ПСИХОГИГИЕНА
наука, лежащая на пересечении медицинской психологии и медицины (гигиены) и как последняя нацеленная на оздоровление среды и условий жизни человека.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ПСИХОГИГИЕНА
см. психо- + гигиена] - раздел гигиены и психи атрии, изучающий влияние окружающей среды на психическое здоровье человека и разрабатывающая меры по укреплению психического здоровья и предупреждению психических заболеваний
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
ПСИХОГИГИЕНА
1. Первоначальное значение – искусство развития и Юддержания психического здоровья. 2. Свободная "броская фраза" для обо-1начения курсов, обычно читаемых на очень несложном уровне во многих средних школах США.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ПСИХОГИГИЕНА
раздел гигиены (область медицины), содержащий в себе знания и средства, касающиеся сохр нения и укрепления здоровья людей. В П. эти вопросы рассматриваются и решаются с учётом и с использованием психогенных факторов (см. Психогенный, Психогенные заболевания, Фактор).
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
психогигиена
(от греч. hygienos – целебный) – отрасль знаний на границе гигиены, психотерапии и психологии, изучающая и предлагающая меры и средства сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических заболеваний.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ПСИХОГИГИЕНА
1. Раздел гигиены, изучающий влияние окружающих условий, обстановки на психическое здоровье людей. Также разрабатывает меры для сохранения и укрепления здоровья, для предупреждения расстройств психических.
2. Набор или комплекс мер, направленный на сохранение здоровья и предупреждение расстройств психических.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Психогигиена
Словообразование. Происходит от греч. psychе - душа + hygieinos - целебный.
Категория. Раздел гигиены.
Специфика. Занимается проблемами обеспечения нервно-психического здоровья человека. Изучает влияние среды на психику человека, разрабатывает нормы труда, отдыха и быта, занимается психогигиенической пропагандой.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
ПСИХОГИГИЕНА
раздел медицины-гигиены, представляющий собой систему знаний и средств, касающихся формирования, сохранения и укрепления здоровья людей. В П. вопросы, относящиеся к здоровью людей, рассматриваются и решаются с учетом психогенных факторов. Особое внимание здесь обращается на изучение влияния условий жизни человека на его психологические состояния и физическое здоровье. См. психогенный.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ПСИХОГИГИЕНА
психо + гигиена). Наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья, система мероприятий, направленных на эти цели. Непосредственно связана с психопрофилактикой, предупреждением возникновения и развития психических заболеваний. Разделы П. отличаются как направленностью мероприятий соответственно основным возрастным периодам (например, П. детского возраста, юношества, пожилых людей), так и характеру деятельности человека (П. труда, П. школьная и т.д.).
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
ПСИХОГИГИЕНА
/от греч. psyche – душа и higieinos – приносящий здоровье, целебный/, раздел гигиены и психиатрии, изучающий влияние внешней среды на различные аспекты жизни половой.
Данные П. используются для профилактики дисгармоний и различных сексуальных расстройств. Условно подразделяется на П. молодежи; П. жизни в браке; П. в старческом возрасте.
«По судну бродит зачитанная до портяночного состояния „Психогигиена половой жизни“ К. Имелинского, перевод с польского, „Медицина“, Москва. Молодежь штудирует такие книги в длинных рейсах тщательно и неторопливо.» В. Конецкий. Начало конца комедии.
Источник: Словарь доктора либидо
Психогигиена
(Psychohygiena) (от греч. psyche и hygienos - здоровый, полезный для здоровья). Раздел общей гигиены, изучающий факторы гармонического развития личности и условия наиболее полного проявления ее положительных свойств во всех сферах человеческой деятельности. Она изучает условия жизни (вкл. внешнюю среду и конкретные социальные условия) отдельных лиц и коллективов с целью установления факторов, влияющих положительно или отрицательно на психическое здоровье, причем на основе этих наблюдений и других исследований разрабатываются рекомендации и нормативы в отношении психогигиенических условий труда, быта и отдыха отдельных лиц, групп населения, коллективов.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
ПСИХОГИГИЕНА
(от греч. psyche – душа и hugienos – целебный) – область медицинской психологии, ставящая задачей предотвращение нервнопсихических и психосоматических заболеваний, а также облегчение острых психотравматических реакций (см. Психогении). Методы П. включают специальное консультирование в связи с возникающими психологии, проблемами, упреждающее психотерапевтическое воздействие, психологически обоснованные мероприятия по оптимизации условий коррекционновоспитательной работы. Психогигиеническая ориентация практических мероприятий в специальных образовательных учреждениях призвана максимально снизить травмирующее воздействие дефекта на формирование личности аномальных детей.
Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005
Психогигиена
психо + греч. hygienos – целебный, приносящий здоровье) – 1. первоначальное значение – искусство развития и подержания психического здоровья; 2. система мероприятий, имеющих целью сохранение и укрепление психического здоровья населения. Поскольку указанные мероприятия имеют целевой характер и рассчитаны на определенные возрастные или профессиональные группы, различают психогигиену детского возраста, подросткового и юношеского возраста, психогигиену пожилых людей, школьную психогигиену, психогигиену труда и др. Психогигиена непосредственно связана с психопрофилактикой заболеваемости и в этом смысле перед нею раскрываются широкие перспективы и хотелось бы ожидать роста ее влияния в здравоохранении.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Психогигиена
часть общей гигиены, изучающая влияние условий внешней среды на психику здорового и больного человека. Основными направлениями п. являются: исследование действия социальных и бытовых факторов, разработка санитарно-гигиенических норм физического и умственного труда, забота об укреплении соматического здоровья, о правильном воспитании детей и подростков, о гармоническом всестороннем развитии личности. Большое внимание уделяется гигиене брака, периодов беременности и лактации. Специальное направление п. - разработка и проведение санитарно-гигиенических мероприятий в отношении лиц со слабой или ослабленной нервной системой, с различными аномалиями и отклонениями в психической сфере - врожденными или приобретенными в результате соматических или душевных заболеваний.
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
ПСИХОГИГИЕНА
психогигиена и психопрофилактика) - области психологии медицинской, задача коих - предоставление специализованной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и заболеваний психосоматических, а также для облегчения острых психотравматических реакций (-> психогения). Методы психогигиены и психопрофилактики включают:
1) психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, "телефонов доверия" и прочих организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям;
2) массовые обследования для выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними;
3) информирование населения, и пр.
Специальные задачи современной психогигиены и психопрофилактики - помощь в кризисных ситуациях производственного, учебного или семейного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями, и пр.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ПСИХОГИГИЕНА
часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья человека. П. тесно связана с психопрофилактикой, направленной на устранение факторов, вредно отражающихся на психике человека, и использование факторов, положительно на нее влияющих. Важная задача психопрофилактики - ранняя диагностика и лечение начальных форм психических заболеваний. Своевременно проведенные мероприятия могут предупредить возникновение не только психических, но и некоторых соматических заболеваний (гипертония, инфаркт и др.). Основные задачи П.: 1) изучение влияния различных условий среды - производственных, бытовых, социальных - на психику человека; 2) разработка оптимальных норм труда, отдыха и быта; внедрение в практику мероприятий по укреплению нервной системы, повышению ее сопротивляемости вредным воздействиям и обеспечению наилучших условий для нормального развития и функционирования психики человека; 3) пропаганда психогигиенических знаний. Выделяют возрастную П., П. труда, быта, семьи и половой жизни, военную П., включающую мероприятия, направленные на укрепление нервно-психического здоровья личного состава армии и повышение ее боеспособности, спортивную, космическую, изучающую условия труда космонавтов и их состояние в космическом пространстве. Для педагогов и учащихся особый интерес представляет П. педагогического процесса и умственного труда, направленная на обеспечение условий гармонического развития учащихся и максимальной эффективности обучения.
Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями.1999
Психогигиена
(от греч. psyche — «душа», hygienos — «целебный, приносящий здоровье») — область клинической психологии, задачами которой являются обеспечение, сохранение и поддержание психического здоровья. П. — система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья, с целью предотвратить нервно-психические и психосоматические заболевания, а также облегчить острые психотравматические реакции.
В П. можно выделить следующие разделы:
возрастная П., включающая все возрастные этапы и периоды (на каждом этапе имеются свои проблемы и рекомендации);
П. труда: содержит рекомендации правильной организации и дисциплины труда, учета физиологических и психологических требований к работе на сложных приборах и автоматизированных системах и т. д.;
П. семьи и сексуальной жизни: она особенно актуальна, так как семья представляет собой психосоциальную систему, которая проходит в своем развитии ряд этапов, и на каждом необходимо дать свои рекомендации; соблюдение же П. сексуальной жизни может способствовать гармонизации партнерских отношений.
Методы П. включают психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, «телефона доверия» и других организаций, которые ориентированы на психологическую помощь здоровым людям.
К специальными задачами современной П. относится оказание помощи людям, попавшим в кризисные и экстремальные ситуации.
Литература
Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2002.
Серебрякова Р. О. Как сохранить психическое здоровье. Л., 1987.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
ПСИХОГИГИЕНА
от греч. hygieinos — целебный) — часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья людей. П. тесно связана с психопрофилактикой, главной целью которой являются устранение факторов, вредно отражающихся на психике человека, и использование факторов, положительно на него влияющих. Основными задачами П. являются: 1) изучение влияния различных условий среды — производственно-бытовых, социальных — на психику человека; 2) разработка оптимальных норм труда, отдыха и быта, внедрение в практику мероприятий по укреплению нервной системы, повышению ее сопротивляемости вредным воздействиям и обеспечению наилучших условий для нормального развития и функционирования психики человека; 3) пропаганда психологических знаний. Важнейшим разделом П. является П. труда (производственная П.). Она изучает трудовые процессы и условия производства на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве, на транспорте, в различных учреждениях и разрабатывает психологические мероприятия для работающих людей. Забота о нервно-психическом здоровье работающих людей (особенно оператора АСУ, диспетчеров, водителей различных видов транспорта и др.) имеет в настоящее время большое значение, так как, по данным всемирной организации здравоохранения, одна треть всех невыходов на работу приходится на те или иные виды психических расстройств, главным образом неврозов. Свои задачи П. труда решает в тесном сотрудничестве с общей гигиеной и профессиональной патологией, социальной и нженерной психологией, технической эстетикой и эргономикой.
Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г
ПСИХОГИГИЕНА
ПСІХАГІГІЕНА / PSYCHOHYGIENE– наука, в рамках которой разрабатываются и осуществляются мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья человека на общественном, групповом и индивидуальном уровнях. П., как и общая гигиена, является областью медицины и тесно взаимодействует со всеми разделами медицины, в первую очередь с психиатрией, а также с другими науками– с физиологией высшей нервной деятельности и психологией. В системе психологических наук, предложенной К. К. Платоновым (1972), П. включена в медицинскую психологию. Термин был введен в 1900 г. немецким психиатром Р. Зоммером. Основные задачи П., согласно К. У. Бирсу и А. Мейеру: забота о сохранении психического здоровья, профилактика психических и нервных заболеваний; улучшение лечения психически больных и ухода за ними; разъяснение феноменов нарушений психики и взаимодействия с такими людьми в обучении, воспитании, производстве, юриспруденции, криминалистике и т. д. К. Мирке видит три уровня П. : 1) превентивная П. имеет своей целью сохранение здоровья человека и общества; 2) реститутивная П. пытается заблаговременно принять восстановительные и корректирующие меры в жизненных кризисах или конфликтных ситуациях; 3) лечебная П. работает с уже имеющимися отклонениями, чтобы корректировать их клиническими или психотерапевтическими методами. На сегодняшний день главным предметом П. являются здоровые люди, и, соответственно, ее важной задачей является создание и обеспечение условий для формирования гармонически развитой личности, а также условий для полного проявления ее положительных свойств. Основные направления: П. труда (в том числе в экстремальных условиях), П. умственного труда, П. половой жизни и семейных отношений, П. детей и подростков, П. людей пожилого возраста. П. изучает также взаимоотношения и психологическую среду (внешнюю и внутреннюю) в интересах их оптимизации. Т. В. Разина
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
Психогигиена
прикладное направление психологии здоровья, в котором разрабатываются и применяются мероприятия, направленные на сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья людей. П. тесно связана с психопрофилактикой, психиатрией, медицинской и клинической психологией, социологией, социальной психологией, педагогикой и др. дисциплинами. Исторически возникновение П. связывают с первым съездом психиатров России (1887 г.), на котором видные отечественные психиатры (С. С. Корсаков, И. П. Мережковский, И. А. Сикорский и др.) обратились к общественности с идеей разработки программы и создания системы предупреждения нервных и психических заболеваний. За рубежом психогигиенические общества появились спустя 25—30 лет. Идеи П. развивались там, в частности, на базе действующих психиатрических госпиталей и клиник, возглавляемых ведущими психиатрами того времени, например, А. Майером (Балтимор, США), Э. Блейлером (Бургхельцли, Швейцария), Э. Крепелиным (Мюнхен, Германия), Э. Кречмером (Тюбинген, Германия) и др. До второй мировой войны П. активно развивалось во многих странах Европы: издавались журналы, в которых анализировались причины возникновения психических нарушений, читались специальные курсы в соответствующих учебных заведениях, велась разъяснительная и просветительская работа среди населения. В послевоенные годы при Всемирной организации здравоохранения был уже создан отдел психического здоровья. К концу ХХ в. П. во все большей степени стала ориентироваться на решение социальных и экологических проблем, которые стали оказывать существенное влияние на психическое здоровье. Например, важной целью П. стала помощь, позволяющая людям избегать воздействий, опасных для психического здоровья, справляться с трудностями, которых не удается избежать. В ее задачи входило также воспитание гуманного отношения к людям, страдающим психическими заболеваниями; к людям, попадающим в разного рода зависимости (алкогольные, лекарственные, наркотические и т. п.), находящимся в стрессовых условиях работы и т. п. Для эффективного решения этих проблем потребовалось глубокое взаимодействие П. с такими дисциплинами, как возрастная и педагогическая психология, что породило П. для людей разного возраста; как психология труда и обучения, результатом чего стала производственная и умственная П.; как психология быта и семейной жизни, что привело к появлению П. семьи, П. половой жизни и т. п. Следует также отметить, что для решения многих из этих проблем П. привлекает методы психотерапии, психодиагностики и консультативной психологии.
Источник: Клиническая психология. Словарь
ПСИХОГИГИЕНА
Область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья. Некоторые авторы, давая определение П., относят ее не только к гигиене, но и к психиатрии. Другие (например, Мягер В. К., 1976) включают в задачи П. предупреждение возникновения и развития психических заболеваний, сближая П. и первичную психопрофилактику. Н. Д. Лакосина и Г. К. Ушаков (1976) выделяют П. в самостоятельный раздел медицинской науки. П. является комплексной дисциплиной, тесно связанной не только с психиатрией, но и с медицинской психологией, медицинской социологией, валеологией (Петленко В. П., 1997) и др.
П. как направление возникла на рубеже XIX и XX вв. В России ее зарождение связывают с состоявшимся в 1887 г. I съездом отечественных психиатров, на котором И. П. Мержеевский, С. С. Корсаков, И. А. Сикорский обратились к психиатрам, врачебной общественности, а также ко всем передовым людям страны с идеями и программами предупреждения психических и нервных заболеваний.
В зарубежной литературе возникновение П. связывают с движением, основанным Биерсом (Beers M.). Этот страховой служащий, в течение двух лет находившийся в психиатрическом стационаре, опубликовал после госпитализации в 1908 г. книгу "Разум, нашедший себя", вызвавшую интерес во всем мире. Затем он создал психогигиеническое общество, много путешествовал, читая лекции и пропагандируя положения о необходимости совершенствования психиатрической помощи, пытаясь привлечь внимание общественности к проблемам, связанным с психическими болезнями. В Балтиморе был создан психиатрический госпиталь под руководством ведущего американского психиатра Майера (Meyer А.). В 1917 г. психогигиеническое общество возникло в Канаде, в 1918 г. - во Франции. Вопросами П. занимались такие видные психиатры, как Крепелин (Kraepelin Е.), Форель (Forel А.), Блейлер (Bleuler E.) и др.
Перед началом Второй мировой войны во многих странах Европы и Америки уже существовали психогигиенические организации и общества, издававшие журналы, координирующие деятельность по изучению причин возникновения психических нарушений, внедряющие П. в медицинское и общее образование, осуществляющие санитарное просвещение населения. В послевоенные годы были созданы отдел психического здоровья при ВОЗ и Всемирная федерация психического здоровья. Во многих странах ведется преподавание П.
Поскольку с начала психогигиенического движения отдельные его задачи (в частности, связанные с распространением психологических знаний) среди населения уже осуществлялись, в последние десятилетия П. в большей степени ориентирована на решение социальных и экологических проблем, имеющих отношение к психическому здоровью. Основной целью П. является сохранение психического здоровья, душевного равновесия. Поэтому среди ее направлений особое место занимает изучение факторов и условий среды, влияющих на психическое развитие и психическое состояние человека, и разработка мероприятии по их устранению или уменьшению в случае их патогенной роли. К таким факторам можно отнести все еще существующее неправильное отношение к лицам, страдающим психическими заболеваниями, злоупотребление лекарственными средствами, напряженные условия работы в некоторых видах деятельности, неблагоприятные экологические факторы и др. П. призвана помогать человеку избегать неблагоприятных воздействий, опасных для его психического здоровья, обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для этого естественные, природные ресурсы или изменяя свое отношение к ним.
В П. выделяют несколько разделов и подразделов: возрастная П. (П. детства, П. подросткового, пожилого и старческого возраста); П. труда и обучения (П. производственного и умственного труда); П. быта; П. семьи и половой жизни; П. больного человека. В зависимости от изучаемой области П. опирается на те или иные дисциплины: педагогику, педиатрию, детскую и педагогическую психологию - П. детства; геронтологию, возрастную психологию, медицинскую психологию - П. пожилого и старческого возраста и т. д.
Важное место в разработке психогигиенических мероприятий занимают эпидемиологические транскультурные исследования заболеваемости, микросоциологических, психологических и социально-психологических средовых факторов.
Психогигиеническое воздействие наряду с санитарным просвещением осуществляется с помощью диспансеризации больных и лиц с повышенным риском заболеваемости, находящихся в кризисных состояниях; обеспечения "гигиенической зрелости" коллективов; разработки оптимальных режимов труда и быта. Для решения психогигиенических задач все чаще привлекаются методы психотерапии, такие как аутогенная тренировка, биологическая обратная связь, позитивная, поведенческая, групповая психотерапия и социально-психологический тренинг.
Развитие теории и практики П. потребовало новых форм ее организации. Создаются специальные психогигиенические учреждения для лиц практически здоровых, но находящихся в кризисных ситуациях: медико-психологические семейные консультации, дневные и ночные санатории-профилактории при промышленных предприятиях, вузах и др. учреждениях, кабинеты психологической и психофизиологической разгрузки, кабинеты социально-психологической помощи, телефонное консультирование и др.
Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000