИХОГИГИЕНА
(от греч. psyche – душа и hugienos – целебный) – область медицинской психологии, ставящая задачей предотвращение нервнопсихических и психосоматических заболеваний, а также облегчение острых психотравматических реакций (см. Психогении). Методы П. включают специальное консультирование в связи с возникающими психологии, проблемами, упреждающее психотерапевтическое воздействие, психологически обоснованные мероприятия по оптимизации условий коррекционновоспитательной работы. Психогигиеническая ориентация практических мероприятий в специальных образовательных учреждениях призвана максимально снизить травмирующее воздействие дефекта на формирование личности аномальных детей.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

Психогигиена
психо + греч. hygienos – целебный, приносящий здоровье) – 1. первоначальное значение – искусство развития и подержания психического здоровья; 2. система мероприятий, имеющих целью сохранение и укрепление психического здоровья населения. Поскольку указанные мероприятия имеют целевой характер и рассчитаны на определенные возрастные или профессиональные группы, различают психогигиену детского возраста, подросткового и юношеского возраста, психогигиену пожилых людей, школьную психогигиену, психогигиену труда и др. Психогигиена непосредственно связана с психопрофилактикой заболеваемости и в этом смысле перед нею раскрываются широкие перспективы и хотелось бы ожидать роста ее влияния в здравоохранении.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПСИХОГИГИЕНА
психогигиена и психопрофилактика) - области психологии медицинской, задача коих - предоставление специализованной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и заболеваний психосоматических, а также для облегчения острых психотравматических реакций (-> психогения). Методы психогигиены и психопрофилактики включают:
1) психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, "телефонов доверия" и прочих организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям;
2) массовые обследования для выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними;
3) информирование населения, и пр.
Специальные задачи современной психогигиены и психопрофилактики - помощь в кризисных ситуациях производственного, учебного или семейного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями, и пр.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ПСИХОГИГИЕНА
часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья человека. П. тесно связана с психопрофилактикой, направленной на устранение факторов, вредно отражающихся на психике человека, и использование факторов, положительно на нее влияющих. Важная задача психопрофилактики - ранняя диагностика и лечение начальных форм психических заболеваний. Своевременно проведенные мероприятия могут предупредить возникновение не только психических, но и некоторых соматических заболеваний (гипертония, инфаркт и др.). Основные задачи П.: 1) изучение влияния различных условий среды - производственных, бытовых, социальных - на психику человека; 2) разработка оптимальных норм труда, отдыха и быта; внедрение в практику мероприятий по укреплению нервной системы, повышению ее сопротивляемости вредным воздействиям и обеспечению наилучших условий для нормального развития и функционирования психики человека; 3) пропаганда психогигиенических знаний. Выделяют возрастную П., П. труда, быта, семьи и половой жизни, военную П., включающую мероприятия, направленные на укрепление нервно-психического здоровья личного состава армии и повышение ее боеспособности, спортивную, космическую, изучающую условия труда космонавтов и их состояние в космическом пространстве. Для педагогов и учащихся особый интерес представляет П. педагогического процесса и умственного труда, направленная на обеспечение условий гармонического развития учащихся и максимальной эффективности обучения.

Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями.1999

ПСИХОГИГИЕНА
от греч. hygieinos — целебный) — часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья людей. П. тесно связана с психопрофилактикой, главной целью которой являются устранение факторов, вредно отражающихся на психике человека, и использование факторов, положительно на него влияющих. Основными задачами П. являются: 1) изучение влияния различных условий среды — производственно-бытовых, социальных — на психику человека; 2) разработка оптимальных норм труда, отдыха и быта, внедрение в практику мероприятий по укреплению нервной системы, повышению ее сопротивляемости вредным воздействиям и обеспечению наилучших условий для нормального развития и функционирования психики человека; 3) пропаганда психологических знаний. Важнейшим разделом П. является П. труда (производственная П.). Она изучает трудовые процессы и условия производства на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве, на транспорте, в различных учреждениях и разрабатывает психологические мероприятия для работающих людей. Забота о нервно-психическом здоровье работающих людей (особенно оператора АСУ, диспетчеров, водителей различных видов транспорта и др.) имеет в настоящее время большое значение, так как, по данным всемирной организации здравоохранения, одна треть всех невыходов на работу приходится на те или иные виды психических расстройств, главным образом неврозов. Свои задачи П. труда решает в тесном сотрудничестве с общей гигиеной и профессиональной патологией, социальной и нженерной психологией, технической эстетикой и эргономикой.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Психогигиена
прикладное направление психологии здоровья, в котором разрабатываются и применяются мероприятия, направленные на сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья людей. П. тесно связана с психопрофилактикой, психиатрией, медицинской и клинической психологией, социологией, социальной психологией, педагогикой и др. дисциплинами. Исторически возникновение П. связывают с первым съездом психиатров России (1887 г.), на котором видные отечественные психиатры (С. С. Корсаков, И. П. Мережковский, И. А. Сикорский и др.) обратились к общественности с идеей разработки программы и создания системы предупреждения нервных и психических заболеваний. За рубежом психогигиенические общества появились спустя 25—30 лет. Идеи П. развивались там, в частности, на базе действующих психиатрических госпиталей и клиник, возглавляемых ведущими психиатрами того времени, например, А. Майером (Балтимор, США), Э. Блейлером (Бургхельцли, Швейцария), Э. Крепелиным (Мюнхен, Германия), Э. Кречмером (Тюбинген, Германия) и др. До второй мировой войны П. активно развивалось во многих странах Европы: издавались журналы, в которых анализировались причины возникновения психических нарушений, читались специальные курсы в соответствующих учебных заведениях, велась разъяснительная и просветительская работа среди населения. В послевоенные годы при Всемирной организации здравоохранения был уже создан отдел психического здоровья. К концу ХХ в. П. во все большей степени стала ориентироваться на решение социальных и экологических проблем, которые стали оказывать существенное влияние на психическое здоровье. Например, важной целью П. стала помощь, позволяющая людям избегать воздействий, опасных для психического здоровья, справляться с трудностями, которых не удается избежать. В ее задачи входило также воспитание гуманного отношения к людям, страдающим психическими заболеваниями; к людям, попадающим в разного рода зависимости (алкогольные, лекарственные, наркотические и т. п.), находящимся в стрессовых условиях работы и т. п. Для эффективного решения этих проблем потребовалось глубокое взаимодействие П. с такими дисциплинами, как возрастная и педагогическая психология, что породило П. для людей разного возраста; как психология труда и обучения, результатом чего стала производственная и умственная П.; как психология быта и семейной жизни, что привело к появлению П. семьи, П. половой жизни и т. п. Следует также отметить, что для решения многих из этих проблем П. привлекает методы психотерапии, психодиагностики и консультативной психологии.

Источник: Клиническая психология. Словарь

ПСИХОГИГИЕНА
Область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья. Некоторые авторы, давая определение П., относят ее не только к гигиене, но и к психиатрии. Другие (например, Мягер В. К., 1976) включают в задачи П. предупреждение возникновения и развития психических заболеваний, сближая П. и первичную психопрофилактику. Н. Д. Лакосина и Г. К. Ушаков (1976) выделяют П. в самостоятельный раздел медицинской науки. П. является комплексной дисциплиной, тесно связанной не только с психиатрией, но и с медицинской психологией, медицинской социологией, валеологией (Петленко В. П., 1997) и др.
П. как направление возникла на рубеже XIX и XX вв. В России ее зарождение связывают с состоявшимся в 1887 г. I съездом отечественных психиатров, на котором И. П. Мержеевский, С. С. Корсаков, И. А. Сикорский обратились к психиатрам, врачебной общественности, а также ко всем передовым людям страны с идеями и программами предупреждения психических и нервных заболеваний.
В зарубежной литературе возникновение П. связывают с движением, основанным Биерсом (Beers M.). Этот страховой служащий, в течение двух лет находившийся в психиатрическом стационаре, опубликовал после госпитализации в 1908 г. книгу "Разум, нашедший себя", вызвавшую интерес во всем мире. Затем он создал психогигиеническое общество, много путешествовал, читая лекции и пропагандируя положения о необходимости совершенствования психиатрической помощи, пытаясь привлечь внимание общественности к проблемам, связанным с психическими болезнями. В Балтиморе был создан психиатрический госпиталь под руководством ведущего американского психиатра Майера (Meyer А.). В 1917 г. психогигиеническое общество возникло в Канаде, в 1918 г. - во Франции. Вопросами П. занимались такие видные психиатры, как Крепелин (Kraepelin Е.), Форель (Forel А.), Блейлер (Bleuler E.) и др.
Перед началом Второй мировой войны во многих странах Европы и Америки уже существовали психогигиенические организации и общества, издававшие журналы, координирующие деятельность по изучению причин возникновения психических нарушений, внедряющие П. в медицинское и общее образование, осуществляющие санитарное просвещение населения. В послевоенные годы были созданы отдел психического здоровья при ВОЗ и Всемирная федерация психического здоровья. Во многих странах ведется преподавание П.
Поскольку с начала психогигиенического движения отдельные его задачи (в частности, связанные с распространением психологических знаний) среди населения уже осуществлялись, в последние десятилетия П. в большей степени ориентирована на решение социальных и экологических проблем, имеющих отношение к психическому здоровью. Основной целью П. является сохранение психического здоровья, душевного равновесия. Поэтому среди ее направлений особое место занимает изучение факторов и условий среды, влияющих на психическое развитие и психическое состояние человека, и разработка мероприятии по их устранению или уменьшению в случае их патогенной роли. К таким факторам можно отнести все еще существующее неправильное отношение к лицам, страдающим психическими заболеваниями, злоупотребление лекарственными средствами, напряженные условия работы в некоторых видах деятельности, неблагоприятные экологические факторы и др. П. призвана помогать человеку избегать неблагоприятных воздействий, опасных для его психического здоровья, обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для этого естественные, природные ресурсы или изменяя свое отношение к ним.
В П. выделяют несколько разделов и подразделов: возрастная П. (П. детства, П. подросткового, пожилого и старческого возраста); П. труда и обучения (П. производственного и умственного труда); П. быта; П. семьи и половой жизни; П. больного человека. В зависимости от изучаемой области П. опирается на те или иные дисциплины: педагогику, педиатрию, детскую и педагогическую психологию - П. детства; геронтологию, возрастную психологию, медицинскую психологию - П. пожилого и старческого возраста и т. д.
Важное место в разработке психогигиенических мероприятий занимают эпидемиологические транскультурные исследования заболеваемости, микросоциологических, психологических и социально-психологических средовых факторов.
Психогигиеническое воздействие наряду с санитарным просвещением осуществляется с помощью диспансеризации больных и лиц с повышенным риском заболеваемости, находящихся в кризисных состояниях; обеспечения "гигиенической зрелости" коллективов; разработки оптимальных режимов труда и быта. Для решения психогигиенических задач все чаще привлекаются методы психотерапии, такие как аутогенная тренировка, биологическая обратная связь, позитивная, поведенческая, групповая психотерапия и социально-психологический тренинг.
Развитие теории и практики П. потребовало новых форм ее организации. Создаются специальные психогигиенические учреждения для лиц практически здоровых, но находящихся в кризисных ситуациях: медико-психологические семейные консультации, дневные и ночные санатории-профилактории при промышленных предприятиях, вузах и др. учреждениях, кабинеты психологической и психофизиологической разгрузки, кабинеты социально-психологической помощи, телефонное консультирование и др.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Психогигиена и ментальная превентология в деятельности руководителей системы здравоохранения

Рычкова Л.С., Смирнова Т.А., Конева О.Б., Силантьева А.В.
В статье представлены новые социально-экономические условия Российского здравоохранения, рассматриваются вопросы повышения социальной фрустрированности медицинских работников, проявления профессиональной деформации личности, в том
Читать PDF

Психогигиена и психопрофилактика в деятельности специалистов, принимающих участие в ликвидации после

Кравцов Олег Игоревич
В статье рассматривается содержание понятий таких отраслей науки как «психогигиена» и « психопрофилактика», история возникновения, задачи, структура, взаимосвязи и значение в деятельности специалистов, принимающих участие в ликвид
Читать PDF

Психогигиена в контексте психологии здоровья: краткая история, задачи и проблемы

Залевский Генрих Владиславович, Кузьмина Юлия Викторовна
Обсуждаются вопросы истории психогигиены, взгляды на которую несколько противоречивы. Спорными остаются и вопросы относительно авторства термина «психогигиена», места психогигиены в системе наук, круга ее задач.
Читать PDF

Психогигиена и психопрофилактика аддикции у школьников: экзистенциально-гуманистическая модель

Москвитин Павел Николаевич
Разработана концепция экзистенциально-гуманистической модели и метод первичной личностноориентированной профилактики зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) «профилактическая психодрама».
Читать PDF

Тревожность как психогигиеническая проблема

Тибекин А. Т.
Читать PDF

Особенности психогигиены и психопрофилактики военнослужащих МО РФ

Изергин Н.Д., Изергина О.Н., Гришин И.И., Латышенок М.Б.
Читать PDF

Межведомственная психогигиеническая модель профилактики аддикции и девиантного поведения у детей и п

Москвитин П.Н.
Обосновывается межведомственная психогигиеническая модель профилактики наркомании, алкоголизма, зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) среди детей и подростков.
Читать PDF

Психогигиеническая модель профилактики аддикации у школьников

Москвитин Павел Николаевич, Захаренков В. В.
Разработаны концепция психогигиенической модели и новый групповой метод первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ (ПАВ).
Читать PDF

Психогигиеническое обоснование инновационного метода профилактики риска аддиктивного поведения школь

Москвитин Павел Николаевич, Айзман Нина Игоревна, Айзман Роман Иделевич
В статье проводится анализ основных методологических подходов к проведению мероприятий первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ у детей и подростков, раскрываются позитивные и негативные стороны каждого направле
Читать PDF

ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ

Катрушов Александр Васильевич, Катрушова Лариса Александровна, Саргош Оксана Дмитриевна
В последние десятилетия интерес специалистов педагогического и психологического направлений к проблемам миграции в целом и образовательной миграции в частности значительно возрос.
Читать PDF

Психогигиеническое сопровождение процесса лечения больных с впервые выявленным туберкулезом органов

Пузырева Лариса Владимировна, Брюханова Надежда Сергеевна, Мордык Анна Владимировна, Гудинова Жанна Владимировна
С целью повышения эффективности лечения туберкулеза легких среди впервые выявленных социально-сохранных больных была набрана группа в количестве 60 человек, для проведения постоянного, контролируемого комплекса психогигиенических
Читать PDF

Психогигиеническое движение как фактор профессионализации социальной работы

Целых Марина Петровна
В статье рассматривается история возникновения и развития психогигиенического движения в 20-е годы ХХ века в США.

Похожие термины:

  • Психогигиена общения по А. Б. Добровичу

    Одна из осн. задач социума - воспитание у граждан, в частности у подрастающего поколения, гуманистических и, в то же время, реалистических установок на полноценное О. Как отмечает А. Б. Добрович, есть
  • ПСИХОГИГИЕНА ШКОЛЬНАЯ

    раздел гигиены, изучающий влияние условий обучения на психическое здоровье школьников и разрабатывающий рекомендации по режиму занятий, учебной нагрузки и воспитательным мерам, направленным на
  • ПСИХОПРОФИЛАКТИКА И ПСИХОГИГИЕНА

    система психолого-педагогических, медицинских и организационных мероприятий, способствующих предупреждению разнообразных психологических проблем, направленных на сохранение психического здо
  • Психогигиенические методы

    методы, направленные на сохранение психического здоровья и опирающиеся на знания из медицинской гигиены, психиатрии и психологии. Идея психической профилактики возникла в середине 19 в. в психиат