ПЕРВОБЫТНЫЕ
ПЕРВОБЫТНЫЕ
(Primitives; Primitiv; die Primiiiven). Юнг писал: «Отправляясь в путешествие в Африку, чтобы отыскать почву для психического наблюдения за пределами Европы, я бессознательно стремился обрести ту часть моей личности, которая делалась невидимой под влиянием и давлением моего «европейства». Эта часть бессознательного противостоит мне, и я действительно пытаюсь подавить ее. В согласии со своей природой она «стремится» и меня ввести в бессознательное состояние (насильно затащить меня под воду), другими словами, уничтожить меня в личностном плане; но для меня важно через понимание сделать эту часть более сознательной, так чтобы можно было найти общий modus vivendi (19631)». Погруженность Юнга в мир так называемых первобытных, его полевая работа среди них, восхищение их ритуалами и церемониями, наблюдение за их психологией, глубокое понимание их страхов, мышление по аналогии, той серьезности, с которой они согласовывали свои душевные проявления, то почтение, которое они уделяли символу, — все это укрепляло его представление о психологических пережитках архаики у современного человека. Но элементы этой огромной архаической картины следует рассматривать с различных точек зрения. Первая находится внутри самого человека. Как следует из вышеприведенной цитаты, на эксперимент с путешествием Юнга вынудила его собственная психическая природа, побудило его собственное бессознательное. И в этом преднамеренности было ничуть не больше, нежели в его живописи или скульптурах, активной фантазии, последовательной смене сновидений или в диалогах между личностью № 1 и личность № 2. Напротив, это были переживания его внутренней сущности, продиктованные чем-то, что он и сам не мог объяснить, исключая разве что самые общие слова. Он отправился в Африку не встречаться с ее коренными жителями из африканских племен, но чтобы путем наблюдения обнаружить двойника туземного, свободного от условностей цивилизации, живущего жизнью племени, иногда дикого, свирепого человека в самом себе. Другой взгляд на архаические пережитки вытекает из субъективной ориентации Юнга. Хотя это никогда открыто нигде не заявлялось, юнговский интерес к П. был первой его попыткой найти подтверждение собственным психологическим наблюдениям над коллективной проекцией. Более поздней и более академической и сложной попыткой была алхимия. Его поглощенность исследованием П. была экстраполяцией в прошлое в попытках найти коллективное происхождение явлений, наблюдавшихся им при изучении бессознательного у современного человека. Третья точка зрения привела его к методологическому конфликту с учеными и врачами, его современниками. Это была исследовательская работа, при которой субъективности предоставлялся тот же статус, что современная наука отводит объективности. Четвертый взгляд как бы обеспечивает встречу во плоти противоположных начал коллективного и индивидуализированного человека. Гипотеза Юнга относительно стиля мышления П. заключалась в том, что они мыслили путем проецирования, поскольку их разум коллективно ориентирован. Из-за неадекватности его полевых исследований тогдашним антропологическим стандартам (его сверхдоверие малому количеству источников, а также проведение исследования путем диалога) некоторые ученые-общественники сочли их недостаточно серьезными, не заслуживающими внимания. Его критиковали и те, кто считал, что он использует коренных жителей в своих интересах и недооценивает их человеческое достоинство. Разумеется, его можно заподозрить в этом, если выискивать следы подобной пристрастности специально, примешивая сюда и политический подход, однако он никак не делал это умышленно. Юнговское определение П. основывалось на теориях Леви-Брюля. Хотя он опирался на Леви-Брюля в теории, но это было не единственным влиянием. Из чтения, путешествий, диалогов и наблюдений юнговская идея о П. приблизилась к образу порогового существования, и здесь мы имеем одно из наиболее завершенных описаний любого из его собственных образов. Поэтому рассмотрение его учения о П. является неотъемлемой частью любого сколько-нибудь серьезного знакомства или оценки его работы, клинической или какой-нибудь иной. Психологический образ первобытного человека соответствует его концепции возникновения сознания у индивида. См. ПОТЕРЯ ДУШИ; МАНА-ЛИЧНОСТИ; МИСТИЧЕСКОЕ СОУЧАСТИЕ; ПЛЕРОМА; РЕЛИГИЯ.
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.