ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА КЛИЕНТА СО СТОРОНЫ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА

Профессиональная позиция во взаимодействии

Найдено 1 определение:

Профессиональная позиция во взаимодействии

от лат. positio - точка зрения, принцип, положенный в основу поведения, действий) - система устойчивых отношений профессионала к существенным аспектам своей деятельности, проявляющаяся в соответствующем поведении при О. Для представителей социономических профессий центральным отношением, структурирующим профессиональную позицию (П. п.), выступает отношение к др. людям как объектам своего труда. П. п. во взаимодействии - это самост. выбор личности, результат профессионального самоопределения, поэтому: 1) взрослого (в отличие от ребенка) фактически невозможно «поставить» в опр. позицию, - он занимает ее самостоятельно и добровольно; 2) изменить позицию др. можно только через трансформацию собственной позиции; 3) профессионала отличает умение не только действовать с опр. позиции, но и умение перестраивать ситуацию взаимодействия (или регулировать ожидания партнера) т. о., чтобы общая ситуация взаимодействия оставалась продуктивной, соответствующей цели деятельности. П. п. тесно взаимосвязана с др. видами позиций: социальной, личностной, ролевой. Социальная позиция или профессиональный статус - это место профессионала в социальной структуре, являющееся результатом разделения труда и регламентирующее стиль поведения. Профессиональный статус связан с системой ожиданий, предъявляемых профессионалу как обществом в целом, так и отдельными группами. Личностная позиция профессионала - это отношение субъекта к своему профессиональному статусу, к-рое выполняет мотивационную функцию и задает направление деятельности (либо на сохранение существующего статуса, либо на его изменение). Мотивы могут соответствовать объективным требованиям деятельности или вступать с ними в противоречие. В связи с этим позиция может быть адекватной или неадекватной (особенно если мотивы не осознаются). П. п. как отношение личности - это интегральное образование, представляющее собой единство 3 компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Ролевая позиция профессионала является конкретизацией общей П. п. в актуальной ситуации взаимодействия. Для ее описания используются также термины «роль», «модель», «коммуникативная установка» и др. Многие классификации П. п. основаны именно на их ролевом, самом динамичном компоненте. Так, А. К. Маркова выделяет около 30 пед. позиций или типов учителей («гражданин», «оптимист», «индивидуальность», «мастер», «творец», «новатор», «диагност», «консультант», «психолог» и др.). Этого же принципа придерживаются в своей классификации В. А. Кан-Калик и Н. Д. Никандров, выделяя модели О. педагога с классом («дирижер», «зеркало», «режиссер» и др.). П. п. типологизируются на основании ведущей стороны взаимодействия: деятельности (субъект-объектное взаимодействие) или О. (субъект-субъектное взаимодействие). Так, на основании отношения к цели деятельности партнеры могут выступать как «соперники» или как «сотрудники». Сотрудники, в свою очередь, могут занимать позиции «ведущего» (лидера) - «ведомого» (в условиях самост. определения содержания и способов деятельности) и позиции «исполнителя» и «контролера» (в условиях заданного содержания и способов деятельности). На основании характера действий, используемых для достижения цели деятельности, позиция может быть наступательной, оборонительной или выжидательной. Среди типологий П. п., опирающихся на субъектсубъектное взаимодействие, известна модель трансактного анализа Э. Берна. Развивая идеи психоанализа, он полагает, что межличностные отношения определяются 3 эго-состояниями или позициями во взаимодействии: «Взрослый», «Ребенок» и «Родитель». Реализация конкретной позиции предполагает и разл. характер «пристройки» к партнеру по взаимодействию: «сверху» (с позиции Родителя), «снизу» (с позиции Ребенка») и «рядом» (с позиции Взрослого). Т. о., каждая ситуация взаимодействия может быть описана как разл. сочетания занимаемых партнерами позиций. Выделяются 2 осн. вида трансакций: дополнительные, при к-рых ситуация взаимодействия развивается как согласованная, и пересекающиеся, при к-рых ситуация превращается в конфликтную. На основе базовой модели Э. Берна можно выделить 2 осн. П. п. во взаимодействии психолога в образовании: позиция «поддержки» (или позиция «над», потому что в поддержке нуждается что-то падающее, слабое) и позиция «сопровождения» (позиция «рядом», предполагающая содействие, соучастие, включенность психологов в пед. процесс). П. п. большинства педагогов по отношению к учащимся рассматривается как неконструктивная «над-позиция» (Е. Г. Юдина): с одн. стор., это отношение к сознанию ребенка как tabula rasa, с др. - отношение педагога к собственным знаниям, умениям и личностным качествам как к эталонным во взаимодействии с ребенком. В рос. психологии интерес к П. п. обусловлен необходимостью организации эффективного сотрудничества специалистов смежных профессий, решением проблем профессионального самоопределения представителей «новых» профессий (практического психолога, социального педагога и др.). При анализе П. п. используются разные подходы. 1) деятельностный (А. Г. Лидерс). Выделяют 2 осн. компонента - ведущую деятельность профессионала и онтологическую категорию, сквозь к-рую рассматривается клиент; 2) акмеологический (И. В. Дубровина) рассматривает П. п. как составляющую субъективной стороны деятельности, определяющей профессиональную компетентность; 3) миссийный подход (В. Т. Кудрявцев) и др. Лит.: Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество М., 1990 ; Лидерс А. Г. Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту // Журн. практич. психолога, 2005, № 4.; Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996; Юдина Е. Г. Позиция педагогов: авторитаризм или партнерство // Вопр. психологии. 2005, № 4. Е. И. Медведская
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Внутренняя позиция студента и учебно-профессиональная деятельность: особенности взаимодействия

Брыксина С. А.
Скачать PDF

Статусно-позиционно-ролевой «Барьер» общения в процессе педагогического взаимодействия преподавателя

Шестакова А.В., Александрова Н.А.
Скачать PDF

Роль мотивации в формировании личностной позиции человека в социальном взаимодействии

Тимошенко Г.В.
Статья посвящена исследованию вопроса о классификации мотивов, а также влиянию мотивации на субъектно-объектную составляющую личностной позиции человека в его социальном взаимодействии.
Скачать PDF

Влияние эмоциональной сферы человека на его личностную позициюв социальном взаимодействии

Тимошенко Г.В.
Статья посвящена прояснению понятия «личностная позиция в социальном взаимодействии» в его связи с различными феноменами эмоциональной сферы человека.
Скачать PDF

Типология К. Юнга с позиций информационного взаимодействия человека с внешним миром

Чистяков Владимир Анатольевич
В статье предложена модель информационного взаимодействия человека с внешним миром. В основе модели лежат хорошо известные экспериментальные данные: информация передается человеку при помощи 1-й и 2-й сигнальной системы. Информация в мозгу обрабатывается двумя полушариями, которые работают совместно, но независимо.
Скачать PDF

Характеристика позиций взаимодействия как форм выражения ценностей принуждения или ненасилия

Маралов Владимир Георгиевич, Ситаров Вячеслав Алексеевич
Статья посвящена проблеме соотнесения ценностей принуждения или ненасилия с позициями взаимодействия. Актуальность ее обусловлена значимостью выявления механизмов влияния ценностных ориентаций на поведение человека, его отношения с другими людьми, что дает возможность создавать психолого-педагогические условия для формирования ценностных ориентаций и гуманистической направленности личности. Дается характеристика насилия и ненасилия как общечеловеческих ценностей. Выдвигается предположение о том, что в качестве логического основания для выделения позиций взаимодействия могут выступать, с одной стороны, принятие или непринятие ценностей принуждения или ненасилия, с другой уровень активности или пассивности субъекта взаимодействия. В результате теоретического анализа выделяются и описываются четыре позиции. Позиция принуждения имеет варианты: эгоистический, эгоцентрический и псевдоальтруистический. Манипулятивная позиция в прямой и косвенной форме и как ее вариант «ханжеская» позиция» (позиция двуличия). Также рассматриваются позиция ненасилия и позиция смирения с ее вариантами альтруистической позицией и позицией невмешательства. Дается характеристика структурных компонентов каждой позиции: мотивационно-ценностного, когнитивного, эмоционального и поведенческого. Осуществлен анализ различных точек зрения на проблему оправданности применения принуждения или ненасилия. Приводятся аргументы в пользу целесообразности позиции ненасилия как формы взаимодействия. Ее преимущества состоят в гибкости поведения, проявляющегося в выборе таких средств взаимодействия, которые несут в себе наименьший заряд принуждения. Результаты исследования могут быть использованы в процессе практической деятельности по формированию гуманистической направленности личности.
Скачать PDF

профессиональная позиция руководителя и осуществление им функции мотивирования персонала

Иоголевич Н.И.
Скачать PDF

Профессиональное самоопределение как путь реализации активной позиции личности

Овсянникова С. Б.
Статья посвящена вопросам профессионального самоопределения студентов, обучающихся в государственных и негосударственных вузах. В работе освещаются вопросы активности личности, мотивация профессиональной направленности при выборе жизненного пути. На основе обобщенных результатов эмпирических данных охарактеризована целостная картина динамики профессио нального становления студентов в высших учебных заведениях, а также рассмотрены особенности профессионального развития будущих специалистов, обучающихся в учреждениях разного типа.
Скачать PDF

Особенности самооценивания и развитие профессиональной позиции студентов-психологов.

Лукова М. С.
В статье представлены результаты исследования особенностей развития профессиональной позиции студентов-психологов. Установлено, что самооценивание студентами-психологами компонентов профессиональной позиции позволяет установить степень единства личностной и предметной ее составляющих. Такое единство может рассматриваться в качестве показателя развития профессиональной позиции.
Скачать PDF

Проявление субъектности в профессиональной деятельности менеджера, в типах взаимодействия

Аборина Марина Владимировна
В статье рассмотрена проблема субъектности и выделены типы взаимодействия менеджеров с клиентами в сфере торгового бизнеса
Скачать PDF

Типы коммуникативного взаимодействия в сфере профессионального общения медицинских работников

Аборина Марина Владимировна
В статье рассматриваются типы коммуникативного взаимодействия в профессиональном общении медицинских работников с пациентами. Уточнены характеристики типов взаимодействия, обусловленные психологическими особенностями коммуникативного взаимодействия медицинских работников, необходимые для совершенствования профессиональной подготовки и обеспечения высокого качества кадрового потенциала, повышающего эффективность работы и конкурентоспособность медицинских учреждений
Скачать PDF

Профессиональная субъектная позиция как составляющая профессионального развития студента

Бегидова Светлана Николаевна, Поддубная Татьяна Николаевна
В статье рассматривается сущность и содержание профессиональной субъектной позиции через дефиниции «позиция личности», «отношение», «самоопределение», «субъектность». Теоретический анализ имеющихся между ними взаимосвязей позволил авторам обосновать профессиональную позицию студента как неотъемлемую составляющую его профессионального развития.
Скачать PDF

Похожие термины: