ФЕНОМЕН ПИАЖЕ

Найдено 2 определения термина ФЕНОМЕН ПИАЖЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ФЕНОМЕН ПИАЖЕ

психологические явления, связанные с развитием интеллекта детей, впервые обнаруженные Ж. Пиаже у детей среднего возраста дошкольного. Проявляются в ошибочных суждениях детей об абстрактных характеристиках предметов, связанных с их измеримыми качествами (количество, размер, объем и пр.). Объясняются неспособностью детей этого возраста овладеть обратимостью операций, непониманием законов сохранения вещества и количества предметов при изменениях их формы или взаимного расположения.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Пиаже феномены

греч. phainomenon — являющееся) — ряд феноменов интеллектуального развития ребенка, открытых Ж. Пиаже. В возрасте от 0 до 2 лет П. ф. наблюдаются в сфере сенсомоторного интеллекта. Например, ребенок не способен совершить одно действие, чтобы подготовить другое — отодвинуть ширму, чтобы взять находящийся за ней предмет. С 2 до 7—8 лет П. ф. обнаруживаются в сфере конкретного репрезентативного интеллекта. В области детского представления о мире наблюдаются артифициализм (явления природы — горы, реки, Луна — считаются созданными человеком), анимизм (явления природы одушевляются), предпричинность (смешение естественной причинности и намеренности). В области рассуждения — синкретизм. В представлении пространства выявлена неспособность к координации различных точек зрения на предмет и отсутствие евклидовых отношений. Например, при попытке предсказать форму тени, отбрасываемой предметом, ребенок не учитывает ракурса предмета. В понимании времени ребенок не способен отделить время движения от его скорости. В сфере логико-математических отношений наблюдается отсутствие сохранения дискретных и непрерывных величин, невозможность сериации и операции включения. В области моральных суждений ребенок не различает действия и намерения. Например, намеренная поломка велосипеда и поломка при попытке его починить заслуживают, с точки зрения ребенка до 7 лет, одинаково низкой моральной оценки. С 7—8 лет П. ф. переносятся в область формального рассуждения. Например, до 11 лет ребенку с трудом даются сериации в вербальном плане. Д.В.Ушаков

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

Найдено научных статей по теме — 12

Сравнительный анализ концепций развития в работах Выготского и Пиаже: нейропсихологический подход к

Шерешевский Г.
Изложены основы теории нейропсихологического развития посредством решительной интеграции теорий когнитивного развития Л.С. Выготского и Пиаже. Анализируются их различия и объединяющие моменты с позиции современных исследований в психологии развития, клинической и когнитивной нейропсихологии. Клинический анализ выполнен на основе трех моментов: 1) развитие как биологическое и культурно-историческое, 2) развитие как изолированное и продолжающееся, 3) развитие как нормальное и патологическое.
Скачать PDF

Истоки и генезис феномена манипулирования

Пую Юлия Валерьевна
Исследуются проблемы возникновения понятия манипулирования. Исследуемое понятие является соподчиненным категории психологического воздействия. Дается детальный анализ генезиса феномена манипулирования, исследуются его признаки и в результате дается авторское определение.
Скачать PDF

Толерантность как социально-психологический феномен этнически диверсифицированного общества

Батарчук Д. С.
В статье актуализируется проблема толерантности в социально-психологическом аспекте. Этническое разнообразие общества в целях мирного сосуществования требует от каждого субъекта этноса способности к пониманию, уважению и принятию. Толерантность межэтнических отношений является необходимым условием позитивного взаимодействия людей в сложном этнически разнообразном мире.
Скачать PDF

Структурные и содержательные аспекты исследования феномена мотивации в юридической психологии

Арбузова Е.Н.
Наиболее важными проблемами исследования мотивации на данный момент являются проблемы, связанные с определением ее основного содержания и структуры. Предложенная автором модель мотивации рассматривается с точки зрения системного принципа и ориентирована на разработку мер, предупреждающих развитие неконструктивных форм мотивации. В исследовании приводятся некоторые данные корреляционного анализа.
Скачать PDF

Теоретическое осмысление феномена массовой коммуникации

Волкова А.И.
Скачать PDF

Феномен научных психологических школ

Шикун Алексей Алексеевич
Рассмотрено развитие психологических школ, направлений, науки в ряде регионов России. Проведен анализ исследований отечественных авторов, посвятивших свои труды изучению феномена школы. В результате последующего контент-анализа выделен ряд детерминант, которые определяют специфику развития психологии.Development of psychological schools, directions, sciences in a number of regions of Russia is considered. The analysis of researches of the domestic authors who have devoted the works to studying of a phenomenon of school is made. As a result of the subsequent the content-analysis is allocated a number a determinant which define specificity of development of psychology
Скачать PDF

Экономическая социализация как психологический феномен

Анкудинова Е. В.
Конкретизируется сущность экономической социализации через рассмотрение таких категорий экономической психологии, как экономическое сознание, экономическое поведение, экономическая роль, экономико-психологическая адаптация. Для раскрытия специфики процесса экономической социализации рассматриваются модели экономического человека, представленные в экономических теориях.
Скачать PDF

Современные нейропсихологические представления о феномене левшества

Постоева В. А., Пахомов В. П.
В статье, носящей обзорный характер, рассматриваются современные концепции о феномене левшества в контексте нейропсихологического подхода, развиваемого в когнитивной психологии, анализируются научные представления на природу данного феномена, обсуждаются вопросы, связанные с психолого-педагогическими особенностями детей с генетическим левым профилем латеральности.
Скачать PDF

Системный подход к изучению психологического феномена профессионализма человека

Под профессионализмом понимается особое свойство человека систематически, эффективно и надежно выполнять сложную профессиональную деятельность с заданными показателями качества. В статье обосновывается психологический феномен профессионализма как объект системного исследования. Индивидуальный профессионализм анализируется как свойство, как состояние и как процесс становления специалиста. Формулируются функции и критерии профессионализма. Показано, что при изучении профессионализма целесообразно опираться на принципы теории систем: функциональный, морфологический и информационный.
Скачать PDF

Социально-психологический феномен постоянного проживания населения Южного Урала в радиационно-опасно

Абдуллин Асат Гиниатович
При изучении социально-психологических факторов постоянного проживания населения Южного Урала в условиях загрязненной среды была отмечена тенденция психологического привыкания местного населения к радиационному фактору.
Скачать PDF

Феномен социального сиротства как психолого-педагогическая проблема

Истратова О.Н.
Скачать PDF

Понимание как психолого-педагогический феномен

Квасюк Татьяна Яковлевна
В статье дается определение понятия «понимание»; описывается процесс понимания и четыре его этапа; определяются три горизонтальных и три вертикальных направления развития понимания. Автор предлагает использовать комплексный подход для активизации процесса понимания.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!