Поэтапного формирования умственных действий концепция это что такое Поэтапного формирования умственных действий концепция: определение — Психология.НЭС
ПОЭЗ Поэтапное формирование умственны х действий

Поэтапного формирования умственных действий концепция

Найдено 2 определения термина Поэтапного формирования умственных действий концепция

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Поэтапного формирования умственных действий концепция

выдвинутое П.Я. Гальпериным психологическое учение о закономерностях прижизненного формирования конкретных элементов психической жизни человека — умственных (идеальных) действий, образов и понятий. Следует дифференцировать расширенную трактовку П. ф. у. д. к. и концепцию (теорию) П. ф. у. д. в узком, собственном смысле слова. Первое, расширительное понимание распространяется на всю систему психологических взглядов П.Я. Гальперина о происхождении, функциях, формировании и развитии конкретных форм и видов психической деятельности человека. Эта система состоит из четырех взаимосвязанных частей: (1) учения об ориентировочной деятельности как сущностной характеристике психики и предмете психологии; (2) учения об эволюции человеческой психики, филогенезе, антропогенезе и онтогенезе как составных частях эволюционного процесса; (3) учения о формировании умственной деятельности человека; (4) учения о видах и формах психической (ориентировочной) деятельности. Теория (концепция) П. ф. у. д. в узком, собственном смысле слова представляет собой детально разработанную систему положений о механизмах и условиях сложных многоплановых изменений, связанных с образованием у человека новых образов, действий и понятий. Теоретически П. ф. у. д. к. представляет собой наиболее обобщенное и развернутое описание психологических закономерностей интериоризации. Операционально (так сказать, технологически) представлен конкретный инструмент. Речь идет о полной системе психологических условий, обеспечивающих приобретение становящимся действием намеченных, общественно ценных свойств. В качестве последних П.Я. Гальперин выделяет пять первичных параметров действия (полнота свойств звеньев, мера дифференцировки существенных отношений от несущественных, уровень осуществления, временные и силовые характеристики) и четыре вторичных (разумность, осознанность, мера освоения и критичность). Подобная система включает в себя четыре подсистемы: 1) формирование мотивационной основы действия, т.е. адекватной мотивации освоения действия и его осуществления; 2) обеспечение полноценной ориентировки и правильного выполнения осваиваемого действия; 3) воспитание желаемых свойств действия; 4) перенос действия в идеальный (умственный) план. Каждая из четырех указанных подсистем состоит из довольно сложных психологических образований. Например, последняя, четвертая, подсистема есть широко известная «шкала поэтапного формирования», которая представляет собой описание сложнейших этапных преобразований, происходящих в процессе становления действия. Так, на первом этапе формируется мотивационная основа действия. На втором этапе происходит становление первичной схемы ориентировочной основы действия. Третий этап — формирование действия в материальной (материализованной) форме. Здесь субъект осуществляет ориентировку и исполнение осваиваемого действия с опорой на внешне представленные компоненты схемы ориентировочной основы действия. На четвертом этапе — «громкой социализованной речи» — опора на внешне представленные средства постепенно замещается опорой на представленные во внешней речи значения этих средств и действий с их помощью. На пятом этапе (формирование действия во «внешней речи про себя») происходит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи; становящееся действие остается внешним лишь в незначительном количестве ключевых ориентировочных и исполнительских моментов, по которым осуществляется контроль (как внешний, так и внутренний, самоконтроль). На последнем, шестом этапе и эти моменты «уходят» из сознания, оставляя в нем только конечный результат — предметное содержание действия. Благодаря процессам автоматизации действие, прошедшее вышеперечисленные преобразования, приобретает вид «чистой мысли», непосредственного одномоментного решения проблемной ситуации. За почти полувековую историю существования П. ф. у. д. к. в отечественной и зарубежной психологии и педагогике не утихают споры о ее практических возможностях, прежде всего в области обучения. Ключом к решению этого вопроса является правильное понимание научного статуса самой концепции. Несмотря на внешнюю «похожесть» главного объекта концепции — формирования умственных действий и понятий — на основную цель практически любого обучения, П. ф. у. д. к. не является теорией и уж тем более технологией обучения. В работах Н.Ф. Талызиной, А.И. Подольского и др. развернуто описаны те дополнительные, промежуточные шаги, которые должны быть произведены психологами и педагогами, чтобы от общепсихологического знания о функциональном генезисе, содержащемся в концепции П.Я. Гальперина, перейти к построению собственно процесса обучения. В случае реализации этой процедуры практическое применение П. ф. у. д. к. действительно дает высокие результаты, что неоднократно было продемонстрировано применительно к общему, высшему, профессиональному, специальному образованию. А. И. Подольский
Оцените определение:

Источник: Психология развития. Словарь. Психологический лексикон в 6 т.

КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий. В К. п. ф. у. д. выделяются шесть этапов, на которых происходят эти изменения. На первом этапе формируется мотивационная (см. Мотивация) основа действия: складывается отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию материала, намеченного для усвоения. На втором этапе составляется схема ориентировочной основы действий, в ходе усвоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется. Третий этап — формирование действия в материализованной форме, когда субъект производит требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности на схему ориентировочной основы действий. Четвертый этап — «громкая социализованная речь», когда в результате многократного подкрепления состава действия систематически правильным решением разнообразных задач отпадает необходимость вещественного пользования ориентировочной схемой, ее содержание отражается в речи, которая выступает опорой становящегося действия. На пятом этапе (формирование действия во «внешней речи про себя») происходит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи. На заключительном, шестом этапе речевой процесс «уходит» из сознания, оставляя в нем только конечный результат — предметное содержание действия. На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, свертывается. Практически формирование нового действия (или понятия) может проходить с пропуском ряда перечисленных выше этапов. Однако расшифровка механизмов каждого частного случая, объяснение конкретной динамики формирования действия — все это становится возможным лишь благодаря знанию полной системы поэтапного форсирования умственных действий. Практическое применение К. п. ф. у. д. в общем и специальном обучении (напр., операторов) ставит своей задачей повысить качество формируемых действий и понятий у обучаемых при сокращении сроков их подготовки (П. Я. Гальперин).

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Найдено рефератов по теме Поэтапного формирования умственных действий концепция — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Разгаданные и неразгаданные тайны формирования умственных действий

Шабельников Виталий Константинович
Метод планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина предполагает раскрытие внутренней структуры действий, скрытой от прямого наблюдения, но существующей как объективная реальность. В статье обсуждается проблема истоков и оснований логики и структуры умственных действий. Сопоставляются взгляды философов (Платон, Аристотель, Майстер Экхарт, Гегель) и психологов (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) на проблему оснований детерминации умственных структур. Выделены нерешенные проблемы детерминации умственных действий.
Скачать PDF

Психологическое изучение Я-концепции лиц с легкой степенью умственной отсталости

Кузьмина Т. И.
В статье обозначена проблема изучения Я-концепции лиц с легкой степенью умственной отсталости с точки зрения инновационного подхода, учитывающего основное влияние на это личностное образование трех факторов: нарушения интеллектуального развития, низкой критичности умственно отсталых лиц и социальной среды.The article deals with the problem of studying the self-concept of persons with mild mental subnormality from the point of view of the innovative approach considering the basic influence of three factors on this personal formation: infringements of intellectual development, low criticality of mentally retarded persons and social environment.
Скачать PDF

Психологическая концепция вербального отражения действительности

Медведев Д.А.
Статья посвящена проблеме построения психологической концепции вербального отражения действительности. Автор рассматривает вербальное отражение действительности как многоуровневую систему, блоки которой формируются на разных стадиях онтогенеза, и приводит результаты констатирующего эксперимента по этапам развития картины мира, мировоззрения и субъективного мироздания.
Скачать PDF

Психокоррекция Я-концепции инвалидов боевых действий методом социально-психологического тренинга

Волобуева Ю.М.
Скачать PDF

Младший школьный возраст: развитие умственного действия систематизации

Купцова Наталья Вадимовна
В статье на основе эмпирического исследования изучается связь между возрастом младшего школьника и успешностью решения им задач на систематизацию многоугольных геометрических фигур. Выбранная модель экспертизы развития умственных действий позволяет сфокусировать внимание на таких факторах развития, как «возраст» и «учебный класс».
Скачать PDF

Психолого-педагогические условия развития умственных действий планирования и прогнозирования у будущ

Ионова Мария Сергеевна
Данная работа посвящена проблеме развития умственных действий планирования и прогнозирования в профессиональном мышлении будущих психологов. В статье представлены результаты диагностического исследования планирования и прогнозирования у студентов-психологов, определены психолого-педагогические условия развития данных умственных действий.
Скачать PDF

Проблемы и формы насильственных действий различной интенсивности (концепция нелинейного развития пол

Арман Мартиросян
Известно, что агрессия с позиции социальной психологии понимается как особая форма социального поведения, которая, с одной стороны, формируется социальным миром индивида, а с другой – воздействует на этот социальный мир и его обитателей. Следовательно, при рассмотрении проявлений агрессии основное внимание будет уделяться агрессивному поведению в социальных отношениях между индивидами или группами. Это значит, что прочие формы агрессии, такие как аутоагрессия, психопатологические формы агрессии или деструктивное поведение по отношению к материальным объектам, особому рассмотрению подлежать не будут.
Скачать PDF

Диалектические умственные действия при разном уровне культурной конгруэнтности детей старшего дошкол

Мустафин Т.Р.
Изучение развития мышления в онтогенезе относится к приоритетному направлению современной детской психологии и имеет достаточно обширную предысторию в психологической науке. Мышление ребёнка изучалось с точки зрения генезиса логических структур (Д.Брунер, Ж.Пиаже), связи мышления и речи (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов), формирования символических средств (Л.А.Венгер) и т.д. Возникший в контексте современного развития идей культурно-исторической концепции Л.С. Выготского структурно-диалектический подход выделяет диалектическое мышление в качестве самостоятельной линии когнитивного развития человека в онтогенезе, отмечая при этом важность дошкольного этапа в этом развитии[4]. Диалектическое мышление отличается от формально-логического, и словесно-логического, тем, что логические операции в нем осуществляются посредством идентификации и оперирования противоречиями.В современной детской психологии структура диалектического мышления исследована в разных её аспектах (Артемьева Т.В., Ильина А.О. [1], Веракса Н.Е. [4], Белолуцкая А.К. [5], Баянова Л.Ф. [2], Крашенинников Е.Е. [6], Шиян И.Б [7], [8], [9] и др.).
Скачать PDF

Диалектические умственные действия при разном уровне культурной конгруэнтности детей старшего дошкол

Мустафин Тимур Равилевич
В статье рассказывается о проведенном автором исследовании, посвященном выявлению того, как культурная конгруэнтность ребенка связана с его когнитивным развитием, частью которого является и диалектическое мышление. Исследуется, каким образом поведение ребенка в культурной (нормативной) ситуации связано с его способностью разрешать проблемно-противоречивые ситуации, привлекая диалектические умственные действия в качестве мыслительных средств. В рамках исследования автором была продиагностирована выборка, включающая в себя 106 детей старшего дошкольного возраста, проходящих обучение в дошкольных образовательных учреждениях города Казани, а также родителей этих детей. В качестве диагностического материала были использованы две методики «Диалектические истории» и «Методика на определение культурной конгруэнтности дошкольника». Автор выявляет условные модели взаимосвязей диалектического мышления и культурной конгруэнтности и приходит к выводу, что общая тенденция связи культурной конгруэнтности и сформированности диалектического мышления не явная, скорее напротив. Высокий уровень соответствия нормативной ситуации не способствует гибкому решению проблемно-противоречивых ситуаций, применению диалектических умственных действий. Среди факторов, входящих в оценку культурной конгруэнтности ребенка дошкольного возраста, наиболее несогласованным с диалектическим мышлением выступил фактор безопасности.
Скачать PDF

Эффективность актуализации умственных действий и воспроизведения их семантического содержания в зави

Маланов Сергей Владимирович, Хабибрахманова Лилия Хафизовна
В статье рассматривается зависимость эффективности организации умственных действий и последующего воспроизведения их семантического содержания от порядка следования членов предложения в составе русскоязычного высказывания (предложения). Получены эмпирические данные, подтверждающие гипотезы о том, что эффективность трансляции семантического содержания описательного текста зависит от позиций, занимаемых членами предложения, а также от позиций высказываний (предложений) в составе текста.
Скачать PDF

Роль социального интеллекта в формировании нарушения поведения умственно отсталых подростков с девиа

Березина О.Н.
Статья посвящена апробации методики социального интеллекта Дж. Гилфорда в выявлении нарушения поведения у умственно отсталых подростков. Эксперимент показал, что несформированность социального интеллекта усложняет взаимоотношения, снижает возможности социальной адаптации п приводит к девиантному поведению.
Скачать PDF

Формирование социальной компетентности у умственно отсталых учащихся подросткового возраста

В статье описывается методика тренинга, направленного на формирование социальной компетентности у умственно отсталых учащихся подросткового возраста. Методика включает принципы, требования к ведущему, структуру и требования к организации пространства такого тренинга.
Скачать PDF

Похожие термины: