Понятия «межличностное общение» и «взаимодействие» в различных концепцептуальных моделях это что такое Понятия «межличностное общение» и «взаимодействие» в различных концепцептуальных моделях: определение — Психология.НЭС
ПОНЯТИЯ Понятия сохранения

Понятия межличностное общение и взаимодействие в различных концепцептуальных моделях

Найдено 1 определение:

Понятия «межличностное общение» и «взаимодействие» в различных концепцептуальных моделях

Во многих совр. исследованиях понятие О. (коммуникация) сближается с социальным взаимодействием. Но при взаимодействии необходима обратная связь в форме ответного действия. Кроме того, взаимодействие предполагает непосредственное присутствие людей - субъектов действий, что отличает это понятие от таких понятий, как отношение и связь (Marc & Рicard, 1996). В большинстве случаев социальное взаимодействие предполагает речевой обмен между людьми. Коммуникация (К.) выступает как сложная система взаимодействия, имеющая собственную динамику и развитие, не сводимые к простому обмену информацией. В этом смысле термин К. аналогичен используемому в рос. психологии термину О., обозначающему сложный когнитивно-коммуникативный процесс, при к-ром происходит обмен идеями, интересами, формируются установки, усваивается обществ.-истор. опыт. Этот процесс является существенной стороной реальной жизнедеятельности субъекта, выступая в роли важнейшей детерминанты всей системы психического, ее структуры, динамики и развития. «В актах О. осуществляется как бы презентация внутр. мира субъекта др. субъектам, и вместе с тем самый этот акт предполагает наличие такого внутр. мира. Именно в О. происходит взаимная презентация субъектами результатов (и в какой-то мере самого процесса) психич. отражения» (Ломов, 1984). Среди конкретных моделей О. традиционно выделяется неск. основных классов: технические (кодовые), лингвистические, интенциональные, модели, ориентированные на т. зр. коммуникантов, диалоговые, деятельностные. Исторически наиболее ранними и содержательно наименее адекватными реальному процессу О. являются технические или кодовые модели, разработанные в рамках кибернетики. Наиболее известная кодовая модель (Encoding-Decoding Model) К. была разработана Шэнноном и Вивером (1949). Она создавалась в рамках теории связи и предназначалась для ответа на практический вопрос: «как передать сообщение с минимальными затратами и максимальной эффективностью?». Согласно кодовой модели, К. рассматривается как процесс передачи сообщений из одного места в другое, осуществляемый с помощью кодирования и декодирования сообщений. Ее осн. составляющими являются отправитель, получатель, сообщение, сигнал и код. Сообщение это информация, репрезентация или внутр. содержание коммуникативного процесса. Сигнал - носитель информации, т. е. часть внеш. окружения, к-рая транслируется одним устройством, а принимается и узнается другим. Код - это форма сигнала, связывающая его с сообщением и позволяющая 2 устройствам по переработке информации (живым организмам или машинам) осуществлять К. В терминах кодовой модели разговор может рассматриваться как ситуация, в к-рой 2 или более человека находятся в отношениях «отправитель - получатель информации». Соответственно, цель О. заключается в передаче информации от отправителя к получателю и наоборот. В человеческом обществе информация передается прежде всего с помощью имеющих значение знаков. Значение - это и есть нечто, что «кодируется» отправителем и «декодируется» получателем. С этой т. зр. получатель напоминает устройство по приему, переработке, хранению и использованию информации. Исходя из этой модели, изучение и улучшение К. касается способов кодирования и декодирования сообщения, а также уменьшения количества шумов, к-рые могут создавать помехи в канале К. Для того чтобы быть эффективной, система К должна предполагать контроль, т.е учет и исправление ошибок сообщения. Это осуществляется с помощью обратной связи, идущей от получателя к отправителю. Одной из наиболее продуктивных теорий К., рожденных в недрах лингвистики, является компонентная модель Р. Якобсона (1963). Понимая лингвистику как науку, к-рая изучает К., осуществляемую с помощью речевых сообщений, Якобсон анализировал последние с учетом системы относящихся к ним факторов (Якобсон, 1985) и предложил описывать коммуникационный процесс как систему взаимодействия 6 компонентов. Модель «Говорение» (Speaking) была разработана в рамках этнографии К., основоположниками к-рого явились Д. Хаймс и Дж. Гумпертс. Здесь предлагается прагматический подход к анализу осн. аспектов языкового взаимодействия, происходящего в рамках социальной ситуации. Интенциональные модели - в их основе лежит понятие интенции, т. е. намерения. Предполагается, что говорящий не столько кодирует свои мысли в языковые символы, сколько выбирает из потенциальных формулировок такую, к-рая наилучшим образом выражает его интенцию. Декодирование слушающим буквального значения сообщения является только этапом в процессе его понимания. Чтобы выявить коммуникативную интенцию, необходимо осуществить процесс вывода, формулирование заключений относительно намерений говорящего. В основе интенциональных моделей лежат 2 группы идей из области философии языка: принцип кооперации Х. Грайса и теория речевых актов Ж. Сирля (1972). Модели, ориентированные на т. зр. Коммуникантов, делают акцент на установлении коммуникантами общего контекста О. Предполагается, что люди воспринимают мир с разных т. зр., а общий контекст О. достигается путем попеременного принятия иных т. зр. другого. Р. Краусс и С. Фасселл (1989) выделили след. составляющие т. зр. коммуникантов: базовое знание, установки и убеждения, текущая интерпретация объектов и событий, цели, социальный контекст, физич. контекст. Модель социального взаимодействия К. Доджа (1985): акцент ставится на задачах и способах обработки социальной информации. Эта модель включает след. компоненты: 1) проблемные задачи; 2) неосознанные цели и установки; 3) обработка социальной информации (ее кодирование, интерпретация и др.); 4) коммуникативное поведение; 5) оценки коммуникативного поведения со стороны др. людей. В основе модели лежит представление о том, что О. возникает в ответ на специфические задачи. Предполагается, что человек приступает к решению социальной задачи, имея прошлый опыт, помогающий ему решить ее. Этот опыт образует своеобразный фильтр, через к-рый проходит информация о задаче и к-рый влияет на представление человеком социальных аспектов ситуации. Данная модель описывает коммуникативное поведение каждого из партнеров по О. в социальной ситуации; делается попытка установить взаимозависимость коммуникативных актов, но понятия, отражающие специфику целостного процесса взаимодействия коммуникантов, в данной модели отсутствуют. Опыт разработки таких понятий сконцентрирован в диалоговых моделях О. Диалоговые концепции О. (модели разговора) рассматривают О. как диалог или совместное решение его участниками коммуникативных задач. Соответственно, индивидуальное коммуникативное поведение невозможно определить безотносительно к ситуации взаимодействия в целом. Важной целью К. выступает достижение интерсубъективности. Согласно Р. Ромметвейт (1971), интерсубъективность - это структура, возникающая в результате взаимодействия. Она не имплицирована в том знании, с к-рым коммуниканты вступают в О., и не закодирована эксплицитно в языке. Для каждой ситуации взаимодействия взаимное понимание должно конструироваться заново. В рамках этого направления вводится понятие коммуникативного соглашения (Chabrol, 1994; Ghiglione, 1986; Lipiansky, 1992), к-рое означает, что собеседники, вступая во взаимодействие, имплицитно договариваются относительно принципов и правил, к-рым оно должно подчиняться. В концепции Д. Анзье и Ж. Мартэн акцент сделан на личности коммуникантов: участники К. рассматриваются как личности, обладающие индивидуальными полями сознания и интенциональными установками. Особое внимание уделяется 3 составляющим коммуникативного процесса: личности участников О., ситуации и значению (Marc & Рicard, 1996). Лит.: Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. В. А. Барабанщиков
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Понятия межличностное общение и взаимодействие в различных концепцептуальных моделях — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Структура, функции, критерии и уровни развития толерантности в межличностном взаимодействии военносл

Маркарян Арутюн Ардашевич
В данной статье рассмотрены проблемы педагогики самосовершенствования, исследованы следующие понятия: структура, функции, критерии, показатели и уровни развития толерантности военнослужащих в межличностном взаимодействии.
Скачать PDF

Когнитивная дифференцированность как характеристика межличностного познания представителей различных

Сбитнева Алина Александровна
Статья посвящена описанию исследования когнитивно-стилевых особенностей субъекта познания, а именно, особенностей проявления когнитивной дифференцированности межличностного познания в зависимости от типа субъект-объектной ориентации респондентов. В исследовании использован метод ранговых репертуарных решеток, разработанный Д. Баннистером.
Скачать PDF

Проблема готовности к трудностям в межличностном взаимодействии интернет-зависимых студентов

Васильева И. Л.
Статья посвящена исследованию влияния интернет-зависимости на характер и качество межличностного взаимодействия субъектов образования. Интернет-общение специфично, и чрезмерная увлеченность им приводит к трансформации про-цесса межличностного общения. Интернет-зависимые личности утрачивают умения ориентироваться в ситуациях затрудненного общения и направленность на продук-тивное реальное общение. Выдвинутая автором гипотеза о существовании различий в готовности к трудностям в межличностном взаимодействии у интернет-зависимых и независимых от интернета студентов подтверждается.
Скачать PDF

Особенности организации межличностного взаимодействия у интернет-зависимых юношей

Васильева И. Л.
Статья посвящена раскрытию феномена интернет-зависимости, которая сегодня становится новой реальностью и в неблагоприятных условиях становления самосознания учащихся может нанести определенный вред процессу их социализации, включающей в себя межличностное общение и самооценку.
Скачать PDF

Специфика взаимодействия подростков с представителями различных возрастных групп

Микляева Анастасия Владимировна
Представлены результаты эмпирического исследования, посвященного проблеме межвозрастного взаимодействия подростков. Межвозрастное взаимодействие рассматривается с теоретических позиций социального конструкционизма и теории социальной идентичности. Показано, что подростки характеризуются высоким уровнем возрастной толерантности, которая оказывает влияние на течение взаимодействия подростков с теми возрастными группами, опыт общения с которыми ограничен (дети и пожилые люди), во взаимодействии с другими социальными группами используются иные, помимо возраста, основания социальной категоризации. При основе субъективной дифференциации подростками оценок взаимодействия с различными возрастными группами лежит статусно-ролевое неравенство этих групп относительно подростковой группы.
Скачать PDF

Субъект и объект восприятия в различных системах художественного взаимодействия

Белова Наталья Юрьевна
Рассматриваются три системы художественного взаимодействия как своеобразные коммуникативные модели между субъектом и объектом восприятия.
Скачать PDF

Феномен сверхзначимости внешних оценок и нарушения межличностного взаимодействия

Коровина Марина Викторовна
В статье рассматривается социально-психологический феномен как неспецифический фактор формирования дезадаптации личности, который определяется нами как феномен сверхзначимости внешних оценок. Выделяются основные направления деструктивного влияния данного феномена на различные уровни социально-психической адаптации личности и предлагается более подробное рассмотрение механизмов участия феномена сверхзначимости внешних оценок в формировании нарушений межличностного взаимодействия.
Скачать PDF

Социально-психологическая характеристика межличностного взаимодействия женщин, отбывающих наказание

Котова Светлана Вениаминовна
Данная статья посвящена проблеме межличностного взаимодействия женщин, отбывающих наказание. В ней определены критерии анализа специфики интеракций, отражены основные проблемы и деформации межличностных отношений в условиях лишения свободы, выявлены характерные стили взаимодействия женщин.
Скачать PDF

Особенности межличностных отношений студентов, изучающих различные иностранные языки

Бекасова Е.Ю.
В статье анализируется влияние иностранного языка на особенности межличностных отношений студентов. Особое внимание уделяется различию типов межличностных отношений в разных языковых группах. Изучается динамика степени выраженности типов межличностных отношений в зависимости от курса обучения. The article analyzes the influence of foreign languages on the students interpersonal relationships. Special attention is given to the differences in types of interpersonal relationships in various language groups. The author points the main interest on changes in the degree of intensity in different types of interpersonal relationships. These types depend on educational courses.
Скачать PDF

Особенности межличностного взаимодействия подростков, воспитывающихся в условиях лишения родительско

Руженков Виктор Александрович, Гомеляк Юлия Николаевна
Статья посвящена изучению когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей межличностного взаимодействия подростков, лишенных родительского попечения. Выделяются факторы, определяющие уровень социально-психологической адаптации детей, лишенных родительского попечения.
Скачать PDF

Особенности проявления зависти в межличностном взаимодействии субъектов

Бескова Т.В.
В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования по выявлению особенностей проявления зависти в межличностном взаимодействии субъектов. В ней находят подтверждение тезисы об универсальном характере зависти; о ее сдерживании, скрытии и нейтрализации, как перед другими людьми, так и перед самим собой; выявляются особенности ее поведенческих проявлений и ставится вопрос о правомочности разделения зависти по спектральному признаку на «белую» и «черную». Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Социально-психологические детерминанты зависти как характеристики межличностных отношений», проект № 10-06-00091а.
Скачать PDF

Психологические особенности межличностного взаимодействия студентов в процессе обучения в вузе

Черток Т.В.
Статья посвящена изучению психологических особенностей межличностного взаимодействия студентов в процессе обучения в вузе. Особое внимание уделено влиянию студенческой группы на характер взаимодействий студентов.
Скачать PDF

Похожие термины: