ПСИХОГИГИЕНА ШКОЛЬНАЯ ПСИХОГИМНАСТИКА

Психогигиенические методы

Найдено 1 определение:

Психогигиенические методы

методы, направленные на сохранение психического здоровья и опирающиеся на знания из медицинской гигиены, психиатрии и психологии. Идея психической профилактики возникла в середине 19 в. в психиатрии. Согласно концепции дегенерации, предложенной французским психиатром Б. О. Морелем в 1857 г., причинами болезненных изменений (которые, накапливаясь и передаваясь из поколения к поколению, приводят к вырождению семьи и даже целого народа) могут быть интоксикации (алкоголь, опиум), голод, эпидемии, условия социальной среды (работа на вредных производствах, бедность), а также упадок нравственности и наследственная предрасположенность. Морель выдвинул идею профилактики вырождения, одним из средств которой он считал изоляцию от общества "вредных" индивидов. Другое средство — изменение физических, интеллектуальных и моральных условий существования, что требует объединения усилий врачей, общества и государства. С распространением понятия социальных болезней (туберкулез, сифилис, алкоголизм и др.) профилактика душевных болезней стала рассматриваться как раздел социальной (общественной) гигиены. В России вопрос о зависимости душевных болезней от общественных условий, скученности городской жизни, нужды, тяжелого труда — публично впервые обсуждался на первом съезде отечественных невропатологов и психиатров в 1887 г., в докладе И. П. Мержеевского "Об условиях, благоприятствующих развитию душевных и нервных болезней в России, и о мерах, направленных к их уменьшению". Вопросами профилактики много занимались В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков, Г. И. Россолимо и др. Курс по профилактике душевных болезней одним из первых стал читать А. С. Мендельсон в 1901 г. в Петербурге. Еще до возникновения самостоятельного психогигиенического движения, в начале 20 в. была предпринята попытка контролировать психическое здоровье рождающегося поколения с помощью "отрицательной" и "положительной" евгеники (первая предполагала стерилизацию преступников и слабоумных; подобные законы были приняты в некоторых из Северо-Американских штатов; вторая означала стимуляцию "здоровых" браков). Термин "психогигиена" (psychischen Hygiene, mental hygiene, hygiene mentale) сформировался в конце 1900-х гг. В 1909 г. в США был основан Национальный комитет по психической гигиене, который через несколько лет стал государственным; в основе его деятельности лежали три цели: предупреждение нервно-психических заболеваний у здоровых индивидов, создание наиболее благоприятных условий жизни для предрасположенных и организацию лечения уже заболевших. В 1917 г. психогигиеническое общество было основано в Канаде, в 1918 — во Франции (в 1920 г. Э. Тулуз открыл первую французскую амбулаторию для приема больных в "пограничных состояниях"). В 1922 г. в Париже состоялся представительный международный конгресс по психогигиене. В 1930-е гг. термин "психогигиена" стал вытесняться термином "психическое здоровье". Так, основанный К. Бирсом в США Комитет по психической гигиене стал называться Национальной ассоциацией психического здоровья; во Всемирной организации здравоохранения после Второй мировой войны была образована секция психического здоровья. Смена терминологии была связана, с одной стороны, с расширением круга пациентов, пользующихся вниманием специалистов по психическому здоровью: кроме лиц, страдающих тяжелыми эмоциональными расстройствами, в социальные помогающие практики теперь стали вовлекаться и другие недостаточно адаптированные индивиды. С другой стороны, смене названий способствовало появление наряду с "отрицательной" концепцией психического здоровья (понимаемого как отсутствие душевного расстройства) концепции "положительной", в которой душевное здоровье рассматривалось как позитивная ценность, идеал, цель индивида. В середине XX в. в работах Э. Фромма, Л. Франка и др. психическое здоровье стало пониматься как полное раскрытие творческих возможностей человека. Идея обращенности на себя, овладения своей психикой, на которой основано современное представление о психическом здоровье, в этих работах преподносилась как гуманистическая ценность. Однако М. Фуко, его последователи (N. Rose и др.) увидели в психогигиене и в общественно санкционированном идеале психического здоровья интериоризованную форму контроля социума над индивидом. Отношения власти, которые ранее врач-психиатр осуществлял над душевнобольным пациентом, теперь разыгрываются внутри индивида. К специалистам в области практической психогигиены можно отнести и психоаналитиков, и сотрудников брачных контор. Основную их часть, однако, по крайней мере на Западе, составляют работники государственных и общественных социальных служб, таких, как консультации для людей в кризисной ситуации, для наркоманов, для детей с нарушениями развития, как службы семьи, психологическая помощь в армии, центры реабилитации и пр. Большинство практиков пользуются рабочим определением, согласно которому психическое здоровье характеризуется эмоциональным благополучием, сравнительной свободой от тревожности и других симптомов некомпетентности, а также способностью устанавливать конструктивные отношения и отвечать на каждодневные требования жизни. С 1970-х гг. центр тяжести психогигиенических мероприятий передвинулся в локальные сообщества (community mental-health centres), что рассматривается как альтернатива государственным централизованным службам.
Оцените определение:

Источник: Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

Найдено научных статей по теме — 12

Психогигиеническое обоснование инновационного метода профилактики риска аддиктивного поведения школь

Москвитин Павел Николаевич, Айзман Нина Игоревна, Айзман Роман Иделевич
В статье проводится анализ основных методологических подходов к проведению мероприятий первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ у детей и подростков, раскрываются позитивные и негативные стороны каждого направления: информационного, аффективного (эмоционального) обучения; социального, с учетом семьи и окружения; альтернативной наркотикам деятельности; здоровьеформирующего. Обосновывается инновационный психогигиенический подход к минимизации риска формирования зависимости от психоактивных веществ у детей и подростков. Приведена структурно-логическая схема проведения типового тренинга профилактической психодрамы.
Скачать PDF

Оценка эффективности изотерапии как метода психологической коррекции

Давлетова А.И., Серая А.А.
Исследована эффективность психокоррекционной работы со страхами у детей младшего школьного возраста. Проведен анализ используемого инструментария. Дана сравнительная характеристика результатов исследования. Проведен анализ источников, на основе которого даны характеристики страхов, присущие данному возрастному периоду. Проведен анализ источников, на основе которых дано понятие об изотерапевтическом методе.
Скачать PDF

Методика «Цветоассоциации буквенных знаков» цабуз-т, разработанная на основе концепции самоорганизую

Ахметова Л.В.
Скачать PDF

Методология оценки морально-психологического состояния войск (сил) при принятии командиром решения н

Черкасов Александр Владимирович
В статье рассматриваются методология, методы, структура и содержание оценки морально-психологического состояния войск (сил) противоборствующих сторон. На опыте прошлого и современных боевых действий автор показывает, что оценка и учёт морально-психологического состояния войск (сил) оказывает решающее влияние на выработку замысла, принятие решения, определение боевых задач, организацию морально-психологического обеспечения, другие вопросы подготовки и ведения боевых действий. В статье показано, что исход боя, операции и войны в целом, всё в большей степени решает не превосходство в живой силе и вооружении, а духовная готовность и морально-психологическая стойкость воинов
Скачать PDF

К вопросу о предмете и методе трансперсональной психологии

Тытарь А.Д., Тытарь Е.Т.
Скачать PDF

Применение метода контент-анализа в исследовании «Публичная библиотека в обеспечении информационно-п

Чурашева Ольга Леонидовна
Изложен опыт использования метода контент-анализа в диссертационном исследовании, посвященном роли публичной библиотеки в обеспечении информационно-психологической безопасности читателей. Раскрывается индивидуальный алгоритм метода контент-анализа в конкретном исследовании, выявляются основные операции и их последовательность. Описывается, иллюстрируется и интерпретируется взаимосвязь между отдельными категориями (смысловыми единицами) контент-анализа, демонстрируются эвристические возможности метода.
Скачать PDF

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИМИДЖАs

Калюжный А.А.
Имидж рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий. Социально-психологическое определение имиджа должно учитывать его двойственную природу социальную и психологическую. Будучи образом субъекта для социальной группы, имидж в определенном смысле является в то же самое время и образом данной группы для данного субъекта, так как построение имиджа происходит в соответствии с осознанными или неосознанными представлениями субъекта о характеристиках группы, для которой строится имидж. Имидж нельзя рассматривать лишь как феномен психической жизни индивида, но в то же время неверно описывать его и как исключительно проявление внешних по отношению к индивиду факторов, в том числе и воздействия группы. Он является проявлением работы психики по согласованию ее собственных импульсов с индивидуальным и групповым опытом.
Скачать PDF

Личностный рост как метод повышения эффективности работы человека-оператора

Кругликова А.Ю.
Скачать PDF

Методологические подходы к исследованию личностных аспектов социальной адаптации молодежи в современ

Шабанов Лев Викторович, Шелехов Игорь Львович, Мороденко Евгения Васильевна
Предлагается концепция социальной адаптации современного молодого человека. Указывается, что адаптация индивида к условиям среды не только процесс биологической ассимиляции и психологической адаптации, но и значимая часть процесса социализации личности.
Скачать PDF

Теоретические и методические аспекты формирования профессиональной мотивации педагогической деятельн

Мелетичев В.В.
Статья посвящена актуальной для военной педагогики проблеме формированию профессиональной мотивации педагогической деятельности у адъюнктов технических военно-учебных заведений, являющемуся одним из направлений оптимизации подготовки преподавателей для высшей военной школы. В статье аргументирована значимость проблемы, представлено теоретическое обоснование профессиональной мотивации как важнейшего условия результативности педагогической деятельности. Рассмотрены методические основы формирования профессиональной мотивации педагогической деятельности у адъюнктов.
Скачать PDF

Методическое обеспечение систем психофизиологического сопровождения напряженных видов деятельности и

Лучинин А. В., Черчаго А. Я.
Скачать PDF

Методика комплексного экспериментального исследования процессов восприятия и переработки вибротактил

Статников И.Н., Фирсов Г.И.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: