Профессиональное общение и профессиональная деятельность

Найдено 1 определение:

Профессиональное общение и профессиональная деятельность

Профессиональное общение (П. о.) сопутствует материально-практической профессиональной деятельности (П. д.), обусловлено ее целями и обеспечивает взаимодействия субъектов труда в процессе решения профессиональных задач. В то же время в профессиях класса «человек-человек», «человек - группа», «человек образ» и «человек - знак» П. о. выступает в роли главного средства П. д., к-рое не может быть заменено какими-либо др. средствами и без к-рого деятельность не может быть выполнена. П. о. является фактором, определяющим качественные характеристики результата (продукта) П. д., и специфическим видом деятельности, - в этом плане в кач. синонима «О.» используется термин «коммуникативная деятельность». В П. о. как деятельности выделяются компоненты: а) предмет - любой материальный или идеальный объект, целенаправленное преобразование к-рого является профессиональной задачей субъектов О.; став предметом П. о., данный объект может в процессе О. получать смысл, не совпадающий с его действительным значением; б) цель то или иное направленное изменение в смысловом поле реципиента и коммуникатора; в) задача - данная в опр. условиях (напр., в проблемной ситуации) цель О., к-рая должна быть достигнута преобразованием этих условий с помощью разнообразных действий, совершаемых в процессе О.; г) потребность - стремление к решению коммуникативных задач, возникающих в процессе профессионального взаимодействия, а через них, - к решению собственно профессиональных задач; д) мотивы - то, ради чего предпринимается О. (в рамках П. д. следует говорить о двойной мотивации О., обусловленной, с одн. стор., целями сопровождаемой деятельности, а с др. стор., непосредственным коммуникативным намерением, реализуемым в рамках О.); е) действия - единицы О., целостный акт, адресованный др. человеку и обеспечивающий движение значений и смыслов; ж) средства - операции, с помощью к-рых осуществляются действия О.; з) продукты - образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге П. о.; осн. результатом П. о. являются изменения в духовной сфере каждого из субъектов О., при этом общность (или повышение уровня общности) действующих субъектов достигается их свободными совокупными усилиями при сохранении неповторимой индивидуальности каждого. В рамках технол. подхода П. о. - это система последовательно развертывающихся действий, каждое из к-рых направлено на решение частной задачи и может быть рассмотрено как нек-рый «шаг» в направлении к цели О. На психотехническом уровне П. о. включает в себя след. шаги: а) определение целей и задач О.; б) учет особенностей ситуации О.; в) учет особенностей мировоззрения, склонностей, способностей, интересов, состояния собеседника; г) определение возможных результатов О.; д) проектирование и проигрывание вариантов развертывания ситуации; е) выбор формы взаимодействия, адекватной цели и ситуации О.; ж) предупреждение возможных затруднений в понимании сказанного и в реакциях на него; з) определение причин неправильного понимания сказанного; и) адекватное восприятие реакции собеседника на сказанное и в соответствии с этим коррекция форм и методов воздействия; оперативная диагностика ситуации после воздействия; к) коррекция задач О. и т. д. Последовательная организация П. о. по данной схеме делает этот процесс психологически управляемым. Формирование специфического алгоритма П. о. определяются особенностями конкретного вида П. д. В то же время в пределах допускаемых требованиями профессии отклонений субъект может (и должен) реализовывать в О. собственные коммуникативные, перцептивные и интерактивные способности. Лит.: Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. М., 2004; Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М., 1999; Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. психол. тр. М., 1995; Дридзе Т. М. Язык и социальная психология: Учеб. пособие. М., 1980 ; Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988; Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997. Е. В. Селезнева
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Проблема использования невербальных средств общения в профессиональной деятельности учителя

Романова М. В.
Мы попытались изучить проблему педагогического общения в профессиональной деятельности учителя с помощью различных методов и методик. По результатам исследований было установлено, что небольшая доля учителей владеют своей жестикуляцией, адекватно и уместно способны использовать различные средства невербального общения в ходе урока. Однако эти недостатки и трудности легко устраняются при целенаправленной работе над невербальной стороной педагогического общения, при проведении ряда специальных тренингов и глубоком самоанализе.
Скачать PDF

О культуре невербального общения в профессиональной деятельности социального педагога

Колесниченко Елена Алексеевна
Статья посвящена проблеме невербального общения в профессиональной деятельности социального педагога. Прослежена история развития научных взглядов о невербальной коммуникации в зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке. Проанализированы такие понятия, как «невербальное общение», «невербальное поведение», «невербальная коммуникация», «культура невербального общения», «средства невербального общения», «невербальные навыки». В соответствии с изложенными выводами сформировано понятие «культура невербального общения социального педагога».
Скачать PDF

Деятельностное обучение в учреждениях начального профессионального образования как фактор развития с

Семечева М.К.
Скачать PDF

Личностная готовность к профессиональной деятельности студентов-психологов

Лукова М.С.
Рассматриваются содержательные характеристики личностной готовности студентов-выпускников психологического факультета к выполнению профессиональной деятельности через определение взаимодействия и взаимопроникновения субъективных представлений о профессии и образа «Я». Установлены противоречия, существующие между образами «Я», «Я психолог» и «Психолог» в сознании выпускников, указывающие на необходимость формирования личностной готовности, заключающейся в осознании своего профессионального «Я» в структуре самосознания.
Скачать PDF

Психологическая специфика ситуации профессиональной деятельности и соблюдения психогигиены специалис

Павлова Мария Валерьевна
Рассмотрены некоторые аспекты стрессогенного воздействия и выраженность стрессовых реакций у пострадавших в дорожно-транспортном происшествиях и специалистов, оказывающих им помощь.
Скачать PDF

Психолого-педагогический анализ мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов вуза

Таракин Дмитрий Сергеевич
В работе показано, что в обучении студентов требуется более адекватно учитывать дифференциацию мотивов, определяющих рост компетентности стремления стать хорошим специалистом, получить прочные знания, обеспечить успешную профессиональную карьеру.
Скачать PDF

Детерминанты успешной профессиональной деятельности психолога: основные направления исследований

Нефедова И.В.
Скачать PDF

Повышение эффективности психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности экипажей к

Бервицкий К.А., Шевчук И.А., Онищенко А.Н.
Проведён анализ результатов изучения функционального состояния организма членов экипажей кораблей Военно-Морского Флота во время морских походов и в процессе военно-профессиональной адаптации. Установлены психофизиологические особенности профессиональной деятельности и закономерности изменений психофизиологических показателей военных моряков. Разработаны организационно-штатные и оценочно-корригирующие мероприятия по повышению эффективности психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности экипажей кораблей Военно-Морского Флота
Скачать PDF

Компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности социального работника

Плешакова О. В.
В статье разработана и описана авторская модель психологической готовности к профессиональной деятельности социального работника, которая включает пять компонентов: мотивационный, ориентационный, операциональный, личностный, рефлексивный. Выделены их содержательные критерии. Все компоненты рассматриваются как единая система, где системообразующим является личностный компонент. Теоретическая модель может быть использована в практической деятельности по подготовке специалистов по социальной работе.
Скачать PDF

Экстремальная компетентность в профессиональной деятельности

Погорелов А.Г.
Скачать PDF

Гендерный подход к изучению эффективности профессиональной деятельности в современном обществе

Золотоверхова Юлия Сергеевна
В статье представлен краткий теоретический обзор по проблеме эффективности профессиональной деятельности, проявления маскулинных качеств в трудовой сфере. Рассматривается возможная зависимость между выраженностью таких качеств как ответственность, способность принимать решения, отвечать за свои поступки и успешностью личности в профессиональной деятельности.
Скачать PDF

Инженерно-педагогическая деятельность и ее требования к личностно-профессиональному развитию специал

Евдокимова О.Н.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: