ПИАЖЕ Ж.
ПИАЖЕ Ж.
(1896 —1980) — выд. швейцар, псих., один из основоположников Женевской школы генетико-экспериментальной психологии; в интродукции своего творчества П. эксплицировал-исследовал специфику детских представлений об онтосе, социуме, экстеросреде, с учетом дискурсосмысления-интеллектуализации ребенком собственных действий, мыслей, осмысления бытия, мира, онтологии в фундаменте коих лежит определенная ментальная диспозиция ребенка, кот. П. назвал эгоцентризмом; по мнению П., детский эгоцентризм дефиницирует специфико-индивидуальные черты детской дискурс-ментальности, например, синкретизм, когда ребенок связывает свои действия, умственные операции с онтосом, с окружающими предметами, нечувствительность ребенка к противоречиям, экспресс-переход ребенка от частного снова к частному, минуя общее, а также непонимание-неосмысление им многих терм иное-понятий, кои продуцируются самим ребенком в мультивербальных актах, в вербально-мультиэгоцентричной речи, а уже сам эгоцентризм, согласно критериям ученого, будет постепенно преодолеваться-обструктироваться-деструктироваться на фазах-стадиях социализации, связанных с конкретно-формально-ментальными операциями; в дальнейшем П. создал-репродуцировал концептуальные модели процессостадиальной эволюции интеллекта и денотатировал такие фазы-периоды: а) фаза сенсомоторного менталинтеллекта, до 2 лет; б) фаза конкретно-операциональных действий, до 12 лет; а в контекст-модель этой фазы, согласно экспликациям П. уже в предикате субстадии-субпериода должны быть подсоединены фазы дооперационально-процессуальных менталинтеллектуальных актов-свойств, до 6—7,7 —8 лет; в) фаза-стадия конституирования-морфологизации ментально-формально-интеллектуальных мультиопераций, от 12 до 15 лет, а сами ментальные операции-интенции герменевтизируются-трактуются П., как матрицы-продукты интериоризированных мультиактов, имплицированные с интродуктивно-процессуальными экстеродействиями-экстероманипуляциями; праксиологическо-теоретические и самобытно-эмпирические исследования-работы П., его идиосинкратическо-оригинальные концепции оказали значительнейшие воздействия на совр. иссл. в сфере философии, гносеологии, психологии, герменевтики, психоанализа, психотерапии и др. наук, но укажем, что Леонтьев, Выготский, Зинченко, Гальперин, Запорожец и др. ученые, справедливо критиковали постулаты П., поскольку сам Пиаже, рассматривал психоэволюцию ребенка вне социально-культурно-исторической макромодели, а также он понимал сами процессы эволюции, как спонтанно-стихийные феномены, и эксплицировал факторы эгоцентрическо-вербальной речи ребенка не как матрицы-циклы эволюции интериоризированно-вербальных феноменов, а как элементарные формально-дискурслогические операционально-интеллектуальные действия ребенка, несколько оторванные от конкретно-социодостоверных условий эволюции его психики; П. основал генетическую эпистемологию, использовав генеральные постулаты своей концепции операционального интеллекта, как взаимокоррелируемые операции для коих может применяться некий закон обрати-мости — для каждой операции, в зависимости от ментально-интеллектуальных целей-проектов-программ, есть несколько противоположная ей операция или же уже обратная ей операция, а сами операции явл., согласно его убеждению-критериям, константно-ин-вариантными динамично-эволюционными моделями-структурами, способными обеспечивать метастадиальность-метацикл перехода мышления к матрицам формально-дискурсивных мультиопераций; послед. изд. осн. работ: Ж.Пиаже, Избранные труды, 620 с. М.: 1997.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.